iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священный Синод образовал новую епархию, подвел черту под важным подготовительным этапом к Архиерейскому собору и принял ряд ключевых кадровых решений
На состоявшемся вчера, 24 декабря, заседании Священный Синод подвел черту под подготовкой к запланированному на 2 – 3 февраля 2016г. Архиерейскому собору и принял ряд важных кадровых решений. Приняты (в виде проектов) регламент Собора, его повестка дня и программа работы, составы мандатной, редакционной и счетной комиссий, а также кандидатура секретаря, которые поступят на рассмотрение самому соборному заседанию. Помимо членов Священного Синода, которые согласно Уставу Русской Православной Церкви составляют президиум Архиерейского собора, в состав последнего дополнительно включены митрополит Токийский и всея Японии Даниил, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий.
25 декабря 2015 г. 14:40
Синод Украинской Православной Церкви принял ряд важных кадровых и структурных решений
Вчера, 16 сентября, в Синодальном зале резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Синод принял несколько важных кадровых решений. В связи с избранием Митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия на киевскую кафедру он освобожден от должности председателя Церковного Суда. На это место назначен Митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор. Управляющим Черновицко-Буковинской епархией стал Преосвященный архиепископ Хотинский Мелетий. Викарным Хотинским епископом Черновицко-Буковинской епархии, в свою очередь, определено быть наместнику Иоанно-Богословского Крещатицкого мужского монастыря архимандриту Евсевию (Дудке). Наместником этой обители назначен архимандрит Серафим (Дудка).
17 сентября 2014 г. 16:30
Документы
11 октября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Заседание Священного Синода 5-6 октября: документы и назначения

Состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

5–6 октября в рабочей патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось первое заседание зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании приняли участие митрополиты Киевский и всея Украины Владимир, Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Кишиневский и всея Молдавии Владимир, Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, Черновицкий и Буковинский Онуфрий; архиепископы Чимкентский и Акмолинский Елевферий, Орловский и Ливенский Пантелеимон, Хабаровский и Приамурский Игнатий; епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.

Первосвятительские визиты

Священный Синод заслушал сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о первосвятительских визитах в Крымскую, Киевскую, Абаканскую, Магаданскую, Иркутскую, Московскую (областную), Луганскую, Белгородскую, Воронежскую, Санкт-Петербургскую и Черновицкую епархии. Поблагодарив Патриарха за понесенные труды, Синод выразил признательность митрополитам Киевскому и всея Украины Владимиру, Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру, Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, Воронежскому и Борисоглебскому Сергию, Луганскому и Алчевскому Иоанникию, Черновицкому и Буковинскому Онуфрию; архиепископам Иркутскому и Ангарскому Вадиму, Белгородскому и Старооскольскому Иоанну, Абаканскому и Кызылскому Ионафану; епископу Магаданскому и Синегорскому Гурию; губернаторам Воронежской области А.В. Гордееву, Московской области Б.В. Громову, Магаданской области Н.Н. Дудову, Иркутской области Д.Ф. Мезенцеву, Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, Белгородской области Е.С. Савченко; председателям правительств Республики Хакасии В.М. Зимину, Республики Тывы Ш.В. Кара-оолу, Черновицкой областной государственной администрации М.Н. Папиеву, Луганской областной государственной администрации В.Н. Пристюку за внимание и теплый прием, оказанные Святейшему Патриарху Кириллу и сопровождавшим его лицам.

Священный Синод также поблагодарил устроителей Международного форума православных женщин в Киеве и постулировал необходимость дальнейшего развития в Русской Православной Церкви женского движения. С удовлетворением отметив факт встречи Святейшего Патриарха с ректорами вузов Украины, члены Синода подчеркнули, что взаимодействие с высшей школой и научным сообществом является одной из приоритетных церковных задач, и выступили за расширение учебного, методического и научного взаимодействия Церкви и светских высших учебных заведений.

Также члены Синода выразили удовлетворение состоявшимся визитом в Киев Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и отметили неизменно дружественные отношения Русской и Грузинской Православных Церквей.

Церковное управление и синодальные учреждения

Священный Синод признал необходимым расширить состав постоянных членов Синода и постановил представить на утверждение очередного Архиерейского Собора решение о присутствии в Священном Синоде на правах постоянных членов митрополита Астанайского и Казахстанского и митрополита Среднеазиатского.

