![]()
На войне как на войне Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Душепопечение в военных госпиталях С началом специальной военной операции в сферу пастырского и социального служения Русской Православной Церкви вошли госпитали, где военнослужащие восстанавливают здоровье после ранений. Опыт духовного окормления и ухода за больными, приобретенный священнослужителями в «красной зоне», вновь оказался востребован. Как и в период пандемии, многие пастыри снова по зову сердца пришли на помощь тем, кому трудно. Но сложностей в этом деле оказалось немало. О сложившейся практике окормления раненых военнослужащих и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, священники рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
25 апреля 2023 г. 15:30
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Чтим Державный образ святыни Твоея Ровно 106 лет назад, 15 марта 1917 года по новому стилю, в подклете старинной Вознесенской церкви подмосковного государева села Коломенское священник Николай Лихачев среди старых досок, тряпок и прочей рухляди обнаружил черную икону. Когда священнослужитель тщательно промыл и очистил находку от грязи и копоти, ему открылось изображение величественно восседающей на троне Царицы Небесной. На коленях у Нее находился благословляющий Богомладенец, а в руках Пречистая держала царские регалии — скипетр и державу. Так была обретена Державная икона Божией Матери. PDF-версия.
14 марта 2023 г. 16:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна В первой части материала, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» в № 1 за 2023 год, подробно освещались формы и методы работы с детьми с особенностями здоровья в церковных образовательных учреждениях. В этом номере тему инклюзии продолжит рассказ о том, как Церковь помогает взрослым верующим с ограниченными возможностями здоровья участвовать в работе приходских организаций и общин. PDF-версия.
9 февраля 2023 г. 13:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна Люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в активную жизнь общества. С развитием производственных и интернет-технологий, упрощающих наш быт, инвалидность постепенно перестает быть приговором к уединенному образу жизни. Как приходские общины и церковные организации могут помочь в социализации верующих с ограниченными возможностями здоровья, анализирует обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 января 2023 г. 16:30
Император Петр Великий и его церковная реформа В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма». PDF-версия.
8 декабря 2022 г. 16:30
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Келейный труд и разочарование общественности В церковной историографии деятельность Предсоборного Совещания по ряду причин остается одной из слабо изученных страниц подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Однако сохранившиеся до наших дней проекты документов Совещания, посвященные подготовке реформы высшего церковного управления, представляют немалый интерес для наших современников. Взгляды разработчиков документов на существенные элементы системы высшей власти и управления в Российской Церкви в 1912–1916 годах прокомментировал для «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Сергий Звонарёв. PDF-версия.
18 ноября 2022 г. 13:00
Почивать на лаврах некогда Конец 1990-х годов — время создания многочисленных православных учебных заведений. Они возникали на образовательном небосклоне, и какие-то из них быстро исчезали, не хватало опыта, профессиональных кадров. Некоторые образовательные учреждения, занимаясь духовным воспитанием и приобщением учеников к православной культуре, не уделяли должного внимания общему образованию и также были обречены. Однако к сегодняшнему дню есть и положительные примеры — школы и гимназии, прошедшие нелегкий путь становления и достигшие высоких результатов. Как удается каждый год выпускать отлично подготовленных учеников, выбирающих разные профессии и поступающих в лучшие вузы страны, любящих Бога и не теряющих связь со своей alma mater, делится с читателями «Журнала Московской Патриархии» директор Гимназии имени священномученика Константина Богородского города Ногинска протоиерей Олег Волков. PDF-версия.
10 ноября 2022 г. 15:00
|
![]()
ЖМП № 4 апрель 2019 /
22 апреля 2019 г. 15:40
Епископ Барышевский Виктор: Не бойтесь ничего, будьте с Богом, и Бог будет всегда с вамиГлава Представительства Украинской Православной Церкви при европейскихмеждународных организациях об отстаивании прав верующих на Украине — Ваше Преосвященство, наш первый вопрос закономерен — как чада Украинской Православной Церкви воспринимают ситуацию, связанную с предоставлением так называемой автокефалии, а по сути с легализацией раскола? — Верующие люди хорошо понимают, что эта ситуация скорее связана с политикой, чем с вопросами веры. Поэтому сегодня все усилия, которые предприняты и властями Украины, и Константинопольским Патриархом, не принесли ожидаемого результата. Цель уврачевать разделение и привести к единству не достигнута. Более того, такие действия Константинополя на Украине еще более усугубили пропасть, которая разделяет многих людей, живущих в нашей стране. Совсем недавно на это же указал Синод Кипрской Православной Церкви, который констатировал, что вмешательство Константинопольского Патриарха в дела другой Поместной Церкви не принесло ожидаемого единства, хотя сам Константинопольский Патриарх оправдывал свои действия именно этим. А Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в своем докладе о ситуации с правами человека на Украине в преддверии выборов констатировало, что автокефалия обострила противоречия между православными, поставила под удар исключительно Украинскую Православную Церковь. — Из Украины приходит много противоречивой информации о том, насколько болезненно идет разделение Православной Церкви. Какой информацией обладаете вы? Сколько приходов перешло в ПЦУ? — Прежде всего я хотел бы акцентировать внимание на том, что разделения Православной Церкви не происходит. Украинская Православная Церковь продолжает оставаться единым сообществом верующих, которые остаются верными Господу Богу и своему Предстоятелю — Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию. И хотя украинские СМИ заявляют о том, что уже более 500 храмов Украинской Православной Церкви перешли в так называемую ПЦУ, эта информация не соответствует действительности. На сегодняшний день (25 марта) нами зафиксировано 43 случая изменения конфессиональной принадлежности наших приходов, в которых действительно принимали решения члены религиозной общины, в том числе некоторые клирики заявили о своем переходе в ПЦУ. И мы об этом говорим открыто, ничего не скрывая. Однако практически во всех этих случаях есть верующие, которые с такими решениями не согласны, — поэтому нельзя говорить о том, что это были полноценные переходы всех членов общин, так как никто не может сегодня с точностью сказать, насколько собрания, рассматривавшие вопросы о переходе в ПЦУ, были правомочны. При этом 62 храма были захвачены рейдерским путем, а в 137 случаях территориальная община проголосовала за переход, но религиозная община изъявила желание остаться в Украинской Православной Церкви, хотя и такие случаи входят в названную раньше цифру 500. Более того, если жители села еще только начали обсуждать эту тему, храм, якобы, уже оказывается в ПЦУ. — Но, кроме «процедурных решений», есть же и насильственные случаи захвата храмов, преследований священников? — Как уже было упомянуто выше, 62 храма захвачены с помощью силы. Добавлю только, что насильственные захваты часто сопровождаются жесткими противостояниями, избиением настоятеля и прихожан, как это было, например, в селе Гнездичное Тернопольской области. Также в городе Барановка Житомирской области произошел вопиющий факт захвата храма с избиением наших прихожан в присутствии сотрудников правоохранительных органов. Многочисленные столкновения между верующими наших общин и представителями радикальных организаций, поддерживаемых представителями власти, происходят в Винницкой, Волынской, Ровенской, Тернопольской, Хмельницкой и других областях. Это десятки случаев, которые достаточно подробно описаны на информационных ресурсах нашей Церкви. Также на наших священников оказывается систематическое давление со стороны определенных госструктур. Еще в декабре прошлого года около 20 священников Ровенской и Полесской епархий (Ровенская область) были вызваны в Службу безопасности Украины на допросы по надуманному делу о государственной измене. Одному священнику Украинской Православной Церкви — протоиерею Виктору Земляному — уже предъявлено официальное обвинение в совершении преступления по статье 161 Уголовного кодекса (УК) Украины, предусматривающей ответственность за разжигание религиозной вражды, и по статье 300 УК Украины за распространение литературы, пропагандирующей культ насилия и жестокости. Считаем, что эти обвинения не только необоснованные, но и свидетельствуют о попытках использовать государственный аппарат для запугивания наших клириков, занимающихся правозащитной деятельностью. — Как же в сложившейся ситуации удается договариваться с украинским руководством? — Вначале скажу несколько слов о принятом 17 января 2019 года Верховной Радой законе Украины № 2683 (законопроект № 4128-д). Первая его редакция содержала такие определения, которые никак не вписывались в европейский принцип автономии религиозных организаций, не говоря уже о нормах национального законодательства. Но после активного обсуждения и справедливой критики многих общественных институтов внутри страны, а также на международном уровне предыдущий законопроект № 4128-д был кардинально переписан. Из текста были исключены понятие «самоидентификации члена религиозной общины», которым при желании мог стать каждый впервые переступивший порог храма, и указание на «право территориальной общины» решать вопрос о смене подчиненности религиозных организаций. Согласно уже действующему закону такое право принадлежит исключительно религиозной