iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30
Два бойца
Состоявшийся в феврале прошлого года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим определением благословил общецерковное почитание нескольких десятков местночтимых святых и постановил включить их имена в Месяцеслов Русской Православной Церкви. В их числе оказались и два героя-воина — ученики преподобного Сергия схимонахи Александр Пересвет и ­Андрей Ослябя, сложившие свои головы в Куликовской битве в 1380 году. Днями их общецерковной памяти отныне утверждены 7 (20 н.ст.) сентября и 6 (19 н.ст.) июля — праздник Собора Радонежских святых, в списке которого преподобные Александр Пересвет и Андрея Ослябя занимают 12-е место.Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев вспоминает о закономерно приведших к такому решению событиях последних десятилетий, свидетелем которых ему довелось стать.
14 июля 2017 г. 14:30
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Интервью
1 марта 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Романовы — это сама российская история

Дому Романовых — четыре столетия. Третьего марта исполняется ровно 400 лет со дня избрания на российский престол Михаила Федоровича (по историческому календарному стилю Руси это событие состоялось на Земском Соборе в Москве 21 февраля 1613 года). О том, какой роль Романовых в «биографии» нашего государства видится современному ученому-историку, корреспондент ЦВ расспросил директора московского музея «Палаты бояр Романовых» Галину Щуцкую.

— Галина Константиновна, три века правления романовской династии — пусть и очень протяженный, но всего лишь период в нашей истории. Какой емкой фразой вы могли бы охарактеризовать его?

— Прежде всего, не вполне корректно говорить о 400-летнем юбилее Дома Романовых, ведь сейчас династии как таковой не существует. В историческом контексте справедливо вести речь о круглой дате с момента воцарения Михаила Федоровича или же о вековом юбилее 300-летия Дома Романовых. Не случайно посвященное этой дате торжественное Патриаршее богослужение запланировано на 6 марта — в точности тот самый день, когда юбилей отмечали столетие назад. Рассматривая же в целом правление Романовых как большую эпоху, я бы охарактеризовала ее следующим образом: это сама история России. Именно Романовы — начиная с Алексея Михайловича и Федора Алексеевича (отменившего местничество и запретившего носить традиционные русские костюмы и платья) повернули страну лицом к Западу, после чего Петру уже не так сложно было проводить свои знаменитые преобразования. До сих пор активно спорят (в том числе и маститые историки), верным ли было то решение или нужно было следовать более традиционным путем развития. Но факт остается фактом: именно Романовы сделали Россию настоящей евразийской державой, которой она и поныне остается.

— А с кем персонально из венценосных Романовых ассоциируются у вас три века царствования этой династии? Наверное, с Алексеем Михайловичем и Федором Алексеевичем, как можно предположить из предыдущих ваших слов?

— Нет. Возможно, ответ удивит вас, но я назову Патриарха Филарета (+1633). Личность противоречивая, но для меня именно он остается первым из Романовых. Между прочим, из своего рода фамилию «Романов» раньше других взял как раз Филарет Никитич. И царь Михаил Федорович именно его — своего родителя — по возвращении того в 1619 из польского плена году нарек титулом «Великий Государь». Думаю, по масштабу личности Патриарх Филарет стоит рядом со своим современником кардиналом Ришелье. Правда, второй известен куда лучше первого (скорее всего, благодаря «Трем мушкетерам»), в том числе, увы, и в России. Кстати, Ришелье искал встречи с Патриархом Филаретом: в Европе тогда бушевала Тридцатилетняя война, и Франция желала привлечь Россию на свою сторону. Но у французов тогда не получилось. Встреча не состоялась, а Россия хотя и участвовала в войне, но лишь весьма косвенно, выступая против Речи Посполитой.

— Парадоксальный факт, возможно, еще ожидающий исторического комментария: представители Дома Романовых, первым из которых был Патриарх Филарет, век спустя упразднят патриаршество в России. А закончится Синодальный период в ноябре 1917 года — незадолго до расстрела семьи последних Романовых — избранием на патриарший престол впоследствии прославленного в лике святителей Тихона (Беллавина)... Как бы то ни было, на общегосударственном уровне 400-летний юбилей восшествия Михаила Федоровича на царство не отмечается. А будь ваша воля, каким должно быть это празднование исходя из роли и места Романовых в российской истории?

— Действительно, памятные мероприятия проходят только в регионах: в Костроме, в Екатеринбурге, в селе Сусанино. Ни общероссийского, ни даже министерского, под эгидой Минкультуры, уровня они не получили, и, на мой взгляд, это большое упущение. К сожалению, наши сограждане плохо знают историю. И если бы что-то зависело от меня, я бы придала празднествам в первую очередь просветительско-культурологический характер. Собственно, мы в Государственном историческом музее так и постарались сделать. В середине марта в главном здании музея открывается большая выставка «Романовы. Начало династии». Пользуясь случаем, хочу также пригласить всех и в наш филиал на ул. Варварке в Москве, где в середине мая после ремонтно-реставрационных работ открывается новая экспозиция. Напомню: это историческая романовская усадьба, где родился Михаил Федорович, где жили его отец Федор Никитич (будущий Патриарх Филарет) и дед Никита Романович Захарьин-Юрьев. Мы провели большую исследовательскую работу и обнаружили в Российском государственном архиве древних актов документы так называемого «Дела Романовых» 1600 года, когда по доносу одного из слуг Борис Годунов арестовал и отправил в ссылку пятерых братьев Романовых с семьями (выжили только двое). В первые дни работы новой экспозиции подлинники этих документов можно будет увидеть у нас (затем они сменятся копиями). А Российская государственная библиотека выставляет у нас (также в течение нескольких дней) инкунабулу 1393 года «Евангелие Федора Кошки» — хронологически самый ранний документ, связанный с историей романовского рода. Дело в том, что по родословной книге XVII века Романовы ведут свою линию от некоего Андрея Кобылы, чьим пятым сыном, в свою очередь, и был Федор Кошка. Думаю, «белых пятен» в истории ранних Романовых еще достаточно — а значит, нас ждут новые увлекательные исследования и открытия.

Галина Щуцкая — заслуженный работник культуры РФ, автор монографии «Бояре Романовы», готовящейся сейчас к печати в Москве. Область научных интересов — ранние цари романовской династии и их предшественники по семейной линии.

1 марта 2013 г. 01:00
Ключевые слова: Романовы, история
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40