выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59
Интервью
Каппадокия. Красный храм на родине святителя Григория Богослова
ЖМП № 12 декабрь 2011 /  13 декабря 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Епископ Тихон: Византийский маршрут для русских паломников

За последний год в Турции побывало пять паломнических групп, возглавляемых архиереями Русской Православной Церкви. Это стало итогом совместной работы представителей Русской и Константинопольской Церквей с властями и представителями турбизнеса. Недавно из такого путешествия вернулся епископ Подольский Тихон, который побывал во всех местах, куда теперь смогут приезжать помолиться паломники из России.

— Ваше Преосвященство, в чем была главная миссия вашей поездки? В каких местах вы побывали?

— По благословению Святейшего Патриарха Кирилла год назад на меня было возложено попечение о паломническом направлении деятельности Московского Патриархата. Развитие византийского маршрута — часть этого послушания. Как ответственный за направление я счел своим долгом посетить все места, которые мы предлагаем нашим паломникам. Поездка получилась очень напряженной, с большим количеством переездов, причем в некоторые места добраться транспортом было очень затруднительно. В обычный маршрут не входит и половины мест, где нам довелось побывать. Но мне нужно было убедиться, что у нас организационно отработаны все места посещений.

Мы проделали путь от Царьграда до Эфеса, посетили земли Вифинии, Понта, Ликии, Памфилии, Киликии, Каппадокии, Галатии, Фригии, Писидии. Главной целью было исследовать и подготовить как можно больше возможностей для совершения богослужений в дальнейшем. Например, следующим после нас в Турцию поедет архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, и владыка высказал пожелание совершать Литургию каждый день. Мы должны быть готовы предоставлять такие возможности.

 — Как была сформирована группа? Кто был вместе с вами в поездке?

— В нашей поездке участвовало 60 человек — и духовенство, и миряне; ее можно назвать самым массовым паломничеством в Турцию за последние годы. Паломнические группы в Византию сейчас всегда возглавляют архиереи, что придает поездкам особый статус. Это показывает серьезность наших намерений в развитии этих маршрутов, обеспечивает особый прием церковными и светскими властями, заставляет наших турецких партнеров прорабатывать на высшем уровне все организационные вопросы и вопросы безопасности. Немаловажно и то, что присутствие русских архиереев вызывает интерес прессы и общественности, тема русского паломничества приобретает высокий официальный статус в Турции. А главное, что разрешение совершать богослужения архиерею получить значительно проще, чем священнику. Мы стремимся к возрождению литургической жизни византийских святынь.

 — Где удалось совершить богослужения во время вашей поездки?

— Наше паломничество началось с молитвы в храме великомученика Георгия на Фанаре, Литургию служил Патриарх Варфоломей, после чего он всех нас принял у себя в резиденции, сказал слова напутствия.

Мы совершили три Божественные литургии: в храме святых равноапостольных Константина и Елены в городе Синасосе (Мустафа-паша) в Каппадокии, в Мирах Ликийских в храме Святителя Николая и в Эфесе в храме Пресвятой Богородицы.

Это удивительные места по своему духовному значению. В Мирах Святитель Николай был наречен епископом, долгие годы служил, здесь почивали его святые мощи. С нами приехали помолиться члены русской общины и сотрудники Генерального консульства Российской Федерации.

А в храме Пресвятой Богородицы в Эфесе — это первый в мире храм, освященный во имя Матери Божией, — проходил III Вселенский Собор. От него, к сожалению, остались лишь руины, и наше богослужение проходило под открытым небом.

 — Какие еще места вам хотелось бы открыть для богослужебной жизни? 

— Мне очень дороги места, связанные с именами Григория Богослова и Василия Великого. В пещерных каппадокийских храмах хотелось бы послужить. Большое впечатление на всех нас произвела Никея. Там паломники бывают крайне редко, а жаль: это места деяний I и VII Вселенских Соборов, с которых началось и закончилось догматическое формирование нашей веры. Также назову подворье Пантелеимонова монастыря в Стамбуле. Это те места, где можно получить разрешение на богослужение.

 — А Святая София? Вы можете представить себе условия, при которых мы смогли бы помолиться там? 

— Это только мечта. Сейчас там и перекреститься-то нельзя: оштрафуют, а то и в участок заберут. До недавнего времени духовенству вообще не разрешали туда заходить со всеми вместе — только через отдельный вход и под более строгим присмотром. Но великая святыня Византии изумляет даже просто созерцанием ее величия. Этот храм — самый яркий образец выражения бесконечной любви людей к Господу. Когда начиналось строительство, все знали, что для его осуществления потребуются три казны империи! Но любовь к Господу была выше расчетов, император Юстиниан и народ были едины в стремлении посвятить Богу всё лучшее, что имели. И вот плод этой любви Святая София — наиболее полное художественное воплощение религиозной мысли восточного христианства, чертог Божий, идеал церковного зодчества для всего православия.

 — Кто проводил экскурсии?

— По законам Турции группы должен сопровождать местный гид. Но, хотя это были не случайные люди, а квалифицированные специалисты, мера их веротерпимости всегда связана, конечно, с их личными особенностями. Поэтому мы перестраховались и взяли с собой еще и своего специалиста — прекрасного историка, византолога Павла Владимировича Кузенкова. Его знания, понимание значения этих мест для церковной истории, конечно, и помогло нам всё правильно увидеть, почувствовать и понять. Думаю, что в каждой группе, следующей в Турцию, должен быть православный специалист.

 — Каких договоренностей вам удалось достичь в ходе переговоров и встреч с духовенством Константинопольского Патриархата, представителями государственных учреждений Турции и российскими дипломатами?

— Разговаривая с гражданскими властями, мы старались уравновесить естественную настороженность представителей светского по форме, но мусульманского по сути государства весьма выгодными для них экономическими перспективами. Мы получили данные, согласно которым в Турции возможно получить разрешение на богослужение в 600 местах! Поднимались вопросы участия наших ученых в различных экспедициях — реставрационных, археологических. Много вопросов обсуждали по взаимоотношениям Церквей. И хотя тем было немало, но цель одна — отработать для наших паломников хорошие маршруты и обеспечить им возможность молиться у византийских святынь.

 — Каковы перспективы развития новых маршрутов?

— Важно, что турецкие власти начинают понимать, что русские паломники будут массово посещать турецкие места только тогда, когда смогут молиться у дорогих сердцу святынь. Для Турции это означает, что еще очень многие регионы, являющиеся сейчас экономически отсталыми, могут получить новый импульс для развития. Причем поток русских православных будет особенно многочисленным в сезон, когда даже в благополучной Анталии туристов нет: осенью, зимой, весной. Лето все-таки очень жаркий для паломников период. А в перспективе я вижу, что посещение византийских святынь может стать одним из самых любимых паломнических маршрутов. И в Каппадокию прямые рейсы полетят из Москвы. Со временем, конечно. Мы должны сначала выстроить как следует схему этого сотрудничества. Здесь очень многое надо учесть и отработать. Я думаю, пока во главе всех русских групп по-прежнему должны ездить архиереи. Это очень дорогие для нас места, но осваивать их надо аккуратно.

 Беседовала Анастасия Воскресенская

13 декабря 2011 г. 01:00
Ключевые слова: Константинополь, святыни
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00