общине в случае наличия две трети голосов ее членов. Нужно отметить, что на руководство Украины оказывает влияние международная реакция на факты нарушений прав верующих нашей Церкви. Так, с 2015 года общины, верующие и официальные представители Украинской Православной Церкви, а также неправительственные правозащитные организации в рамках различных процедур подают информацию, жалобы и заявления в международные организации, такие как ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), СПЧ (Совет по правам человека) ООН, УВКПЧ (Управление Верховного комиссара по правам человека) ООН, Специальным тематическим докладчикам ООН, в комитеты и комиссии Совета Европы и Европарламента. В результате информация о нарушениях прав верующих публикуется на сайтах ООН, включается в отчеты и документы УВКПЧ ООН, внесена в базу данных ОБСЕ. В октябре 2018 года по инициативе Специального докладчика ООН по свободе религий и убеждений правительству Украины было направлено обращение с описанием нарушений прав верующих граждан и религиозных организаций Украинской Православной Церкви. В этом документе, который уже есть в свободном доступе, перед Украиной были поставлены вопросы, касающиеся конкретных фактов нарушений прав человека в стране в связи с захватами наших храмов, попытками срыва Всеукраинского крестного хода в 2016 году, нападениями радикальной группировки С14 на Десятинный монастырь и офис Союза православных журналистов, а также другими фактами. Таким образом, на представителей государственной власти Украины уже оказывается давление со стороны международных структур по фактам нарушений прав верующих нашей Церкви. Несмотря на то, что ситуация остается тяжелой, мы можем констатировать, что международная правовая система признала факт существования нарушений прав верующих на Украине. Это, несомненно, имеет значение для дальнейших переговоров с государственной властью. — Не могли бы сказать, какие рекомендации дает священноначалие Украинской Православной Церкви духовенству: как вести себя в случае давления со стороны властей и сторонников «автокефалии»? — Каждый православный верующий, как гражданин Украины, имеет гарантированные национальным законодательством права и свободы. Поскольку в отношении наших верующих и общин на протяжении последних лет систематически совершаются правонарушения, мы призываем противодействовать нарушителям и защищать свои права исключительно законным методом, используя возможные юридические механизмы. В ряде дел такая активность помогает нашим прихожанам защитить свои храмы, опираясь на закон и юридические методы работы. К сожалению, политическая позиция представителей высших эшелонов государственной власти препятствует эффективности такой работы, однако все-таки она необходима, так как, несмотря на трудности, современное право и государственное устройство позволяет защищаться и в таких сложных условиях. Немаловажным элементом защиты является также информационная работа и взаимодействие со СМИ, так как случаи правонарушений должны получать широкую огласку. Такую работу выполняют как церковные информационные ресурсы, так и многочисленные сообщества в социальных сетях, создаваемые прихожанами самостоятельно. В результате международные организации и СМИ могут получать постоянную информацию о фактах нарушений прав верующих на Украине, а также о результатах юридического рассмотрения жалоб и обращений общин Украинской Православной Церкви в национальную правовую систему. Так как нашим общинам оппонируют государственные чиновники высокого уровня, мы вынуждены использовать комплексные методы защиты, опираясь на международное право, и все доступные методы правовой и информационной работы. — Вам часто приходится бывать в разных странах и служить на зарубежных приходах. Как верующие украинцы воспринимают то, что происходит с Церковью на их Родине? — Они очень переживают. Каждый раз, когда встречаю выходцев из родной Украины в тех или иных странах Европы, вижу горячую любовь, переживание за Родину, их горячую молитву за умиротворение всех происходящих разрушительных процессов на Украине. Люди передают свою молитвенную поддержку, и хотя многие оказались вдали от Родины, они чувствуют боль от того, что происходит на родной земле, ведь практически у всех дома остались родители и родственники, друзья и близкие, с которыми они поддерживают отношения. — Ваше Преосвященство, вы — представитель Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях. Как воспринимают позицию священноначалия ваши партнеры за рубежом? — В последние годы за рубежом мы вынуждены информировать о нарушениях прав и свобод человека на Украине. Для европейского законодательства соблюдение прав человека — это очень важный постулат, которого европейцы пытаются придерживаться. Поэтому когда мы говорим о том, что права верующих граждан в Украине нарушаются, то европейское сообщество слышит нас. Конечно же, нам хочется, чтобы мы могли решить все наши проблемы внутри своей страны путем сотрудничества с государством, которое обязано обеспечить право на свободу вероисповедания каждого человека, каждого гражданина Украины. И тогда на международном уровне мы делились бы нашим историческим наследием и богатством, современными достижениями церковно-государственных отношений и реальной религиозной свободы в нашей стране. Но, к сожалению, сегодня ситуация вынуждает нас больше искать защиты и поддержки за пределами Украины. Но даже несмотря на это, в прошлом году мы провели ряд мероприятий в городах Европы, посвященных 1030-летию Крещения Киевской Руси. Международная деятельность Украинской Православной Церкви не сразу видна, но она имеет накопительный эффект, потому что все наши обращения собираются в документальных базах ОБСЕ и СПЧ ООН. Как уже было сказано выше, такие обращения в европейские институции мы подаем