iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
В ПСТГУ состоялась научная конференция, предваряющая восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
Вчера, 6 октября, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла одна из первых научных конференций в программе празднований 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Открывший ее председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин провел сравнительный анализ исторических периодов, в течение которых Александр Невский почитался на Руси в той или иной различной степени, выражавшейся в числе посвященных ему соборов, церквей и часовен, в общественном интересе к его подвигу, в известности его как исторической личности. По мнению отца Леонида, вне конкуренции здесь имперский XIX век, когда три российских государя носили имя Александр. На втором месте – нынешнее время церковного возрождения, а на третьем – петровская эпоха, ознаменовавшаяся перенесением мощей святого в новую северную столицу и устроением там Александро-Невского монастыря.
7 октября 2020 г. 17:00
Невский пятачок. Взыскание погибших
8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной ­войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка.  ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
История
ЦВ № 22 (395) ноябрь 2008 /  20 ноября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Портрет утраченной страны

На аудиодиске «Портрет утраченной страны» записан цикл передач радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров», в которых участвовали два известных историка — профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов и сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета Кирилл Александров, а также главный редактор «Града Петрова» протоиерей Александр Степанов. Тема этих бесед — воссоздание подлинного образа России и жизни ее различных сословий на рубеже XIX и XX веков, перед революцией 1917 года.

Советская эпоха стерла с лица русской земли не только множество храмов, но и саму память народа о своем дореволюционном прошлом. Для подавляющего большинства наших современников главным, если не единственно важным, периодом отечественной истории является советский период. Именно он теперь воспринимается соотечественниками как лицо России. О той стране, место которой занял СССР, мы судим в основном по школьному курсу истории, в котором мало что изменилось с советских времен. Определенный образ России XIX — начала XX века закрепляется в нашем сознании и благодаря чтению классической литературы, которая, при всех своих художественных достоинствах, не является беспристрастным историческим источником.

Для тех, кто хочет освободить свое восприятие прошлого от школьных штампов, большим подспорьем будет аудиодиск «Портрет утраченной страны». По своей теме (и даже по названию) диск перекликается с имевшим когда-то немалый резонанс фильмом Сергея Говорухина «Россия, которую мы потеряли». Однако если у кинорежиссера пафос и оценка преобладали над размышлением, то авторы аудиопрограммы по-христиански избегают страстей и пристрастий. Они не упрощают сложные проблемы, не сглаживают драматические противоречия, а приглашают слушателей вдумчиво и трезво вглядеться в черты предреволюционной России. Какой подошла наша страна к роковому для нее 1917 году? Как в ней жили обычные люди — чиновники и священники, офицеры и купцы, мещане и казаки? Что они могли купить на свое жалованье, как ощущали свое место в обществе, чем отличалась ментальность той или иной социальной группы?

Аудиодиск имеет подзаголовок «Сословия Российской империи рубежа XIX–XX веков». Создатели цикла исходили из того, что страна — это прежде всего люди, которые в ней живут и считают ее своей. Сословия были теми социальными группами, которые и составляли историческую Россию. Кирилл Александров сосредоточился на особенностях их эволюции и обстоятельствах их повседневной жизни, а отец Георгий Митрофанов нарисовал духовный портрет каждого сословия и показал, что оно представляло собой в религиозном отношении. В результате различные слои дореволюционного общества предстают перед слушателем как совокупность психологических и поведенческих типов. Нетрудно заметить, что в этом отношении авторы следуют одному из самых авторитетных направлений мировой исторической науки, известному как школа «Анналов». Ее основатели — Л.Февр, М.Блок, Ф.Бродель и др. — призывали историков анализировать не только войны и смены правительств, но и все стороны обыденной жизни человека (или, как их назвал Бродель, «структуры повседневности») и особенности его мирочувствия.
Решая подобную задачу, создатели «Портрета утраченной страны» рисуют целостную панораму многообразной, динамично развивающейся Российской империи последних предреволюционных десятилетий. Например, они показывают, что отечественное дворянство, вопреки привычному мнению, не было кастой: оно бурно пополнялось за счет выходцев из иных сословий и передавало им свое богатое наследие, свою систему этических и культурных ценностей. К началу Первой мировой войны уже более 40% офицеров не имели дворянского происхождения, но ничем не отличались от дворян по своему облику, манерам, духу и статусу. Таким образом, в начале ХХ века дворянство служило как бы облагораживающим горнилом для всего русского общества.

Мещанское сословие в описании авторов «Портрета утраченной страны» предстает не обществом бездуховных потребителей (именно такие ассоциации, как правило, вызывает ныне слово «мещанство»), а наиболее воцерковленной социальной средой, главным носителем традиционного благочестия. Недаром, как подчеркнули создатели цикла, именно потомственные мещане стали в 1918-1920 годах народным оплотом русской контрреволюции. Столь же неожиданные открытия ждут слушателей в разделах, посвященных чиновникам, купцам и крестьянам.

Из множества представленных фактов можно сделать заключение: в жизни предреволюционной России, несомненно, преобладали позитивные черты. Почему же эта страна не выдержала испытаний 1917 года и в итоге исчезла с лица земли? Отвечая на этот вопрос, авторы цикла показывают, по каким причинам лишь малая часть русского народа проявила в роковые годы чувство государственной ответственности. Но каковы бы ни были эти причины, итог почти вековой власти большевиков неоспорим: это утрата характерных для исторической России человеческих типов.

Формальное окончание советской эпохи не стало восстановлением преемственности с прежним русским обществом; типы мирочувствия и поведения, сформированные в рамках традиционных сословий, ушли навсегда. Создатели «Портрета утраченной страны» показывают, что чиновники и офицеры нынешней Российской Федерации опираются на менталитет не своих дореволюционных предшественников, а советских чиновников и красных командиров; современные бизнесмены воспроизводят образ действий не русских купцов, а советских «снабженцев» и творцов советской же «теневой экономики». Таким образом, слушатели могут не только освободиться от стереотипных представлений о прошлом, но и трезво взглянуть на настоящее. Достоверный портрет подлинной исторической России позволяет распознать искусственность и неправду современных подделок под ее дворянство или казачество.

Может быть, главная заслуга авторов «Портрета утраченной страны» как раз и состоит в прививке духовной трезвости, которой порой так не хватает нынешней православной общественности. Девятнадцать бесед, составляющих этот цикл, дают нам достаточно знаний, чтобы не обольщаться мифами ни о былом России, ни о самих себе.

 

Светлана Шешунова
20 ноября 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00