выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Документы
ЦВ № 18 (462) сентябрь 2011 /  23 сентября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Епископ Серафим: Души человеческие жаждут слова истины

3 сентября за Божественной литургией в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Знамение» Знаменского женского монастыря в Иркутске Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Кузьминова) во епископа Каменского и Алапаевского.

 

Слово архимандрита Серафима (Кузьминова) при наречении во епископа Каменского и Алапаевского

Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец наш!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри Святой Христовой Церкви!

Промыслом Божиим, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определением Священного Синода нашей Матери-Церкви ныне призываюсь я, недостойный, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 14) быть преемником служения апостольского, епископом Русской Православной Церкви.

Сегодня вновь я переживаю то же самое чувство, которое испытал четырехлетним отроком, когда Господь особым образом коснулся моего сердца, наполнив его необычайным, неведомым мне восторгом так, что крещение для меня стало не только самым первым воспоминанием детства, но и первым опытом богообщения. Дом Божий, его благолепие и ощущение благодатного Божественного мира всегда влекли меня к себе, детская молитва освящала сердце пламенной радостью. Годы отрочества, наполненные исканием смысла жизни, окончательно привели меня в храм Божий, открыв мне суть моей жизни в служении Христовой Церкви. Господь и Пречистая Матерь Его укрепляли меня в этом намерении, через алтарное послушание приведя Своими неисповедимыми путями к монашеству, а затем и ко священству, воспринятым от рук приснопамятного митрополита Серапиона и Высокопреосвященнейшего архиепископа Кирилла.

С первого года моего священнического служения и до настоящего момента несу я послушание преподавателя пастырских курсов Тульского духовного училища, а затем и кафедры теологии Тульского государственного университета. Знания, духовный опыт, полученные за годы моего обучения на пастырских курсах при Тульском епархиальном управлении, в Калужской духовной семинарии, Санкт-Петербургской православной духовной академии и Тульском государственном университете, Господь даровал мне передать православной молодежи через учебную кафедру.

Глубокие сердечные переживания охватили меня, когда мне стало известно, что Господь призывает меня на столь высокое служение Святой Христовой Церкви. Исповедуя перед вами, святители Божии, мое недостоинство, немощи и грехи, прошу Господа нашего, чтобы Он Своею вседейственною благодатию исцелил сокрушенное и оскудевшее и сподобил меня чистым сердцем воспринять и в непорочности соблюсти и умножить вверяемый талант. Утешением моей немощи служат слова Спасителя нашего: Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27), ведь ничего в жизни преданного сердца всецело воле Божией не совершается без Его всеблагого Промысла.

Сегодня, как и во все времена, души человеческие жаждут слова истины, ибо душа по природе христианка. Жажда истины, смысла жизни, даже неосознанная, есть в каждом человеке: попытки вытеснить слово Божие духом уныния, действующим во многих наших современниках, приводящим их к образу жизни порочной, запойной, с безудержным исканием веселья, указывают путь гибельный как для отдельной личности, так и для всего человеческого сообщества. Задачу предстоящего мне служения вижу в трудах по взысканию заблудших овец Христова стада, формально православных, но живущих вне спасительного покрова таинств Церкви.

Со многой ответственностью принимаю высокое служение епископское, помня, что епископ как преемник апостолов является блюстителем веры и нравственности в Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28), раздаятелем благости Божией, посредством возложения рук которого Господь призывает к священническому служению новых пастырей Церкви.

Правилом и образом моего служения Церкви будет жертвенное служение Вашего Святейшества и наставника моего Высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Тульского и Белевского, под святительским омофором которого Господь сподобил меня трудиться последнее десятилетие. В этот особо значимый для меня день хочу сугубо поблагодарить владыку Алексия за молитвы и слова, исполненные духовной мудрости.

Ваше Святейшество! В предстоящем мне труде на ниве Христовой прошу Вашего первосвятительского благословения и молитв обо мне, грешном и недостойном, о чем прошу и богомудрых всечестных архипастырей, чтобы Милосердный Господь ниспослал мне Божественную благодать Духа Святого, спасая через таинство епископской хиротонии. Недостаточность жизненного опыта, мудрости приводит меня в смущение, но верю, что Господь, «немощная врачующий и оскудевающая восполняющий», восполнит мое недостоинство Своим всесовершенством.

В своем архипастырском служении обещаю строго соблюдать каноны и уставы Церкви, быть верным богозаповеданному единству ее, дабы в соединении с Лозой ветви приносили плод многий (Ин. 15, 5). Всецело, с полным смирением предаю себя Пастыреначальнику нашему, веруя, что Промысл Божий, приведший меня к епископскому служению через избрание Вашего Святейшества, укрепит меня и дарует мне во все дни живота моего быть верным служителем Христовой Церкви.

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Серафиму, епископу Каменскому и Алапаевскому

Преосвященный епископ Серафим!

Изволением Христовым и возложением архиерейских рук ныне тебе подана полнота благодати Всесвятаго Духа, дабы пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Кровию Своею.