Синод удовлетворил прошение Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, об освобождении его от должности председателя указанной комиссии и постановил назначить ее председателем митрополита Волоколамского Илариона. Члены Синода выразили Митрополиту Филарету глубокую благодарность за многолетнее и бессменное председательство в Синодальной богословской, позднее — библейско-богословской комиссии, благодаря которому развилась на высоком уровне внутрицерковная и международная богословская дискуссия, организовался серьезный диалог между церковным научным миром и миром светской науки, получали свое решение богословские вопросы, направляемые в комиссию священноначалием.

Священный Синод заслушал рапорты епископа Подольского Тихона, председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, с просьбой о назначении второго заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления и епископа Красногорского Иринарха, председателя Синодального отдела по тюремному служению, об освобождении заместителя председателя указанного отдела иеромонаха Григория (Петрова) от занимаемой должности в связи с переходом на иное церковное послушание. Вторым заместителем председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата назначен сотрудник указанного управления священник Евгений Гущин, а иеромонах Григорий (Петров) освобожден от занимаемой должности и направлен в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси.

Общецерковные документы

По итогам рапорта епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о взаимодействии синодальной комиссии с епархиальными комиссиями по канонизации святых Священный Синод постановил напомнить епархиальным Преосвященным о необходимости выполнения:

----   решения Освященного Архиерейского Собора, прошедшего в Москве 31 марта ― 4 апреля 1992 года: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии» (пункт 11 Деяния о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира, митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина), Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары);

----     постановления Священного Синода от 26 декабря 2002 года об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых: «Мощи канонизированных подвижников обретаются с благословения Святейшего Патриарха; о результатах обретения святых мощей правящий архиерей должен докладывать Святейшему Патриарху. Мощи неканонизированных подвижников не должны выставляться для почитания в храмах».

Священный Синод утвердил предложенные Синодальной комиссией по канонизации святых Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в качестве обязательных к применению в епархиях Русской Православной Церкви и постановил в епархиях Самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата и митрополичьих округов, а также в Виленской епархии и епархиях дальнего зарубежья применять Рекомендации с учетом местного государственного законодательства.

Священный Синод принял документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви» с последующим утверждением Архиерейским Собором и постановил разослать указанный документ к исполнению в епархии Русской Православной Церкви.

На основе рапорта архиепископа Костромского и Галичского Алексия, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о рассмотрении комиссией службы Собору новомучеников и исповедников земли Белорусской, проект которой был подготовлен в Белорусском Экзархате, Священный Синод утвердил представленную службу и рекомендовал ее к общецерковному употреблению. Текст утвержденной службы было решено направить для издания в Белорусский Экзархат.

Заслушав рапорт архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя синодальной комиссии по делам монастырей, члены Синода утвердили Положение о назначении на должность (освобождении от должности) игуменов (игумений) епархиальных монастырей.

Священный Синод утвердил подготовленное комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви Положение о митрополиях Русской Православной Церкви и постановил представить на рассмотрение очередного Архиерейского Собора соответствующие поправки к Уставу Русской Православной Церкви.

В связи с образованием в Хабаровской епархии Николаевского викариатства (см. ниже) Священный Синод поручил комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного управления и осуществления механизмов соборности в Церкви разработать и представить на рассмотрение Священного Синода документ, регулирующий принципы управления викариатствами, объединяющими по территориальному принципу часть приходов одной епархии.

Внешние связи

Священный Синод заслушал доклады митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшихся поездках в Константинопольскую, Антиохийскую, Иерусалимскую Православные Церкви и страны дальнего зарубежья, одобрил результаты поездок и по итогам посещения председателем Отдела внешних церковных связей в Эфиопии счел полезным дальнейшее развитие контактов с Эфиопской Церковью.

Также Синод выслушал доклад митрополита Илариона о XV Богословском собеседовании представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, одобрил позицию представителей Русской Православной Церкви на богословских собеседованиях с упомянутой Церковью и счел полезным продолжение диалога Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии.

