iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Интервью
фото с выставки-форума "Православная Русь"
ЖМП № 12 декабрь 2011 /  29 декабря 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Истина в деталях. О работе комиссии по канонизации в подробностях

Почти год назад Архиерейский Собор принял документ, посвященный «мерам по сохранению памяти новомучеников». За это время сменилось руководство Комиссии по канонизации святых, а прошедший в начале октября Священный Синод дал подробное разъяснение по работе с необходимыми для прославления новомучеников документами. Но некоторые вопросы остались за рамками внимания Синода, так как носят частный характер. Например, каковы главные недочеты епархиальных комиссий по прославлению при подготовке документов? Какие типичные проблемы возникают при подготовке материалов к прославлению святого? 
На эти и другие вопросы ЖМП ответил секретарь Комиссии по канонизации
игумен Дамаскин (Орловский).

 

Церковные принципы работы комиссии неизменны

— Отец Дамаскин, 20 лет Синодальную комиссию по канонизации святых возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, по сути, это целая эпоха. Как сейчас со сменой председателя комиссии будет строиться ее работа? Каковы теперь цели, задачи и приоритеты комиссии, изменятся ли они или будут как-то скорректированы?

— Работа Синодальной комиссии по канонизации святых строится на церковных принципах независимо от того, кто ее возглавляет. Митрополит Ювеналий, долгое время руководивший комиссией, держался правил, выработанных церковным преданием и церковным опытом, и новый председатель епископ Троицкий Панкратий будет держаться тех же церковных принципов.

Прежде всего комиссия отвечает на запросы Церкви, на то, чем Церковь живет. Она лишь воспринимает то, что предлагает в том или ином случае часть нашей Церкви. Не надо забывать, что комиссия только изучает присланные материалы, особенно касающиеся новомучеников, на предмет того, нет ли препятствий для канонизации. Синодальная комиссия по канонизации святых — это страж церковного предания, защита его от разрушения и нанесения вреда Церкви.

— Вы долгое время были членом комиссии, а теперь стали ее секретарем. В чем конкретно будет заключаться ваша работа на этой должности?

— В наблюдении за тем, чтобы поддерживался порядок в ведении дел, чтобы материалы, присылаемые в комиссию для рассмотрения, соответствовали решениям Архиерейских Соборов и Священного Синода — подавались в необходимом составе и в соответствии с церковными критериями, с которыми можно ознакомиться в постановлениях Священного Синода от 22 декабря 2002 года (журнал № 104), Архиерейского Собора 2008 года и «Рекомендациях к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви», утвержденных определением Священного Синода от 5–6 октября 2011 года (журнал № 121). Думаю, что еще и в том, чтобы так же, как и раньше, продолжать изучать присылаемые документы, по большей части состоящие из материалов судебно-следственных дел. Здесь оказался небесполезен двадцатилетний опыт работы в архивах, а также тридцатилетний опыт исследования жизни новомучеников.

— Считается, что комиссия по канонизации в основном занимается темой новомучеников и исповедников. Есть ли другие направления работы?

— ХХ век для Русской Православной Церкви стал веком мученическим. Мучеников и исповедников в настоящее время прославлено Церковью более 1700 человек, и это больше, чем было прославлено преподобных, праведных и святителей за предыдущее тысячелетнее бытие Русской Церкви. Однако, как и прежде, комиссия изучает также присылаемые материалы и о праведниках и подвижниках благочестия, живших в XVIII и в ХIХ столетиях. Многие из них в последние годы были прославлены как местночтимые святые, другие включены в святцы для общецерковного почитания. Так были прославлены архиепископ Воронежский и Задонский Антоний (Смирницкий; 1773–1846), вятский подвижник иеросхимонах Стефан (Куртеев; 1830–1890), екатеринбургский подвижник монах Василиск (середина XVIII столетия — 1824 год), иеросхимонах Симеон (Желнин; 1869–1960), Христа ради юродивые, блаженные Пелагея (Серебренникова; 1809–1884), схимонахиня Параскева (Паша Саровская), скончавшаяся в преклонном возрасте в 1915 году, и Мария (Федина), почившая в 1931 году, ставшие теперь всем известными преподобный Феодор Санаксарский и святой праведный Феодор Ушаков и многие другие.

 

Вето на 75 лет

— Существует 75-летний запрет на доступ исследователей к архивным делам периода существования СССР. Изучать их могут лишь сами репрессированные, их родственники, а также исследователи, получившие персональное разрешение от них. Но этих родственников не всегда можно найти (например, женщины иногда меняют фамилии, когда выходят замуж) или они умерли. Как члены комиссии поступают в этом случае?

— В соответствии с законом родственники репрессированного или их представители могут знакомиться только с материалами, непосредственно касающимися их родственника, то есть с частью дела, комиссия же рассматривает только полное дело. Синодальная комиссия не ведет работу по исследованию материалов, касающихся тех или иных репрессированных лиц с целью включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Комиссия производит проверку, некоторое доисследование присылаемых епархиями материалов.

— Как вы оцениваете итоги февральского Архиерейского Собора и его положение по работе с новомучениками?

— Архиерейский Собор подвигнул церковное общество на обсуждение вопросов, связанных с изучением подвига новомучеников. Он выявил широкий диапазон мнений, связанных с этим вопросом; его обсуждение активизировало работу над созданием церковного и научного документа, принятого Священным Синодом 5–6 октября 2011 года как обязательного: «Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви». В этом документе подведен итог накопленному опыту, даны четкие определения, по каким критериям изучаются и принимаются решения, комплекс каких документов нужен для принятия решений, обозначено, что при изучении материалов, касающихся новомучеников, надо учитывать государственное законодательство и соотносить с ним свои действия. Принятые Священным Синодом рекомендации касаются не только новомучеников, но и канонизации праведников и подвижников благочестия.

— В документах февральского Архиерейского Собора говорится, что «целесообразно сформулировать предложения об объективном отражении темы новомучеников и исповедников в современных учебниках истории». Каких учебниках — школьных или вузовских?

— Это прежде всего учебники для школ и тема новомучеников должна быть в этих учебниках. Осторожность общества при обсуждении вопроса об учебниках Основ православной культуры объясняется опасениями, что под видом «Основ» вводится обязательное преподавание в школах Закона Божиего. Но введение материала о фактах истории, которые это общество в недалеком прошлом пережило, никакого протеста вызвать не может.

Это часть нашей истории, здесь церковная история настолько переплетена со светской, что уже стала почти одним целым. Все знают, что десятилетия советской эпохи были связаны с репрессиями, с наибольшей ожесточенностью направленными против Русской Православной Церкви. Как одно историческое событие воспринимаются начало гражданской войны и расстрел в 1918 году митрополита Киевского Владимира и архиепископа Пермского Андроника, голод и изъятие церковных ценностей в 1922 году и процесс московских священников с последующими расстрелами и расстрел митрополита Петроградского Вениамина, «шуйское письмо» Ленина и расстрел священников — шуйского Павла Светозарова и палехского Иоанна Рождественского.

— Согласны ли вы с мнением, что ожидаемого почитания новомучеников в нашей Церкви не произошло? И что необходимо делать, чтобы исправить эту ситуацию?

— Это могло бы состояться, если бы мы продолжали жить в эпоху гонений; тогда бы мы остро сопереживали их страданиям. Но мы живем в другую эпоху, которая, хотя и недалека от той по времени, но бесконечно далека по содержанию окружающей нас жизни. Эпоха новомучеников относительно нашего времени — это уже другая эпоха. И потому почитание новомучеников может состояться, как и вообще почитание святых, только через нарочитое изучение их подвига.

— В одном интервью вы сказали, что сейчас мы плохо осознаем значение подвига мучеников и тем самым не являем в себе такой христианской добродетели, как благодарность. Мы слепы в том смысле, что не видим опасности своего существования в настоящем времени. В чем, по-вашему, опасность?

— Когда нет свободы, когда она ограничена государственной властью, как это было в советское время, человек оказывается стесненным в своей созидательной деятельности. Он, может быть, и хотел что-либо сделать для общества, но не смог. Но когда ограничивающие препоны сняты, человек в своей деятельности становится свободен. Когда он был ограничен, он мог ничего не делать, ничего не созидать и говорить, что ему этого не позволяет закон. Но когда рамки закона, действующие ограничительно на общественную и церковную деятельность, сняты, как он сможет оправдаться, что и при перемене внешних обстоятельств он также ничего не делает?

Некоторые люди хотя и недовольны современной жизнью, и многое им в ней не нравится, живут в странном ожидании, что придет кто-то и всё устроит. Но дождаться, живя таким образом, можно только Божьего суда. Кому мало дано, с того мало и спросится, а кому много — с того и спросится много. Нашему обществу дано много. Мы слепы, потому что часто не видим, что надо делать, и слепы потому, что не видим, как опасно быть добровольными слепцами, так как в этом случае грех неделания целиком остается на нас, ибо кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. 4, 17).

— Кто и где в епархиях ведет, на ваш взгляд, серьезную работу по канонизации, какие бы епархии вы отметили?

— Лучше других исследовались материалы о новомучениках в Оптиной пустыни, где добросовестный, научный и церковный подход, последовательный поиск исторической истины оказались на самом высоком уровне. В Московской епархии, где в основу был положен оказавшийся единственно правильным метод исследования всего судебно-следственного фонда, где исследователи не остановились перед общим объемом фонда, состоящего из 96 тысяч судебно-следственных дел. Эта работа потребовала восьми лет, но она позволила сделать серьезные выводы и использовать их в дальнейшем при изучении судебно-следственных дел с целью включения имен пострадавших священнослужителей и мирян в Собор новомучеников и исповедников Российских. Высоконаучный и церковный подход был проявлен Санкт-Петербургской епархией, стремление к объективному историческому исследованию показала Екатеринбургская епархия.

— Как идет работа над вашим многотомником, посвященным мученикам и исповедникам Русской Православной Церкви ХХ столетия?

