выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Интервью
Фото из архива епископа Барышевского Виктора
ЖМП № 4 апрель 2019 /  22 апреля 2019 г. 15:40
версия для печати версия для печати

Епископ Барышевский Виктор: Не бойтесь ничего, будьте с Богом, и Бог будет всегда с вами

Глава Представительства Украинской Православной Церкви при европейскихмеждународных организациях об отстаивании прав верующих на Украине

В непростой ситуации, которая складывается сегодня для Украинской Православной Церкви, она вынуждена прибегать не только к правовой защите внутри государства, но и обращать внимание международных организаций на нарушения прав верующих в стране. О том, как это происходит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал глава Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор (Коцаба).PDF-версия

— Ваше Преосвященство, наш первый вопрос закономерен — как чада Украинской Православной Церкви воспринимают ситуацию, связанную с предоставлением так называ­емой автокефалии, а по сути с легализацией раскола?

— Верующие люди хорошо понимают, что эта ситуация скорее связана с политикой, чем с вопросами веры. Поэтому сегодня все усилия, которые предприняты и властями Украины, и Константинопольским Патриархом, не принесли ожидаемого результата. Цель уврачевать разделение и привести к единству не достигнута. Более того, такие действия Константинополя на Украине еще более усугубили пропасть, которая разделяет многих людей, живущих в нашей стране.

Совсем недавно на это же указал Синод Кипрской Православной Церкви, который констатировал, что вмешательство Константинопольского Патриарха в дела другой Поместной Церкви не принесло ожидаемого единства, хотя сам Константинопольский Патриарх оправдывал свои действия именно этим. А Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в своем докладе о ситуации с правами человека на Украине в преддверии выборов констатировало, что автокефалия обострила противоречия между православными, поставила под удар исключительно Украинскую Православную Церковь.
В наше время обрушивается много критики в адрес Украинской Православной Церкви, которую пытаются очернить и опорочить всеми возможными способами. О Церкви говорят политизированными фразами, навешивают ложные ярлыки, предъявляют безосновательные обвинения. Это делают люди, которые совершенно не понимают природы Церкви. В истории такое уже неоднократно было и еще будет, если Господь продлит жизнь на этой земле.

— Из Украины приходит много противоречивой информации о том, насколько болезненно идет разделение Православной Церкви. Какой информацией обладаете вы? Сколько приходов перешло в ПЦУ?

— Прежде всего я хотел бы акцентировать внимание на том, что разделения Православной Церкви не происходит. Украинская Православная Церковь продолжает оставаться единым сообществом верующих, которые остаются верными Господу Богу и своему Предстоятелю — Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию.

И хотя украинские СМИ заявляют о том, что уже более 500 храмов Украинской Православной Церкви перешли в так называемую ПЦУ, эта информация не соответствует действительности. На сегодняшний день (25 марта) нами зафиксировано 43 случая изменения ­конфессиональной принадлежности наших приходов, в которых действительно принимали решения члены религиозной общины, в том числе некоторые клирики заявили о своем переходе в ПЦУ. И мы об этом говорим открыто, ничего не скрывая. Однако практически во всех этих случаях есть верующие, которые с такими решениями не согласны, — поэтому нельзя говорить о том, что это были полноценные переходы всех членов общин, так как никто не может сегодня с точностью сказать, насколько собрания, рассматривавшие вопросы о переходе в ПЦУ, были правомочны. При этом 62 храма были захвачены рейдерским путем, а в 137 случаях территориальная община проголосовала за переход, но религиозная община изъявила желание остаться в Украинской Православной Церкви, хотя и такие случаи входят в названную раньше цифру 500. Более того, если жители села еще только начали обсуждать эту тему, храм, якобы, уже оказывается в ПЦУ.

— Но, кроме «процедурных решений», есть же и насильственные случаи захвата храмов, преследований священников?

— Как уже было упомянуто выше, 62 храма захвачены с помощью силы. Добавлю только, что насильственные захваты часто сопровождаются жесткими противостояниями, избиением настоятеля и прихожан, как это было, например, в селе Гнездичное Тернопольской области. Также в городе Барановка Житомирской области произошел вопиющий факт захвата храма с избиением наших прихожан в присутствии сотрудников правоохранительных органов. Многочисленные столкновения между верующими наших общин и представителями радикальных организаций, поддерживаемых представителями власти, происходят в Винницкой, Волынской, Ровенской, Тернопольской, Хмельницкой и других областях. Это десятки случаев, которые достаточно подробно описаны на информационных ресурсах нашей Церкви.

Также на наших священников оказывается систематическое давление со стороны определенных госструктур. Еще в декабре прошлого года около 20 священников Ровенской и Полесской епархий (Ровенская область) были вызваны в Службу безопасности Украины на допросы по надуманному делу о государственной измене. Одному священнику Украинской Православной Церкви — протоиерею Виктору Земляному — уже предъявлено официальное обвинение в совершении преступления по статье 161 Уголовного кодекса (УК) Украины, предусматривающей ответственность за разжигание религиозной вражды, и по статье 300 УК Украины за распространение литературы, пропагандирующей культ насилия и жестокости. Считаем, что эти обвинения не только необоснованные, но и свидетельствуют о попытках использовать государственный аппарат для запугивания наших клириков, занимающихся правозащитной деятельностью.
Ситуация такова, что представители центральной и местной власти активно принуждают священнослужителей Украинской Православной Церкви переходить в ПЦУ, используя административный ресурс.

— Как же в сложившейся ситуации удается договариваться с украинским руководством?

— Вначале скажу несколько слов о принятом 17 января 2019 года Верховной Радой законе Украины № 2683 (законопроект № 4128-д). Первая его редакция содержала такие определения, которые никак не вписывались в европейский принцип автономии религиозных организаций, не говоря уже о нормах национального законодательства. Но после активного обсуждения и справедливой критики многих общественных институтов внутри страны, а также на международном уровне предыдущий законопроект № 4128-д был кардинально переписан. Из текста были исключены понятие «самоидентификации члена религиозной общины», которым при желании мог стать каждый впервые переступивший порог храма, и указание на «право территориальной общины» решать вопрос о смене подчиненности религиозных организаций. Согласно уже действующему закону такое право принадлежит исключительно религиозной общине в случае наличия две трети голосов ее членов.

Нужно отметить, что на руководство Укра­ины оказывает влияние международная реакция на факты нарушений прав верующих нашей Церкви. Так, с 2015 года общины, верующие и официальные представители Украинской Православной Церкви, а также неправительственные правозащитные организации в рамках различных процедур подают информацию, жалобы и заявления в международные организации, такие как ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), СПЧ (Совет по правам человека) ООН, УВКПЧ (Управление Верховного комиссара по правам человека) ООН, Специальным тематическим докладчикам ООН, в комитеты и комиссии Совета Европы и Европарламента. В результате информация о нарушениях прав верующих публикуется на сайтах ООН, включается в отчеты и документы УВКПЧ ООН, внесена в базу данных ОБСЕ. В октябре 2018 года по инициативе Специального докладчика ООН по свободе религий и убеждений правительству Украины было направлено обращение с описанием нарушений прав верующих граждан и религиозных организаций Украинской Православной Церкви.

В этом документе, который уже есть в свободном доступе, перед Украиной были поставлены вопросы, касающиеся конкретных фактов нарушений прав человека в стране в связи с захватами наших храмов, попытками срыва Всеукраинского крестного хода в 2016 году, нападениями радикальной группировки С14 на Десятинный монастырь и офис Союза православных журналистов, а также другими фактами. Таким образом, на представителей государственной власти Украины уже оказывается давление со стороны международных структур по фактам нарушений прав верующих нашей Церкви. Несмотря на то, что ситуация остается тяжелой, мы можем констатировать, что международная правовая система признала факт существования нарушений прав верующих на Украине. Это, несомненно, имеет значение для дальнейших переговоров с государственной властью.

— Не могли бы сказать, какие рекомендации дает священноначалие Украинской Православной Церкви духовенству: как вести себя в случае давления со стороны властей и сторонников «автокефалии»?

— Каждый православный верующий, как гражданин Украины, имеет гарантированные национальным законодательством права и свободы. Поскольку в отношении наших верующих и общин на протяжении последних лет систематически совершаются правонарушения, мы призываем противодействовать нарушителям и защищать свои права исключительно законным методом, используя возможные юридические механизмы. В ряде дел такая активность помогает нашим прихожанам защитить свои храмы, опираясь на закон и юридические методы работы. К сожалению, политическая позиция представителей высших эшелонов государственной власти препятствует эффективности такой работы, однако все-таки она необходима, так как, несмотря на трудности, современное право и государственное устройство позволяет защищаться и в таких сложных условиях.

Немаловажным элементом защиты является также информационная работа и взаимодействие со СМИ, так как случаи правонарушений должны получать широкую огласку. Такую работу выполняют как церковные информационные ресурсы, так и многочисленные сообщества в социальных сетях, создаваемые прихожанами самостоятельно. В результате международные организации и СМИ могут получать постоянную информацию о фактах нарушений прав верующих на Украине, а также о результатах юридического рассмотрения жалоб и обращений общин Украинской Православной Церкви в национальную правовую систему. Так как нашим общинам оппонируют государственные чиновники высокого уровня, мы вынуждены использовать комплексные методы защиты, опираясь на международное право, и все доступные методы правовой и информационной работы.

— Вам часто приходится бывать в разных странах и служить на зарубежных приходах. Как верующие украинцы воспринимают то, что происходит с Церковью на их Родине?

— Они очень переживают. Каждый раз, когда встречаю выходцев из родной Украины в тех или иных странах Европы, вижу горячую любовь, переживание за Родину, их горячую молитву за умиротворение всех происходящих разрушительных процессов на Украине. Люди передают свою молитвенную поддержку, и хотя многие оказались вдали от Родины, они чувствуют боль от того, что происходит на родной земле, ведь практически у всех дома остались родители и родственники, друзья и близкие, с которыми они поддерживают отношения.
Очень важно, что наши люди за границей пытаются объединяться преимущественно вокруг православных храмов и общин, где украинцы находят отдушину и поддержку, принимая регулярное участие в богослужебной церковной жизни.

— Ваше Преосвященство, вы — представитель Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях. Как воспринимают позицию священноначалия ваши партнеры за рубежом?

— В последние годы за рубежом мы вынуждены информировать о нарушениях прав и свобод человека на Украине. Для европейского законодательства соблюдение прав человека — это очень важный постулат, которого европейцы пыта­ются придерживаться. Поэтому когда мы говорим о том, что права верующих граждан в Украине нарушаются, то европейское сообщество слышит нас.
Мы доносим эту информацию по всевозможным каналам, которые у нас существуют, принимаем участие в разных мероприятиях на европейских площадках, где говорим о тех правонарушениях, которые сегодня имеют место на Украине.

Конечно же, нам хочется, чтобы мы могли решить все наши проблемы внутри своей страны путем сотрудничества с государством, которое обязано обеспечить право на свободу вероисповедания каждого человека, каждого гражданина Украины. И тогда на международном уровне мы делились бы нашим историческим наследием и богатством, современными достижениями церковно-государственных отношений и реальной религиозной свободы в нашей стране. Но, к сожалению, сегодня ситуация вынуждает нас больше искать защиты и поддержки за пределами Украины. Но даже несмотря на это, в прошлом году мы провели ряд мероприятий в городах Европы, посвященных 1030-летию Крещения Киевской Руси.
Должен сказать, что европейские учреждения, политики, чиновники слышат наши обращения и реагируют на них. Вот, в прошлом году в Вене на ежегодном заседании по человеческому измерению, которое организовывает ОБСЕ (крупнейшая в мире организация, занимающаяся вопросами безопасности, объединяющая 57 стран-участниц), перед моим выступлением вопрос о нарушении прав православных верующих граждан Украины уже затронули несколько выступающих представителей европейских неправительственных и правозащитных организаций. Это свидетельствует о все большем резонансе в Европе относительно правонарушений на Украине.

Международная деятельность Украинской Православной Церкви не сразу видна, но она имеет накопительный эффект, потому что все наши обращения собираются в документальных базах ОБСЕ и СПЧ ООН. Как уже было сказано выше, такие обращения в европейские институции мы подаем регулярно начиная с 2015 года. Теперь для каждого правозащитника, чиновника или политика ознакомиться с этим вопросом будет очень просто — достаточно зайти в сетевые хранилища документов, где наличествуют все заявления относительно проблематики соблюдения прав православных верующих граждан Украины.

— Недавно вы обращались в ООН и другие международные организации. Сможет ли это привлечь более пристальное внимание мирового сообщества к проблеме ущемления прав верующих на Украине?

