![]()
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя» Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Фотовыставка Уильяма Брумфилда состоится в рамках Свято-Феодоровского историко-культурного форума 19 ноября на сайте Переславского Свято-Феодоровского историко-культурного форума откроется онлайн выставка и презентация работ современного американского историка русской архитектуры, фотографа-документалиста Уильяма Брумфилда:«Краеугольный камень. Вид с Запада». Автор представит в онлайн формате около пятидесяти работ, сделанных в Переславле на протяжении последних сорока лет.
8 ноября 2020 г. 19:15
Благодарственная восписуем Ти раби Твои
Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный во второй половине 2000-х годов в Зачатьевском женском монастыре, обретает новое внутреннее убранство. Речь идет о целом комплексе работ, объединяющем единым творческим замыслом стенопись и мозаичные панно. Пока что завершен первый этап, коснувшийся четверика, центрального купола с главным барабаном и четверки малых куполов.
7 августа 2020 г. 10:00
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1 1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
|
![]()
4 июня 2012 г. 13:20
Тед Баер: России нужен свой "Христианский Оскар"По мнению известного американского общественного деятеля и голливудского кинокритика Теда Баера, появление в России такой награды, как "Христианский Оскар", станет стимулом для создания т.н. "безопасных зон" в сфере кино и развлечений и укрепления морально-нравственной составляющей в массмедиа. В книге "Как преуспеть в Голливуде и не потерять свою душу" Тед Баер акцентирует внимание на том, что массмедиа влияют на человека на всех этапах его жизни - от рождения и до смерти. К примеру, американская статистика показывает, что к тому времени, как подросток достигает возраста 17-18 лет, количество часов, потраченных им на кинофильмы, теле- и радиопрограммы составляет 63000 часов. В то время как на школу он к этому времени потратит 11000 часов, 2000 часов – на общение с родителями и примерно 800 часов - проводит в храме (при условии, что посещал его раз в неделю). "Какую модель поведения он унаследует? Ту, что рекламируют СМИ и киноиндустрия, - считает доктор Баер. - К сожалению, в 2012 году в США на 1000 кинофильмов, выпущенных в прокат, 656 пришлось на продукцию, пропагандирующую аморальное поведение и нездоровые интересы, и только 119 кинолент несли в себе позитивные принципы". Стремясь изменить существующее положение вещей, возглавляемая Баером компания "Movieguide" (семейный гид по фильмам и развлечениям в США), ежегодно, за неделю до официальной церемонии вручения премии "Оскар", проводит "Annual Faith and Values Awards Gala", мероприятие, на котором отмечаются 10 лучших и 10 лучших семейных/христианских кино- и телефильмов. Помимо наград, победители в номинации "Лучший кино- и телефильм" получают денежные призы в размере 100 тыс. долларов, а в номинации "Лучший начинающий сценарист" - 50 тыс. долларов. "Мы ни в коей мере не соревнуемся с "Оскаром", - говорит доктор Баер. – Мы не критикуем фильмы, а лишь анализируем их с христианской точки зрения, с точки зрения семейных ценностей, и награждаем те, что заставляют задуматься о Вечном, о своем предстоянии Богу". На церемонии зритель получает объективную информацию о пользе или вреде того или иного кинопроизведения, а создатель последнего - еще одну причину к созданию качественного кинематографического потока с мощной морально-нравственной компонентой, что, как показывает составляемый компанией Баера ежегодный отчет, приносит несравненно большую экономическую выгоду, чем выпуск продукции с пометкой "Детям до 16…". "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…, - цитирует Баер Первое Послание Коринфянам, 13. – Я говорю это каждый раз на нашей церемонии, и не случайно. Я считаю, что при создании кинофильма нужно руководствоваться именно этим принципом, иначе то, что вы создаете – не имеет смысла. Цель режиссера, сценариста, актера – сделать этот мир лучше, а не разрушить то, что с любовью даровал нам Господь". Предложение американского кинокритика об организации ежегодной церемонии вручения российских "Христианских Оскаров" нашло поддержку у ведущих деятелей российского кинематографа. Так, кинорежиссер Геннадий Полока отметил, что "наш кинематограф нуждается в такой награде, ведь по производству ненужных "черных" фильмов Россия, как мне кажется, занимает сегодня первое место, стоит посмотреть те 85 картин, которые вышли в прокат в прошлом году. Собственно, во всем мире сейчас кризис, не только у нас. … Люди ждут кинофильмов, в которых есть христианская чистота, и появление награды "за моральное содержание» появлению таких фильмов очень поможет". Полоку поддержал первый вице-президент Гильдии актёров кино России Борис Токарев, заявив, что всегда с радостью принимает участие в проектах, несущих в себе позитивное начало. "У Христианского Оскара в России, несомненно, есть будущее, - сказал Токарев. – Нам нужно приобщать людей к вере, возвращать им духовные ценности". Мысль Токарева продолжил литературовед и певец Федор Тарасов. "Я целиком и полностью поддерживаю идею Теда Баера. В России сформировался стереотип, что добро неинтересно, а зло интригующе, мы априори считаем, что позитивное кино – это приторная патока, но ведь это не так. Любое истинное отображение добра производит неизгладимое впечатление на душу, и живет это дольше чем зло, которое несет в себе разрушающее воздействие, в особенности, на детей и молодежь, - заметил Тарасов. - Нам нужна отдельная сфера