![]()
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий: Нужно уметь давать человеку надежду Один из старейших иерархов Русской Православной Церкви, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, глава Воронежской митрополии, в августе нынешнего года отмечает 70-летие со дня рождения. На страницах нашего журнала владыка делится с читателями воспоминаниями о своем жизненном пути, работе в международных христианских организациях за границей, организации и становлении деятельности Синодального отдела по социальному служению и церковной благотворительности, а также рассказывает о современной жизни Воронежской митрополии. PDF-версия.
23 августа 2019 г. 11:52
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
Сила пастырской молитвы Духовник гродненской епархии протоиерей Андрей Бондаренко - о том, как наладить доверительные отношения с исповедниками PDF-версия
26 июля 2019 г. 14:59
Вера в отпуск не уходит Россияне все чаще для летнего отдыха выбирают отечественные морские курорты. Статистика свидетельствует о приросте в летний сезон выкупленных «под ключ» внутренних туров, количества бронирования отелей на Черноморском побережье, потоке «диких» туристов. Среди всех этих отдыхающих есть и православные верующие, на время отпуска отдаляющиеся от родного прихода и привычного ритма богослужений. Где найти им духовное окормление, как изменяется летом состав «курортных» приходов и с какими характерными особенностями сталкиваются их настоятели, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал настоятель храма во имя преподобного Серафима Саровского в Анапе протоиерей Александр Карпенко. PDF-версия
31 мая 2019 г. 18:50
Исповедь — зона риска для пастыря
Исповедь — это основное и иногда единственное место и время встречи священника с кающимся человеком. Именно здесь искусство диалога, слышания и слушания, понимания и сострадания востребовано как никогда. Священнику необходим трезвый и опытный ум, знание психологии и понимание духовных основ жизни личности, чтобы сохранить собственный душевный мир и помочь ближнему. Как это сделать, советует известный православный психолог, преподаватель факультета психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова и ректор Института Христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус. PDF-версия.
21 января 2019 г. 14:20
Казачество в годы Гражданской войны: тема Исхода на научной конференции и историко-документальной выставке в Российском государственном архиве социально-политической истории Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии.
7 ноября 2019 г. 17:59
Почему не прославлен московский юродивый Иван Яковлевич Корейша? В Москве, в исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове состоялась конференция, посвященная известному московскому юродивому XIX века Ивану Яковлевичу Корейше (1783-1861). Ученые, духовенство и сотрудники службы консультирования храма пророка Илии в Черкизове рассказали о его жизни и духовном подвиге в Смоленске (где прошла треть жизни праведника) и в Москве, стараясь ответить на главный вопрос — насколько этот необычный человек был близок к святости и можно ли сегодня ставить вопрос о его прославлении?
23 сентября 2019 г. 13:01
Главный храм Вооруженных сил России Возведение главного храма Вооруженных сил в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке идет полным ходом. За год до великого освящения, строители завершили часть работ по стилобатной части и приступили к сооружению стен основного храмового объема. На воронежском заводе Анисимова «Вера» отлита звонница из 18 колоколов общей массой 18 тонн. Глава российского государства Владимир Путин пожертвовал средства для написания храмового образа Спаса Нерукотворного, который сегодня совершает паломничество по военным округам нашей страны. PDF-версия
9 августа 2019 г. 15:31
Мощи священномученика Иоанна Виленского перенесены в Спасо-Преображенский собор Рыбинска В Рыбинске состоялось торжественное перенесение святых останков священномученика Иоанна Виленского в городской кафедральный Спасо-Преображенский собор.
22 мая 2019 г. 15:40
Протоиерей Владимир Воробьев: «Мы должны сохранить память о новомучениках для наших потомков» Музейная выставка новомучеников и исповедников Российских в Епархиальном доме в Лиховом переулке стала закономерным этапом увековечивания памяти пострадавших за Христа после открытия в Москве в 2012 году выставки «Преодоление». Об опыте создания этого музея, перспективах объединения церковно-музейного движения и практике сохранения памяти о новомучениках для будущих поколений ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
4 февраля 2019 г. 14:40
|
![]()
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /
20 ноября 2008 г.
