выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Документы
ЦВ № 23 (467) декабрь 2011 /  17 января 2012 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Епископ Феодосий: В годы советского безбожия отец регулярно водил меня в храм

4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, за Божественной литургией в большом соборе Донского ставропигиального монастыря города Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Феодосия (Гажу) во епископа Бишкекского и Киргизского.

 

Слово архимандрита Феодосия (Гажу) при наречении во епископа Бишкекского и Киргизского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой!

Смотрением Божиего Промысла, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода мне предстоит принять жребий архипастырского служения. Это служение очень велико; также велика ответственность пред Богом за вверенную паству, за которую нужно ежедневно полагать свою жизнь, чтобы привести к Пастыреначальнику Христу.

В этот священный и трепетный момент моей жизни, предстоя пред вами, я вспоминаю слова святого апостола Павла, который говорит в своем послании к Титу, что епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив… не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласно с учением, чтобы он был силен и поставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 7–9).

Обращая свой взор внутрь себя, я вижу свое недостоинство, свою нищету, греховность, немощь, недостаток нравственных и интеллектуальных качеств, неопытность и неподготовленность к столь великому служению. Но твердо веря, что, по словам апостола Павла, никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4), я возношу свой ум к Великому Архиерею и подвигоположнику нашей веры Иисусу, который во исполнение воли Отца Небесного пришел на землю и послужил искуплению рода человеческого. Вверяя Ему свою судьбу, принимаю это определение и назначение мое на архипастырское служение как Его благую волю.

Рассматривая свою жизнь, вижу, как Господь меня вел не всегда легкими путями, но в самые трудные минуты моей жизни давал мне радость и силу. И сейчас, когда я призван к нелегкому служению в далекой Киргизии, в стране, где придется немало потрудиться, чтобы создать новую епархию, не уповаю на свои немощные силы и разум, но на Его Божественную благодать, всегда «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую» (Чиновник).

В эти трепетные минуты я с благодарностью вспоминаю своих родителей, которые с самого раннего детства привили мне любовь к молитве и богослужению. В годы советского безбожия наш отец регулярно водил нас в храм, а маму я чаще всего видел молящуюся. Вспоминаю первый приезд в Троице-Сергиеву лавру в свой день ангела, когда мне было девять лет. Тогда я ощутил особенную благодать и положил твердое намерение в свое время поступить в семинарию, закончить академию и стать лаврским монахом.

Когда пришло время и это мое желание исполнилось, Господь испытывал меня послушаниями в различных местах вне любимой обители. Это испытание вначале переносилось мною очень болезненно, но я старался принимать всё ниспосылаемое как от руки Господней. Большим утешением послужили мне встречи и общение с великими, опытными и благодатными старцами: отцом Кириллом (Павловым) и отцом Николаем (Гурьяновым), а также с другими опытными духовниками.

После одиннадцати лет послушания в лавре Преподобного Сергия по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода я был направлен на послушание в Екатеринбургскую епархию наместником монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев, где послужил Богу, святому царю Николаю II и его благочестивой семье шесть лет и семь месяцев. Эту обитель я сильно полюбил и не могу с ней мысленно расстаться, думал, что всё самое трудное позади и буду до конца дней служить в ней.

Будучи наместником Царского монастыря, я сподобился встретить в нем в десятилетний юбилей обители Первосвятителя нашего Святейшего Патриарха Кирилла, который освятил камень в основание новой семинарии и собора в честь иконы Божией Матери «Феодоровская».

Не могу скрывать то особое благоговение и благодарность, которую выражаю сегодня удивительному человеку, дорогому отцу и опытному архипастырю митрополиту Ташкентскому и Среднеазиатскому Викентию. С ним связано создание монастыря Царственных страстотерпцев, возрождение и расширение Екатеринбургской епархии, пострижение в монашество моих родителей, духовное воспитание и направление на монашеский путь моих четырех сестер, постоянный пример жизни христианской мне, грешному, и всем людям, которые встречают его на своем пути.

Всё то хорошее, что посылал мне Господь в жизни, все наставления и утешения, милость Божию, которые я получил, укрепляют меня в подвиге предстоящего мне служения, при этом хочется сказать с апостолом Павлом: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Всю свою надежду возлагаю на Господа и верую, что благодать хиротонии укрепит мои силы на новом поприще архипастырского служения.

Вас, Ваше Святейшество, и святители Божии, богомудрые пастыри, прошу и молю, вознесите свои святительские молитвы о мне, да сподобит меня Господь через таинство хиротонии принять Божественную благодать и силу, которая в немощи человеческой совершается (2 Кор. 12, 9), чтобы благодать эта укрепила меня на предстоящий подвиг, чтобы мое дальнейшее служение пошло на пользу мне и вверенной моему попечению пастве.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Феодосию, епископу Бишкекскому и Киргизскому

Преосвященный епископ Феодосий!

Ныне, когда Святая Церковь празднует великий двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией в соборном храме в честь Донской иконы Божией Матери Донского мужского монастыря города Москвы по усердным молитвам архипастырей, духовенства и всех здесь предстоящих людей совершилась твоя личная Пятидесятница: ты сподобился воспринять благодать епископства и стать преемником апостольского служения.

Тебе предстоит нелегкий путь. Архиерейское звание сопряжено со многими трудностями и скорбями, ибо ничто великое не бывает без искушения и испытания, как свидетельствует святитель Григорий Богослов (Слово 13). Но ты, мужественно вступая на стезю епископства, возложи упование на Милосердного Бога, способного восполнить все наши немощи и недостатки Своей неизреченной любовью и врачующей благодатью. Молись о том, дабы Господь соделал тебя достойным сего звания (ср.: 2 Фес. 1, 11) и ты неукоризненно совершал архипастырское служение, непреткновенно ведя вверенную твоему попечению паству по пути спасения.

