выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Блаженнейший Тихон, Митрополит всей Америки и Канады: «Святитель Тихон укрепляет веру и помогает держаться пути спасения»
В 2025 году православные всего мира отмечают 100-летие блаженной кончины Патриарха Московского и всея России Тихона и 160-летие со дня его рождения. Телекомпания «Союз» подготовила к юбилейной дате документальный историко-биографический фильм «Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский», который отмечен дипломами Международного кинофорума «Золотой Витязь». Автор фильма Николай Васильев, главный редактор студии «Лики Руси» телеканала «Союз», работая над изучением биографии Патриарха Тихона, посетил Соединенные Штаты, увидел и показал зрителям, как сегодняшние американцы почитают святителя Тихона. В монастыре святителя Тихона Задонского, основанном в 1905 году в Саут-Кейнане (штат Пенсильвания) по благословению архиепископа Тихона (Беллавина), бывшего в то время главой православной епархии Северной Америки, режиссер взял интервью у Предстоятеля Православной Церкви в Америке Блаженнейшего Тихона, Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всей Америки и Канады. PDF-версия.  
9 октября 2025 г. 14:30
Митрополит Никодим (Ротов) во главе русской церковной дипломатии
Международная деятельность Русской Православной Церкви в ХХ веке вызывает интерес у исследователей и ученых, занимающихся историей Церкви. Один из сложных периодов внешних церковных контактов связан с именем митрополита Никодима (Ротова) — выдающегося иерарха второй половины ХХ века, день памяти которого 5 сентября. Возглавив 65 лет назад Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) Московской Патриархии после митрополита Николая (Ярушевича, † 1961) — первого председателя ОВЦС, митрополит Никодим выстраивал международное сотрудничество Русской Церкви в 1960–1972 годах. Этот период ознаменован активной деятельностью на площадках международных христианских организаций, борьбой за русское монашеское присутствие на Святой Горе Афон, уврачеванием церковных расколов, что привело к образованию Православной Церкви в Америке как самостоятельной Поместной Церкви и установлению канонической связи с Японской Православной Церковью в составе Московского Патриархата. Русская Церковь демонстрировала стремление к христианскому единству, что проявилось в ее деятельности во Всемирном совете Церквей и других международных христианских организациях. PDF-версия.
12 сентября 2025 г. 16:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00
Православие и самодержавие
Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.    
25 апреля 2025 г. 14:00
Русская Православная Церковь Заграницей и Московский Патриархат: история разделения и примирения внутри Поместной Русской Церкви
В 2025 году Русская Православная Церковь отмечает 100 лет преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В годы его Патриаршего служения Русской Церкви пришлось столкнуться с беспрецедентными событиями и вызовами, и все они требовали первосвятительского вмешательства. Одним из важных и трагических событий 1920-х годов стал Русский исход — массовая эмиграция в страны Европы и Америки, где русские беженцы образовали Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). Об истории РПЦЗ, ее идеологии, причинах расхождения с Московским Патриархатом и радостном ­воссоединении, а также о том, почему важно изучать историю Зарубежной Церкви, «­Журналу Московской Патриархии» рассказал автор вышедшего в 2024 году учебного пособия по истории РПЦЗ, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ и Института дистанционного образования ПСТГУ Андрей Александрович Кострюков. PDF-версия.    
19 февраля 2025 г. 18:00
История
Александро-Невский собор в Софии, Болгария
ЖМП № 8 август 2021 /  10 сентября 2021 г. 18:00
версия для печати версия для печати

Память русского святого на Болгарской земле

КАК ТРИ АЛЕКСАНДРА ПОСТРОИЛИ В СОФИИ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР 

Юбилейный год благоверного князя Александра Невского - прекрасный повод для воспоминания и осмысления культурного наследия, связанного с именем этого связанного. XIX век можно было бы назвать золотым веком русского церковного зодчества; он ознаменовался и целым созвездием храмов, центральные престолы которых освящались во имя святого благоверного князя. PDF-версия.

Только в череде самых масштабных сооружений стоят: собор святого Александра Невского в Париже (архитектор Роман Кузьмин, 1859–1861); войсковой собор святого Александра Невского Кавказской армии в Тифлисе (архитектор Давид Гримм, 1866–1897, разрушен); войсковой собор святого Александра Невского в Батуми (заложен в 1888 году императором Александром III во время его путешествия по Кавказу, разрушен); собор святого Александра Невского в Баку (архитектор Роберт Марфельд; заложен в 1888 году императором Александром III во время его путешествия по Кавказу, разрушен); собор святого Александра Невского в Ростове-на-Дону (архитектор Александр Ященко, 1891–1908, разрушен); собор святого Александра Невского в Варшаве (архитектор Леонтий Бенуа, 1894–1912, разрушен); собор святого Александра Невского в Ревеле (архитектор Михаил Преображенский, 1895–1900); собор святого Александра Невского в Царицыне (архитектор Александр Ященко, 1901–1918, разрушен); собор святого Александра Невского на Миусской площади в Москве (архитектор Александр Померанцев, 1913–1917, разрушен).

Как видно из этого перечня памятников зодчества, наиболее значительных по размерам и роли в истории русской архитектуры, большинство из них утрачены в годы богоборческой власти и нуждаются в изучении и воссоздании. Поэтому роль Александро-Невского собора в Софии уникальна. Там сохранились в перво­зданном виде не только архитектура, но и богатейшее внутреннее убранство, монументальная живопись и иконы, создававшиеся болгарскими и русскими художниками.

Несомненной удачей заказчиков и зодчих стал выбор неовизантийского стиля, который наряду с русским стилем был выдающимся явлением в архитектуре историзма. Под «историзмом» здесь мы понимаем стиль европейского искусства последней четверти XVIII — середины ХХ века, в котором архитекторы стремились к воспроизведению духа и форм прошедших эпох. Именно в России историзм получил наиболее полное и масштабное воплощение вследствие высочайшего уровня художественной школы, достижений художественной промышленности и строительного искусства.

Архитектурный проект выполнил Александр Померанцев, уже в конце XIX столетия счита­в­шийся общепризнанным корифеем второго по значению стиля русского храмостроения (после русского) — неовизантийского (в ту эпоху его чаще называли византийским). Самый значительный проект зодчего в этом стиле был выполнен для Софии.

Городу тогда еще только предстояло превратиться из традиционного балканского поселения в современную европейскую столицу. На это была нацелена градостроительная программа правительства, включавшая в том числе и возведение кафедрального собора. По данным первой официальной переписи населения, к 1880 году София насчитывала всего 20 856 жителей, в ней почти не было представительских зданий, отсутствовала канализация, улицы тонули в грязи.

В 1883 году в Санкт-Петербурге прошел первый конкурс на проект храма-памятника на месте смертельного ранения императора Александра II. В Софию отправили 32 фотоснимка конкурсных работ. В результате болгарская комиссия выбрала проект академика архитектуры Ивана Богомолова (1841–1886), выполненный, как и большинство других, в неовизантийском стиле. Архитектор Богомолов прибыл в Софию 22 апреля 1884 года и предложил ­оригинальные планы проекта храма1. Вскоре он заключил с болгарским Министерством общественных зданий, дорог и сообщений контракт, по которому обязался в 6–8-месячный срок предоставить окончательно переработанный проект храма вместимостью 1200 человек и сто­имостью 2 млн левов, реализация которого могла бы осуществиться в том числе под руководством другого архитектора2.

Увы, разворачивавшиеся на Балканах события не способствовали быстрому строительству. 6 сентября 1885 года провозглашается соединение Княжества Болгарии с Восточной Руме­лией. За этим следует Сербско-болгарская война (2 ноября 1885 — 19 февраля 1886) и избрание Фердинанда I на болгарский трон. Лишь в 1894 году отношения с Россией стали налаживаться, и тогда же председателем Комитета по возведению кафедрального собора был избран Стоян Петков. Благодаря эрудированности, трудолюбию и настойчивости он сумел привлечь внимание министерского совета к строительству храма-памятника3.

Министерство общественных зданий назначает Строительную комиссию4, которая первым делом занялась поисками нового архитектора для осуществления проекта Богомолова. По приглашению Министерства общественных зданий, дорог и сообщений профессор Александр Померанцев впервые посещает Софию 1 сентяб­ря 1896 года, знакомится с условиями стро­ительства, присутствует на отборе пробы грунта. Свое мнение о проекте Богомолова он излагает в адресованной Строительной комиссии докладной записке, и уже 11 сентября 1896 года происходит совместное заседание Комитета и Стро­ительной комиссии с участием Померанцева.

Разработанный Померанцевым новый проект отличался от первоначального не только по ­размерам, но и концептуально. Теперь доминантой здания стал центральный купол, опиравшийся на структуру триконха, что в интерьере создавало иллюзию увеличенного пространства и его цельности, а снаружи напоминало купольное покрытие с боковыми конхами собора Святой Софии Константинопольской. Протяженность объема с запада на восток роднила его с купольными базиликами и болгарской средневековой традицией, а также с расположенной рядом Софийской базиликой IV–VI веков. Западный фасад венчала 51-метровая колокольня, а весь объем здания окружала галерея, подчеркива­ющая пирамидальное построение гармоничных объемов. Как и во многих других своих зданиях, Померанцев предпочел облицевать храм естественным камнем с обилием декоративных деталей. Объем храма составил 86 тыс. м3, а площадь застройки — 3160 м2.

Собор во имя святого Александра Невского — выдающееся произведение русской архитектурной мысли и нашей строительной школы, а также великолепный пример творческого сотрудничества болгарских и русских зодчих, художников, строителей, государственных и общественных деятелей.

Не менее значителен в созидании храма и опыт братского единения Православных Церквей обеих стран, и творческий опыт осмысления образа главного храма православного мира — собора Святой Софии в Константинополе, который нашел отражение в православном, католическом и протестантском зодчестве5. Несмотря на то что возводился он в Болгарии, именно благодаря нашим соотечественникам в его со­здании нашли применение наиболее прогрессивные строительные конструкции и материалы. Благодаря этому до сегодняшнего дня он сохраняет большой запас прочности и надежности конструктивной части.

Уникальна роль Строительного бюро А. Н. Померанцева в создании Александро-­Невского собора и в целом русского храмостроения в Болгарии. При знакомстве с архивными документами поражает высочайший профессионализм руководителя бюро и его помощников А. Н. Смирнова и А. А. Яковлева, проявившийся в полемике с болгарскими коллегами и запечатленный в применении новаторских конструкций и строи­тельных материалов, в общей гармонии храма, его архитектурных форм, внутреннего пространства и художественного убранства.

 

Материал подготовлен в рамках исследовательского проекта РФФИ № 19-012-00330 «История создания собора во имя св. Александра Невского в Софии и его архитектор А. Н. Померанцев».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Каравелов Л. Храм-памятник «Александр Невский» в Софии. Т. I. София, 1966. Рукоп. С. 25.

2 Там же.

3 Радкова Р. Храм-памятник «Св. Александр Невский». София:
АИ «Проф. Марин Дринов», 1999. С. 29.

4 Каравелов Л. Указ. соч. С. 39.

5 Saveliev Yu. Hagia Sophia in Constantinople: model for the neo-byzantine architecture of Russia, Europe and America // Bisanzio nello spazio e nel tempo. Costantinopoli, la Siria. Orientalia Christiana Analecta. T. 307. Rome, 2019. P. 117–146.

Александр Никанорович Померанцев (1848–1918) родился в Москве. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Архитектурное отделение Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1874–1877). Стажировался за границей (1880–1887), преимущественно в Италии. Совместно с архитектором Федором Чагиным выполнил обмеры Палатинской капеллы в Палермо. Удостоен звания академика (1887). С 1888 г. до конца жизни преподавал в Академии художеств, в 1899 г. назначен ректором Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Автор известных зданий, вошедших в историю русского зодчества. Среди них — Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве (1889–1893), Императорский павильон и здание Администрации (русский стиль); главное здание Художественного отдела (неоклассицизм); здание отдела Средней Азии (мавританский стиль) и здание Машинного отдела (рационализм) Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896); здание Синодального училищного совета и школы с церковью святого Александра Невского в Санкт-­Петербурге (1898–1900); архитектурная часть памятника императору Александ­­ру III в Москве (1900–1912); церковь святого Александра Невского в Челябинске (1907–1914); храм святого Александра Невского на Миусской площади в Москве (1913–1917) и многие другие.

Основные вехи строительства

1882 год, 19 февраля — освя­щение закладного камня.

1884–1885 годы — архитектор Иван Богомолов († 1886) разрабатывает первый проект собора вместимостью 1 200 человек и сто­имостью 2 млн левов.

1896 год — создание болгарским правительством Строительной комиссии по возведению собора.

1898 год — назначение Александ­ра Померанцева главным архитектором проекта собора вместимостью 4–4,5 тыс. человек.

1904 год, май — организация в Софии Строительного бюро под руководством приглашенных Померанцевым зодчих Александ­ра Смирнова († 1928) и Александ­ра Яковлева († 1951). 

1906 год — возведены фундаменты, облицован цоколь. 

1908 год — возведены стены, начинается кирпичная кладка сводов и выполнение элементов каменной резьбы на фасадах. 

1912 год — завершение росписи и работ по убранству; Строитель­ное бюро заканчивает свою работу в Софии. 

1912–1913 годы — золочение куполов. 

1915–1916 годы — решение Кабинета министров и депутатов Народного собрания о переименовании собора в связи с событиями на фронтах Первой мировой войны. 

1919 год, 24 июня — официальное обращение болгарского Синода к государственным органам о возвращении посвящения главного престола святому благоверному Александру Невскому. 

1924 год, сентябрь — великое освящение собора. 

 

Юрий Савельев

родился в 1959 г. Доктор искусствоведения (диссертация «Искусство “историзма” в системе государственного заказа второй поло­вины XIX — начала ХХ века. На примере “византийского” и русского стилей» защищена в 2006 г. на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета). Академик Российской академии художеств. Профессор факультета искусств МГУ им. М. В. Ломоносова и факультета церковных художеств ПСТГУ.

 

Елена Слижевская родилась в 1965 г. Архитектор, автор проектов в области реставрации архитектурного наследия. Диплом I степени на Всесоюзном конкурсе дипломных работ 1987 г. Управля­ющая Архитектурным бюро «ЕС СТУДИО 2007» (София, Болгария).

 

10 сентября 2021 г. 18:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крестный путь Патриарха Тихона
В год 100-летия блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет открыл портал «Крестный путь Патриарха Тихона». Этот уникальный проект в документах и фотографиях отражает 2698 дней патриаршего служения Первосвятителя, начиная с момента избрания митрополита Тихона (Беллавина) Патриархом Московским и всея России на Поместном Соборе 5 (18) ноября 1917 года до момента его упокоения 25 марта (7 апреля) 1925 года. О том, как возникла идея портала и как он устроен, рассказывает руководитель проекта Дмитрий Павлов, научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ и председатель правления Научно-просветительского фонда имени святого Патриарха Тихона. PDF-версия.    
14 октября 2025 г. 15:30