регулярно начиная с 2015 года. Теперь для каждого правозащитника, чиновника или политика ознакомиться с этим вопросом будет очень просто — достаточно зайти в сетевые хранилища документов, где наличествуют все заявления относительно проблематики соблюдения прав православных верующих граждан Украины. — Недавно вы обращались в ООН и другие международные организации. Сможет ли это привлечь более пристальное внимание мирового сообщества к проблеме ущемления прав верующих на Украине? — Мы на это надеемся. Благодаря проделанной работе за последние три года у нас уже накопился определенный опыт. Есть все основания полагать, что европейское сообщество обратит еще более пристальное внимание на все наши заявления и продолжит оказывать свое результативное влияние на утверждение демократических принципов в нашем государстве и обществе с целью обеспечения равных прав и религиозных свобод для всех без исключения граждан Украины. — Как в этой непростой ситуации действует Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий? Какие мысли он высказывает относительно «автокефалии» и к чему призывает верующих? — Молитва и терпение — вот неизменные наставления Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, к упражнению в этих добродетелях наш Предстоятель всегда призывает свою паству. Главное — не отпасть от Церкви в это лукавое время испытаний, ибо Церковь без нас будет жить, а мы без нее тотчас погибнем. Верующий народ всегда идет за Христом, присутствие Которого чувствует каждое ищущее Бога сердце, которое нельзя обмануть. Поэтому и храмы Украинской Православной Церкви переполнены, а в этом году крестные ходы в больших городах Украины собрали на праздник Торжества Православия значительно большее количество верующих, чем в прошлом. «Не бойтесь ничего, будьте с Богом, и Бог всегда будет с вами!» — этими словами можно определить призыв Предстоятеля Украинской Православной Церкви к православному верующему народу Украины. — Некоторые представляют предыдущего Предстоятеля Украинской Православной Церкви Владимира (Сабодана) сторонником автокефалии. Верно ли такое суждение? — Лично я никогда не слышал от Блаженнейшего Митрополита Владимира таких высказываний. В своих суждениях он всегда незыблемо стоял на канонических принципах жизни Церкви Христовой. И этому есть недвусмысленные подтверждения в сохранившихся статьях, докладах, аудио- и видеозаписях владыки. — В этом контексте позвольте и личный вопрос. Вы — племянник покойного Блаженнейшего Митрополита Владимира. Как он повлиял на ваше становление? — Это был очень глубокий человек очень доброго сердца. Помню мое первое впечатление о нем, когда увидел 50-летнего митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира в его родном селе Марковцы на Хмельнитчине, — жизнерадостный, всегда улыбающийся, компанейский и веселый человек. Блаженнейший часто прогуливался по лавре, и во время таких прогулок к нему подходили самые разные люди. Каждому человеку он уделял внимание, сопереживал, сострадал всякой болезни и горю. Я это видел своими глазами и сердцем чувствовал его неподдельную искреннюю любовь к каждому страждущему. И поскольку мне посчастливилось нередко быть свидетелем воплощения в личности настоящих человеческих качеств, то считал очень важным для себя подражать именно таким движениям души приснопамятного Блаженнейшего Митрополита Владимира. — Какие наставления он давал вам? — Наверное, самое важное наставление Блаженнейшего, девиз всей его жизни: «Я никогда ничего не просил и ни от чего не отказывался». Этот важный урок я пытаюсь воплощать и в своей жизни. — Как вам удается совмещать ваше основное служение с окормлением прихода храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» села Плюты? — Благодаря этому храму я получил незаменимую практику церковноприходской жизни. Расскажу, как мне пришлось стать его настоятелем. В 1943 году храм пострадал от боевых действий. Оставшиеся свидетельства говорят о том, что в храм влетело несколько снарядов, после чего он сгорел до основания. Прошло ровно 100 лет с начала возведения первого храма, когда с Божией помощью в 2011 году мы вновь начали здесь строительство. Но уже на следующий день ко мне подкрались сомнения. Думаю, как же я смогу совмещать строительство храма за городом с ежедневным послушанием ученого секретаря и преподавателя академии, на которое уходила большая часть времени. Немедля я пришел к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру за советом. А он мне сказал: «Если ты принимаешь это как волю Божию в твоей жизни, не отказываешься от нее, значит, Господь тебе непременно поможет, но имеешь возможность и решить по-другому, проявить свою волю». После этих слов все сомнения развеялись. Получив благословение Блаженнейшего, мы в ближайшее же время начали строительство. Милостью Божией с 2013 года регулярно совершаются богослужения в нижнем храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В этом году планируем закончить верхний храм, главный престол которого будет, как это было в прошлом, освящен во имя апостолов Петра и Павла. Епископ Барышевский Виктор (Коцаба), викарий Киевской епархии
22 апреля 2019 г. 15:40
Ключевые слова:
Украина
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Поучение новопоставленному иерею В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке (№ 8, 15–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-версия.
26 мая 2023 г. 16:00
«Введение в арамеистику и сирологию» В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге. PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Протоиерей Борис Глебов 01.06.1936 – 28.02.2023 28 февраля 2023 года на 87-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу почетный клирик Спасо-Преображенского собора города Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов.
18 мая 2023 г. 16:40
|