iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Культура

Рождественская оратория

Премьера нового музыкального произведения — «Рождественской оратории» епископа Венского и Австрийского Илариона состоялась в Вашингтоне, Москве, Нью-Йорке и Бостоне. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил участникам и слушателям российской премьеры оратории приветственное послание. В декабре епископ Иларион подробно рассказал читателям ЦВ о своем новом произведении (см. ЦВ № 23, 2007). 

Мировая премьера оратории состоялась 17 декабря в Вашингтоне в рамках культурной программы Издательского Совета Русской Православной Церкви.
 

В Вашингтоне и Бостоне перед началом концерта к слушателям обратился министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколов. Он отметил, что исполнение «Рождественской оратории» имеет исключительное значение: «Впервые в новейшей истории музыкальное произведение епископа Русской Православной Церкви исполняется в самом большом католическом храме Америки». Затем Александр Соколов представил епископа Илариона и рассказал о его творческом пути.

В исполнении «Рождественской оратории» приняли участие 180 музыкантов из России, представляющих разные музыкальные коллективы, в том числе Центральный симфонический оркестр Министерства обороны, хор Государственной Третьяковской галереи, хор музыкального колледжа при Московской Консерватории. Среди исполнителей — протодиакон Храма Христа Спасителя Александр Агейкин, протодиакон Свято-Никольского собора в Вене Виктор Шиловский, а также группа солистов Московской хоровой капеллы мальчиков. Дирижировал премьерой главный военный дирижер России генерал-майор Валерий Халилов. В финале оратории к российским музыкантам присоединился Вашингтонский хор мальчиков, разучивший песнопение «Слава в вышних Богу» на славянском языке.

По окончании концерта благодарная публика стоя приветствовала автора и музыкантов. Аплодисменты и овации не смолкали в течение нескольких минут.

На концерте в Национальной базилике в Вашингтоне присутствовали более трех тысяч слушателей, в том числе Предстоятель Православной Церкви в Америке Митрополит Американский и Канадский Герман, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий, иерархи и клирики Поместных Православных Церквей и Римско-Католической Церкви.

«Рождественская оратория» транслировалась в прямом эфире телевизионной компанией EWTN, зрительская аудитория которой составляет более 200 миллионов семей в 140 странах мира.

18 декабря новое произведение епископа Илариона было исполнено в храме святого Иоанна Крестителя на Манхэттене в Нью-Йорке, а 20 декабря — в Мемориальной часовне Гарвардского университета в Бостоне.

Российская премьера оратории состоялась 7 января в Большом зале Московской Консерватории.

«Православные песнопения, произведения русской и мировой духовной музыки… способны оказывать благотворное воздействие на слушателей, открывая их сердца евангельским заветам Иисуса Христа о братской любви, милосердии и справедливости, — отметил Святейший Патриарх Алексий в приветствии участникам и слушателям российской премьеры. — Это особенно актуально в наши дни, когда все мы призваны к ответственности за настоящее и будущее нашей страны. Наша миссия — в созидании и приумножении спасительных для судеб новых поколений христианских ценностей и культурных традиций нашего народа».

Мировая и российская премьеры отличались друг от друга не только географически, но и по составу исполнителей. Мужской хор Третьяковской галереи и Московская хоровая капелла мальчиков выступали в Америке с оркестром Министерства обороны, а в Москве — с Государственным академическим Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского. На концерте в Москве солистом выступил легендарный российский бас, народный артист СССР Евгений Нестеренко, который специально для этого приехал из Вены в Москву в канун своего 70-летнего юбилея.

В Москве исполнение оратории, состоящей из 28 музыкальных номеров, включая 10 евангельских чтений, 3 арии, 2 фуги, несколько хоровых и оркестровых номеров, продлилось 1 час 15 минут. По окончании исполнения зал стоя приветствовал автора и музыкантов. Аплодисменты, овации и крики «браво!» долго не смолкали. Ария «Ныне отпущаеши» и финал оратории были исполнены на бис.

Российская премьера «Рождественской оратории» стала заметным культурным событием в жизни столицы.


Леонид Павлов, заслуженный артист России, руководитель хора Академического музыкального колледжа при Московской государственной Консерватории:

И для меня, и для моих студентов стало большой честью участие в культурной программе Издательского Совета в США и исполнение «Рождественской оратории». Для нас имеет особое значение сам характер этой программы — не только культурный, но церковный, связанный с воссоединением Русской Православной Церкви. Именно к этим событиям приурочено написание и исполнение «Рождественской оратории».

Мы с большой радостью откликнулись на приглашение принять участие в исполнении оратории. И чем больше мы работали, тем больше нас захватывала и увлекала удивительная простота и ясность этого произведения. Конечно, простота бывает разная. Она бывает и по недостатку композиторских замыслов, а здесь простота совершенно иного рода — простота духовная, мудрая. Я вижу в «Рождественской оратории» гармоничное соединение красоты и простоты, доходчивости и одновременно традиции. И это говорит о тонком композиторском вкусе епископа Илариона. Он очень тонко чувствует мелос православного пения.

Конечно, оратория — это жанр, характерный для западной музыкальной традиции, но он сохраняет связь с христианской культурой. Само слово «оратория» означает «молитва» (от орарио, орате). В русской музыке этот жанр встречается редко. Самая известная «Рождественская оратория» написана Бахом, есть оратории и у Генделя.

В произведении епископа Илариона сочетаются традиции европейской музыки и нашего православного мироощущения. Это выражается в особой мелодике, в особых приемах, в подтекстовке. Владыка демонстрирует незаурядное знание инструментов, которыми пользуется. Это три хора — хор мальчиков и два смешанных хора — и большой симфонический состав оркестра. Дело в том, что современные композиторы часто перенасыщают оркестр до такой степени, что он заглушает хор или мешает ему. Здесь же ни одной ноты ни прибавить — ни убавить. Удивительное сочинение. В процессе работы мы ничего не меняли. Потому что это все продуманно и интересно. Я покорен этой музыкой и думаю, что студентам всех курсов нашего колледжа буду рекомендовать ораторию для изучения. И я очень надеюсь на новую встречу с епископом Иларионом с его новыми сочинениями.


Борис Поликарпов
Ключевые слова: митрополит Иларион
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00