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11, 33) — восклицаем мы вслед за апостолом Павлом. Христос сподобил тебя пройти иноческий искус в обители Преподобного Сергия, игумена Радонежского, где ты постигал науку духовного совершенствования и возрастал под руководством опытных лаврских наставников. Промыслом Божиим тебе было доверено ответственное послушание наместника монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев на Ганиной яме. И ты усердно работал на благо обители, ставшей одним из значимых духовных центров не только Уральской земли, но и всей России. За годы твоих трудов на пользу Святой Церкви ты приобрел достаточный пастырский, хозяйственный и административный опыт, который, уверен, будет востребован и на новом месте твоего служения.

Помни о том, что епископское звание — это не награда, не признание каких-то твоих прошлых заслуг, а тяжелейшее бремя и высокая ответственность. Старайся в полной мере оправдать оказанное тебе доверие, представив на Суде Христовом добрые плоды своего архиерейства.

Пусть твое епископство будет образцом достойного следования данной тобою сегодня архиерейской присяге, беспрекословного послушания воле Божией и решениям священноначалия, а также сохранения церковного единства, ибо, по утверждению священномученика Киприана, епископа Карфагенского, «епископ — в Церкви и Церковь — в епископе» (Письмо к Флоренцию Пупиану о поносителях).

Первым и самым важным твоим делом должна стать забота о духовном и нравственном состоянии паствы, ибо ты первый в истории епископ Киргизской земли. Тебе надлежит воспитывать народ Божий в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4), подавая ему пример смирения, нестяжательства и великодушия. Пусть паства твоя увидит в тебе и правило веры, и образ кротости, и воздержания учителя. Будь же, по выражению апостола языков, приветливым ко всем, учительным и незлобивым (2 Тим. 2, 24), с кротостью наставляя противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (ср.: 2 Тим. 2, 25). Внимай же словам великого светильника Церкви Христовой святителя Григория Богослова, призывающего архипастырей «изнемогшее подъять, падшее восставить, заблуждающее обратить, погибшее взыскать и крепкое сохранить» (Слово 9).

В наше время, когда в общественном сознании укореняются идеология оправдания греха и культ удовольствий, многие люди не только охладели в духовной жизни, но и вообще потеряли твердые нравственные ориентиры, утратили искреннюю и живую веру во Христа, устремляясь исключительно к земным наслаждениям, к богатству, к суетной славе. Тебе предстоит совершить поистине апостольское дело: возвещая людям покаяние пред Богом и Евангелие царствия, возжигай в их сердцах огонь веры, действующей любовью (ср.: Гал. 5, 6) и побеждающей мир (ср.: 1 Ин. 5, 4).

Живая вера, основанная на силе Божией, должна подтверждаться искренним стремлением послужить ближнему, помочь страждущему и обездоленному, утешить плачущего и скорбящего. Всё это и многое другое — обязательные аспекты социального служения, которое несет Святая Церковь в наши дни. Помни о том, что православная община должна быть местом реальной любви. Поощряй паству к добрым делам (ср.: Евр. 10, 24), к делам милосердия и благотворительности.

В регионе, где тебе предстоит проходить архипастырское поприще, исторически переплелись различные религиозные культуры, но большинство населения Кыргызстана традиционно исповедует ислам. Это накладывает на тебя особую ответственность по установлению и развитию отношений с исламским духовенством, интеллигенцией, рядовыми мусульманами. Успешному осуществлению церковного свидетельства в значительной мере способствует плодотворное взаимодействие с власть предержащими. Проявляя тактичность, доброжелательность, стремись налаживать конструктивный диалог с руководством страны. Убежден, что совместными усилиями Церкви и государства, направленными на укрепление традиционных нравственных устоев в жизни киргизского народа, утверждение ценностей добра и справедливости, в стране будут созидаться межнациональный и межрелигиозный мир и гражданское согласие.

Итак, прими жезл сей, жезл правоты, жезл Царствия Господня (ср.: Пс. 44, 7) — символ апостольского преемства, и от полноты снизошедшей на тебя благодати Святого Духа преподай архипастырское благословение народу Божиему, усердно молившемуся на Литургии о ниспослании тебе непорочного архиерейства. Аминь.

 

Биография

Епископ Бишкекский и Киргизский Феодосий (Сергей Михайлович Гажу) родился 18 июля 1970 г. в г. Кишиневе Молдавской ССР. В 1988–1990 гг. проходил срочную службу в рядах Советской армии. В 1991–1994 гг. обучался в Московской духовной семинарии. В июне 1994 г. поступил в братию Троице-Сергиевой лавры. 13 апреля 1995 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры наместником обители архимандритом Феогностом (Гузиковым) пострижен в монашество с именем Феодосий в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского. 29 апреля 1995 г. Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен в сан иеродиакона, 13 апреля 1996 г. — в сан иеромонаха. В 2005 г. назначен наместником монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев на Ганиной яме Екатеринбургской епархии. 19 декабря 2005 г. архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием возведен в сан игумена. В 2008 г. закончил Московскую духовную академию. В 2011 г. закончил Уральскую государственную юридическую академию по специальности «юриспруденция», закреплен соискателем на научную степень.

Решением Священного Синода от 5–6 октября 2011 г. (журнал № 134) избран епископом Бишкекским и Киргизским.

17 января 2012 г. 16:00
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00