iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Священноисповедниче Михаиле, моли Бога о нас
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года (журнал № 76) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской было включено имя протоиерея Михаила Союзова (12.05.1869 – 19.10.1922). 4 сентября в храме Христа Спасителя в Москве за богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил чин его прославления в лике святых. Память священноисповедника Михаила Союзова будет отмечаться 6/19 октября.  Протоиерей Михаил в 1919–1922 годах являлся настоятелем Князь-Владимирского собора в Петербурге. В мае 1922 года был арестован, осужден в ходе Петроградского процесса по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей»и скончался в тюремной больнице 19 октября 1922 года. В 1990 году Верховным Судом СССР судебное дело пересмотрено и издано постановление об отсутствии в деяниях осужденных состава преступления, в их числе был священник Михаил Союзов. Материалы к прославлению священноисповедника Михаила были предоставлены Санкт-Петербургской епархией. О том, как собирались необходимые для канонизации документыи каковы основные вехи жизни нового святого Русской Церкви, рассказывает Екатерина Карловская, секретарь епархиальной Комиссии по канонизации, принимавшая активное участие в этой работе.  PDF-версия.
25 октября 2022 г. 15:00
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
История
Генерал В.О. Каппель.
ЦВ № 1-2 (350-351) январь 2007 /  24 января 2007 г.
версия для печати версия для печати

Возвращение из изгнания

В истории Гражданской войны в России 1918—1922 гг. остается еще немало белых пятен, и сегодня мы особенно остро нуждаемся в новом, непредвзятом взгляде на эти трагические события нашей истории. 14 января в Москву из Харбина были перенесены и торжественно перезахоронены на кладбище Донского монастыря останки генерал-лейтенанта Владимира Оскаровича Каппеля, одного из самых известных военачальников Белого движения. В церемонии перезахоронения праха генерала Каппеля приняли участие около тысячи человек, многие из приехали из разных регионов России. После Божественной литургии в Большом соборе Донского монастыря, которую возглавил епископ Егорьевский Марк, в торжественной процессии за гробом прошли родственники Каппеля, священнослужители, представители Федерального Собрания РФ, казачьих формирований, военно-исторических и национально-патриотических объединений. В прощальном слове епископ Марк сказал: «Последними словами этого военачальника был призыв всегда помнить о России. Будем же любить Отчизну так, как любил ее генерал Каппель, дабы прекратились на нашей земле разделения на красных и белых и другие раздоры».

