iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
«Введение в арамеистику и сирологию»
В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге.  PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Культура
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г.
версия для печати версия для печати

Нераскрытая тема

Со времени массовых гонений на веру в Советском Союзе прошло много десятилетий, но до сих пор опыт новомучеников и исповедников российских не осмыслен и не воспринят большинством верующих. Наш постоянный обозреватель размышляет о причинах этого явления и о попытках его преодоления с помощью современного искусства.

Сохранение исторической памяти, в том числе и личной, — это всегда сложная и трудная работа. А беспамятство не требует никаких усилий. Поэтому оно доступно всем. На этом основывается и так называемая «массовая культура», легко воспринимаемые образы которой сразу становятся «всеобщим достоянием».

В начале прошлого года мне довелось беседовать об этом с игуменом Дамаскиным (Орловским) — членом Синодальной комиссии по канонизации святых и руководителем фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». В разговоре мы коснулись выхода очередного тома «Житий Новомучеников и исповедников Российских ХХ века», и я задала давно мучивший меня вопрос: «Почему опыт новомучеников практически не воспринят массовым сознанием? Почему этой теме общество, не только светское, но и церковное, уделяет так мало внимания?»

Ответ игумена Дамаскина был прост: «Приходя в Церковь, люди ищут устроения их материального и социального бытия и не помышляют о том, что она может им дать Царствие Божие».

Недавно я задала тот же вопрос протоиерею Кириллу Каледе, настоятелю храма во имя Новомучеников и исповедников Российских в Бутове: «Почему сюда, на Бутовский полигон, приезжает гораздо меньше народа, чем, например, к мощам блаженной Матроны Московской?» Он ответил почти теми же словами: «Здесь надо просить Царствия Небесного. А оно, получается, никому не нужно».
Как же сложилось так, что большинство людей, озабоченных духовными поисками и приложивших в 1990-х годах немало усилий для своего воцерковления, явно отворачивается от опыта новомучеников?

Вопрос этот с новой силой встал после обнародования результатов общероссийского голосования в телевизионном проекте «Имя Россия». Этот проект, сразу следует отметить, вызвал неоднозначную оценку. Результаты голосования то откровенно подтасовывались, то обнулялись, но в итоге, когда в тройке лидеров оказался Иосиф Виссарионович Сталин, многие ахнули: «Вот какова она, народная любовь…»
Почему же наше общество остается, мягко говоря, равнодушным к происходившим при Сталине массовым казням и репрессиям, жертвами которых стали, в том числе, и сотни тысяч верующих? Ответов может быть несколько.

Во-первых, людям, озабоченным собственным благоденствием, претит сама мысль о смерти. Особенно им неприятна смерть насильственная, да еще и со своей чудовищно абсурдной «логичностью»: «изменником и заговорщиком» в послереволюционной России мог оказаться каждый — от ребенка до дряхлого старика. Ужасная, трагическая правда обязывает что-то менять в собственной жизни, — а этого так не хочется благополучному человеку! Поэтому ему легче подумать: а вдруг могучее государство, посылавшее людей на смерть, все-таки было в чем-то право?..

Во-вторых, не прошло даром многолетнее утаивание и сокрытие от народа правды о реальных обстоятельствах смерти миллионов людей. Даже родные узнавали подлинные даты смерти близких спустя десятилетия после приведения приговоров в исполнение. Сейчас горстке энтузиастов, вроде игумена Дамаскина и его помощников, приходится перелопачивать архивы в поисках крупиц информации о том или ином погибшем человеке.

В-третьих, ужас этих смертей отодвинула на второй план Великая Отечественная война.

Именно война стала одной из самых важных тем советской культуры. Она породила бесчисленное количество повестей, романов и фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного искусства. День Победы — 9 мая — и сегодня остается одним из самых искренних наших праздников.

Говоря о войне, мы, дети и внуки ветеранов, опираемся именно на художественные образы. Но сравним огромную гору патриотической литературы, кинофильмов и телесериалов, посвященных минувшей войне, с той бездной сознательного умалчивания и недоговоренности, в которой тонет наша память о новомучениках и исповедниках российских. Какие сведения о них может почерпнуть из художественной литературы, увидеть на экране современный подросток?

