выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Культура
Открытие IX Московского Пасхального фестиваля
ЦВ № 7 (428) апрель 2010 /  10 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Открытие IX Московского Пасхального фестиваля

С 4 апреля по 9 мая в Москве и тридцати других городах России проходит IX Московский Пасхальный фестиваль. В этом году фестиваль посвящен 65-летию Победы над фашизмом. В числе музыкальных событий, посвященных этой знаменательной дате, концерт в городе-герое Волгограде, в городах воинской славы Воронеже и Владикавказе. Концерт в Ярославле приурочен к 1000-летию города и 790-летию Александра Невского. В концертах примут участие тысяча музыкантов из 12 стран.

В фестивальной афише — произведения российских и зарубежных композиторов. Важное место в программе уделено творчеству Шостаковича — прозвучат почти все его симфонии. По мнению художественного руководителя Пас-хального фестиваля Валерия Гергиева, именно Шостакович наиболее глубоко отразил в музыке трагизм войны. Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Москвы.

Торжественное открытие Девятого Московского Пасхального фестиваля состоялось в день Светлого Христова Воскресения, 4 апреля, в Большом зале Московской консерватории.
Московский Пасхальный фестиваль впервые начался с «затакта» — тремя концертами в последние дни Страстной седмицы. Прозвучали Восьмая «Симфония тысячи участников» Малера, «Лоэнгрин» Вагнера (в концертном исполнении) и «Немецкий реквием» Брамса с участием хора Шведского радио.

4 апреля, в день Пасхи, в Большом зале Консерватории прошли первые программные выступления Пасхального фестиваля. В дневном концерте приняли участие симфонический оркестр и солисты Мариинского театра, хор Шведского радио и камерный хор Эрика Эриксона (дирижер — Фредрик Мальмберг). В их исполнении прозвучала знаменитая Месса си-минор И. С. Баха.
Вечером перед торжественным открытием IX Московского Пасхального фестиваля в консерваторском дворике состоялось выступление ансамбля «Колокола России» под руководством Галины Филимоновой.

Большой зал Консерватории был переполнен.
В начале торжественной церемонии председатель Синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион зачитал приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и поздравил всех со Светлым Праздником Пасхи. На приветствие митрополита Илариона «Христос воскресе!» весь зал хором ответил «Воистину воскресе!».

С приветствиями к участникам фестиваля выступили также министр культуры РФ Александр Авдеев и заместитель мэра Москвы Людмила Швецова.
По традиции фестиваль открылся увертюрой «Светлый праздник» Н.А. Римского-Корсакова, которую исполнили симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и пианист Денис Мацуев.

Музыка Пасхальной увертюры Римского-Корсакова — изобразительная по своему характеру. В виртуозном исполнении оркестра Мариинского театра узнавались и мотивы знаменного распева, и отзвуки величавого благовеста, и возгласы священника.

Затем была исполнена малоизвестная Первая симфония Дмитрия Шостаковича, дипломная работа 19-летнего композитора. В этой юношеской работе, судя по трактовке Валерия Гергиева, уже вполне проявился трагедийно-психологический симфонизм, свойственный творчеству Дмитрия Шостаковича в целом.

Во втором отделении прозвучали каприччио для фортепиано с оркестром Игоря Стравинского и оркестровый концерт Родиона Щедрина «Старинная музыка российских провинциальных цирков», написанный к 100-летию Чикагского симфонического оркестра и еще почти не известный в России. Сам Родион Щедрин присутствовал в зале вместе с супругой Майей Плисецкой.
В программу IX Московского Пасхального фестиваля включены сочинения современных российских композиторов Валерия Гаврилина, Николая Каретникова, Родиона Щедрина.
«После Дмитрия Шостаковича в России появился ряд очень сильных композиторов — наших современников, — считает Валерий Гергиев. — Сегодня их музыка должна звучать, и мы делаем это не по чьему-то указанию, а по зову сердца… Мы должны вернуть сочинения наших современников на сцену». IX Московский Пасхальный фестиваль в этом году отличается не только географическим размахом, но и протяженностью во времени. За пять недель слушатели познакомятся с музыкой разных эпох и композиторских школ. Концерты пройдут в 30 городах России и ближнего зарубежья.
 

10 апреля 2010 г.
Ключевые слова: звонари, фестиваль
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00