Владимир Оскарович Капель родился 16 апреля 1883 года в небольшом городе Белеве Тульской губернии, в семье выходцев из Швеции. Его дед участвовал в Крымской войне 1856 года, был героем севастопольской обороны и георгиевским кавалером. Отец участвовал в экспедиции Русской армии в Среднюю Азию. За подвиг при взятии крепости Геог-Тепе, в районе Ашхабада, был награжден орденом святого Георгия. Очевидно, семейная традиция повлияла на выбор Владимиром Каппелем жизненного пути. Решив стать военным, он окончил Николаевское кавалерийское училище, а затем академию Генштаба. Участвовал в Первой мировой войне.
Начало Гражданской войны застало его в Саратове, где с приходом частей чехословацкого корпуса началось формирование подразделений белой Народной армии, которую и возглавил подполковник Каппель. Первый бой отряда Каппеля у Сызрани был успешным. Вскоре бойцы, входившие в его соединение, стали называть себя «каппелевцами». Так они продолжали себя называть и позднее, когда В.О. Каппель стал командовать сначала корпусом, а потом армией и фронтом.
Под его руководством, и в основном успешно, были проведены военные операции в районе Сызрани, Саратова, Уфы, Бузулука, Бугельмы, Симбирска, Казани... «Каппелевцам» противостояли большевистские войска, которыми руководили известные красные командиры Гай, Блюхер, Вацетис и другие. Общее руководство Красной армией в то время осуществлял Троцкий.
Наиболее успешной была наступательная операция по взятию Казани, проведенная 7 августа 1918 года. При этом было захвачено 650 миллионов рублей в золотых монетах, весь государственный запас платины, золотые слитки и другие ценности. Все это было погружено «каппелевцами» на пароход и по Волге переправлено в Самару, а потом в Омск. Часть средств пошла на закупку вооружения для белой армии. Но основная часть золотого запаса, как известно, позднее вновь досталась большевикам.
Немалая роль в борьбе за идею Белого движения принадлежала духовенству Русской Православной Церкви. К марту 1919 года в армиях Колчака находились полторы тысячи священников. Общее руководство церковной деятельностью осуществляло Высшее временное церковное управление во главе с архиепископом Омским Сильвестром. 29 января 1919 года он привел к присяге на верность Богу, Родине и народу Александра Колчака как верховного правителя России, а также его министров. В мае-июне 1919 года архиепископ Сильвестр предпринял поездку по Томской, Красноярской и Иркутской епархиям, в ходе которой произнес более ста проповедей с разъяснением противохристианской сути большевизма.
В середине 1919 года белые войска потерпели ряд неудач. Одной из главных причин было значительное численное превосходство красных. Зимой армия Каппеля была вынуждена оставить Омск. С приходом красных архиепископ Сильвестр не воспользовался возможностью покинуть Омск, оставшись со своим духовенством и паствой. Большевики арестовали его и в течение двух месяцев истязали. 26 февраля 1920 года он был зверски убит. В 1981 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский) причислен к лику святых Новомучеников и исповедников России.
Оставив Омск, белая армия начала беспрецедентный — в 3000 верст — марш до Забайкалья, который позднее был назван Сибирским Ледяным походом. «Узенькая, как бесконечный коридор, полоска дороги, и по этой дороге тянется многоверстный обоз, — пишут об этом эпизоде Гражданской войны историки Р.Г. Гагкуев и Н.Л. Калиткина. — Здесь были все слои общества, все ранги и чины. Эта пестрая толпа усталых, голодных, замерзших и больных людей, гонимых собственным народом, называлась армией Колчака, белыми, а позднее — просто каппелевцами.
Отступавших насчитывалось несколько сот тысяч человек, и они передвигались как могли: пешком, на санях, верхом на лошадях. Орудия же частью пришлось бросить, частью просто уложить в сани и везти простым грузом. Сплошной лентой тянулись на восток и эшелоны, но из-за недостатка топлива или воды они часто останавливались на запасных путях станций, ожидая своей горькой участи.
Люди гибли сотнями каждый день: из-за эпидемии тифа или от лютого сибирского мороза и недостатка теплой одежды... С удвоенной энергией нападали на растянутые беззащитные обозы организованные банды большевиков...»
В условиях Ледяного похода верховный правитель адмирал Колчак назначил генерал-лейтенанта В.О. Каппеля главнокомандующим Восточного фронта. «Только на вас, Владимир Оскарович, вся надежда», — сказал при этом адмирал.
Но пробыл Капель в этой должности менее двух месяцев. При переходе реки Кан он провалился в полынью. Пока добрались до ближайшей деревни, пальцы на ногах генерала были отморожены. Врач настоял на немедленной ампутации. Операция была проведена простым кухонным ножом, обработанном на огне и протертым спиртом. На следующий день Каппель потребовал коня и в сопровождении поддерживающего его великана-добровольца совершил объезд обоза. Спустя несколько дней Владимир Оскарович заболел крупозным воспалением легких. Силы покидали его. Предвидя скорую кончину, он передал командование генералу С.Н. Войцеховскому. При этом Каппель вручил ему орден святого Георгия, который снял со своей груди, и попросил передать своей жене обручальное кольцо. 26 января 1920 года В.О. Каппель скончался.
Его солдаты, продолжавшие движение на восток, доставили гроб с останками своего командира в Читу, где он как православный христианин был похоронен в соответствии с церковной традицией. Позже, ввиду приближения красных войск, гроб с телом генерала был извлечен из могилы и доставлен в Харбин, где вновь захоронен у стены Свято-Иверской церкви.
Каппелевская армия, уменьшившаяся до 15—20 тысяч человек, продолжала с боями двигаться на восток. Завершился этот беспримерный поход в Приморье, откуда многие затем ушли в Корею.
Фотоматериалы предоставлены Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами

Николай Домась
24 января 2007 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Пастыри с открытым сердцем
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года было утверждено Положение о Центре поддержки миссионерских станов при Синодальном миссионерском отделе с целью  дальнейшего развития миссионерской работы в отдаленных регионах России (журнал № 86). Согласно Положению, основными задачами центра являются открытие и развитие миссионерских станов на Дальнем Востоке, Сибири и Крайнем Севере; их кадровое обеспечение; проведение социологических, аналитических исследований состояния «миссионерского поля» Русской Православной Церкви в местах расположения миссионерских станов, а также предложения по организации работы миссионерских станов; обучающие мероприятия, в том числе семинары, конференции и рабочие встречи по проблемам деятельности и развития миссионерских станов. Центр поддержки возглавил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. С какими проблемами сталкиваются проповедники сегодня и что необходимо для повышения эффективности их служения, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
14 ноября 2022 г. 15:00
Место подвига — место памяти
Эта деятельность — удачный пример рецепции Церкви в отношении важной инициативы, до которой у других участников гражданского общества пока не дошли руки. В 2019 году на заседании Совета по правам человека Президент России Владимир Путин заметил, что в стране до сих пор нет единого реестра захоронений жертв политических репрессий. Ответом стала инициатива бутовских прихожан1. Правда, пока речь идет только о местах, где захоронены жертвы Большого террора, как часто называют репрессии 1937–1938 годов. Об этом этапе работы, близком сегодня к завершению, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал директор Мемориального научно-­просветительского центра «Бутово», член Церковно-общественного совета по увековечению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при Патриархе Московском и всея Руси Игорь Гарькавый. PDF-версия.
11 ноября 2022 г. 17:00