iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
История
Вид с помоста звонаря на перекрытие верхнего яруса
19 октября 2012 г. 11:00
версия для печати версия для печати

Шатровую колокольню на Софийской набережной отреставрируют к концу следующего лета

Стартует реставрация бриллианта столичного Замоскворечья — знаменитой колокольни Храма Софии Премудрости Божией, некогда давшей название всей набережной, где она стоит, и надолго ставшей архитектурной доминантой ближайшего к Кремлю городского квартала. Определившийся в ходе открытого конкурса генподрядчик - Общество с ограниченной ответственностью "РСК Возрождение" - за 10 месяцев обязуется провести весь комплекс работ по научной реставрации объекта начиная от укрепления фундаментов и заканчивая кропотливой наружной отделкой фасадов. Городской бюджет потратит на это 209 918 тысяч рублей.

Победитель конкурса обязан за 310 дней (то есть к концу ближайшего лета) провести на колокольне полный комплекс реставрационных работ, охватывающий 21 позицию. В том числе – укрепление фундаментов (еще помнящих москворецкое наводнение 1908 года), расчистку и восстановление фасадов, обновление всех инженерных сетей, усиление энергообеспечения, капитальный ремонт кровли... Отдельным пунктом значится ликвидация искусственно наращенного (в основном за счет асфальта) двухметрового культурного слоя на бывшем кладбище между основным храмом и колокольней.

"Сегодня мы начинаем установку лесов, - рассказал ЦВ председатель Совета директоров РСК "Возрождение" Андрей Ивлиев. – Хочу только заметить, что до весны мы будем вынуждены ограничиваться общеподготовительными работами. Ведь здесь столько кропотливых, требующих бережного отношения и особой технологии участков, что работа по ним возможно лишь в летний период".

Легко подсчитать, что в предстоящие 10 месяцев строители будут осваивать здесь в среднем около 8 рублей в секунду (в том числе по ночам, в выходные и в праздники). Построенная в 1862 — 1868г.г. отдельно стоящая по красной линии набережной проездная колокольня вообще ни разу не то что не реставрировалась — даже капитально не ремонтировалась.

В истории колокольни много примечательных страниц — начиная прямо с решения о ее постройке, принятом ровно полтора века назад. Деньги на строительство собирали всем миром (основную сумму внес тогдашний староста Софийского храма Семен Котов), а подряд достался местному прихожанину, представителю купеческого сословия Павлу Харитоненко (впоследствии — также старосте этого прихода). Достался не просто так: Харитоненко поручили возвести колокольню в качестве своеобразной компенсации за то, что приход разрешил соседней Учебной части Министерства обороны прорубить окна в общий двор. Занимался теми работами тот же самый Харитоненко, только вот после некоторого размышления становится ясно: вряд ли что-то лично он заработал на столь «хитрой» коммерческой операции. Харитоненко вообще слыл купцом странным: заслужив со временем за многочисленные благотворительные пожертвования и взносы звание советника, он кончил свои дни в практически полной нищете. Нет, не проигрался на бегах или в карты: разорился из-за... собственного неумения отказывать просителям.

Как бы то ни было, Москва благодаря этому человеку получила интереснейший памятник — четырехъярусную кирпично-каменную колокольню русско-византийского стиля, которую после постройки прозвали младшей сестрой Ивана Великого. Закрыли Софийский храм в начале 1930-х годов, а в 1937 году на Бутовском полигоне был расстрелян его последний настоятель советского времени — священник Александр Андреев (ныне причисленный Русской Православной Церковью к сонму Новомучеников и Исповедников Российских). Череда занимавших колокольню советских предприятий и организаций заканчивается Трестом подводно-технических и строительных работ "Союзподводгазстрой" (затем — объединение "Союзтрубопроводстрой" Миннефтегазстроя), въехавшим сюда в 1973 году. К тому моменту здание уже 12 лет состояло на государственной охране, а в 1974 году статус архитектурного памятника приобрел республиканское (сейчас соответствует федеральному уровню охраны) значение. Впрочем, верхние ярусы колокольни нефте- и газостроителей не интересовали: реально они квартировали только в нижних ярусах — наземном и следующем, вместившем в себя объем надвратного Храма Иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (устроен также на средства Котова, освящен в 1868 году). Весь архитектурный комплекс Русской Православной Церкви возвращен ровно 20 лет назад, службы в надвратном храме возобновлены в 1994 году.

"Когда мы сюда впервые вошли, ощущение было тяжелым, - вспоминает глава прихода протоиерей Владимир Волгин. - Повсюду мерзость запустения и огромные предстоявшие траты. Ситуацию усугубляло то, что одновременное восстановление Софийского храма и колокольни потянуть мы, конечно, не могли. Очень рад, что теперь состоянием этого памятника по-настоящему озаботились городские власти. Уверен, что через год колокольня воссияет в своем блеске над центром Москвы".

"В 1998 году нанятые нами реставраторы провели пробную расчистку фрагментов, - добавляет староста прихода Борис Чернявский. - Оказалось, поверх росписи нанесено пять слоев масляной краски! Теперь то, что они маскируют, предстоит раскрывать и консервировать".

В целом состояние раскрытых элементов настенной росписи специалисты оценивают как неудовлетворительное. Таким же эпитетом характеризуются главные элементы колоколонесущего сооружения (цоколь, перекрытия и кровля, столярные заполнения), хотя в целом она заслужила от проектировщиков компании "Архитектурное наследие" твердой тройки.

Но пока главное не это. Занявшие год и обошедшиеся городскому бюджету в 10 миллионов рублей проектно-изыскательские работы уже ознаменовались подлинной сенсацией.

"Исторически считалось общепризнанным, что колокольню на Софийской набережной возвел Михаил Быковский, - рассказывает руководитель столичного Департамента культурного наследия Александр Кибовский. - Но в ходе исследования выяснилось, что это творение рук другого замечательного московского зодчего — Николая Козловского, автора колоколен Храма Троицы в Вишняках (1824-1826) и Рождественского монастыря (1835-1836), колокольни и трапезной церкви Преображения на Болвановке (1839), храмов Николы — Красный Звон, Николы Явленного на Арбате... Восстанавливая справедливость, мы уже внесли изменения в Реестр московских объектов культурного наследия".

19 октября 2012 г. 11:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00