культивирования позитивных фильмов, где моральный, христианский контент будет сочетаться с высоким профессионализмом, и «Христианский Оскар» вполне может стать этой сферой". Однако, как известно читателю, в России уже не один год довольно успешно проходят православные кинофестивали "Золотой Витязь", "Радонеж", "Сретение" и многие другие, в которых принимают участие российские и зарубежные государственные и независимые кино-, теле- и радиокомпании, а также частные лица, создающие произведения по духовно-нравственной тематике. Найдется ли среди них место "Христианскому Оскару"? Евгений Никифоров, президент Международного кинофестиваля "Радонеж": Идея доктора Баера замечательна, но для нас она не стала откровением, поскольку в России фестивально-христианское движение существует уже почти 20 лет. К сожалению, уровень кино, которое можно назвать христианским, по-прежнему чрезвычайно низок, в том смысле, что действительно качественные картины, пропагандирующие церковные ценности – это все еще уникальный случай для российского кинорынка. Найдет ли себя в России Тед Баер? Не знаю. Мне кажется, вместо учреждения еще одной премии, целесообразнее было бы объединить усилия с уже существующими проектами, ведь, несмотря на то, что работа в этом направлении проводится давно и эффективно, мы все еще сталкиваемся с большими трудностями, в том числе финансовыми. И потом если говорить о миссионерском и катехизаторском потенциале "Христианского Оскара", то мне кажется, не совсем правильно было бы продвигать национальный кинопродукт православной направленности, так сказать, "американским путем", поэтому идею в любом случае придется адаптировать под российского зрителя. Сергей Кравец, руководитель Церковно-научного центра "Православная энциклопедия": Мне думается, предложенная доктором Баером идея, не решит проблемы привлечения в христианский кинематограф творческих сил. В настоящее время у нас существуют, по крайней мере, четыре подобных церемонии, в том числе, присуждаемая раз в два года, Патриаршая премия в области киноискусства. А вот фильмов по-прежнему не хватает. Доктор Баер говорит о вещах несравнимых. На Западе у него есть свой зритель – это устоявшаяся аудитория христианских телеканалов. У нас же, пока, даже при самом благоприятном отношении, православный кинематограф остается в маргинальной части процесса. И учреждение еще одной премии ничего не даст. Кинофильм "Орда", к примеру, имеет несомненную православную направленность, но когда мы представляли его Каннском кинофестивале, он целенаправленно трактовался нами как "историческая драма". Понимаете, если мы будем такие киноленты позиционировать как "христианский кинематограф", мы их обескровим, мы лишим их зрителей. Не лучше ли сейчас всеми силами поддерживать упомянутую мной Патриаршую премию, где христианские ценности будут представлены в кинолентах разной жанровой направленности? А доктор Баер мог бы привозить на наши кинофестивали англоязычные киноленты-победители его собственной премии, что, несомненно, дало бы нашим церемониям новое дыхание. Священник Валерий Степанов, к.ф.н., специалист по русской религиозной философии XIX века, многолетний член жюри фестивалей телевизионных и кинофильмов православной тематики "Радонеж" и "Покров": Насколько я знаю, попытки учреждения такой премии за пределами США уже были, но ни одна из них не была доведена до конца. Как член жюри православных кинофестивалей я совершенно не против еще одной премии. Почему бы и нет? Кино, на мой взгляд, это самый молодой вид искусства, в котором отображение христианских идей находит неархаичные формы. Задача Церкви – всеми силами поддержать этот процесс. Проведение православных кинофестивалей – это одна из форм нашего служения. Но мы помним, что кино, равно как и телевидение, уже ставшее частью нашей культуры – это все-таки не развлечение, и наша задача – наполнить его правильным содержанием, избегая "самопиара" и пафоса. Если идея доктора Баера несет в себе тот же смысл, то у нас появится еще одно хорошее мероприятие. "Оскар" дал толчок многим хорошим режиссерам и сценаристам, благодаря Оскару они получили свой статус, были услышаны. В России его христианский аналог также может стать одним из социальных лифтов для талантливых православных людей, которые получат еще одну возможность заявить о себе. Пока, к сожалению, мы констатируем тот факт, что кинопродукция христианской направленности не является кассовой, фильмы не собирают большую аудиторию. Поэтому чем больше мы будем говорить о них, тем больше у нас шансов донести их до массового зрителя. Идея доктора Баера весьма перспективна. Единственное, что мне не совсем нравится, это название. Во-первых, зачем повторять то, что уже есть, а во-вторых название должно ассоциироваться с тем, что дорого сердцу человека православного.А в целом, «Христианский Оскар» в России - это более широкая аудитория, международный статус, полноценный обмен опытом и, в конце концов, серьезные финансовые возможности, что немаловажно.
4 июня 2012 г. 13:20
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
Сергей Сергеевич Хоружий 05.10.1941 — 22.09.2020 22 сентября на 79-м году жизни отошел ко Господу выдающийся религиозный мыслитель, философ и математик Сергей Сергеевич Хоружий.
13 января 2021 г. 19:00
Монахиня София (Ищенко) 01.05.1949 — 17.10.2020 17 октября на 72-м году жизни отошла ко Господу монахиня София (Ищенко), замдиректора Духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь» Калужской епархии, президент Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча».
13 января 2021 г. 18:50
|