выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
История
Проект памятника. Фото сайта rzhev.histrf.ru
ЖМП № 5 май 2020 /  7 мая 2020 г. 11:57
версия для печати версия для печати

Ржевский мемориал советскому солдату готов к открытию

9 мая в год 75-летия Великой победы в поселке Хорошево (Тверская область) планировалось открыть мемориальный комплекс в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны. Возведение памятника началось по инициативе ветерановй Ржевской битвы, которые в 1942-1943 гг. сумели удержать этот стратегический рубеж, обескровив силы гитлеровской группы армий «Центр». Но из-за эпидемии торжественные мероприятия пришлось отложить. Между тем, накануне праздника автор скульптуры Андрей Коробцов рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей работе.

Как известно, инициативу российских ветеранов Великой Отечественной войны поддержали Президенты России и Республики Беларусь Владимир Путин и Александр Лукашенко. В конкурсе приняли участие 32 проекта из России и Беларуси. Однако, на первом этапе конкурса отборочная комиссия отвергла все предложенные варианты памятника и попросила «добавить в него души».

«Мы изучили и просмотрели множество материалов — фильмы, книги, стихи, выезжали на места боев, — рассказал Андрей Коробцов. — Может показаться, что у нас на 90 % повторяется хрестоматийный образ — памятник советскому солдату с автоматом ППШ в руках. Но пластические и композиционные решения здесь другие». Отправной точкой для авторов стали известные стихи Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом». Они-то и помогли найти нужный образ. «В ходе работы мы рассматривали самые разные варианты, прежде чем пришла мысль дополнить образ солдата стаей журавлей, символом павших за родину героев. Лицу солдата мы постарались придать несколько отрешенное выражение, как будто он смотрит вглубь себя», — добавляет Андрей. Поначалу скульптор лицо воина хотел списать со своего деда, который прошел всю войну, а Победу встретил в Варшаве командиром танка Т-34.

Но постепенно автор пришел к мысли, что внешность солдата должна быть собирательной, и создал его образ по фотографиям бойцов, сражавшихся под Ржевом.
Андрею приходило много писем от людей, чьи родственники участвовали в этой битве. Среди них особенно запомнилось одно. «Его написал своим близким 18-летний солдат, — говорит Андрей. — “Приехали, все хорошо, расположились, покормили нас. Винтовок на всех не хватает. Есть данные, что немецкая армия готовит наступление. Домой я не вернусь”. Меня это очень тронуло. Я почувствовал, насколько это страшно — идти в бой с одной винтовкой на троих».
Имена 62 тыс. солдат и офицеров, погибших под Ржевом и похороненных на территории Ржевского района, нанесены на плиты из устойчивой к коррозии кортеновской стали. Они установленны возле памятника.
Высота самой скульптуры 25 метров, общая высота с холмом — 35 метров, вес памятника — около двухсот тонн (он стоит в чистом поле и открыт всем ветрам). Скульптура собиралась из шестисот элементов, изготовленных по отдельности.

Справка «Журнала Московской Патриархии»

Ржевская битва, военное противостояние Красной армии и вермахта в районе Ржевско-вяземского выступа с 8 января 1942 г. по 31 марта 1943 г., — одно из самых кровопролитных сражений в истории Великой Отечественной войны. Для вермахта Ржевско-вяземский выступ был удобным плацдармом для повторного наступления на Москву. Ржев стал транспортным узлом, обеспечивающим бесперебойное снабжение войск врага. На территории выступа находилось от половины до двух третей элитных войск группы армий «Центр».
Наступательные операции войск Западного и Калининского фронтов:

Ржевско-Вяземская, 8 января — 20 апреля 1942 г.,
1-я Ржевско-Сычевская, 30 июля — 30 сентября 1942 г.,
2-я Ржевско-Сычевская («Марс»), 25 ноября — 20 декабря 1942 г.,
Ржевско-Вяземская 2–31 марта 1943 г.

Историки до сих пор спорят, считать ли военные действия в районе Ржевско-вяземского выступа частью Московской битвы или выделить их как самостоятельную Ржевскую битву. Нет также и единого мнения о потерях советских войск в наступательных операциях Ржевской битвы.
По данным военных историков, они составляют от 1 млн 160 тыс. человек * до 1 324 823 человек**. Из них безвозвратные, соответственно, от 392 тыс. до 433 037 человек.

Потери немцев до сих пор окончательно не подсчитаны. По данным историка С. А. Герасимовой, безвозвратные потери только 9-й армии генерала В. Моделя в битве на Ржевско-вяземском плацдарме составили 120 тыс. человек***. На немецком кладбище под Ржевом на сегодняшний день захоронено свыше 40 тыс. военнослужащих.

Значительные потери советских войск историки объясняют просчетами Верховного командования, некомпетентным действиями советских военачальников, проблемами с боеприпасами (советская промышленность только преодолела последствия эвакуации) и связью, а также превосходством противника в воздухе и другими причинами. В феврале — марте 1943 г. вермахт вывел свои войска с выступа, тем самым был ликвидирован опасный немецкий плацдарм, который враг называл «воротами на Москву». Линия фронта отодвинулась от Москвы еще на 130–160 км. Кроме самого Ржева, были освобождены города Гжатск, Сычевка, Белый, Вязьма.
И хотя уничтожить основные силы группы армий «Центр» не удалось, Красная армия сковала под Ржевом крупную группировку немецких войск, не позволив перебросить их под Сталинград. Кроме того, по мнению английского и российского историков Д. Гланца и А. В. Исаева, 2-я Ржевско-Сычевская операция сыграла свою, хотя и косвенную, роль в победе на Курской дуге в 1943 г. Обескровленная под Ржевом 9-я армия В. Моделя не смогла к лету 1943 г. восполнить понесенные потери, что стало одной из причин, по которым наступление врага на северной стороне Курской дуги быстро выдохлось.

Примечания
 
* Исаев А. К вопросу о потерях советских войск в боях за ржевский выступ. URL: https://actualhistory.ru/isaev-rzhev2
** Кривошеев Г. Ф. Россия и СССР в войнах XX века. Статистическое исследование. М.: Олма-Пресс, 2001.
*** Герасимова С. А. Ржевская бойня. Потерянная победа Жукова. М.: Эксмо: Яуза, 2010.

7 мая 2020 г. 11:57
Ключевые слова: День Победы
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00