3 сентября за Божественной литургией в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Знамение» Знаменского женского монастыря в Иркутске Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Кузьминова) во епископа Каменского и Алапаевского.
Слово архимандрита Серафима (Кузьминова) при наречении во епископа Каменского и Алапаевского
Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец наш!
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри Святой Христовой Церкви!
Промыслом Божиим, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определением Священного Синода нашей Матери-Церкви ныне призываюсь я, недостойный, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 14) быть преемником служения апостольского, епископом Русской Православной Церкви.
Сегодня вновь я переживаю то же самое чувство, которое испытал четырехлетним отроком, когда Господь особым образом коснулся моего сердца, наполнив его необычайным, неведомым мне восторгом так, что крещение для меня стало не только самым первым воспоминанием детства, но и первым опытом богообщения. Дом Божий, его благолепие и ощущение благодатного Божественного мира всегда влекли меня к себе, детская молитва освящала сердце пламенной радостью. Годы отрочества, наполненные исканием смысла жизни, окончательно привели меня в храм Божий, открыв мне суть моей жизни в служении Христовой Церкви. Господь и Пречистая Матерь Его укрепляли меня в этом намерении, через алтарное послушание приведя Своими неисповедимыми путями к монашеству, а затем и ко священству, воспринятым от рук приснопамятного митрополита Серапиона и Высокопреосвященнейшего архиепископа Кирилла.
С первого года моего священнического служения и до настоящего момента несу я послушание преподавателя пастырских курсов Тульского духовного училища, а затем и кафедры теологии Тульского государственного университета. Знания, духовный опыт, полученные за годы моего обучения на пастырских курсах при Тульском епархиальном управлении, в Калужской духовной семинарии, Санкт-Петербургской православной духовной академии и Тульском государственном университете, Господь даровал мне передать православной молодежи через учебную кафедру.
Глубокие сердечные переживания охватили меня, когда мне стало известно, что Господь призывает меня на столь высокое служение Святой Христовой Церкви. Исповедуя перед вами, святители Божии, мое недостоинство, немощи и грехи, прошу Господа нашего, чтобы Он Своею вседейственною благодатию исцелил сокрушенное и оскудевшее и сподобил меня чистым сердцем воспринять и в непорочности соблюсти и умножить вверяемый талант. Утешением моей немощи служат слова Спасителя нашего: Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27), ведь ничего в жизни преданного сердца всецело воле Божией не совершается без Его всеблагого Промысла.
Сегодня, как и во все времена, души человеческие жаждут слова истины, ибо душа по природе христианка. Жажда истины, смысла жизни, даже неосознанная, есть в каждом человеке: попытки вытеснить слово Божие духом уныния, действующим во многих наших современниках, приводящим их к образу жизни порочной, запойной, с безудержным исканием веселья, указывают путь гибельный как для отдельной личности, так и для всего человеческого сообщества. Задачу предстоящего мне служения вижу в трудах по взысканию заблудших овец Христова стада, формально православных, но живущих вне спасительного покрова таинств Церкви.
Со многой ответственностью принимаю высокое служение епископское, помня, что епископ как преемник апостолов является блюстителем веры и нравственности в Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28), раздаятелем благости Божией, посредством возложения рук которого Господь призывает к священническому служению новых пастырей Церкви.
Правилом и образом моего служения Церкви будет жертвенное служение Вашего Святейшества и наставника моего Высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Тульского и Белевского, под святительским омофором которого Господь сподобил меня трудиться последнее десятилетие. В этот особо значимый для меня день хочу сугубо поблагодарить владыку Алексия за молитвы и слова, исполненные духовной мудрости.
Ваше Святейшество! В предстоящем мне труде на ниве Христовой прошу Вашего первосвятительского благословения и молитв обо мне, грешном и недостойном, о чем прошу и богомудрых всечестных архипастырей, чтобы Милосердный Господь ниспослал мне Божественную благодать Духа Святого, спасая через таинство епископской хиротонии. Недостаточность жизненного опыта, мудрости приводит меня в смущение, но верю, что Господь, «немощная врачующий и оскудевающая восполняющий», восполнит мое недостоинство Своим всесовершенством.
В своем архипастырском служении обещаю строго соблюдать каноны и уставы Церкви, быть верным богозаповеданному единству ее, дабы в соединении с Лозой ветви приносили плод многий (Ин. 15, 5). Всецело, с полным смирением предаю себя Пастыреначальнику нашему, веруя, что Промысл Божий, приведший меня к епископскому служению через избрание Вашего Святейшества, укрепит меня и дарует мне во все дни живота моего быть верным служителем Христовой Церкви.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Серафиму, епископу Каменскому и Алапаевскому
Преосвященный епископ Серафим!
Изволением Христовым и возложением архиерейских рук ныне тебе подана полнота благодати Всесвятаго Духа, дабы пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Кровию Своею.
Помни завет апостола Павла: Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы (Деян. 20, 28). Прежде всего внимай себе. Ты восприял дар Духа Божия как искру. Не угашай ее, но обрати в пламя. По слову Златоустого учителя Церкви, «как огонь требует дров, так и благодать — нашего усердия, чтобы она была воспламеняема» (Беседа 1-я на 2-е Послание к Тимофею). Дабы поддерживать в себе огонь ревности, крепко молись, наипаче у Престола Господня, пребывай в воздержании со смирением. Ибо, только имея внутреннее трезвение, ты сможешь исполнить апостольское повеление «внимайте всему стаду».
