выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Как вызвать священника к больному в стационар
Министерство здравоохранения РФ направило в регионы и в федеральные органы исполнительной власти текст методических рекомендаций по установлению порядка посещения священнослужителями лиц, находящихся на лечении в медицинских стационарах. По сути это «дорожная карта», описывающая (в развитие принятой больше десяти лет назад нынешней редакции 19-й статьи федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») механизм допуска духовенства в больницы. Но одновременно это и важный прецедент: ранее подобного документа в России не было. Именно поэтому вице-премьер Кабинета министров Татьяна Голикова параллельно поручила субъектам федерации и федеральным органам исполнительной власти принять на основе этих рекомендаций собственные нормативные акты, в соответствии с которыми священники смогут приходить к пациентам в конкретные медицинские учреждения. PDF-версия.
28 марта 2022 г. 17:00
Интервью
ЦВ № 3 (376) февраль 2008 /  10 февраля 2008 г.
версия для печати версия для печати

Дмитрий Авдеев, психотерапевт: "Главное — создать в доме атмосферу любви"

Интервью с известным православным психиатром, психотерапевтом Дмитрием Авдеевым.

— В чем причины возникновения психических расстройств у детей? На что родителям стоит обратить внимание?

— Причин и провоцирующих факторов довольно много. К счастью, детской психике присущи значительные восстановительные резервы, помогающие справиться с разнообразными стрессовыми факторами. Поэтому многие формы психических расстройств проходят у ребенка самостоятельно, без лечения. Однако есть такие расстройства, которые, если их не лечить вовремя, могут перерождаться в устойчивые аномалии характера и даже в тяжелые психические заболевания.

В происхождении невротических реакций у детей большинство специалистов подчеркивают роль неправильного воспитания. Это и сверхтребования к ребенку, и несогласованный подход к воспитанию детей у супругов, и непоследовательность воспитания.

Проявления детских неврозов разнообразны: это эмоциональная неустойчивость и сверхчувствительность, плаксивость, легко меняющееся настроение, капризность, возбудимость, трудности засыпания, беспокойный сон, страхи, сосание пальцев, обкусывание ногтей и кожи вокруг них, заикание, энурез, нервные тики. У каждого возраста свои симптомы.

Очень часто невротические проявления у детей обнаруживаются в виде соматических (телесных) жалоб и недомоганий — к примеру, поднимается температура, появляются боли в животе, головные боли и тому подобное, что зачастую указывает на душевное неблагополучие ребенка. Нередко в ответ на неблагоприятные психоэмоциональные обстоятельства у детей могут развиваться различные заболевания.

Другой особенностью детской нервности (невротической, психопатической) являются поведенческие нарушения. Некоторые дети убегают из дома, прогуливают занятия в школе, другие начинают курить, пробуют алкоголь. Большинство таких ребят затягивает улица и воспитывает на свой манер.

— Многие дети испытывают различного рода страхи. Как с этим быть?

— В возникновении детских страхов можно выделить некоторую закономерность или этапность.

От года до трех лет ребенок может испытывать страх и выраженное беспокойство во время разлуки с близкими людьми, прежде всего с матерью. Страх может появиться и при резком изменении стереотипа, режима дня.

От трех до пяти лет у детей, имеющих уже некоторый жизненный опыт, к вышеназванным страхам прибавляются и страхи воображаемые (сказочные персонажи, всплывающие в сознании ребенка впечатления, страшные для него истории и т. п.).

Отличительной особенностью страхов детей пяти — семи лет является нередко возникающий в этом возрасте страх смерти (своей, родителей, бабушек, дедушек). Душа ребенка не соглашается со смертью, которая ей кажется противоестественной. Стоит отметить, что дети из воцерковленных семей намного реже испытывают подобного рода страхи. Они знают, что смерть — это начало вечности для человека.

Ни в коем случае нельзя с целью наказания запирать детей в темной комнате или чулане, пугать их «злым дядей» или еще кем-то «злым», угрожать ребенку тем, что за плохое поведение его «отдадут другим родителям», что он «будет жить на улице» и т.п. Кроме страха, ничего эти псевдопедагогические приемы не принесут.

