iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Культура
ЦВ № 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

В России проходит VIII Московский Пасхальный фестиваль

Двадцатого апреля в Зале церковных cоборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и художественный руководитель, директор Государственного академического Мариинского театра Валерий Гергиев открыли Хоровую программу VIII сезона Московского Пасхального фестиваля. Фестиваль проходит по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви, при поддержке Правительства Москвы и Министерства культуры Российской Федерации.

Открывая Хоровую программу Пасхального фестиваля, Святейший Патриарх Кирилл выразил особую благодарность художественному руководителю музыкального форума Валерию Гергиеву, а также другим его организаторам. Святейший Патриарх отметил, что дни празднования Пасхи являются временем, когда человек ближе чувствует Бога и Божественную благодать. «Тот религиозный опыт, который мы получаем во время святых Пасхальных дней, ни с чем не может быть сравним. И когда Церковь разделяет этот опыт со своим народом, с теми, кто, может быть, еще не способен такой опыт пережить, это является важным для изменения нашего миропонимания и мироощущения», — сказал Святейший Владыка.

На душу человека также огромное влияние оказывает искусство, подчеркнул Патриарх Кирилл: «Идея гармонии заложена Богом в самом мироздании... Когда средствами музыки выражается великий закон гармонии, то это соответствует Божию замыслу о мире и человеке; гармонические звуки воздействуют на сознание, на чувства, на волю людей, возвышая душу».

Предстоятель Русской Православной Церкви отметил значение Пасхального фестиваля, сочетающего духовное, религиозное и эстетическое воздействие на человека, чем, по его мнению, и объясняется огромный успех этого начинания. «Это бой, который мы все вместе даем пошлости, безвкусию, разрушению человеческого достоинства», — заявил Святейший Патриарх Кирилл, пожелав участникам фестиваля помощи Божией.

Хоровая программа открылась выступлением хора Мариинского театра (главный хормейстер и дирижер — Андрей Петренко). Были исполнены концерты Дмитрия Бортнянского «Приидите, воспоим, людие...», «Тебе Бога хвалим». В концерте приняли участие Первое Белградское певческое общество (Сербия), Патриарший хор Храма Христа Спасителя (Москва), ансамбль духовной музыки «Благовест» (Москва).

Днем раньше, в праздник Пасхи Христовой, в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского состоялся торжественный концерт оркестра и солистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, посвященный открытию VIII Московского Пасхального фестиваля. Слушателей большого праздничного концерта от имени Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Он передал художественному руководителю фестиваля, его организаторам, участникам и гостям теплые пожелания Предстоятеля Русской Православной Церкви.
Отец Всеволод отметил, что, несмотря на все кризисные явления и сложную экономическую реальность, в которой оказался сегодня фестиваль, «мы имеем главное — душу, мы можем делить друг с другом наши мысли и переживания. И это значит — мы все преодолеем, и с этим главным все трудности будут побеждены, ибо побеждено зло. Воистину Воскресе Христос!» — закончил свое поздравление протоиерей Всеволод Чаплин.

С краткими приветствиями к аудитории обратились также министр культуры РФ Александр Авдеев и первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк.
Концерт открылся мировой премьерой — «Симфоническим диптихом» Родиона Щедрина. Это произведение было написано композитором по мотивам его оперы «Очарованный странник» специально для оркестра Мариинского театра и Валерия Гергиева. В первом отделении также прозвучало концертное исполнение оперы Игоря Стравинского «Соловей» по одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена. В заглавной партии блестяще выступила солистка Мариинского театра Ольга Трифонова. Во втором отделении оркестр Мариинского театра исполнил Симфонию № 2 ми минор Сергея Рахманинова.

VIII Московский Пасхальный фестиваль продолжит свою работу до 9 мая. Как и в предыдущие годы, он включает в себя симфоническую и хоровую программы, а также «звонильную неделю». В рамках музыкального праздника пройдут около сотни концертов симфонической, хоровой и колокольной музыки в 28 городах России и в столице Армении Ереване. Большинство концертов — благотворительные, они предназначены для социально незащищенных слоев населения, учащихся и студентов, ветеранов Великой Отечественной войны. Концерты благотворительной программы пройдут во многих культурных центрах, детских домах и домах престарелых. В программе фестиваля примут участие более 500 музыкантов из России, Армении, Абхазии, Болгарии, Венгрии, Израиля, Литвы, Сербии, Украины, Эстонии, Южной Осетии.

 

Евгения Арсеньева
30 апреля 2009 г.
Ключевые слова: фестиваль, звонари
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00