выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Культура
ЦВ № 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

В России проходит VIII Московский Пасхальный фестиваль

Двадцатого апреля в Зале церковных cоборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и художественный руководитель, директор Государственного академического Мариинского театра Валерий Гергиев открыли Хоровую программу VIII сезона Московского Пасхального фестиваля. Фестиваль проходит по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви, при поддержке Правительства Москвы и Министерства культуры Российской Федерации.

Открывая Хоровую программу Пасхального фестиваля, Святейший Патриарх Кирилл выразил особую благодарность художественному руководителю музыкального форума Валерию Гергиеву, а также другим его организаторам. Святейший Патриарх отметил, что дни празднования Пасхи являются временем, когда человек ближе чувствует Бога и Божественную благодать. «Тот религиозный опыт, который мы получаем во время святых Пасхальных дней, ни с чем не может быть сравним. И когда Церковь разделяет этот опыт со своим народом, с теми, кто, может быть, еще не способен такой опыт пережить, это является важным для изменения нашего миропонимания и мироощущения», — сказал Святейший Владыка.

На душу человека также огромное влияние оказывает искусство, подчеркнул Патриарх Кирилл: «Идея гармонии заложена Богом в самом мироздании... Когда средствами музыки выражается великий закон гармонии, то это соответствует Божию замыслу о мире и человеке; гармонические звуки воздействуют на сознание, на чувства, на волю людей, возвышая душу».

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил значение Пасхального фестиваля, сочетающего духовное, религиозное и эстетическое воздействие на человека, чем, по его мнению, и объясняется огромный успех этого начинания. «Это бой, который мы все вместе даем пошлости, безвкусию, разрушению человеческого достоинства», — заявил Святейший Патриарх Кирилл, пожелав участникам фестиваля помощи Божией.

Хоровая программа открылась выступлением хора Мариинского театра (главный хормейстер и дирижер — Андрей Петренко). Были исполнены концерты Дмитрия Бортнянского «Приидите, воспоим, людие...», «Тебе Бога хвалим». В концерте приняли участие Первое Белградское певческое общество (Сербия), Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Москва), ансамбль духовной музыки «Благовест» (Москва).

Днем раньше, в праздник Пасхи Христовой, в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского состоялся торжественный концерт оркестра и солистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, посвященный открытию VIII Московского Пасхального фестиваля. Слушателей большого праздничного концерта от имени Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Он передал художественному руководителю фестиваля, его организаторам, участникам и гостям теплые пожелания Предстоятеля Русской Православной Церкви.
Отец Всеволод отметил, что, несмотря на все кризисные явления и сложную экономическую реальность, в которой оказался сегодня фестиваль, «мы имеем главное — душу, мы можем делить друг с другом наши мысли и переживания. И это значит — мы все преодолеем, и с этим главным все трудности будут побеждены, ибо побеждено зло. Воистину Воскресе Христос!» — закончил свое поздравление протоиерей Всеволод Чаплин.

С краткими приветствиями к аудитории обратились также министр культуры РФ Александр Авдеев и первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк.
Концерт открылся мировой премьерой — «Симфоническим диптихом» Родиона Щедрина. Это произведение было написано композитором по мотивам его оперы «Очарованный странник» специально для оркестра Мариинского театра и Валерия Гергиева. В первом отделении также прозвучало концертное исполнение оперы Игоря Стравинского «Соловей» по одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена. В заглавной партии блестяще выступила солистка Мариинского театра Ольга Трифонова. Во втором отделении оркестр Мариинского театра исполнил Симфонию № 2 ми минор Сергея Рахманинова.

VIII Московский Пасхальный фестиваль продолжит свою работу до 9 мая. Как и в предыдущие годы, он включает в себя симфоническую и хоровую программы, а также «звонильную неделю». В рамках музыкального праздника пройдут около сотни концертов симфонической, хоровой и колокольной музыки в 28 городах России и в столице Армении Ереване. Большинство концертов — благотворительные, они предназначены для социально незащищенных слоев населения, учащихся и студентов, ветеранов Великой Отечественной войны. Концерты благотворительной программы пройдут во многих культурных центрах, детских домах и домах престарелых. В программе фестиваля примут участие более 500 музыкантов из России, Армении, Абхазии, Болгарии, Венгрии, Израиля, Литвы, Сербии, Украины, Эстонии, Южной Осетии.

 

Евгения Арсеньева
30 апреля 2009 г.
Ключевые слова: фестиваль, звонари
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00