iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Культура
Конференцию открыл круглый стол в Школе искусств «Беато Анжелико», посвященный проблемам развития современного христианского искусства. Фотография: Екатерина делль Аста
8 октября 2013 г.
версия для печати версия для печати

Проблемы развития современного церковного искусства обсудили участники конференции в Милане

В Милане открылась международная конференция «Идентичность, инаковость, универсальность», организованная фондом «Христианская Россия». «Мы собрались, чтобы обсудить возможности свидетельства о Христе в современном мире, исследовать те пути, на которых человек сегодня встречается с Богом», - подчеркнул академик Амброзианской библиотеки священник Франческо Браски, приветствуя участников.

Конференцию открыл круглый стол в Школе искусств «Беато Анжелико», посвященный проблемам развития современного христианского искусства. В нем приняли участие архитекторы, скульпторы, искусствоведы и журналисты из России, Италии и Франции. Выступившие на круглом столе ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин и преподаватель Библейско-богословского института апостола Андрея искусствовед Ирина Языкова представили основные тенденции развития храмовой архитектуры и иконописи в России.

Сергей Чапнин выделил три направления развития современного храмового зодчества: традиционные формы, экспериментальные проекты и лубок. Каждое из них он проиллюстрировал рядом архитектурных решений как уже воплощенных, так и оставшихся на уровне проектов. Обрисовав масштабы храмового строительства за последние двадцать лет, докладчик обратил внимание на ряд проблем: разрыв с традициями храмового зодчества, слепое копирование стилей прошлых веков, слабое развитие творческой мысли, отсутствие профессионального сообщества церковных архитекторов и специализированной экспертной структуры внутри Церкви. Все это в значительной степени препятствует формированию современного стиля церковной архитектуры. «Поиск образа нового православного храма в России только начинается и связан он будет прежде всего с новым прочтением литургического пространства», - подчеркнул Сергей Чапнин и рассказал собравшимся о конкурсе на лучший эскизный проект современного храма, организованный Союзом архитекторов России и Союзом благотворительных организаций России при участии Русской Православной Церкви. Ряд церковных архитекторов Италии проявили интерес к условиям конкурса и в кулуарах отметили, что рассмотрят возможности участия в нем.

 Участникам круглого стола были представлены журналы «Храмоздатель» и «Arte Christiana».

Доклад Ирины Языковой был посвящен обзору тенденций в современной иконописи. По ее словам, процесс развития иконописи в России протекает бурно и хаотично, и сегодня в этой сфере больше вопросов, чем ответов: можно ли достичь уровня иконописцев прошлого; способна ли иконопись стать частью сегодняшней культуры, или она больше относится к субкультуре; в какой степени могут сочетаться традиция и свобода творчества? Эти и многие другие вопросы не теряют своей актуальности. Говоря о тенденциях, Ирина Языкова обозначила основные сформировавшиеся школы. Это древнерусское и византийское направления, а также попытки поиска собственного авторского стиля, которые можно наблюдать в творчестве священника Андрея и Филиппа Давыдовых, Ирины Зарон, Ольги Шаламовой и других.

Уникальный проект устроения новой крипты в кафедральном соборе Вероны стал предметом богословского и искусствоведческого анализа Марко Молона, директора культурных программ епархии Вероны. Функционально крипта предназначена для погребения епископов, захоронения которых прослеживаются на этом месте с  VI-VII веков. Вместе с тем концепция организации нового сакрального пространства - евангелизация через красоту. Этой цели подчинено все - геометрия лестницы, чистота и простота архитектурных элементов, символика света в целом и организация вертикального ритма световых элементов. «Этот заказ побудил меня пережить новое понимание сакрального пространства. Я убежден, что архитектура способна передать заложенную с ней идею, только если стремится создает диалог с теми людьми, которые живут в этом пространстве», - отметил Марко Моллон.

На круглом столе также выступили искусствовед Родольфо Бальзаротти и скульптор Мари Мишель Понсе.

В сообщении Родольфо Бальзаротти была предпринята попытка осмысления культуры и искусства на основе взглядов священника Павла Флоренского и французского философа Жака Маритена с одной стороны и сопоставлении часовен, созданных Матиссом и Ротко с другой.

Первая часть конференции «Идентичность, инаковость, универсальность» продлится в Милане до 8 октября. Вторая часть пройдет в Москве с 8 по 10 ноября. Одним из центральных событий станет лекция главного архитектора собора Святого семейства (Sagrada Familia) в Барселоне Джорди Фаули6 которая состоится в МАРХИ 9 ноября.

8 октября 2013 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00