выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Культура

Рождественская оратория

Премьера нового музыкального произведения — «Рождественской оратории» епископа Венского и Австрийского Илариона состоялась в Вашингтоне, Москве, Нью-Йорке и Бостоне. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил участникам и слушателям российской премьеры оратории приветственное послание. В декабре епископ Иларион подробно рассказал читателям ЦВ о своем новом произведении (см. ЦВ № 23, 2007). 

Мировая премьера оратории состоялась 17 декабря в Вашингтоне в рамках культурной программы Издательского Совета Русской Православной Церкви.
 

В Вашингтоне и Бостоне перед началом концерта к слушателям обратился министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколов. Он отметил, что исполнение «Рождественской оратории» имеет исключительное значение: «Впервые в новейшей истории музыкальное произведение епископа Русской Православной Церкви исполняется в самом большом католическом храме Америки». Затем Александр Соколов представил епископа Илариона и рассказал о его творческом пути.

В исполнении «Рождественской оратории» приняли участие 180 музыкантов из России, представляющих разные музыкальные коллективы, в том числе Центральный симфонический оркестр Министерства обороны, хор Государственной Третьяковской галереи, хор музыкального колледжа при Московской Консерватории. Среди исполнителей — протодиакон Храма Христа Спасителя Александр Агейкин, протодиакон Свято-Никольского собора в Вене Виктор Шиловский, а также группа солистов Московской хоровой капеллы мальчиков. Дирижировал премьерой главный военный дирижер России генерал-майор Валерий Халилов. В финале оратории к российским музыкантам присоединился Вашингтонский хор мальчиков, разучивший песнопение «Слава в вышних Богу» на славянском языке.

По окончании концерта благодарная публика стоя приветствовала автора и музыкантов. Аплодисменты и овации не смолкали в течение нескольких минут.

На концерте в Национальной базилике в Вашингтоне присутствовали более трех тысяч слушателей, в том числе Предстоятель Православной Церкви в Америке Митрополит Американский и Канадский Герман, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, управляющий Патриаршими приходами в США епископ Зарайский Меркурий, иерархи и клирики Поместных Православных Церквей и Римско-Католической Церкви.

«Рождественская оратория» транслировалась в прямом эфире телевизионной компанией EWTN, зрительская аудитория которой составляет более 200 миллионов семей в 140 странах мира.

18 декабря новое произведение епископа Илариона было исполнено в храме святого Иоанна Крестителя на Манхэттене в Нью-Йорке, а 20 декабря — в Мемориальной часовне Гарвардского университета в Бостоне.

Российская премьера оратории состоялась 7 января в Большом зале Московской Консерватории.

«Православные песнопения, произведения русской и мировой духовной музыки… способны оказывать благотворное воздействие на слушателей, открывая их сердца евангельским заветам Иисуса Христа о братской любви, милосердии и справедливости, — отметил Святейший Патриарх Алексий в приветствии участникам и слушателям российской премьеры. — Это особенно актуально в наши дни, когда все мы призваны к ответственности за настоящее и будущее нашей страны. Наша миссия — в созидании и приумножении спасительных для судеб новых поколений христианских ценностей и культурных традиций нашего народа».

Мировая и российская премьеры отличались друг от друга не только географически, но и по составу исполнителей. Мужской хор Третьяковской галереи и Московская хоровая капелла мальчиков выступали в Америке с оркестром Министерства обороны, а в Москве — с Государственным академическим Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского. На концерте в Москве солистом выступил легендарный российский бас, народный артист СССР Евгений Нестеренко, который специально для этого приехал из Вены в Москву в канун своего 70-летнего юбилея.

В Москве исполнение оратории, состоящей из 28 музыкальных номеров, включая 10 евангельских чтений, 3 арии, 2 фуги, несколько хоровых и оркестровых номеров, продлилось 1 час 15 минут. По окончании исполнения зал стоя приветствовал автора и музыкантов. Аплодисменты, овации и крики «браво!» долго не смолкали. Ария «Ныне отпущаеши» и финал оратории были исполнены на бис.

Российская премьера «Рождественской оратории» стала заметным культурным событием в жизни столицы.


Леонид Павлов, заслуженный артист России, руководитель хора Академического музыкального колледжа при Московской государственной Консерватории:

И для меня, и для моих студентов стало большой честью участие в культурной программе Издательского Совета в США и исполнение «Рождественской оратории». Для нас имеет особое значение сам характер этой программы — не только культурный, но церковный, связанный с воссоединением Русской Православной Церкви. Именно к этим событиям приурочено написание и исполнение «Рождественской оратории».

Мы с большой радостью откликнулись на приглашение принять участие в исполнении оратории. И чем больше мы работали, тем больше нас захватывала и увлекала удивительная простота и ясность этого произведения. Конечно, простота бывает разная. Она бывает и по недостатку композиторских замыслов, а здесь простота совершенно иного рода — простота духовная, мудрая. Я вижу в «Рождественской оратории» гармоничное соединение красоты и простоты, доходчивости и одновременно традиции. И это говорит о тонком композиторском вкусе епископа Илариона. Он очень тонко чувствует мелос православного пения.

Конечно, оратория — это жанр, характерный для западной музыкальной традиции, но он сохраняет связь с христианской культурой. Само слово «оратория» означает «молитва» (от орарио, орате). В русской музыке этот жанр встречается редко. Самая известная «Рождественская оратория» написана Бахом, есть оратории и у Генделя.

В произведении епископа Илариона сочетаются традиции европейской музыки и нашего православного мироощущения. Это выражается в особой мелодике, в особых приемах, в подтекстовке. Владыка демонстрирует незаурядное знание инструментов, которыми пользуется. Это три хора — хор мальчиков и два смешанных хора — и большой симфонический состав оркестра. Дело в том, что современные композиторы часто перенасыщают оркестр до такой степени, что он заглушает хор или мешает ему. Здесь же ни одной ноты ни прибавить — ни убавить. Удивительное сочинение. В процессе работы мы ничего не меняли. Потому что это все продуманно и интересно. Я покорен этой музыкой и думаю, что студентам всех курсов нашего колледжа буду рекомендовать ораторию для изучения. И я очень надеюсь на новую встречу с епископом Иларионом с его новыми сочинениями.


Борис Поликарпов
Ключевые слова: митрополит Иларион
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00