Помни завет апостола Павла: Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы (Деян. 20, 28). Прежде всего внимай себе. Ты восприял дар Духа Божия как искру. Не угашай ее, но обрати в пламя. По слову Златоустого учителя Церкви, «как огонь требует дров, так и благодать — нашего усердия, чтобы она была воспламеняема» (Беседа 1-я на 2-е Послание к Тимофею). Дабы поддерживать в себе огонь ревности, крепко молись, наипаче у Престола Господня, пребывай в воздержании со смирением. Ибо, только имея внутреннее трезвение, ты сможешь исполнить апостольское повеление «внимайте всему стаду».

Более десяти лет ты служил настоятелем в Тульской епархии, где каждодневными трудами пастырского душепопечения снискал любовь прихожан, простых сельских людей, и уважение местных властей и жителей. Не один год ты успешно исполнял послушание заместителя председателя епархиального церковного суда. Не сомневаюсь, всё это будет помогать тебе нести то легкое и вместе с тем тяжелое бремя (ср.: Мф. 11, 30), которое ныне легло на твои плечи.

Знай, что епископу необходимо многое самоотвержение. «Нужно полное забвение своего я, — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), — чтобы эта угловатая и резкая буква не ранила, тем более не убивала никого из ближних» (Аскетические опыты. Т. 1).

С любовью служи вверенным твоему попечению клиру и пастве: помогай нуждающимся, заботься о больных, плачь с плачущими, радуйся с радующимися (ср.: Рим. 12, 15). Чтобы снискать благословение Божие на все дела твои, имей попечение о нуждающихся, дабы они всегда могли найти у тебя кусок хлеба и необходимую одежду. Возлюби странноприимство и по возможности позаботься об устроении приютов для сирот и бездомных.

Промыслом Божиим тебе суждено возглавить Каменско-Алапаевскую епархию, среди святынь которой особенно значим монастырь святых Новомучеников и Исповедников Российских, основанный на месте злодейского убийства членов царской семьи. Пусть вдохновляет и ободряет тебя светлый образ великой княгини Елизаветы Феодоровны, мученической кончиной запечатлевшей здесь свой жизненный подвиг — ее любовь к Богу и людям, с которой она несла свое служение милосердия.

Получив академическое образование, ты многие годы преподавал на факультете теологии Тульского государственного университета. Приобретенные знания и педагогический опыт, несомненно, найдут себе применение при работе с молодежью, в просветительском служении и духовно-нравственном воспитании детей и юношества.

Сегодня особенно актуальным становится диалог с интеллигенцией и светским обществом, в том числе с помощью современных средств массовой коммуникации. Проповедуй Христово Евангелие и не смущайся, ибо живое Божие слово сильнее и острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4, 12). Не сомневайся: когда искренне начнешь трудиться на этом поприще, встретишь много препятствий и врагов. Но, «если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата, — увещевает святитель Иоанн Златоуст. — Это будет для тебя мученичеством. До смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя» (Беседа 1-я во дни Великого поста).

На епископской кафедре тебе необходимо будет нести миссионерское служение, взаимодействовать с Вооруженными силами, с правоохранительными органами, с казачеством, с системой исполнения наказаний. Исполняя определение последнего Архиерейского Собора, озаботься тем, чтобы в каждом поселении твоей епархии был открыт храм, часовня или молитвенный дом, устроена православная библиотека. Только тогда мы возродим Русь Святую, если в каждом населенном пункте будет место для общей молитвы, которое посещал бы настоятель прихода, в состав которого входит эта местность. Многое на этом пути уже сделано митрополитом Викентием, твоим предшественником, и тебе предстоит войти в труд его (Ин. 4, 58).

Молю Господа, дабы Он предстательством преподобного Серафима Саровского, твоего небесного покровителя, даровал тебе непорочное архиерейство. Памятуя духовный подвиг этого великого угодника Божия, старайся исполнить его завет: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

А теперь приими архипастырский жезл, и да пошлет тебе Господь на предстоящем поприще служения непобедимый жезл силы (ср.: Пс. 109, 2), крестной силы, с которым пойдешь сам и поведешь ко Христу вверенную тебе паству. Благослови людей, собравшихся в этом храме и молившихся о тебе на Божественной литургии. Аминь.

 

Биография

Епископ Каменский и Алапаевсккий Серафим (Дмитрий Николаевич Кузьминов) родился 31 августа 1977 г. в г. Богородицке Тульской области в семье служащих. 9 декабря 1997 г. архимандритом Кириллом (Наконечным) пострижен в монашество с наречением имени Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. 10 декабря 1997 г. митрополитом Тульским и Белевским Серапионом хиротонисан во иеродиакона с назначением в штат Свято-Казанского храма г. Богородицка. 5 апреля 1998 г. епископом Богородицким Кириллом хиротонисан во иеромонаха.

В 1998 г. назначен преподавателем Священной истории Нового Завета на пастырских курсах при Тульском епархиальном управлении. В 2000–2002 гг. — настоятель Свято-Никольского храма с. Карачева Дубенского района Тульской области. Одновременно в 2001 г. назначен настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла пос. Дубна Тульской области. В 2003 г. без освобождения от должности настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла пос. Дубна назначен настоятелем Свято-Никольского храма с. Карачева Дубенского района Тульской области. В 2004 г. окончил Калужскую духовную семинарию. С 2005 г. — преподаватель кафедры теологии Тульского государственного университета.

В 2007 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. 1 декабря 2007 г. возведен в сан игумена. Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 70) избран епископом Каменским и Алапаевским.

23 сентября 2011 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00