выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
История
1 марта 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Романовы — это сама российская история

Дому Романовых — четыре столетия. Третьего марта исполняется ровно 400 лет со дня избрания на российский престол Михаила Федоровича (по историческому календарному стилю Руси это событие состоялось на Земском Соборе в Москве 21 февраля 1613 года). О том, какой роль Романовых в «биографии» нашего государства видится современному ученому-историку, корреспондент ЦВ расспросил директора московского музея «Палаты бояр Романовых» Галину Щуцкую.

— Галина Константиновна, три века правления романовской династии — пусть и очень протяженный, но всего лишь период в нашей истории. Какой емкой фразой вы могли бы охарактеризовать его?

— Прежде всего, не вполне корректно говорить о 400-летнем юбилее Дома Романовых, ведь сейчас династии как таковой не существует. В историческом контексте справедливо вести речь о круглой дате с момента воцарения Михаила Федоровича или же о вековом юбилее 300-летия Дома Романовых. Не случайно посвященное этой дате торжественное Патриаршее богослужение запланировано на 6 марта — в точности тот самый день, когда юбилей отмечали столетие назад. Рассматривая же в целом правление Романовых как большую эпоху, я бы охарактеризовала ее следующим образом: это сама история России. Именно Романовы — начиная с Алексея Михайловича и Федора Алексеевича (отменившего местничество и запретившего носить традиционные русские костюмы и платья) повернули страну лицом к Западу, после чего Петру уже не так сложно было проводить свои знаменитые преобразования. До сих пор активно спорят (в том числе и маститые историки), верным ли было то решение или нужно было следовать более традиционным путем развития. Но факт остается фактом: именно Романовы сделали Россию настоящей евразийской державой, которой она и поныне остается.

— А с кем персонально из венценосных Романовых ассоциируются у вас три века царствования этой династии? Наверное, с Алексеем Михайловичем и Федором Алексеевичем, как можно предположить из предыдущих ваших слов?

— Нет. Возможно, ответ удивит вас, но я назову Патриарха Филарета (+1633). Личность противоречивая, но для меня именно он остается первым из Романовых. Между прочим, из своего рода фамилию «Романов» раньше других взял как раз Филарет Никитич. И царь Михаил Федорович именно его — своего родителя — по возвращении того в 1619 из польского плена году нарек титулом «Великий Государь». Думаю, по масштабу личности Патриарх Филарет стоит рядом со своим современником кардиналом Ришелье. Правда, второй известен куда лучше первого (скорее всего, благодаря «Трем мушкетерам»), в том числе, увы, и в России. Кстати, Ришелье искал встречи с Патриархом Филаретом: в Европе тогда бушевала Тридцатилетняя война, и Франция желала привлечь Россию на свою сторону. Но у французов тогда не получилось. Встреча не состоялась, а Россия хотя и участвовала в войне, но лишь весьма косвенно, выступая против Речи Посполитой.

— Парадоксальный факт, возможно, еще ожидающий исторического комментария: представители Дома Романовых, первым из которых был Патриарх Филарет, век спустя упразднят патриаршество в России. А закончится Синодальный период в ноябре 1917 года — незадолго до расстрела семьи последних Романовых — избранием на патриарший престол впоследствии прославленного в лике святителей Тихона (Беллавина)... Как бы то ни было, на общегосударственном уровне 400-летний юбилей восшествия Михаила Федоровича на царство не отмечается. А будь ваша воля, каким должно быть это празднование исходя из роли и места Романовых в российской истории?

— Действительно, памятные мероприятия проходят только в регионах: в Костроме, в Екатеринбурге, в селе Сусанино. Ни общероссийского, ни даже министерского, под эгидой Минкультуры, уровня они не получили, и, на мой взгляд, это большое упущение. К сожалению, наши сограждане плохо знают историю. И если бы что-то зависело от меня, я бы придала празднествам в первую очередь просветительско-культурологический характер. Собственно, мы в Государственном историческом музее так и постарались сделать. В середине марта в главном здании музея открывается большая выставка «Романовы. Начало династии». Пользуясь случаем, хочу также пригласить всех и в наш филиал на ул. Варварке в Москве, где в середине мая после ремонтно-реставрационных работ открывается новая экспозиция. Напомню: это историческая романовская усадьба, где родился Михаил Федорович, где жили его отец Федор Никитич (будущий Патриарх Филарет) и дед Никита Романович Захарьин-Юрьев. Мы провели большую исследовательскую работу и обнаружили в Российском государственном архиве древних актов документы так называемого «Дела Романовых» 1600 года, когда по доносу одного из слуг Борис Годунов арестовал и отправил в ссылку пятерых братьев Романовых с семьями (выжили только двое). В первые дни работы новой экспозиции подлинники этих документов можно будет увидеть у нас (затем они сменятся копиями). А Российская государственная библиотека выставляет у нас (также в течение нескольких дней) инкунабулу 1393 года «Евангелие Федора Кошки» — хронологически самый ранний документ, связанный с историей романовского рода. Дело в том, что по родословной книге XVII века Романовы ведут свою линию от некоего Андрея Кобылы, чьим пятым сыном, в свою очередь, и был Федор Кошка. Думаю, «белых пятен» в истории ранних Романовых еще достаточно — а значит, нас ждут новые увлекательные исследования и открытия.

Галина Щуцкая — заслуженный работник культуры РФ, автор монографии «Бояре Романовы», готовящейся сейчас к печати в Москве. Область научных интересов — ранние цари романовской династии и их предшественники по семейной линии.

1 марта 2013 г. 01:00
Ключевые слова: Романовы, история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00