Живое наследие13 декабря исполнится 25 лет со дня смерти известного богослова, литургиста и публициста Русского Зарубежья протопресвитера Александра Шмемана. Российские читатели хорошо знакомы с его наследием, его книги, изданы очень большими тиражами в нашей Церкви. Увлекательным, полезным, хотя и очень непростым чтением для многих оказались опубликованные не так давно «Дневники» отца Александра. Эта книга произвела огромное впечатление на верующих людей, которые дорожат культурой и интересуются жизнью Церкви не только в нашей стране, но и во всем мире. Об отце Александре и его «Дневниках» рассказывает его сын Сергей Шмеман. — Сергей Александрович, в вашей семье было известно о том, что отец Александр писал «Дневники», или это держалось в тайне? — Удивительно, но никто не знал, что он пишет дневники. Это он делал у себя в кабинете в семинарии, и там после его кончины мы нашли восемь тетрадей. Моя мать очень боялась их открыть, и прошло несколько месяцев, прежде чем она их прочитала. Конечно, она поняла, что это сокровище, что о ней самой там написано с огромной любовью. Мы пытались понять, какую цель он преследовал, зачем писал эти дневники? Я до сих пор не знаю этого, потому что это не дневник в классическом смысле — «день кончился, я лег спать...». Это размышления о богословии, о жизни, о Церкви... — Это говорит о чрезвычайной насыщенности внутренней жизни о. Александра. Он все время размышлял, совершал очень глубокий анализ всего, что вокруг него происходило... «Дневники» открыли вам какие-то новые мысли отца, переживания, о которых вы не знали? — Мы, конечно, знали его мысли, знали, над чем он работает. Я читал дневники три раза, очень осторожно и внимательно, но каждый раз я находил что-то новое и каждый раз как бы узнавал отца немножко ближе. Вот сейчас я уже старше, чем он был, когда скончался, и я удивляюсь, как человек, который был настолько моложе меня, мог столько думать, понимать и объяснять. — «Дневники» поражают безумной занятостью отца Александра, который постоянно куда-то ехал, летал, служил, читал лекции, доклады, выступал на конференциях, участвовал в общественной жизни, встречался с массой людей. Хватало ли у него при этом времени на семью? Не чувствовали ли себя дети обделенными его вниманием? Хотя в «Дневниках» видно, с каким трепетом он относился к своей семье, детям, внукам... — Читатель «Дневников» может заметить, что они всегда кончаются в июне и начинаются в сентябре. На лето отец всю свою деятельность останавливал. Мы переезжали на дачу в Канаде, где у нас была построена часовня во имя святого Сергия Радонежского, так что там шла полная церковная жизнь. У нас там не было телевизора, и мы всегда собирались семьей. А семья — это не только мы, туда приезжало очень много родственников, они тоже строили вокруг дачи. У нас в церкви было до шестидесяти человек, и почти все — родственники. Там собиралось столько священников, что всем даже не хватало места в алтаре. — Очень часто бывает, что такой яркий человек, каким, безусловно, был ваш отец, в семье задает тон, и все строится вокруг него. И часто дети копируют профессию отца. Интересно, что вы не стали священником. У вас возникала такая мысль? Или отец Александр, действительно, давал детям свободу и ни в коем случае не хотел ничего определять за них, считаясь с их собственными склонностями, вкусами? — В этом смысле он, конечно, дал нам свободу. Мои сестры — обе матушки. Может быть, это определяется и тем, кем был отец, но ведь они выросли, в общем, в семинарии, и молодые мужчины вокруг, в основном, были будущими батюшками. Но у меня было не просто ощущение, что я имею полное право быть журналистом, но я чувствовал огромную поддержку со стороны отца. Он был постоянным читателем газеты «Нью-Йорк Таймс», всегда следил за новостями, много их обсуждал, любил политику. Так что у нас всегда существовал очень сильный интерес к журналистике, и когда я сказал, что хочу поступить на работу в «Нью-Йорк Таймс», он сказал: «Я всегда думал, что если бы я не пошел по своему пути, я был бы журналистом». Я не знаю, правда