выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Интервью
игумен Петр (Еремеев)
ЦВ № 17 (414) сентябрь 2009 /  9 сентября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Духовные семинарии готовятся к выдаче дипломов государственного образца

Хабаровская духовная семинария стала первым учреждением высшего религиозного образования в России, которое с нового учебного года приступило к подготовке студентов по государственному образовательному стандарту «Теология». Это событие комментирует проректор семинарии игумен Петр (Еремеев).

— Отец Петр, расскажите о том, как шла работа по подготовке необходимого комплекта документов.
— Получение лицензии на право ведения образовательной деятельности должно предшествовать началу образовательного процесса в вузе. Поэтому сегодня у всех духовных учебных заведений Русской Православной Церкви имеется соответствующая лицензия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). В графе «Образовательные программы» в приложении к такой лицензии указана «Подготовка служителей и религиозного персонала православного вероисповедания». Однако этот документ дает право на ведение образовательной деятельности исключительно в религиозной сфере и не предполагает последующую государственную аккредитацию.
Хабаровская семинария тоже имеет такую общую для духовных школ лицензию. Вместе с тем мы подали заявление на лицензирование в семинарии программ высшего образования по направлению (бакалавриат) и специальности «Теология». Предварительно была проведена большая работа по подготовке документов, отработана концепция образовательной деятельности семинарии на переходный период. Ведь подготовка священнослужителей по программам духовного образования у нас теперь совмещается с реализацией государственного стандарта, и это потребовало коррекции в работе учебной части и кафедр.

— Сколько времени ушло на проработку этого вопроса?
— Мы начали вплотную работать над этим с сентября 2008 года, после утверждения Президентом принятых Госдумой поправок в Закон «Об образовании» и Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Необходимый комплект документов мы подготовили к ноябрю 2008 года и зимой уже работали «над ошибками» со специалистами Рособрнадзора.

— Хабаровская духовная семинария приступила к подготовке бакалавров-теологов с 2009/2010 учебного года. Каковы ваши дальнейшие планы?
— Получение лицензии — это, конечно, завершение определенного этапа, но вместе с тем и начало следующего. Впереди у семинарии несколько лет развития образовательной деятельности и государственная аккредитация – получение права выдавать выпускникам дипломы государственного образца.

— Совместимы ли стандарт высшего духовного образования и государственные образовательные стандарты по направлению «Теология»?
— Стандарты по направлению и специальности «Теология» разрабатывались с учетом опыта российского богословского образования. Программы подготовки бакалавра-теолога и магистра, по сути, взяты из семинарской программы. Поэтому речь идет не о внедрении в семинарские учебные планы инородных дисциплин, а о признании государством того факта, что наши выпускники подготовлены на уровне, соответствующем стандартам высшего образования.

— Важный вопрос: для чего это нужно Церкви?
— Во-первых, только аккредитованное учебное заведение, диплом которого признается государством, является полноценным членом отечественного вузовского сообщества. С 1917 года и до последнего времени духовные академии и семинарии существовали за границами национального образования. Дипломы духовных школ, ученые звания и степени никем не признавались. Поэтому аккредитация — это вопрос самоидентификации духовного образования в условиях современного российского высшего образования.
Во-вторых, студенты аккредитованных духовных учебных заведений будут выпускаться с дипломами государственного образца. Выпускник семинарии, регентской или иконописной школы с государственным дипломом наряду со служением в храме сможет осуществлять служение за его оградой, например, работать учителем в школе.

— Какими должны быть первые шаги по лицензированию и аккредитации семинарии по государственным образовательным стандартам?
— Работникам духовного образования необходимо привыкнуть к мысли, что с момента лицензирования образовательных программ по государственному стандарту преподавателям и всему руководящему составу семинарии необходимо будет работать в режиме высшего учебного заведения. Особенно важно это понимать епархиальным властям, потому что в некоторых семинариях до сих пор преподавателями и членами руководства являются священнослужители-«волонтеры», благословляемые на педагогическую и административную деятельность в нагрузку к хорошему приходу.
Нельзя просто сдать документы, получить лицензию и аккредитацию и на этом успокоиться. Семинария должна будет постоянно развивать свою деятельность, руководствуясь нормами высшего образования. Это касается организации научной работы, учебной деятельности и многого другого.
 

 

Борис Поликарпов
9 сентября 2009 г.
Ключевые слова: теология, семинария
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00