— Мы на это надеемся. Благодаря проделанной работе за последние три года у нас уже накопился определенный опыт. Есть все основания полагать, что европейское сообщество обратит еще более пристальное внимание на все наши заявления и продолжит оказывать свое результативное влияние на утверждение демократических принципов в нашем государстве и обществе с целью обеспечения равных прав и религиозных свобод для всех без исключения граждан Украины.

— Как в этой непростой ситуации действует Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий? Какие мысли он высказывает относительно «автокефалии» и к чему призывает верующих?

— Молитва и терпение — вот неизменные наставления Блаженнейшего Митрополита Онуф­рия, к упражнению в этих добродетелях наш Предстоятель всегда призывает свою паству. Главное — не отпасть от Церкви в это лукавое время испытаний, ибо Церковь без нас будет жить, а мы без нее тотчас погибнем. Верующий народ всегда идет за Христом, присутствие Которого чувствует каждое ищущее Бога сердце, которое нельзя обмануть. Поэтому и храмы Украинской Православной Церкви переполнены, а в этом году крестные ходы в больших городах Украины собрали на праздник Торжества Православия значительно большее количество верующих, чем в прошлом. «Не бойтесь ничего, будьте с Богом, и Бог всегда будет с вами!» — этими словами можно определить призыв Предстоятеля Украинской Православной Церкви к православному веру­ющему народу Украины.

— Некоторые представляют предыдущего Предстоятеля Украинской Православной Церкви Владимира (Сабодана) сторонником автокефалии. Верно ли такое суждение?

— Лично я никогда не слышал от Блаженнейшего Митрополита Владимира таких высказываний. В своих суждениях он всегда незыблемо стоял на канонических принципах жизни Церкви Христовой. И этому есть недвусмысленные подтверждения в сохранившихся статьях, докладах, аудио- и видеозаписях владыки.
Действительно, Блаженнейшему Владимиру принадлежат слова о том, что автокефалия должна венчать все наши усилия по восстановлению церковного единства на Украине. Но только в том случае, если к этому созреет церковное самосознание, то есть автокефальный статус должен стать объединительным фактором, но ни в коем случае не порождать новые разделения. К нашему общему сожалению, события последних месяцев в Украине ярко свидетельствуют о противоположном. И это следствие вмешательства политики в жизнь Церкви. Как показывает практика, даже хорошую идею может дискредитировать неверный и неправильный механизм ее достижения.

— В этом контексте позвольте и личный вопрос. Вы — племянник покойного Блаженнейшего Митрополита Владимира. Как он повлиял на ваше становление?

— Это был очень глубокий человек очень доброго сердца. Помню мое первое впечатление о нем, когда увидел 50-летнего митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира в его родном селе Марковцы на Хмельнитчине, — жизнерадостный, всегда улыбающийся, компанейский и веселый человек.
Конечно, вспоминаются и последние годы его жизни, когда владыка был уже в тяжелом состо­янии. Но именно тот образ из детства навсегда запечатлелся в моей памяти, потому что по духу он был молодым до последнего своего издыхания. Митрополит Владимир был человеком широкого кругозора, острого ума, имел цельное отношение к жизни, чрезвычайно любил людей и ценил настоящее человеческое общение. Никогда никого не отбрасывал, находил возможность всем и каждому уделить свое время.

Блаженнейший часто прогуливался по лавре, и во время таких прогулок к нему подходили самые разные люди. Каждому человеку он уделял внимание, сопереживал, сострадал всякой болезни и горю. Я это видел своими глазами и сердцем чувствовал его неподдельную искреннюю любовь к каждому страждущему. И поскольку мне посчастливилось нередко быть свидетелем воплощения в личности настоящих человеческих качеств, то считал очень важным для себя подражать именно таким движениям души приснопамятного Блаженнейшего Митрополита Владимира.

— Какие наставления он давал вам?

— Наверное, самое важное наставление Блаженнейшего, девиз всей его жизни: «Я никогда ничего не просил и ни от чего не отказывался». Этот важный урок я пытаюсь воплощать и в своей жизни.
Вообще в Церкви каждому верующему человеку очень важно жить по благословению, тем более монаху. В этом отношении монаху даже легче, потому что он имеет над собой священноначалие, перед которым исполняет данный Богу обет послушания.
Сегодня я благодарен приснопамятному владыке Владимиру за то, что в мои студенческие годы у меня не было привилегий перед другими учащимися духовной семинарии. В студенческом общежитии, где я жил вместе со всеми, получил науку на всю жизнь. Хотя, откровенно говоря, тогда я этого не понимал. Но с возрастом все становится на свои места.

— Как вам удается совмещать ваше основное служение с окормлением прихода храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» села Плюты?

— Благодаря этому храму я получил незаменимую практику церковноприходской жизни. Расскажу, как мне пришлось стать его насто­ятелем.
В мою бытность ученым секретарем Киевской духовной академии по приглашению одного жителя села Плюты, которого зовут Константин, я впервые в своей жизни приехал в это маленькое село. Там я увидел место, которое на первый взгляд казалось просто заброшенным холмом, но в первой половине XX века здесь стоял деревянный храм в честь святых апостолов Петра и Павла, который в 1914 году освятил митрополит Киевский Флавиан (Городецкий).

В 1943 году храм пострадал от боевых действий. Оставшиеся свидетельства говорят о том, что в храм влетело несколько снарядов, после чего он сгорел до основания. Прошло ровно 100 лет с начала возведения первого храма, когда с Божией помощью в 2011 году мы вновь начали здесь строительство.
Константин, с которым теперь нас связывает тесная дружба, попросил меня подыскать хорошего священника, чтобы вместе начать возрождение приходской жизни в Плютах. Скажу честно, мне очень понравилось то место, к тому же на улице было тепло — август, свежий воздух, все вокруг в зелени. И тогда мне пришел в голову такой ответ: «Я и сам не против быть здесь настоятелем». На что мой собеседник сказал: «Я и не осмеливался вам прямо предложить, зная вашу нагрузку по академии, но если вы согласны, тогда я очень рад».

Но уже на следующий день ко мне подкрались сомнения. Думаю, как же я смогу совмещать строительство храма за городом с ежедневным послушанием ученого секретаря и преподавателя академии, на которое уходила большая часть времени. Немедля я пришел к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру за советом. А он мне сказал: «Если ты принимаешь это как волю Божию в твоей жизни, не отказываешься от нее, значит, Господь тебе непременно поможет, но имеешь возможность и решить по-другому, проявить свою волю». После этих слов все сомнения развеялись. Получив благословение Блаженнейшего, мы в ближайшее же время начали стро­ительство.

Милостью Божией с 2013 года регулярно совершаются богослужения в нижнем храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В этом году планируем закончить верхний храм, главный престол которого будет, как это было в прошлом, освящен во имя апостолов Петра и Павла.
Конечно, после моего рукоположения в архи­ерейский сан все меньше времени остается для служения в нашем храме. Но как только представляется возможность помолиться у себя дома, то я сразу ее использую. В эти мгновения я встречаюсь со своими прихожанами, с которыми мы вместе когда-то стояли просто на песке под палящим солнцем, совершая первые молебны на месте разворачивающегося строительства. Все это навсегда останется в моей памяти.


Справка

Епископ Барышевский Виктор (Коцаба), викарий Киевской епархии
Родился 5 июня 1983 г. В 2004 г. после окончания  учебы в  Киевской духовной семинарии поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 2007 г. Выпускник (2008) юридического факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. С 3 июля 2007 г. — преподаватель, а затем ученый секретарь Киевской духовной академии. 20 июля 2008 г. Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) рукоположен в сан диакона. 28 июля 2008 г. в Киево-Печерской лавре Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен в сан иерея. 21 сентября 2008 г. возведен в сан протоиерея. С 1 сентября 2010 г. назначен  настоятелем прихода в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в с. Плюты Обуховского р-на Киевской области. 19 июня 2012 г. назначен главой Административного аппарата Киевской митрополии. 20 марта 2015 г. Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием пострижен в монашество с именем Виктор в честь мученика Виктора Дамасского. 17 мая 2015 г. возведен в сан архимандрита.
Решением Синода Украинской Православной Церкви от 27 мая 2017 г. избран епископом Барышевским, викарием Киевской митрополии, и назначен главой новообразованного Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях. Хиротонисан 5 июня в Свято-Троицком соборе на Троещине г. Киева, богослужение возглавил Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

Василий Цупер
22 апреля 2019 г. 15:40
Ключевые слова: Украина
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00