iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Архив, собранный по крупицам
Сегодня в Петербурге живет правнучка отца Иоанна Кочурова — Татьяна Игоревна Кочурова. По профессии инженер, работает в «Ленэнерго», она более 20 лет собирает фотографии, письма, документы, связанные с историей семьи Кочуровых, с судьбой отца Иоанна. К 100-летию трагической гибели своего прадеда, основываясь на этом архиве, она написала книгу «…и страдавша и погребенна… Священномученик Иоанн Царскосельский». «Я стала интересоваться историей нашей семьи, когда училась в старших классах, задавала своему дедушке, Кочурову Василию Ивановичу, вопросы о его отце. Он отвечал неохотно и очень скупо: “Мой отец был священник, расстрелян за молебен казаками Краснова в годы революции”. И все. Помню, когда его хоронили, мой отец обмолвился: “Чем жил — всё и унес с собой”». PDF-версия
13 ноября 2017 г. 15:50
Два бойца
Состоявшийся в феврале прошлого года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место.Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать.
14 июля 2017 г. 14:30
История
Виктор Аксючиц
ЦВ № 4 (425) февраль 2010 /  27 февраля 2010 г.
версия для печати версия для печати

История имеет религиозное измерение

Осмысление истории России и русского народа остается важной задачей, у которой есть не только общественно-политическое, но и религиозное измерение. Новая книга философа и публициста Виктора Аксючица — это размышление о смысле жизни русского народа, его душе и характере.

— Виктор Владимирович, вышла в свет ваша новая книга «Миссия России». О чем она?
— Книга относится к жанру историософии. Если философия истории формулирует общие закономерности исторических про-цессов, а историософия описывает судьбу конкретных исторических организмов: народов, культур, цивилизаций.

— Как формировалась ваша концепция?
— К третьему году обучения на философском факультете МГУ я стал верующим. Познакомившись с философской классикой (начиная с Платона), я стал читать в «самиздате» и «тамиздате» труды русских религиозных философов и богословов. Я с удивлением обнаружил, что подлинной философии в «советской философии» нет, в том числе на моем факультете, где все кафедры имели приставку «марксистско-ленинская».
Занимаясь самообразованием, я обнаружил, что религиозный взгляд и религиозный анализ не касаются исторической материи. Историки, которые были убежденными верующими, не распространяли свое религиозное мировоззрение на историю. И Соловьев, и Ключевский были верующими, но их исторические курсы были вполне позитивистскими. Подобный подход индифферентен по отношению к религии, поэтому его может разделять и атеист.
Христианское Благовестие несет истины о триипостасности Божества, о Богочеловеке, открывает новые измерения осознания бытия, человека и его миссии, природы, космоса. В изучении истории должно присутствовать религиозное измерение, а не только позитивистский набор и классификация отчасти известных исторических «фактов».
У меня сформировалось представление, что история любого народа (в первую очередь, меня интересовала судьба русского народа) есть судьба некого исторического субъекта, который не абстрактен, а вполне конкретен, обладает не только телом, но и вечной соборной душой.
У каждого человека своя судьба, человек меняется внутренне и внешне на протяжении жизни, с возрастом меняются его взгляды, подход к жизни, примерно через десять лет полностью меняется физический состав тела, но мы остаемся сами собой, мы самотождественны, поскольку обладаем вечной душой. Душу человека можно увидеть не только через его глаза, но и определить через его поступки, через образ его жизни и мысли. Так же и с душой народа. Зная судьбу конкретного исторического субъекта, можно попытаться описать его душу, характер, смысл его жизни и содеянного в истории.

