iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Интервью
игумен Петр (Еремеев)
ЦВ № 17 (414) сентябрь 2009 /  9 сентября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Духовные семинарии готовятся к выдаче дипломов государственного образца

Хабаровская духовная семинария стала первым учреждением высшего религиозного образования в России, которое с нового учебного года приступило к подготовке студентов по государственному образовательному стандарту «Теология». Это событие комментирует проректор семинарии игумен Петр (Еремеев).

— Отец Петр, расскажите о том, как шла работа по подготовке необходимого комплекта документов.
— Получение лицензии на право ведения образовательной деятельности должно предшествовать началу образовательного процесса в вузе. Поэтому сегодня у всех духовных учебных заведений Русской Православной Церкви имеется соответствующая лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). В графе «Образовательные программы» в приложении к такой лицензии указана «Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания». Однако этот документ дает право на ведение образовательной деятельности исключительно в религиозной сфере и не предполагает последующую государственную аккредитацию.
Хабаровская семинария тоже имеет такую общую для духовных школ лицензию. Вместе с тем мы подали заявление на лицензирование в семинарии программ высшего образования по направлению (бакалавриат) и специальности «Теология». Предварительно была проведена большая работа по подготовке документов, отработана концепция образовательной деятельности семинарии на переходный период. Ведь подготовка священнослужителей по программам духовного образования у нас теперь совмещается с реализацией государственного стандарта, и это потребовало коррекции в работе учебной части и кафедр.

— Сколько времени ушло на проработку этого вопроса?
— Мы начали вплотную работать над этим с сентября 2008 года, после утверждения Президентом принятых Госдумой поправок в Закон «Об образовании» и Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Необходимый комплект документов мы подготовили к ноябрю 2008 года и зимой уже работали «над ошибками» со специалистами Рособрнадзора.

— Хабаровская духовная семинария приступила к подготовке бакалавров-теологов с 2009/2010 учебного года. Каковы ваши дальнейшие планы?
— Получение лицензии — это, конечно, завершение определенного этапа, но вместе с тем и начало следующего. Впереди у семинарии несколько лет развития образовательной деятельности и государственная аккредитация – получение права выдавать выпускникам дипломы государственного образца.

— Совместимы ли стандарт высшего духовного образования и государственные образовательные стандарты по направлению «Теология»?
— Стандарты по направлению и специальности «Теология» разрабатывались с учетом опыта российского богословского образования. Программы подготовки бакалавра-теолога и магистра, по сути, взяты из семинарской программы. Поэтому речь идет не о внедрении в семинарские учебные планы инородных дисциплин, а о признании государством того факта, что наши выпускники подготовлены на уровне, соответствующем стандартам высшего образования.

— Важный вопрос: для чего это нужно Церкви?
— Во-первых, только аккредитованное учебное заведение, диплом которого признается государством, является полноценным членом отечественного вузовского сообщества. С 1917 года и до последнего времени духовные академии и семинарии существовали за границами национального образования. Дипломы духовных школ, ученые звания и степени никем не признавались. Поэтому аккредитация — это вопрос самоидентификации духовного образования в условиях современного российского высшего образования.
Во-вторых, студенты аккредитованных духовных учебных заведений будут выпускаться с дипломами государственного образца. Выпускник семинарии, регентской или иконописной школы с государственным дипломом наряду со служением в храме сможет осуществлять служение за его оградой, например, работать учителем в школе.

— Какими должны быть первые шаги по лицензированию и аккредитации семинарии по государственным образовательным стандартам?
— Работникам духовного образования необходимо привыкнуть к мысли, что с момента лицензирования образовательных программ по государственному стандарту преподавателям и всему руководящему составу семинарии необходимо будет работать в режиме высшего учебного заведения. Особенно важно это понимать епархиальным властям, потому что в некоторых семинариях до сих пор преподавателями и членами руководства являются священнослужители-«волонтеры», благословляемые на педагогическую и административную деятельность в нагрузку к хорошему приходу.
Нельзя просто сдать документы, получить лицензию и аккредитацию и на этом успокоиться. Семинария должна будет постоянно развивать свою деятельность, руководствуясь нормами высшего образования. Это касается организации научной работы, учебной деятельности и многого другого.
 

 

Борис Поликарпов
9 сентября 2009 г.
Ключевые слова: теология, семинария
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00