iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
История
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /  20 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Портрет утраченной страны

На аудиодиске «Портрет утраченной страны» записан цикл передач радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров», в которых участвовали два известных историка — профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов и сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета Кирилл Александров, а также главный редактор «Града Петрова» протоиерей Александр Степанов. Тема этих бесед — воссоздание подлинного образа России и жизни ее различных сословий на рубеже XIX и XX веков, перед революцией 1917 года.

Советская эпоха стерла с лица русской земли не только множество храмов, но и саму память народа о своем дореволюционном прошлом. Для подавляющего большинства наших современников главным, если не единственно важным, периодом отечественной истории является советский период. Именно он теперь воспринимается соотечественниками как лицо России. О той стране, место которой занял СССР, мы судим в основном по школьному курсу истории, в котором мало что изменилось с советских времен. Определенный образ России XIX — начала XX века закрепляется в нашем сознании и благодаря чтению классической литературы, которая, при всех своих художественных достоинствах, не является беспристрастным историческим источником.

Для тех, кто хочет освободить свое восприятие прошлого от школьных штампов, большим подспорьем будет аудиодиск «Портрет утраченной страны». По своей теме (и даже по названию) диск перекликается с имевшим когда-то немалый резонанс фильмом Сергея Говорухина «Россия, которую мы потеряли». Однако если у кинорежиссера пафос и оценка преобладали над размышлением, то авторы аудиопрограммы по-христиански избегают страстей и пристрастий. Они не упрощают сложные проблемы, не сглаживают драматические противоречия, а приглашают слушателей вдумчиво и трезво вглядеться в черты предреволюционной России. Какой подошла наша страна к роковому для нее 1917 году? Как в ней жили обычные люди — чиновники и священники, офицеры и купцы, мещане и казаки? Что они могли купить на свое жалованье, как ощущали свое место в обществе, чем отличалась ментальность той или иной социальной группы?

Аудиодиск имеет подзаголовок «Сословия Российской империи рубежа XIX–XX веков». Создатели цикла исходили из того, что страна — это прежде всего люди, которые в ней живут и считают ее своей. Сословия были теми социальными группами, которые и составляли историческую Россию. Кирилл Александров сосредоточился на особенностях их эволюции и обстоятельствах их повседневной жизни, а отец Георгий Митрофанов нарисовал духовный портрет каждого сословия и показал, что оно представляло собой в религиозном отношении. В результате различные слои дореволюционного общества предстают перед слушателем как совокупность психологических и поведенческих типов. Нетрудно заметить, что в этом отношении авторы следуют одному из самых авторитетных направлений мировой исторической науки, известному как школа «Анналов». Ее основатели — Л.Февр, М.Блок, Ф.Бродель и др. — призывали историков анализировать не только войны и смены правительств, но и все стороны обыденной жизни человека (или, как их назвал Бродель, «структуры повседневности») и особенности его мирочувствия.
Решая подобную задачу, создатели «Портрета утраченной страны» рисуют целостную панораму многообразной, динамично развивающейся Российской империи последних предреволюционных десятилетий. Например, они показывают, что отечественное дворянство, вопреки привычному мнению, не было кастой: оно бурно пополнялось за счет выходцев из иных сословий и передавало им свое богатое наследие, свою систему этических и культурных ценностей. К началу Первой мировой войны уже более 40% офицеров не имели дворянского происхождения, но ничем не отличались от дворян по своему облику, манерам, духу и статусу. Таким образом, в начале ХХ века дворянство служило как бы облагораживающим горнилом для всего русского общества.

Мещанское сословие в описании авторов «Портрета утраченной страны» предстает не обществом бездуховных потребителей (именно такие ассоциации, как правило, вызывает ныне слово «мещанство»), а наиболее воцерковленной социальной средой, главным носителем традиционного благочестия. Недаром, как подчеркнули создатели цикла, именно потомственные мещане стали в 1918-1920 годах народным оплотом русской контрреволюции. Столь же неожиданные открытия ждут слушателей в разделах, посвященных чиновникам, купцам и крестьянам.

Из множества представленных фактов можно сделать заключение: в жизни предреволюционной России, несомненно, преобладали позитивные черты. Почему же эта страна не выдержала испытаний 1917 года и в итоге исчезла с лица земли? Отвечая на этот вопрос, авторы цикла показывают, по каким причинам лишь малая часть русского народа проявила в роковые годы чувство государственной ответственности. Но каковы бы ни были эти причины, итог почти вековой власти большевиков неоспорим: это утрата характерных для исторической России человеческих типов.

Формальное окончание советской эпохи не стало восстановлением преемственности с прежним русским обществом; типы мирочувствия и поведения, сформированные в рамках традиционных сословий, ушли навсегда. Создатели «Портрета утраченной страны» показывают, что чиновники и офицеры нынешней Российской Федерации опираются на менталитет не своих дореволюционных предшественников, а советских чиновников и красных командиров; современные бизнесмены воспроизводят образ действий не русских купцов, а советских «снабженцев» и творцов советской же «теневой экономики». Таким образом, слушатели могут не только освободиться от стереотипных представлений о прошлом, но и трезво взглянуть на настоящее. Достоверный портрет подлинной исторической России позволяет распознать искусственность и неправду современных подделок под ее дворянство или казачество.

Может быть, главная заслуга авторов «Портрета утраченной страны» как раз и состоит в прививке духовной трезвости, которой порой так не хватает нынешней православной общественности. Девятнадцать бесед, составляющих этот цикл, дают нам достаточно знаний, чтобы не обольщаться мифами ни о былом России, ни о самих себе.

 

Светлана Шешунова
20 ноября 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи