iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Культура

Рождественская оратория

Премьера нового музыкального произведения — «Рождественской оратории» епископа Венского и Австрийского Илариона состоялась в Вашингтоне, Москве, Нью-Йорке и Бостоне. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил участникам и слушателям российской премьеры оратории приветственное послание. В декабре епископ Иларион подробно рассказал читателям ЦВ о своем новом произведении (см. ЦВ № 23, 2007). 

Мировая премьера оратории состоялась 17 декабря в Вашингтоне в рамках культурной программы Издательского Совета Русской Православной Церкви.
 

В Вашингтоне и Бостоне перед началом концерта к слушателям обратился министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколов. Он отметил, что исполнение «Рождественской оратории» имеет исключительное значение: «Впервые в новейшей истории музыкальное произведение епископа Русской Православной Церкви исполняется в самом большом католическом храме Америки». Затем Александр Соколов представил епископа Илариона и рассказал о его творческом пути.

В исполнении «Рождественской оратории» приняли участие 180 музыкантов из России, представляющих разные музыкальные коллективы, в том числе Центральный симфонический оркестр Министерства обороны, хор Государственной Третьяковской галереи, хор музыкального колледжа при Московской Консерватории. Среди исполнителей — протодиакон Храма Христа Спасителя Александр Агейкин, протодиакон Свято-Никольского собора в Вене Виктор Шиловский, а также группа солистов Московской хоровой капеллы мальчиков. Дирижировал премьерой главный военный дирижер России генерал-майор Валерий Халилов. В финале оратории к российским музыкантам присоединился Вашингтонский хор мальчиков, разучивший песнопение «Слава в вышних Богу» на славянском языке.

По окончании концерта благодарная публика стоя приветствовала автора и музыкантов. Аплодисменты и овации не смолкали в течение нескольких минут.

На концерте в Национальной базилике в Вашингтоне присутствовали более трех тысяч слушателей, в том числе Предстоятель Православной Церкви в Америке Митрополит Американский и Канадский Герман, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий, иерархи и клирики Поместных Православных Церквей и Римско-Католической Церкви.

«Рождественская оратория» транслировалась в прямом эфире телевизионной компанией EWTN, зрительская аудитория которой составляет более 200 миллионов семей в 140 странах мира.

18 декабря новое произведение епископа Илариона было исполнено в храме святого Иоанна Крестителя на Манхэттене в Нью-Йорке, а 20 декабря — в Мемориальной часовне Гарвардского университета в Бостоне.

Российская премьера оратории состоялась 7 января в Большом зале Московской Консерватории.

«Православные песнопения, произведения русской и мировой духовной музыки… способны оказывать благотворное воздействие на слушателей, открывая их сердца евангельским заветам Иисуса Христа о братской любви, милосердии и справедливости, — отметил Святейший Патриарх Алексий в приветствии участникам и слушателям российской премьеры. — Это особенно актуально в наши дни, когда все мы призваны к ответственности за настоящее и будущее нашей страны. Наша миссия — в созидании и приумножении спасительных для судеб новых поколений христианских ценностей и культурных традиций нашего народа».

Мировая и российская премьеры отличались друг от друга не только географически, но и по составу исполнителей. Мужской хор Третьяковской галереи и Московская хоровая капелла мальчиков выступали в Америке с оркестром Министерства обороны, а в Москве — с Государственным академическим Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского. На концерте в Москве солистом выступил легендарный российский бас, народный артист СССР Евгений Нестеренко, который специально для этого приехал из Вены в Москву в канун своего 70-летнего юбилея.

В Москве исполнение оратории, состоящей из 28 музыкальных номеров, включая 10 евангельских чтений, 3 арии, 2 фуги, несколько хоровых и оркестровых номеров, продлилось 1 час 15 минут. По окончании исполнения зал стоя приветствовал автора и музыкантов. Аплодисменты, овации и крики «браво!» долго не смолкали. Ария «Ныне отпущаеши» и финал оратории были исполнены на бис.

Российская премьера «Рождественской оратории» стала заметным культурным событием в жизни столицы.


Леонид Павлов, заслуженный артист России, руководитель хора Академического музыкального колледжа при Московской государственной Консерватории:

И для меня, и для моих студентов стало большой честью участие в культурной программе Издательского Совета в США и исполнение «Рождественской оратории». Для нас имеет особое значение сам характер этой программы — не только культурный, но церковный, связанный с воссоединением Русской Православной Церкви. Именно к этим событиям приурочено написание и исполнение «Рождественской оратории».

Мы с большой радостью откликнулись на приглашение принять участие в исполнении оратории. И чем больше мы работали, тем больше нас захватывала и увлекала удивительная простота и ясность этого произведения. Конечно, простота бывает разная. Она бывает и по недостатку композиторских замыслов, а здесь простота совершенно иного рода — простота духовная, мудрая. Я вижу в «Рождественской оратории» гармоничное соединение красоты и простоты, доходчивости и одновременно традиции. И это говорит о тонком композиторском вкусе епископа Илариона. Он очень тонко чувствует мелос православного пения.

Конечно, оратория — это жанр, характерный для западной музыкальной традиции, но он сохраняет связь с христианской культурой. Само слово «оратория» означает «молитва» (от орарио, орате). В русской музыке этот жанр встречается редко. Самая известная «Рождественская оратория» написана Бахом, есть оратории и у Генделя.

В произведении епископа Илариона сочетаются традиции европейской музыки и нашего православного мироощущения. Это выражается в особой мелодике, в особых приемах, в подтекстовке. Владыка демонстрирует незаурядное знание инструментов, которыми пользуется. Это три хора — хор мальчиков и два смешанных хора — и большой симфонический состав оркестра. Дело в том, что современные композиторы часто перенасыщают оркестр до такой степени, что он заглушает хор или мешает ему. Здесь же ни одной ноты ни прибавить — ни убавить. Удивительное сочинение. В процессе работы мы ничего не меняли. Потому что это все продуманно и интересно. Я покорен этой музыкой и думаю, что студентам всех курсов нашего колледжа буду рекомендовать ораторию для изучения. И я очень надеюсь на новую встречу с епископом Иларионом с его новыми сочинениями.


Борис Поликарпов
Ключевые слова: митрополит Иларион
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00