— Работа над многотомником представляет собой очень сложное исследование, так как предполагает изучение жизни каждого мученика и исповедника, первоосновных документов, свидетельствующих о его жизни от рождения до смерти. Это трудоемкое исследование, где поиск документов может оказаться несоизмеримым по затратам времени и сил с полученными результатами. Но на этом зиждется любое научное, в том числе и церковное, исследование: вне зависимости от визуального результата — он может быть большим или незначительным по информативности — ученый должен исследовать весь материал. В настоящее время оканчивается работа над седьмым томом житий новомучеников и исповедников, чья память празднуется в июле.

 

Основные проблемы

— Каковы основные, обращающие на себя внимание проблемы, которые возникают в подготовке материалов к прославлению святого?

— Основная проблема — это неполнота собранных епархиальными комиссиями материалов. Иногда из-за неполноты собранных материалов надо остановиться (не делать конечных выводов), честно признать, что материалов, документирующих всю жизнь пострадавшего человека, на настоящий момент нет. Но это сейчас нет. А если будут найдены через 20–30 лет и мы не знаем какие, что тогда?

Изучение эпохи новомучеников, жизни каждого новомученика по самой даже постановке задачи чрезвычайно сложно. Прежде всего потому, что Россия никогда в своей истории еще не переживала массовых гонений на христиан от государства. Кроме того, власть в России, применяя репрессии, не отделяла христиан от народа вообще, и потому не всегда бывает ясно, преследовала ли новая власть конкретного христианина за его веру и верность Христу или она преследовала гражданина уже не верующего, преследовала его по совершенно иным мотивам, нежели вера. Проблема в том, что объемы материалов, оставшихся от того времени и касающихся репрессированных властью людей, огромны. Но при этом нельзя сказать, что они содержат полную информацию о человеке, о его взаимоотношениях с государством и другими людьми.

Есть трудность и в том, что органы НКВД не фиксировали письменно фактов исповедничества, страдания за веру, за Христа; но мучимый ими христианин всё же оставался христианином, проявлял себя таковым, и исследователю надо находить эти факты исповедничества, выраженные иным образом, нежели ответ на прямой вопрос: верует ли он во Христа. В то же время множество документов остается и сегодня закрытым, и уже само по себе это призывает нас благоразумно воздерживаться от поспешных решений. Сейчас при закрытости многих документов мы вынуждены достигать какой-то ясности только долгим и тщательным изучением вопроса.

— В чем заключается работа с архивами, на что в первую очередь вы обращаете внимание и как должно выглядеть житие?

— Прежде всего в выявлении всех документов, относящихся к жизни святого, а если это мученик, то и всех судебно-следственных дел, где бы он ни был арестован; выявление дел и документов, которые составляли законодательные рамки эпохи; исследование на основании документов мотивации принятия властями того или иного закона или указа, касающихся Церкви; изучение исторического фона эпохи и того, как люди видели ее тогда и интерпретировали события, с которыми сталкивались, исследование мотивации их поступков и жизненной позиции; анализ документов с целью выявления действительных фактов, изучение того, насколько документы могут их искажать или, наоборот, передают вполне точно; дополнительные поиски документов, которые давали бы представление о жизни мученика. Прежде всего я обращаю внимание на факты, на то, чтобы сумма фактов в конце концов ясно устанавливала происшедшие события, в которых жил и действовал мученик.

— На ваш взгляд, в чем разница между житием и жизнеописанием? И нужно ли сейчас писать жития мучеников ХХ века? Может быть, сегодня наиболее актуальны именно жизнеописания, чтобы информация в них была более доступна и понятна современникам?

— Разницу между житием и жизнеописанием я вижу только в том, что в одном случае описание касается жизни прославленного святого, в другом — исторического деятеля. У них разные жизненные приоритеты. Современный человек иногда полагает, что житие — это некий жанр, насыщенный красивыми формулировками, должными как-то особенно отобразить благочестие подвижника. Считается, что писать «житие» — это писать нарочито витиевато, что это плетение словес, безразлично, есть ли за ними реальная жизнь и факты или так пишется потому, что таковы правила жанра.

Еще можно понять такой подход, когда автора жития отделяют от самих событий столетия, он не знает подробностей, иногда не вполне может уловить их последовательность, и для него вполне естественно на первое место выступает нравственная, религиозная сторона жизни святого. Скудные, ограниченные сведения для него могут стать поводом для религиозной и нравственной проповеди, написанной в форме жития святого. Мы же не можем ради «красоты» искажать описание действительности недавних событий только потому, что так будто бы принято, или потому, что не хотим подъять труд ее изучения и вникнуть в происходившее. За каждым эпизодом жития должен стоять документ, причем достоверность его и изложенных в нем фактов должна быть всесторонне проанализирована еще до того, как эти факты представлены вниманию общества. Современное житие должно быть равно описанию события и само стать историческим документом, кроме фактической нагрузки, несущим еще и нагрузку нравственную, религиозную. Оно должно быть и историческим документом, и повествованием, которое дышит жизнью прошедших лет, что так высоко ценил в житиях В.О. Ключевский.

29 декабря 2011 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи