iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Казачество в годы Гражданской войны: тема Исхода на научной конференции и историко-документальной выставке в Российском государственном архиве социально-политической истории
Вчера, 6 ноября, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) открылись одноименные научная конференция и историко-документальная конференция «Казачество в годы Гражданской войны. Исход», посвященные 100-летию с начала политики расказачивания и первой эвакуации отступавших белых частей из Новороссийска. Аудитория услышала приветствия представителей федеральных органов власти, потомков казаков-эмигрантов, казаков реестровых формирований и общественных объединений различных российских регионов. На пленарном заседании прозвучали доклады отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся на теме истории казачества, в том числе из РГАСПИ, Донского государственного технического университета, Кубанского государственного университета, МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первого казачьего университета), Дома Русского зарубежья им. А.И. Солженицына, Московской духовной академии.
7 ноября 2019 г. 17:59
История
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /  20 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Портрет утраченной страны

На аудиодиске «Портрет утраченной страны» записан цикл передач радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров», в которых участвовали два известных историка — профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов и сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета Кирилл Александров, а также главный редактор «Града Петрова» протоиерей Александр Степанов. Тема этих бесед — воссоздание подлинного образа России и жизни ее различных сословий на рубеже XIX и XX веков, перед революцией 1917 года.

Советская эпоха стерла с лица русской земли не только множество храмов, но и саму память народа о своем дореволюционном прошлом. Для подавляющего большинства наших современников главным, если не единственно важным, периодом отечественной истории является советский период. Именно он теперь воспринимается соотечественниками как лицо России. О той стране, место которой занял СССР, мы судим в основном по школьному курсу истории, в котором мало что изменилось с советских времен. Определенный образ России XIX — начала XX века закрепляется в нашем сознании и благодаря чтению классической литературы, которая, при всех своих художественных достоинствах, не является беспристрастным историческим источником.

Для тех, кто хочет освободить свое восприятие прошлого от школьных штампов, большим подспорьем будет аудиодиск «Портрет утраченной страны». По своей теме (и даже по названию) диск перекликается с имевшим когда-то немалый резонанс фильмом Сергея Говорухина «Россия, которую мы потеряли». Однако если у кинорежиссера пафос и оценка преобладали над размышлением, то авторы аудиопрограммы по-христиански избегают страстей и пристрастий. Они не упрощают сложные проблемы, не сглаживают драматические противоречия, а приглашают слушателей вдумчиво и трезво вглядеться в черты предреволюционной России. Какой подошла наша страна к роковому для нее 1917 году? Как в ней жили обычные люди — чиновники и священники, офицеры и купцы, мещане и казаки? Что они могли купить на свое жалованье, как ощущали свое место в обществе, чем отличалась ментальность той или иной социальной группы?

Аудиодиск имеет подзаголовок «Сословия Российской империи рубежа XIX–XX веков». Создатели цикла исходили из того, что страна — это прежде всего люди, которые в ней живут и считают ее своей. Сословия были теми социальными группами, которые и составляли историческую Россию. Кирилл Александров сосредоточился на особенностях их эволюции и обстоятельствах их повседневной жизни, а отец Георгий Митрофанов нарисовал духовный портрет каждого сословия и показал, что оно представляло собой в религиозном отношении. В результате различные слои дореволюционного общества предстают перед слушателем как совокупность психологических и поведенческих типов. Нетрудно заметить, что в этом отношении авторы следуют одному из самых авторитетных направлений мировой исторической науки, известному как школа «Анналов». Ее основатели — Л.Февр, М.Блок, Ф.Бродель и др. — призывали историков анализировать не только войны и смены правительств, но и все стороны обыденной жизни человека (или, как их назвал Бродель, «структуры повседневности») и особенности его мирочувствия.
Решая подобную задачу, создатели «Портрета утраченной страны» рисуют целостную панораму многообразной, динамично развивающейся Российской империи последних предреволюционных десятилетий. Например, они показывают, что отечественное дворянство, вопреки привычному мнению, не было кастой: оно бурно пополнялось за счет выходцев из иных сословий и передавало им свое богатое наследие, свою систему этических и культурных ценностей. К началу Первой мировой войны уже более 40% офицеров не имели дворянского происхождения, но ничем не отличались от дворян по своему облику, манерам, духу и статусу. Таким образом, в начале ХХ века дворянство служило как бы облагораживающим горнилом для всего русского общества.

Мещанское сословие в описании авторов «Портрета утраченной страны» предстает не обществом бездуховных потребителей (именно такие ассоциации, как правило, вызывает ныне слово «мещанство»), а наиболее воцерковленной социальной средой, главным носителем традиционного благочестия. Недаром, как подчеркнули создатели цикла, именно потомственные мещане стали в 1918-1920 годах народным оплотом русской контрреволюции. Столь же неожиданные открытия ждут слушателей в разделах, посвященных чиновникам, купцам и крестьянам.

Из множества представленных фактов можно сделать заключение: в жизни предреволюционной России, несомненно, преобладали позитивные черты. Почему же эта страна не выдержала испытаний 1917 года и в итоге исчезла с лица земли? Отвечая на этот вопрос, авторы цикла показывают, по каким причинам лишь малая часть русского народа проявила в роковые годы чувство государственной ответственности. Но каковы бы ни были эти причины, итог почти вековой власти большевиков неоспорим: это утрата характерных для исторической России человеческих типов.

Формальное окончание советской эпохи не стало восстановлением преемственности с прежним русским обществом; типы мирочувствия и поведения, сформированные в рамках традиционных сословий, ушли навсегда. Создатели «Портрета утраченной страны» показывают, что чиновники и офицеры нынешней Российской Федерации опираются на менталитет не своих дореволюционных предшественников, а советских чиновников и красных командиров; современные бизнесмены воспроизводят образ действий не русских купцов, а советских «снабженцев» и творцов советской же «теневой экономики». Таким образом, слушатели могут не только освободиться от стереотипных представлений о прошлом, но и трезво взглянуть на настоящее. Достоверный портрет подлинной исторической России позволяет распознать искусственность и неправду современных подделок под ее дворянство или казачество.

Может быть, главная заслуга авторов «Портрета утраченной страны» как раз и состоит в прививке духовной трезвости, которой порой так не хватает нынешней православной общественности. Девятнадцать бесед, составляющих этот цикл, дают нам достаточно знаний, чтобы не обольщаться мифами ни о былом России, ни о самих себе.

 

Светлана Шешунова
20 ноября 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59