Епархии

В соответствии с принятым Положением о митрополиях Русской Православной Церкви Священный Синод постановил образовать:

в пределах Республики Мордовии Мордовскую митрополию, включающую в себя Ардатовскую, Краснослободскую и Саранскую епархии (глава митрополии — Преосвященный Саранский и Мордовский Варсонофий);

в пределах Приморского края Приморскую митрополию, включающую в себя Арсеньевскую, Владивостокскую и Находкинскую епархии (глава митрополии — Преосвященный Владивостокский и Приморский Вениамин);

в пределах Свердловской области Екатеринбургскую митрополию, включающую в себя Екатеринбургскую, Каменскую и Нижнетагильскую епархии (глава митрополии — Преосвященный Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл);

в пределах Ростовской области Донскую митрополию, включающую в себя Волгодонскую, Ростовскую-на-Дону и Шахтинскую епархии (глава митрополии — Преосвященный Ростовский и Новочеркасский Меркурий);

в пределах Оренбургской области Оренбургскую митрополию, включающую в себя Бузулукскую, Оренбургскую и Орскую епархии (глава митрополии — Преосвященный Оренбургский и Саракташский Валентин);

в пределах Рязанской области Рязанскую митрополию, включающую в себя Касимовскую, Рязанскую и Скопинскую епархии (глава митрополии — Преосвященный Рязанский и Михайловский Павел);

в пределах Саратовской области Саратовскую митрополию, включающую в себя Балашовскую, Покровскую и Саратовскую епархии (глава митрополии — Преосвященный Саратовский и Вольский Лонгин);

в пределах Хабаровского края Приамурскую митрополию, включающую в себя Амурскую и Хабаровскую епархии (глава митрополии — Преосвященный Хабаровский и Приамурский Игнатий);

в пределах Иркутской области Иркутскую митрополию, включающую в себя Братскую, Иркутскую и Саянскую епархии (глава митрополии — Преосвященный Иркутский и Ангарский Вадим);

в пределах Красноярского края Красноярскую митрополию, включающую в себя Красноярскую и Енисейскую епархии (глава митрополии — Преосвященный Красноярский и Ачинский Пантелеимон).

Священный Синод постановил образовать новые епархии на территории Республики Казахстан и Республики Тывы, в Оренбургской, Рязанской, Саратовской, Иркутской областях, а также в Хабаровском и Красноярском крае. Было решено образовать:

в пределах Акмолинской области Республики Казахстан Кокшетаускую епархию, выделив ее из состава Чимкентской епархии, при сохранении города Астаны в составе Астанайской епархии. Епархиальным архиереям Кокшетауской и Чимкентской епархии постановлено иметь титулы соответственно Кокшетауский и Акмолинский и Чимкентский и Таразский. Временное управление Кокшетауской епархией Синод поручил митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру;

в пределах Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан Усть-Каменогорскую епархию, выделив ее из состава Павлодарской епархии. Епархиальным архиереям Усть-Каменогорской и Павлодарской епархий постановлено иметь титулы соответственно Усть-Каменогорский и Семипалатинский и Павлодарский и Экибастузский;

в пределах Северо-Казахстанской области Республики Казахстан Петропавловско-Булаевскую епархию, выделив ее из состава Костанайской епархии. Епархиальным архиереям Петропавловско-Булаевской и Костанайской епархий постановлено иметь титулы соответственно Петропавловский и Булаевский и Костанайский и Рудненский;

в административных границах Республики Тывы Кызыльскую епархию, выделив ее из состава Абаканской епархии. Епархиальным архиереям Кызыльской и Абаканской епархий постановлено иметь титулы соответственно Кызыльский и Тывинский и Абаканский и Хакасский;

в административных границах Асекеевского, Бугурусланского, Бузулукского, Грачевского, Илекского, Красногвардейского, Курманаевского, Первомайского, Северного, Сорочинского, Ташлинского и Тоцкого районов Оренбургской области Бузулукскую епархию, выделив ее из состава Оренбургской епархии. Епархиальным архиереям Бузулукской и Оренбургской епархий постановлено иметь титулы соответственно Бузулукский и Сорочинский и Оренбургский и Саракташский. Временное управление Бузулукской епархией Синод поручил митрополиту Оренбургскому и Саракташскому Валентину;

в административных границах Адамовского, Гайского, Домбаровского, Кваркенского, Кувандыкского, Новоорского, Светлинского и Ясненского районов, а также Новотроицкого и Орского муниципальных образований Оренбургской области Орскую епархию, выделив ее из состава Оренбургской епархии. Епархиальному архиерею Орской епархии постановлено иметь титул Орский и Гайский;

в административных границах Ермишинского, Кадомского, Касимовского, Клепиковского, Пителинского, Сасовского, Чучковского и Шиловского районов Рязанской области Касимовскую епархию, выделив ее из состава Рязанской епархии. Епархиальным архиереям Касимовской и Рязанской епархий постановлено иметь титулы соответственно Касимовский и Сасовский и Рязанский и Михайловский;

в административных границах Кораблинского, Милославского, Новодеревенского, Путятинского, Ряжского, Сапожского, Сараевского, Скопинского, Ухоловского и Шацкого районов Рязанской области Скопинскую епархию, выделив ее из состава Рязанской епархии. Епархиальному архиерею Скопинской епархии постановлено иметь титул Скопинский и Шацкий;

в административных границах Аркадакского, Балашовского, Екатериновского, Калининского, Красноармейского, Лысогорского, Романовского, Ртищевского, Самойловского и Турковского районов Саратовской области Балашовскую епархию, выделив ее из состава Саратовской епархии. Епархиальному архиерею Балашовской епархии постановлено иметь титул Балашовский и Ртищевский;

в административных границах Александрово-Гайского, Балаковского, Дергачевского, Духовницкого, Ершовского, Ивантеевского, Краснокутского, Краснопартизанского, Марксовского, Новоузенского, Озинского, Перелюбского, Питерского, Пугачевского, Ровенского, Советского, Федоровского и Энгельского районов Саратовской области Покровскую епархию, выделив ее из состава Саратовской епархии, с кафедральным центром в городе Энгельсе, именовавшемся до 1931 года Покровск, и вторым кафедральным центром в городе Пугачеве, именовавшемся до 1918 года Николаевск. Епархиальному архиерею Покровской епархии постановлено иметь титул Покровский и Николаевский;

в административных границах Бодайбинского, Братского, Казачинско-Ленского, Катангинского, Киренского, Мамско-Чуйского, Нижнеилимского, Усть-Илимского и Усть-Кутского районов Иркутской области Братскую епархию, выделив ее из состава Иркутской епархии. Епархиальному архиерею Братской епархии постановлено иметь титул Братский и Усть-Илимский;

в административных границах Балаганского, Зиминского, Куйтунского, Нижнеудинского, Тайшетского, Тулунского и Чунского районов Иркутской области Саянскую епархию, выделив ее из состава Иркутской епархии. Епархиальному архиерею Саянской епархии постановлено иметь титул Саянский и Нижнеудинский. Временное управление Саянской епархией Синод поручил архиепископу Иркутскому и Ангарскому Вадиму;

в административных границах Ванинского, Верхнебуеинского, Комсомольского, имени Полины Осипенко, Солнечного и Ульчского районов Хабаровского края Амурскую епархию с кафедральным центром в городе Комсомольске-на-Амуре, выделив ее из состава Хабаровской епархии. Епархиальному архиерею Амурской епархии постановлено иметь титул Амурский и Чегдомынский;

в административных границах Аяно-Майского, Николаевского, Охотского и Тугуро-Чумиканского районов Хабаровского края Николаевское викариатство Хабаровской епархии. Викарному архиерею Хабаровской епархии, управляющему Николаевским викариатством, постановлено иметь титул Николаевский и пребывать в городе Николаевске-на-Амуре.

С целью дальнейшего развития церковной жизни в духе решений Архиерейского Собора 2011 года в юго-восточной части Красноярского края Священный Синод признал целесообразным образование Канской епархии с выделением ее из состава Красноярской епархии. Члены Синода поручили Преосвященному Красноярскому и Ачинскому внести предложения по территориальному разграничению Красноярской и Канской епархий, имея в виду необходимость соблюдения равновесия между числом приходов в каждой епархии и их доступностью для полноценного пастырского окормления епархиальным архиереем.

Священный Синод назначил:

Преосвященным Красноярским и Ачинским архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона, выразив ему глубокую признательность за понесенные труды в Орловской епархии;

Преосвященным Орловским и Ливенским архиепископа Красноярского и Ачинского Антония, поблагодарив его за многолетние труды по возрождению церковной жизни в Красноярском крае;

Преосвященным Усть-Каменогорским и Семипалатинским архиепископа Благовещенского и Тындинского Гавриила;

Преосвященным Благовещенским и Тындинским архимандрита Лукиана (Куценко), избранного 26 июля 2010 года Священным Синодом (журнал № 63) епископом Лодейнопольским, викарием Санкт-Петербургской епархии;

Преосвященным Петропавловским и Булаевским епископа Магаданского и Синегорского Гурия, поблагодарив его за архипастырские труды, понесенные на Магаданской земле.

Священный Синод постановил избрать:

епископом Магаданским и Синегорским архимандрита Иоанна (Павлихина), клирика Костромской епархии;

епископом Ардатовским и Атяшевским игумена Вениамина (Кириллова), клирика Саранской епархии;

епископом Кызыльским и Тывинским игумена Феофана (Кима), клирика Абаканской епархии;

епископом Орским и Гайским игумена Иринея (Тафуню), клирика Кишиневской епархии;

епископом Арсеньевским и Дальнегорским иеромонаха Гурия (Федорова), клирика Московской епархии;

епископом Бишкекским и Киргизским игумена Феодосия (Гажу), клирика Екатеринбургской епархии;

епископом Касимовским и Сасовским игумена Дионисия (Порубая), клирика Рязанской епархии;

епископом Скопинским и Шацким иеромонаха Владимира (Самохина), клирика Рязанской епархии;

епископом Балашовским и Ртищевским игумена Тарасия (Владимирова), клирика Саратовской епархии;

епископом Покровским и Николаевским игумена Пахомия (Брускова), клирика Саратовской епархии;

епископом Амурским и Чегдомынским игумена Аристарха (Яцурина), клирика Хабаровской епархии;

епископом Николаевским, викарием Хабаровской епархии, игумена Ефрема (Просянка), клирика Хабаровской епархии;

епископом Братским и Усть-Илимским игумена Максимилиана (Клюева), клирика Иркутской епархии.

Также рассмотрев прошения митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы о назначении им викарных епископов, Священный Синод избрал викарием Московской епархии с титулом Балашихинский иеромонаха Николая (Погребняка), клирика Московской епархии, а викарием Чебоксарской епархии с титулом Алатырский игумена Стефана (Гордеева), клирика Чебоксарской епархии.

Духовные учебные заведения

На основании рапортов архиепископа Верейского Евгения, председателя Учебного комитета при Священном Синоде, члены Синода постановили:

преобразовать Якутское духовное училище в Якутскую духовную семинарию, назначив ректором новообразованного учебного заведения игумена Андрея (Мороза), исполняющего обязанности ректора Якутского духовного училища;

освободить митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия от обязанностей ректора Екатеринбургской духовной семинарии и назначить на эту должность архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла;

освободить митрополита Омского и Тарского Владимира от обязанностей ректора Ташкентской духовной семинарии и назначить на эту должность митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия;

освободить от должности ректора Ярославской духовной семинарии архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла и назначить на эту должность митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона;

освободить митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона от обязанностей ректора Донской духовной семинарии и назначить временно исполняющим обязанности ректора епископа Ростовского и Новочеркасского Меркурия.

Монастыри

На основании прошений митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона, архиепископов Самарского и Сызранского Сергия, Курского и Рыльского Германа, Костромского и Галичского Алексия, Вятского и Слободского Марка, Владикавказского и Махачкалинского Зосимы и епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона об утверждении их в должности настоятелей особо значимых обителей Синод утвердил:

митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря города Ростова Великого Ярославской области;

архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в должности настоятеля (священноархимандрита) Богородичного Казанского мужского монастыря села Винновка Ставропольского района Самарской области;

архиепископа Курского и Рыльского Германа в должности настоятеля (священноархимандрита) Знаменского мужского монастыря города Курска и Курской Коренной Рождества Богородицы мужской пустыни поселка Свобода Золотухинского района Курской области;

архиепископа Костромского и Галичского Алексия в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря города Костромы;

архиепископа Вятского и Слободского Марка в должности настоятеля (священноархимандрита) Успенского Трифонова мужского монастыря города Кирова;

архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосиму в должности настоятеля (священноархимандрита) Аланского Успенского мужского монастыря Республики Северной Осетии — Алании Алагирского района селения Хидикус;

епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона в должности настоятеля (священноархимандрита) Преображенского Авраамиева мужского монастыря города Смоленска.

