выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
Херсонес таит в себе еще много загадок и открытий
В 2024 году в Севастополе состоялось историческое событие. В прибрежной части города открылся уникальный музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес», который включает несколько музеев: Музей христианства, Крыма и Новороссии, Античности и Византии, реконструированный «Византийский квартал» и другие постройки. Перед строительством на данном участке были проведены археологические раскопки и обнаружено около 5 миллионов древних находок: от небольших фрагментов керамики до крупных скульптурных погребальных стел. Какие из них имеют отношение к христианской культуре, как определить время их изготовления и бытования, как сегодня организовано изучение церковных древностей Херсонеса, рассказала заведующая отделом византийской истории Музея-заповедника «Херсонес Таврический» Татьяна Яшаева. PDF-версия.    
14 января 2025 г. 17:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Документы
ЦВ № 23 (467) декабрь 2011 /  17 января 2012 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Епископ Феодосий: В годы советского безбожия отец регулярно водил меня в храм

4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, за Божественной литургией в большом соборе Донского ставропигиального монастыря города Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феодосия (Гажу) во епископа Бишкекского и Киргизского.

 

Слово архимандрита Феодосия (Гажу) при наречении во епископа Бишкекского и Киргизского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой!

Смотрением Божиего Промысла, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода мне предстоит принять жребий архипастырского служения. Это служение очень велико; также велика ответственность пред Богом за вверенную паству, за которую нужно ежедневно полагать свою жизнь, чтобы привести к Пастыреначальнику Христу.

В этот священный и трепетный момент моей жизни, предстоя пред вами, я вспоминаю слова святого апостола Павла, который говорит в своем послании к Титу, что епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив… не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласно с учением, чтобы он был силен и поставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 7–9).

Обращая свой взор внутрь себя, я вижу свое недостоинство, свою нищету, греховность, немощь, недостаток нравственных и интеллектуальных качеств, неопытность и неподготовленность к столь великому служению. Но твердо веря, что, по словам апостола Павла, никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4), я возношу свой ум к Великому Архиерею и подвигоположнику нашей веры Иисусу, который во исполнение воли Отца Небесного пришел на землю и послужил искуплению рода человеческого. Вверяя Ему свою судьбу, принимаю это определение и назначение мое на архипастырское служение как Его благую волю.

Рассматривая свою жизнь, вижу, как Господь меня вел не всегда легкими путями, но в самые трудные минуты моей жизни давал мне радость и силу. И сейчас, когда я призван к нелегкому служению в далекой Киргизии, в стране, где придется немало потрудиться, чтобы создать новую епархию, не уповаю на свои немощные силы и разум, но на Его Божественную благодать, всегда «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую» (Чиновник).

В эти трепетные минуты я с благодарностью вспоминаю своих родителей, которые с самого раннего детства привили мне любовь к молитве и богослужению. В годы советского безбожия наш отец регулярно водил нас в храм, а маму я чаще всего видел молящуюся. Вспоминаю первый приезд в Троице-Сергиеву лавру в свой день ангела, когда мне было девять лет. Тогда я ощутил особенную благодать и положил твердое намерение в свое время поступить в семинарию, закончить академию и стать лаврским монахом.

Когда пришло время и это мое желание исполнилось, Господь испытывал меня послушаниями в различных местах вне любимой обители. Это испытание вначале переносилось мною очень болезненно, но я старался принимать всё ниспосылаемое как от руки Господней. Большим утешением послужили мне встречи и общение с великими, опытными и благодатными старцами: отцом Кириллом (Павловым) и отцом Николаем (Гурьяновым), а также с другими опытными духовниками.

После одиннадцати лет послушания в лавре Преподобного Сергия по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода я был направлен на послушание в Екатеринбургскую епархию наместником монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев, где послужил Богу, святому царю Николаю II и его благочестивой семье шесть лет и семь месяцев. Эту обитель я сильно полюбил и не могу с ней мысленно расстаться, думал, что всё самое трудное позади и буду до конца дней служить в ней.

Будучи наместником Царского монастыря, я сподобился встретить в нем в десятилетний юбилей обители Первосвятителя нашего Святейшего Патриарха Кирилла, который освятил камень в основание новой семинарии и собора в честь иконы Божией Матери «Феодоровская».

Не могу скрывать то особое благоговение и благодарность, которую выражаю сегодня удивительному человеку, дорогому отцу и опытному архипастырю митрополиту Ташкентскому и Среднеазиатскому Викентию. С ним связано создание монастыря Царственных страстотерпцев, возрождение и расширение Екатеринбургской епархии, пострижение в монашество моих родителей, духовное воспитание и направление на монашеский путь моих четырех сестер, постоянный пример жизни христианской мне, грешному, и всем людям, которые встречают его на своем пути.

Всё то хорошее, что посылал мне Господь в жизни, все наставления и утешения, милость Божию, которые я получил, укрепляют меня в подвиге предстоящего мне служения, при этом хочется сказать с апостолом Павлом: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Всю свою надежду возлагаю на Господа и верую, что благодать хиротонии укрепит мои силы на новом поприще архипастырского служения.

Вас, Ваше Святейшество, и святители Божии, богомудрые пастыри, прошу и молю, вознесите свои святительские молитвы о мне, да сподобит меня Господь через таинство хиротонии принять Божественную благодать и силу, которая в немощи человеческой совершается (2 Кор. 12, 9), чтобы благодать эта укрепила меня на предстоящий подвиг, чтобы мое дальнейшее служение пошло на пользу мне и вверенной моему попечению пастве.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Феодосию, епископу Бишкекскому и Киргизскому

Преосвященный епископ Феодосий!

Ныне, когда Святая Церковь празднует великий двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией в соборном храме в честь Донской иконы Божией Матери Донского мужского монастыря города Москвы по усердным молитвам архипастырей, духовенства и всех здесь предстоящих людей совершилась твоя личная Пятидесятница: ты сподобился воспринять благодать епископства и стать преемником апостольского служения.

Тебе предстоит нелегкий путь. Архиерейское звание сопряжено со многими трудностями и скорбями, ибо ничто великое не бывает без искушения и испытания, как свидетельствует святитель Григорий Богослов (Слово 13). Но ты, мужественно вступая на стезю епископства, возложи упование на Милосердного Бога, способного восполнить все наши немощи и недостатки Своей неизреченной любовью и врачующей благодатью. Молись о том, дабы Господь соделал тебя достойным сего звания (ср.: 2 Фес. 1, 11) и ты неукоризненно совершал архипастырское служение, непреткновенно ведя вверенную твоему попечению паству по пути спасения.

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11, 33) — восклицаем мы вслед за апостолом Павлом. Христос сподобил тебя пройти иноческий искус в обители Преподобного Сергия, игумена Радонежского, где ты постигал науку духовного совершенствования и возрастал под руководством опытных лаврских наставников. Промыслом Божиим тебе было доверено ответственное послушание наместника монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев на Ганиной яме. И ты усердно работал на благо обители, ставшей одним из значимых духовных центров не только Уральской земли, но и всей России. За годы твоих трудов на пользу Святой Церкви ты приобрел достаточный пастырский, хозяйственный и административный опыт, который, уверен, будет востребован и на новом месте твоего служения.

Помни о том, что епископское звание — это не награда, не признание каких-то твоих прошлых заслуг, а тяжелейшее бремя и высокая ответственность. Старайся в полной мере оправдать оказанное тебе доверие, представив на Суде Христовом добрые плоды своего архиерейства.

Пусть твое епископство будет образцом достойного следования данной тобою сегодня архиерейской присяге, беспрекословного послушания воле Божией и решениям священноначалия, а также сохранения церковного единства, ибо, по утверждению священномученика Киприана, епископа Карфагенского, «епископ — в Церкви и Церковь — в епископе» (Письмо к Флоренцию Пупиану о поносителях).

Первым и самым важным твоим делом должна стать забота о духовном и нравственном состоянии паствы, ибо ты первый в истории епископ Киргизской земли. Тебе надлежит воспитывать народ Божий в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4), подавая ему пример смирения, нестяжательства и великодушия. Пусть паства твоя увидит в тебе и правило веры, и образ кротости, и воздержания учителя. Будь же, по выражению апостола языков, приветливым ко всем, учительным и незлобивым (2 Тим. 2, 24), с кротостью наставляя противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (ср.: 2 Тим. 2, 25). Внимай же словам великого светильника Церкви Христовой святителя Григория Богослова, призывающего архипастырей «изнемогшее подъять, падшее восставить, заблуждающее обратить, погибшее взыскать и крепкое сохранить» (Слово 9).

В наше время, когда в общественном сознании укореняются идеология оправдания греха и культ удовольствий, многие люди не только охладели в духовной жизни, но и вообще потеряли твердые нравственные ориентиры, утратили искреннюю и живую веру во Христа, устремляясь исключительно к земным наслаждениям, к богатству, к суетной славе. Тебе предстоит совершить поистине апостольское дело: возвещая людям покаяние пред Богом и Евангелие царствия, возжигай в их сердцах огонь веры, действующей любовью (ср.: Гал. 5, 6) и побеждающей мир (ср.: 1 Ин. 5, 4).

Живая вера, основанная на силе Божией, должна подтверждаться искренним стремлением послужить ближнему, помочь страждущему и обездоленному, утешить плачущего и скорбящего. Всё это и многое другое — обязательные аспекты социального служения, которое несет Святая Церковь в наши дни. Помни о том, что православная община должна быть местом реальной любви. Поощряй паству к добрым делам (ср.: Евр. 10, 24), к делам милосердия и благотворительности.

В регионе, где тебе предстоит проходить архипастырское поприще, исторически переплелись различные религиозные культуры, но большинство населения Кыргызстана традиционно исповедует ислам. Это накладывает на тебя особую ответственность по установлению и развитию отношений с исламским духовенством, интеллигенцией, рядовыми мусульманами. Успешному осуществлению церковного свидетельства в значительной мере способствует плодотворное взаимодействие с власть предержащими. Проявляя тактичность, доброжелательность, стремись налаживать конструктивный диалог с руководством страны. Убежден, что совместными усилиями Церкви и государства, направленными на укрепление традиционных нравственных устоев в жизни киргизского народа, утверждение ценностей добра и справедливости, в стране будут созидаться межнациональный и межрелигиозный мир и гражданское согласие.

Итак, прими жезл сей, жезл правоты, жезл Царствия Господня (ср.: Пс. 44, 7) — символ апостольского преемства, и от полноты снизошедшей на тебя благодати Святого Духа преподай архипастырское благословение народу Божиему, усердно молившемуся на Литургии о ниспослании тебе непорочного архиерейства. Аминь.

 

Биография

Епископ Бишкекский и Киргизский Феодосий (Сергей Михайлович Гажу) родился 18 июля 1970 г. в г. Кишиневе Молдавской ССР. В 1988–1990 гг. проходил срочную службу в рядах Советской армии. В 1991–1994 гг. обучался в Московской духовной семинарии. В июне 1994 г. поступил в братию Троице-Сергиевой лавры. 13 апреля 1995 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры наместником обители архимандритом Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество с именем Феодосий в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского. 29 апреля 1995 г. Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен в сан иеродиакона, 13 апреля 1996 г. — в сан иеромонаха. В 2005 г. назначен наместником монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев на Ганиной яме Екатеринбургской епархии. 19 декабря 2005 г. архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием возведен в сан игумена. В 2008 г. закончил Московскую духовную академию. В 2011 г. закончил Уральскую государственную юридическую академию по специальности «юриспруденция», закреплен соискателем на научную степень.

Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал № 134) избран епископом Бишкекским и Киргизским.

17 января 2012 г. 16:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00