— Можете ли вы дать какие-то «рецепты» укрепления душевного здоровья детей?

— Начнем с самого простого и то же время очень значимого обстоятельства — режима дня. Если он совсем никак не обозначен, то ребенок, да и подросток, несомненно, будет от этого страдать. Любая неразбериха, беспорядок, бессистемность чреваты различными проблемами. Отсутствие режима часто приводит к праздности, незнанию чем заняться, что делать. Одна из главных «болезней» подрастающего поколения — безволие, волевые расстройства. Режим организовывает личность.

Родителям и детям я в этом случае привожу в пример жизнь в монастыре. Монастырский устав не оставляет никакой праздности. Молитва, послушания, труд, изучение творений святых отцов...

Попутно добавим, что детям, в особенности городским, не хватает движения, свежего воздуха. Зато в преизбытке напряжение: психоэмоциональное, информационное. Одно телевидение чего стоит.

Для себя я давно сделал такой вывод: если родители нервные, то и дети будут нервными. Счастливых семей, увы, немного, а вот проблемных хоть отбавляй. Ссоры и конфликты родителей, постоянные «выяснения отношений», безусловно, невротизируют ребенка. Во время консультации я всегда говорю таким родителям, что их дом может стать раем для детей, а может стать и адом. Вот и выбирайте, что лучше.

И еще. Здоровье ребенка закладывается еще внутриутробно. И от того, как будущая мама носит дитя, во многом зависит его здоровье, в том числе и психическое.

Отдельно хочу сказать о сверхтребованиях к ребенку. Приведу пример. На прием приходит мама с сыном 8 лет. Он учится во втором классе специализированной школы с углубленным изучением английского языка. Еще он посещает два кружка, музыкальную школу и спортивную секцию. Плюс к этому папа серьезно взялся за обучение сына работе на компьютере. На серо-пепельном лице мальчика под очками прячутся грустные голубые глаза. Ребенок сидит с обреченным видом, напоминая скорее пенсионера, чем мальчишку своих лет. А жалобы, по поводу которых они с мамой обратились на прием, были такими: плохой сон, повышенная утомляемость, головные боли. Это, увы, достаточно типичная ситуация. К тому же, в подобных случаях воспитание ребенка подменяется образованием. А ведь это совсем разные вещи, и надо это понимать.

В качестве лечебно-профилактических рекомендаций невротических расстройств у детей можно предложить использование ванн с добавлением морской соли, хороши хвойные ванны. Целесообразен прием витаминных препаратов. Следует ограничить прием возбуждающих напитков (чай, какао и др.). Немаловажную роль играет посильный физический труд, закаливание ребенка, достаточное его пребывание на свежем воздухе. Полезны походы, поездки за город на природу, особенно всей семьей.

Очень большое значение имеют спокойные, теплые отношения всех членов семьи друг к другу и, конечно, к ребенку, создание в доме атмосферы любви.

Необходимо также закаливать волю ребенка, приучать его к труду, обучать терпеть невзгоды, скорби, болезни.

Воспитание ребенка — это, прежде всего, любовь и достойный пример.

Известный православный писатель Н.Е. Пестов в книге «Современная практика православного благочестия» писал о семи факторах духовного возрастания. К этим факторам он относил Таинства Церкви, молитву, пост, пример благочестия родителей, духовную среду, духовное чтение и освящение обстановки.

О воспитании детей добрыми христианами молятся тем святым родителям, которые сумели воспитать чад своих в верности ко Христу: родителям преподобного Сергия — преподобным Кириллу и Марии; матери юных дев-мучениц Веры, Надежды и Любови — святой мученице Софии; матери Блаженного Августина, святителя Иппонийского, — святой Монике, и другим святым угодникам Божиим.

Книги Дмитрия Авдеева в интенрет-магазине "Арефа.ру".

10 февраля 2008 г.
Ключевые слова: дети, психология
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00