Более десяти лет ты служил настоятелем в Тульской епархии, где каждодневными трудами пастырского душепопечения снискал любовь прихожан, простых сельских людей, и уважение местных властей и жителей. Не один год ты успешно исполнял послушание заместителя председателя епархиального церковного суда. Не сомневаюсь, всё это будет помогать тебе нести то легкое и вместе с тем тяжелое бремя (ср.: Мф. 11, 30), которое ныне легло на твои плечи.
Знай, что епископу необходимо многое самоотвержение. «Нужно полное забвение своего я, — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), — чтобы эта угловатая и резкая буква не ранила, тем более не убивала никого из ближних» (Аскетические опыты. Т. 1).
С любовью служи вверенным твоему попечению клиру и пастве: помогай нуждающимся, заботься о больных, плачь с плачущими, радуйся с радующимися (ср.: Рим. 12, 15). Чтобы снискать благословение Божие на все дела твои, имей попечение о нуждающихся, дабы они всегда могли найти у тебя кусок хлеба и необходимую одежду. Возлюби странноприимство и по возможности позаботься об устроении приютов для сирот и бездомных.
Промыслом Божиим тебе суждено возглавить Каменско-Алапаевскую епархию, среди святынь которой особенно значим монастырь святых Новомучеников и Исповедников Российских, основанный на месте злодейского убийства членов царской семьи. Пусть вдохновляет и ободряет тебя светлый образ великой княгини Елизаветы Феодоровны, мученической кончиной запечатлевшей здесь свой жизненный подвиг — ее любовь к Богу и людям, с которой она несла свое служение милосердия.
Получив академическое образование, ты многие годы преподавал на факультете теологии Тульского государственного университета. Приобретенные знания и педагогический опыт, несомненно, найдут себе применение при работе с молодежью, в просветительском служении и духовно-нравственном воспитании детей и юношества.
Сегодня особенно актуальным становится диалог с интеллигенцией и светским обществом, в том числе с помощью современных средств массовой коммуникации. Проповедуй Христово Евангелие и не смущайся, ибо живое Божие слово сильнее и острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4, 12). Не сомневайся: когда искренне начнешь трудиться на этом поприще, встретишь много препятствий и врагов. Но, «если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата, — увещевает святитель Иоанн Златоуст. — Это будет для тебя мученичеством. До смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя» (Беседа 1-я во дни Великого поста).
На епископской кафедре тебе необходимо будет нести миссионерское служение, взаимодействовать с Вооруженными силами, с правоохранительными органами, с казачеством, с системой исполнения наказаний. Исполняя определение последнего Архиерейского Собора, озаботься тем, чтобы в каждом поселении твоей епархии был открыт храм, часовня или молитвенный дом, устроена православная библиотека. Только тогда мы возродим Русь Святую, если в каждом населенном пункте будет место для общей молитвы, которое посещал бы настоятель прихода, в состав которого входит эта местность. Многое на этом пути уже сделано митрополитом Викентием, твоим предшественником, и тебе предстоит войти в труд его (Ин. 4, 58).
Молю Господа, дабы Он предстательством преподобного Серафима Саровского, твоего небесного покровителя, даровал тебе непорочное архиерейство. Памятуя духовный подвиг этого великого угодника Божия, старайся исполнить его завет: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».
А теперь приими архипастырский жезл, и да пошлет тебе Господь на предстоящем поприще служения непобедимый жезл силы (ср.: Пс. 109, 2), крестной силы, с которым пойдешь сам и поведешь ко Христу вверенную тебе паству. Благослови людей, собравшихся в этом храме и молившихся о тебе на Божественной литургии. Аминь.
Биография
Епископ Каменский и Алапаевсккий Серафим (Дмитрий Николаевич Кузьминов) родился 31 августа 1977 г. в г. Богородицке Тульской области в семье служащих. 9 декабря 1997 г. архимандритом Кириллом (Наконечным) пострижен в монашество с наречением имени Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. 10 декабря 1997 г. митрополитом Тульским и Белевским Серапионом хиротонисан во иеродиакона с назначением в штат Свято-Казанского храма г. Богородицка. 5 апреля 1998 г. епископом Богородицким Кириллом хиротонисан во иеромонаха.
В 1998 г. назначен преподавателем Священной истории Нового Завета на пастырских курсах при Тульском епархиальном управлении. В 2000–2002 гг. — настоятель Свято-Никольского храма с. Карачева Дубенского района Тульской области. Одновременно в 2001 г. назначен настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла пос. Дубна Тульской области. В 2003 г. без освобождения от должности настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла пос. Дубна назначен настоятелем Свято-Никольского храма с. Карачева Дубенского района Тульской области. В 2004 г. окончил Калужскую духовную семинарию. С 2005 г. — преподаватель кафедры теологии Тульского государственного университета.
В 2007 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. 1 декабря 2007 г. возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 70) избран епископом Каменским и Алапаевским.