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет выпускает научные труды и проводит конференции, посвященные новейшей истории Русской Православной Церкви. За этими словами скрывается многолетний подвижнический труд — создание базы данных по новомученикам и исповедникам. Имена, фамилии… обстоятельства ареста, дата убиения. Но вся эта информация важна лишь для узкого круга заинтересованных лиц. Как же ввести память о пострадавших за веру во время гонений в сознание большинства людей? Для этого нужен новый агиографический язык, не столько научные, сколько художественные книги, яркие и масштабные кинофильмы.

Игумен Дамаскин говорил: «Судьбы многих новомучеников — сами по себе совершенное художественное произведение. Они включают в себя все разнообразие драматических коллизий. Более глубокий духовный опыт, чем пережитый ими, трудно себе представить: здесь и мучительные сомнения и переживания человека, и его падение, и в то же время — самые возвышенные и героические примеры противостояния реальному злу. Это, можно сказать, самое совершенное и идеальное, к чему пришел русский человек».

Но, если не считать разошедшегося впечатляющими тиражами почти мифического «Отца Арсения», что мы имеем на сегодняшний день?
Сухой остаток таков: тема звучит, но очень тихо, приглушенно. Из относительно недавних событий на память приходит лишь октябрьский номер журнала «Фома» и телепередача «Тем временем» (телеканал «Культура», 15 декабря), посвященные Бутовскому полигону.

В то же время, крайне неутешительны данные опроса, приведенные в журнале «Фома». На вопрос «какие ассоциации вызывают у вас слова “Бутовский полигон”?» лишь 19% респондентов дали ответ «новомученики и исповедники российские», остальные упоминали что-то уж совсем далекое.

В первой половине прошлого года увидел свет многостраничный роман Александра Яковлева «Патриарший крест», посвященный короткому промежутку времени между 1918 и 1923 годами, началу борьбы государства против Церкви, первым арестам и расстрелам. Книга даже в мелочах опирается на документальные источники: протоколы допросов Патриарха Тихона, газетные публикации… Глубокий и сложный роман (вторая часть задуманной автором эпопеи) может быть прочитан и без знания его предыстории. Но чтение «Патриаршего креста» — ощутимый физический и нравственный труд, а большинству читателей сегодня нужны какие-то более простые и понятные книги.
Стоит сказать о еще одной книге — повести Татьяны Шипошиной «Полигон», выпущенной Издательским Советом Русской Православной Церкви в рамках новой книжной серии «Верую».

В книгу вошли два произведения писательницы: «Полигон» и «Как мне хочется чистой воды…» Первая посвящена трудным и чудесным путям обретения исторической памяти, вторая — социальной болезни, корень которой — безразличие и потеря любви.
История, рассказанная Татьяной Шипошиной в «Полигоне», так же как и «Патриаший крест», вырастает из реальных событий и фактов. На ее страницах даже появляется, хоть и не названный по имени, но легко узнаваемый ныне здравствующий московский священник.
Как мне кажется, Татьяна Шипошина нащупала самый верный путь повествования о тех временах. Герой ее повести — современный подросток, пытающийся решить для себя вопрос о смысле своей собственной жизни и по чистой случайности начинающий раскапывать семейную историю.

Безличная официальная история, переведенная на язык семейного предания и наполнившаяся живым, близким, родственным смыслом — вот очевидный путь возвращения исторической памяти. Понимание, что ты — не брошенная на волю ветра былинка, а звено в цепи поколений твоего рода, — это тот якорь, за который должна держаться человеческая душа.
Хочется верить, что с появления этих книг начинается новый этап осмысления подвига новомучеников и исповедников российских, в который каждый из нас должен внести свою, пусть маленькую, лепту. Может быть, по их молитвам в этом суетном мире мы начнем «искать прежде Царствия Божия». И все остальное приложится.

 

Валерия Ефанова
22 января 2009 г.
Ключевые слова: новомученики
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00