— Можно привести примеры?
— Русский народ родился духовно с принятием православия. Большинство европейских народов крестилось в христианство насильственно. На Руси ни одно племя не было крещено насильно. Русский народ и русская элита приняли православие свободно, будучи к нему внутренне подготовленными. В том числе и потому, что православие соответствовало русскому характеру, национальному природному генотипу. Беспрецедентный факт: через сто лет после крещения Русь была православной державой, элита стала образованой, был грамотным городской посад, а на селе отец нередко учил детей читать по Псалтири. За двести лет было открыто множество храмов. Страна имела все признаки мощной цивилизации, высокой культуры.
При татаро-монгольском нашествии большинство русских городов было стерто с лица земли вместе с жителями, почти полностью погиб массив русской письменности. На три века прекратилось каменное строительство, были потеряны его навыки (после шедевров Киевской Софии и Покрова на Нерли), навыки иконописи.
Многие другие народы были ассимилированы или уничтожены монголами. Русский народ, остановив сокрушительное нашествие, охранив Европу, сохранился и восстал из пепла. Народ возрождался через религиозное обновление, через православное преображение — от душевного измерения до «монастырской колонизации» Северо-Восточной Руси. Русская Православная Церковь сохранила единство народа в то время, когда он был раздроблен, затем подвигла восстановить единство государственное. В мировой истории нет ничего подобного.

— Но приходится встречаться с разными точками зрения на характер русского народа...
— В отношении русского народа существует множество мифов. Один из них — что «русский народ ленив». Но судьба нашего народа говорит о другом. Не мог ленивый народ за исторически короткое время освоить огромное и суровое пространство северо-востока Евразии и дойти за невиданно короткий исторический срок в цивилизационном и культурном освоении до Аляски и Калифорнии. Это очевидный исторический факт.
Не мог ленивый народ не только выжить в необычайно агрессивных климатических, природных и геополитически условиях, но и создать мощную государственность, самую большую страну, которая занимала шестую часть суши, создать великую культуру.

— Как тогда вы оцениваете октябрьский переворот 1917 года?
— Когда исторические процессы изучаются через духовное измерение, то по-другому выглядят известные факты. Например, миф о том, что марксистская коммунистическая идеология была единоприродна русскому национальному характеру, разбивается тем фактом, что большевистская революция закончилась кровавой гражданской войной, во время которой было уничтожено около двенадцати миллионов человек. В Германии в 1933 году на демократических выборах половина нации проголосовала за идеологии, приведшие к тоталитаризму: национал-социалисты получили большинство голосов, коммунисты заняли третье место. То, что русский народ положил миллионы жизней при экспансии идейной мании большевизма, говорит о сопротивлении этой нежити. Русский народ был захвачен вероломным противником, он был разбит, потому что его сопротивление было спорадическим, стихийным, а интернациональная большевистская сила утверждалась организованно, кровавым насилием и глобальной ложью. Коммунистическом режиму не был бы нужен «большой террор», если бы народ, общество, люди своим образом жизни, мысли, нравственности не отторгали насаждение богоборческой и человеконенавистнической идеологии. И эти факты свидетельствуют о том, что коммунистическая идеология чужда русскому характеру.
Далее, все тоталитарные режимы освобождались извне: германский, японский, итальянский, в большой степени и восточно-европейские. Только оккупационные войска, вычистив фашистскую заразу, освободили немецкий народ и дали ему возможность иного исторического выбора. Русский же народ сам переварил коммунистическую заразу. В августе 1991 года была стихийная революция освобождения. Другое дело, что ее плодами воспользовались, как это часто бывает, не самые лучшие силы и люди.
Из этого много следствий: русский народ сам переварил коммунистическую заразу, значит, много сил потратил и ослабел. Следовательно, обречен на более драматичный переходный период, который мы и переживаем. Мы были лишены тех комфортных условий, которые были предоставлены немцам и японцам: их освободили, затем в них влили огромные средства для восстановления по «плану Маршала». Нам при освобождении не помогал никто — только мешали. Мы вновь сами восстали со смертного одра.
Эти и другие исторические факты очевидны, но они не осознаются, не анализируются, из них не делаются выводы. В своей книге я пытаюсь понять и описать, каким национальным характером обладает русский народ, каковы его духовные идеалы (то есть, какова русская идея), какова русская историческая миссия.
Это очень важно для осознания нашего прошлого, осмысления нашего настоящего, для нашего будущего — для возрождения тех качеств, благодаря которым мы выжили как народ, и которые востребованы нынешним временем. Проявляя органичные свойства своего характера, русский народ может получить достойное будущее.
 

27 февраля 2010 г.
Ключевые слова: философия
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи