выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Культура
Конференцию открыл круглый стол в Школе искусств «Беато Анжелико», посвященный проблемам развития современного христианского искусства. Фотография: Екатерина делль Аста
8 октября 2013 г.
версия для печати версия для печати

Проблемы развития современного церковного искусства обсудили участники конференции в Милане

В Милане открылась международная конференция «Идентичность, инаковость, универсальность», организованная фондом «Христианская Россия». «Мы собрались, чтобы обсудить возможности свидетельства о Христе в современном мире, исследовать те пути, на которых человек сегодня встречается с Богом», - подчеркнул академик Амброзианской библиотеки священник Франческо Браски, приветствуя участников.

Конференцию открыл круглый стол в Школе искусств «Беато Анжелико», посвященный проблемам развития современного христианского искусства. В нем приняли участие архитекторы, скульпторы, искусствоведы и журналисты из России, Италии и Франции. Выступившие на круглом столе ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин и преподаватель Библейско-богословского института апостола Андрея искусствовед Ирина Языкова представили основные тенденции развития храмовой архитектуры и иконописи в России.

Сергей Чапнин выделил три направления развития современного храмового зодчества: традиционные формы, экспериментальные проекты и лубок. Каждое из них он проиллюстрировал рядом архитектурных решений как уже воплощенных, так и оставшихся на уровне проектов. Обрисовав масштабы храмового строительства за последние двадцать лет, докладчик обратил внимание на ряд проблем: разрыв с традициями храмового зодчества, слепое копирование стилей прошлых веков, слабое развитие творческой мысли, отсутствие профессионального сообщества церковных архитекторов и специализированной экспертной структуры внутри Церкви. Все это в значительной степени препятствует формированию современного стиля церковной архитектуры. «Поиск образа нового православного храма в России только начинается и связан он будет прежде всего с новым прочтением литургического пространства», - подчеркнул Сергей Чапнин и рассказал собравшимся о конкурсе на лучший эскизный проект современного храма, организованный Союзом архитекторов России и Союзом благотворительных организаций России при участии Русской Православной Церкви. Ряд церковных архитекторов Италии проявили интерес к условиям конкурса и в кулуарах отметили, что рассмотрят возможности участия в нем.

 Участникам круглого стола были представлены журналы «Храмоздатель» и «Arte Christiana».

Доклад Ирины Языковой был посвящен обзору тенденций в современной иконописи. По ее словам, процесс развития иконописи в России протекает бурно и хаотично, и сегодня в этой сфере больше вопросов, чем ответов: можно ли достичь уровня иконописцев прошлого; способна ли иконопись стать частью сегодняшней культуры, или она больше относится к субкультуре; в какой степени могут сочетаться традиция и свобода творчества? Эти и многие другие вопросы не теряют своей актуальности. Говоря о тенденциях, Ирина Языкова обозначила основные сформировавшиеся школы. Это древнерусское и византийское направления, а также попытки поиска собственного авторского стиля, которые можно наблюдать в творчестве священника Андрея и Филиппа Давыдовых, Ирины Зарон, Ольги Шаламовой и других.

Уникальный проект устроения новой крипты в кафедральном соборе Вероны стал предметом богословского и искусствоведческого анализа Марко Молона, директора культурных программ епархии Вероны. Функционально крипта предназначена для погребения епископов, захоронения которых прослеживаются на этом месте с  VI-VII веков. Вместе с тем концепция организации нового сакрального пространства - евангелизация через красоту. Этой цели подчинено все - геометрия лестницы, чистота и простота архитектурных элементов, символика света в целом и организация вертикального ритма световых элементов. «Этот заказ побудил меня пережить новое понимание сакрального пространства. Я убежден, что архитектура способна передать заложенную с ней идею, только если стремится создает диалог с теми людьми, которые живут в этом пространстве», - отметил Марко Моллон.

На круглом столе также выступили искусствовед Родольфо Бальзаротти и скульптор Мари Мишель Понсе.

В сообщении Родольфо Бальзаротти была предпринята попытка осмысления культуры и искусства на основе взглядов священника Павла Флоренского и французского философа Жака Маритена с одной стороны и сопоставлении часовен, созданных Матиссом и Ротко с другой.

Первая часть конференции «Идентичность, инаковость, универсальность» продлится в Милане до 8 октября. Вторая часть пройдет в Москве с 8 по 10 ноября. Одним из центральных событий станет лекция главного архитектора собора Святого семейства (Sagrada Familia) в Барселоне Джорди Фаули6 которая состоится в МАРХИ 9 ноября.

8 октября 2013 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00