iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
История
Генерал В.О. Каппель.
ЦВ № 1-2 (350-351) январь 2007 /  24 января 2007 г.
версия для печати версия для печати

Возвращение из изгнания

В истории Гражданской войны в России 1918—1922 гг. остается еще немало белых пятен, и сегодня мы особенно остро нуждаемся в новом, непредвзятом взгляде на эти трагические события нашей истории. 14 января в Москву из Харбина были перенесены и торжественно перезахоронены на кладбище Донского монастыря останки генерал-лейтенанта Владимира Оскаровича Каппеля, одного из самых известных военачальников Белого движения. В церемонии перезахоронения праха генерала Каппеля приняли участие около тысячи человек, многие из приехали из разных регионов России. После Божественной литургии в Большом соборе Донского монастыря, которую возглавил епископ Егорьевский Марк, в торжественной процессии за гробом прошли родственники Каппеля, священнослужители, представители Федерального Собрания РФ, казачьих формирований, военно-исторических и национально-патриотических объединений. В прощальном слове епископ Марк сказал: «Последними словами этого военачальника был призыв всегда помнить о России. Будем же любить Отчизну так, как любил ее генерал Каппель, дабы прекратились на нашей земле разделения на красных и белых и другие раздоры».

Владимир Оскарович Капель родился 16 апреля 1883 года в небольшом городе Белеве Тульской губернии, в семье выходцев из Швеции. Его дед участвовал в Крымской войне 1856 года, был героем севастопольской обороны и георгиевским кавалером. Отец участвовал в экспедиции Русской армии в Среднюю Азию. За подвиг при взятии крепости Геог-Тепе, в районе Ашхабада, был награжден орденом святого Георгия. Очевидно, семейная традиция повлияла на выбор Владимиром Каппелем жизненного пути. Решив стать военным, он окончил Николаевское кавалерийское училище, а затем академию Генштаба. Участвовал в Первой мировой войне.
Начало Гражданской войны застало его в Саратове, где с приходом частей чехословацкого корпуса началось формирование подразделений белой Народной армии, которую и возглавил подполковник Каппель. Первый бой отряда Каппеля у Сызрани был успешным. Вскоре бойцы, входившие в его соединение, стали называть себя «каппелевцами». Так они продолжали себя называть и позднее, когда В.О. Каппель стал командовать сначала корпусом, а потом армией и фронтом.
Под его руководством, и в основном успешно, были проведены военные операции в районе Сызрани, Саратова, Уфы, Бузулука, Бугельмы, Симбирска, Казани... «Каппелевцам» противостояли большевистские войска, которыми руководили известные красные командиры Гай, Блюхер, Вацетис и другие. Общее руководство Красной армией в то время осуществлял Троцкий.
Наиболее успешной была наступательная операция по взятию Казани, проведенная 7 августа 1918 года. При этом было захвачено 650 миллионов рублей в золотых монетах, весь государственный запас платины, золотые слитки и другие ценности. Все это было погружено «каппелевцами» на пароход и по Волге переправлено в Самару, а потом в Омск. Часть средств пошла на закупку вооружения для белой армии. Но основная часть золотого запаса, как известно, позднее вновь досталась большевикам.
Немалая роль в борьбе за идею Белого движения принадлежала духовенству Русской Православной Церкви. К марту 1919 года в армиях Колчака находились полторы тысячи священников. Общее руководство церковной деятельностью осуществляло Высшее временное церковное управление во главе с архиепископом Омским Сильвестром. 29 января 1919 года он привел к присяге на верность Богу, Родине и народу Александра Колчака как верховного правителя России, а также его министров. В мае-июне 1919 года архиепископ Сильвестр предпринял поездку по Томской, Красноярской и Иркутской епархиям, в ходе которой произнес более ста проповедей с разъяснением противохристианской сути большевизма.
В середине 1919 года белые войска потерпели ряд неудач. Одной из главных причин было значительное численное превосходство красных. Зимой армия Каппеля была вынуждена оставить Омск. С приходом красных архиепископ Сильвестр не воспользовался возможностью покинуть Омск, оставшись со своим духовенством и паствой. Большевики арестовали его и в течение двух месяцев истязали. 26 февраля 1920 года он был зверски убит. В 1981 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский) причислен к лику святых Новомучеников и исповедников России.
Оставив Омск, белая армия начала беспрецедентный — в 3000 верст — марш до Забайкалья, который позднее был назван Сибирским Ледяным походом. «Узенькая, как бесконечный коридор, полоска дороги, и по этой дороге тянется многоверстный обоз, — пишут об этом эпизоде Гражданской войны историки Р.Г. Гагкуев и Н.Л. Калиткина. — Здесь были все слои общества, все ранги и чины. Эта пестрая толпа усталых, голодных, замерзших и больных людей, гонимых собственным народом, называлась армией Колчака, белыми, а позднее — просто каппелевцами.
Отступавших насчитывалось несколько сот тысяч человек, и они передвигались как могли: пешком, на санях, верхом на лошадях. Орудия же частью пришлось бросить, частью просто уложить в сани и везти простым грузом. Сплошной лентой тянулись на восток и эшелоны, но из-за недостатка топлива или воды они часто останавливались на запасных путях станций, ожидая своей горькой участи.
Люди гибли сотнями каждый день: из-за эпидемии тифа или от лютого сибирского мороза и недостатка теплой одежды... С удвоенной энергией нападали на растянутые беззащитные обозы организованные банды большевиков...»
В условиях Ледяного похода верховный правитель адмирал Колчак назначил генерал-лейтенанта В.О. Каппеля главнокомандующим Восточного фронта. «Только на вас, Владимир Оскарович, вся надежда», — сказал при этом адмирал.
Но пробыл Капель в этой должности менее двух месяцев. При переходе реки Кан он провалился в полынью. Пока добрались до ближайшей деревни, пальцы на ногах генерала были отморожены. Врач настоял на немедленной ампутации. Операция была проведена простым кухонным ножом, обработанном на огне и протертым спиртом. На следующий день Каппель потребовал коня и в сопровождении поддерживающего его великана-добровольца совершил объезд обоза. Спустя несколько дней Владимир Оскарович заболел крупозным воспалением легких. Силы покидали его. Предвидя скорую кончину, он передал командование генералу С.Н. Войцеховскому. При этом Каппель вручил ему орден святого Георгия, который снял со своей груди, и попросил передать своей жене обручальное кольцо. 26 января 1920 года В.О. Каппель скончался.
Его солдаты, продолжавшие движение на восток, доставили гроб с останками своего командира в Читу, где он как православный христианин был похоронен в соответствии с церковной традицией. Позже, ввиду приближения красных войск, гроб с телом генерала был извлечен из могилы и доставлен в Харбин, где вновь захоронен у стены Свято-Иверской церкви.
Каппелевская армия, уменьшившаяся до 15—20 тысяч человек, продолжала с боями двигаться на восток. Завершился этот беспримерный поход в Приморье, откуда многие затем ушли в Корею.
Фотоматериалы предоставлены Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами

Николай Домась
24 января 2007 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00