ли это, но так он мне показал, что поддерживает мой выбор. Он вообще считал, что образованному человеку нужно знать как следует о мире, в котором он существует, и в нем участвовать. И участвовать в полном смысле — и голосовать, и волноваться, и болеть за то, что происходит. — Конечно, отец Александр — человек русской культуры, это очевидно всем. Но в то же время он человек и французской культуры, и американской. Как это все совмещалось? — Мы с сестрами выросли в Америке, но дома мы всегда говорили по-русски. Русский — это всегда был главный язык моего отца, единственный, по его словам, на котором он говорил без акцента, и дома была русская среда. Но кроме того у него всегда был огромный интерес к французской интеллектуальной культуре. Он читал книги, толстые журналы, они всегда у нас лежали огромными кучами повсюду. А в Америке он нашел такую энергию, такую свободу, которая была ему очень по душе. Он очень любил путешествовать по Америке, и наша Американская Православная Церковь не была такой, как в Париже — эмигрантской интеллигентной Церковью. В Америке она выросла из рабочих. Это была эмиграция XIX века, люди приезжали в Америку, работали в шахтах, на фабриках и строили церкви. Это были очень порядочные, но простые люди, и вот они создали эту Православную Церковь. Когда мы приехали, в семинарии учились, в основном, молодые люди из карпаторосской среды, и отец очень много путешествовал по их приходам, проповедовал. — Читателя «Дневников» поражает постоянная приподнятость автора над жизнью этого мира. С одной стороны, чувствуется его глубокая погруженность во все проблемы, в политику, но, в то же время, он всегда как бы «над» этим, смотрит с иной высоты, в другой перспективе находится... — Он практически вырос в соборе на рю Дарю в Париже, он там прислуживал вместе со своим братом-близнецом в алтаре. Он любил хоровое пение и на службе следил, чтобы все было сделано правильно. Он приходил в церковь очень рано, чтобы все было готово, чтобы икона правильно стояла, чтобы были свежие цветы. Я часто у него прислуживал, и в алтаре у нас всегда был порядок. Он был так воспитан — на Литургии все должно быть сделано абсолютно правильно, красиво и достойно. Так что даже в нашей маленькой часовне в Канаде у нас все службы проходили очень красиво, и песнопения были всегда очень красивые. А дома у нас звучала классическая музыка — Бах, Моцарт. — В «Дневниках» описаны взаимоотношения о. Александра с Александром Исаевичем Солженицыным. Как вам кажется, эти отношения развивались? — Это сложный вопрос. Отец очень уважал Солженицына с первого до последнего дня. И когда Солженицын написал «Ивана Денисовича», отец был в восхищении — в России опять появились великие писатели! И значит, что традиция XIX и начала ХХ века не была убита ни войной, ни лагерями. Что Солженицын может писать по-настоящему христианскую литературу, в которой есть и радость, и сила, и красота... — Интересно, что отец Александр не оставил богословской школы, хотя сам он был, безусловно, очень ярким богословом. После него были достойные ректоры, тот же протоиерей Иоанн Мейендорф. Но вряд ли его можно назвать последователем отца Александра в его увлечении литургическим возрождением. Как вам кажется, почему не осталось последователей, ярких авторов, которые продолжили бы исследования отца Александра? — Отец Александр не был по-настоящему академическим ученым. Он не жил в книгах. Его богословие было живое. Это выражалось в Литургии, в служении, чему он учил священников, чем он их питал. Я думаю, его главное наследие в основном пастырское — это молодые священники, которых он воспитал. Они живут и служат по его традициям, и всегда на своих проповедях вспоминают: вот «father Alexander» сказал то-то и то-то. И на его похоронах было более сотни священников. Что касается развития его академического наследия — может быть, это еще произойдет. — Но я это в любом случае замечаю в новом греческом богословии — тот же Яннарас или Зизиулас очень часто ссылаются и на отца Александра, и вообще на русскую богословскую школу, которая развилась в Париже и стала достоянием мирового православия. — Сегодня Русская Церковь находит свой путь, свою роль в современном обществе. И я вижу, когда люди читают «Дневники», они говорят: «так оно и есть», «теперь я понимаю, что это значит», «ах, это они уже прошли в Америке». Я думаю, книги отца Александра будут находить отклик у читателей в России. — Отец Александр жил Литургией, и ею была, в широком смысле, пронизана вся его жизнь. Какие бы вы отметили особенности его богослужения? — В храме была дисциплина, отец умел найти место для всех, и это была радость. В Великую Субботу мы все шли после Литургии в церковь чистить ее и готовить к заутрене. И тут всем — и девочкам, и мальчикам, и старикам-пенсионерам находилось какое-то свое дело, и у всех было чувство, что «мы принимаем важное участие». И это переходило на Литургию. Он выбирал какую-нибудь девчушку и говорил: вот, нужен букет цветов, чтобы он стоял здесь, принеси его. У всех возникало ощущение, что все должно быть сделано правильно, красиво, хорошо. И я это до сих пор чувствую во многих наших друзьях, знакомых, родственниках. Мы каждое лето устраиваем крестный ход до озера и освящаем воду. Все дети несут иконы, и родители тоже принимают в этом участие. Мы фотографируемся на память и потом вешаем ежегодную фотографию на стену. Сейчас растет уже четвертое, а может быть, и пятое поколение, для которых это важный момент веры.
20 ноября 2008 г.
Ключевые слова:
духовенство
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Епископ Кронштадтский Назарий: "Лучший подарок — возвращение Благовещенской церкви" На вопросы "Журнала Московской Патриархии" отвечает наместник Александро-Невской лавры PDF-версия
6 декабря 2019 г. 12:59
Архипастырь Эстонской земли В декабрьском номере "Журнала Московской Патриархии" будет опубликован материал о служении Патриарха Алексия II на Эстонской земле, которой он посвятил большую часть своей жизни. Его Святейшеству удалось отстоять предписанные к закрытию в эпоху хрущевских гонений храмы и монастырь, сохранить в них молитвенную жизнь. После избрания на первосвятительский престол Алексию II пришлось противостоять Константинополю, чтобы защитить приходы Русской Православной Церкви в Эстонии уже от притязаний Фанара. О том, какие задачи ставил перед собой епископ Таллинский и Эстонский Алексий, с какими трудностями столкнулся в их решении и как их удалось преодолеть "Журналу Московской Патриархии" рассказала аспирант ПСТГУ Марина Непочатова.
5 декабря 2019 г. 11:37
Пути развития современного церковного пения Напомним: предыдущий аналогичный форум прошел три года назад. За это время Церковно-общественному совету при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения удалось сделать выводы как о недостатках организации съезда 2016, так и о том, что именно в первую очередь хотят обсудить и услышать представители профессионального сообщества клирошан. Два рабочих дня регенты и певчие провели в интереснейших дискуссиях и напряженном обмене опытом. А увенчала событие Божественная литургия, состоявшаяся 26 октября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. PDF-версия
3 декабря 2019 г. 12:59
Костромская стратегия В беседе с корреспондентом «Журнала Московской Патриархии» глава Костромской митрополии вспоминает, как получил имя по жребию, называет сроки воссоздания кремлевского архитектурного ансамбля и объясняет, почему пока не успел объехать все приходы своей епархии. PDF-версия
29 ноября 2019 г. 16:59
Архимандрит Савва (Мажуко): Языков проповеди очень много Современные информационные технологии, в особенности активно развивающиеся социальные сети, создают новые возможности для евангельской проповеди. Священники не только пишут книги, выступают на радио и телевидении, они осваивают соцсети и YouTube, становятся популярными блогерами. О том, как отбирать темы и на каком языке говорить со столь широкой аудиторией, сохраняя собственный стиль, размышляет архимандрит Савва (Мажуко) из Свято-Никольского мужского монастыря города Гомеля (Беларусь). ПДФ - версия
26 ноября 2019 г. 14:40
|