Члены Синода постановили оставить наместников перечисленных монастырей в занимаемой должности, а наместников прочих мужских монастырей Ярославской, Самарской, Курской, Костромской, Вятской и Смоленской епархий утвердить в должности настоятелей (игуменов) этих обителей.

Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о назначении игумении Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря, Священный Синод назначил игуменией указанной обители монахиню Филарету (Калачеву), исполняющую обязанности настоятельницы Пюхтицкого монастыря.

В соответствии с рапортом архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя синодальной комиссии по делам монастырей, Священный Синод удовлетворил прошения:

митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия освободить архимандрита Кирилла (Костикова) от должности настоятеля (игумена) Высоцкого монастыря города Серпухова Московской области и назначить на эту должность епископа Серпуховского Романа с освобождением от обязанностей настоятеля (игумена) Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области; назначить иеромонаха Сергия (Куксова) на должность настоятеля (игумена) Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области; назначить иеромонаха Авеля (Пивоварова) на должность настоятеля (игумена) Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова мужского монастыря города Можайска Московской области; освободить игумению Елену (Конькову) от обязанностей настоятельницы (игумении) Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни п/о Кузнецово Наро-Фоминского района Московской области и назначить на должность настоятельницы (игумении) монахиню Фаину (Кулешову);

митрополита Волгоградского и Камышинского Германа назначить игумена Савина (Аганина) на должность настоятеля (игумена) Кременско-Вознесенского мужского монастыря станицы Кременская Клетского района Волгоградской области; назначить игумена Елисея (Фомкина) на должность настоятеля (игумена) Свято-Троицкого Белогорского мужского монастыря села Каменный Брод Ольховского района Волгоградской области; назначить иеромонаха Иакинфа (Глушкова) на должность настоятеля (игумена) Архангельского мужского монастыря хутора Барбаши Светлоярского района Волгоградской области; назначить иеромонаха Христофора (Казанцева) на должность настоятеля (игумена) мужского монастыря во имя архистратига Михаила города Краснослободска Волгоградской области; назначить иеромонаха Лазаря (Куликова) на должность настоятеля (игумена) мужского монастыря во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, города Волжского Волгоградской области; назначить иеромонаха Гавриила (Куликова) на должность настоятеля (игумена) Свято-Духовского мужского монастыря города Волгограда;

митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора назначить игумена Иоанна (Коновалова) на должность настоятеля (игумена) Свято-Духовского мужского монастыря города Тимашевска Краснодарского края;

митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия освободить игумена Серафима (Ключанцева) от должности наместника (игумена) Серафимо-Саровского мужского монастыря села Новомакарова Грибановского района Воронежской области;

митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона освободить игумена Вениамина (Райникова) от должности настоятеля (игумена) Преображенского Геннадиева монастыря села Слобода Любимского района Ярославской области;

архиепископа Костромского и Галичского Алексия освободить архимандрита Никандра (Анпилогова) от обязанностей наместника (игумена) Покровского Авраамиево-Городецкого мужского монастыря села Ножкина Чухломского района Костромской области;

архиепископа Вятского и Слободского Марка освободить игумена Иова (Муравьева) от должности наместника (игумена) Успенского Трифонова мужского монастыря города Кирова;

епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона освободить архимандрита Аркадия (Недосекова) от должности настоятеля (игумена) мужского Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря города Смоленска.

Зарубежные учреждения и приходы

Священный Синод заслушал сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о епархиях и приходах за рубежом и постановил направить протоиерея Николая Озолина, клирика Петрозаводской епархии, в клир Корсунской епархии в распоряжение епископа Корсунского Нестора. Также по решению Синода в состав Сурожской епархии включен новоучрежденный приход святых равноапостольных Константина и Елены в городе Йорке (благочиние Северной Англии).

Заслушав доклад митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем письме Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила, члены Синода благословили переход клирика Мукачевской епархии архимандрита Афанасия (Немзета) в юрисдикцию Румынской Православной Церкви.

 

11 октября 2011 г.
Также читайте:
церковное управление
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП.       Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30