iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Интервью
Встреча митрополита Волоколамского Илариона с Папой Римским Франциском. 20 марта 2013 г. Фото: Служба коммуникации ОВЦС
22 марта 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Митрополит Волоколамский Иларион: Наш долг – отстаивать традиционные нравственные ориентиры

Буквально за несколько месяцев в христианском мире произошли значительные изменения. Избраны новые предстоятели трех Поместных Православных Церквей — Антиохийской, Болгарской и Православной Церкви в Америке. И в эти же месяцы избраны новые предстоятели крупнейших инославных Церквей — Римско-Католической, Англиканской и Эфиопской. О вызовах, с которыми сегодня сталкиваются и предстоятели Церквей, и христиане по всему миру, ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» рассказывает председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

— С кем из новых Предстоятелей вы были знакомы ранее? Как их можно охарактеризовать?

— Новый Патриарх Антиохийский Иоанн X ранее возглавлял Западноевропейскую митрополию Антиохийской Православной Церкви. Монашество он принял на Святой горе Афон. Долгое время возглавлял Богословский институт имени святого Иоанна Дамаскина в Баламанде. Мы знакомы с ним по совместной работе в Межправославной подготовительной комиссии и Всеправославном предсоборном совещании, в рамках которых идет подготовка к созыву Святого и Великого Собора Православной Церкви. Это человек высокой духовной жизни, настоящий молитвенник. При этом он открыт к диалогу с внешним миром и общение с ним оставляет очень приятное впечатление.

Новый Патриарх Болгарский Неофит хорошо известен в Русской Православной Церкви. В начале 1970-х годов он обучался в аспирантуре Московской духовной академии на кафедре церковного пения, был регентом академического хора. Многие из тех, кто учились в те годы, хорошо его помнят. Одновременно с аспирантурой он окончил и регентское отделение при Московской духовной академии. За труд «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение» был удостоен степени кандидата богословия. «Первый золотой камертон» регентского класса ему вручил Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Владыка неоднократно посещал Московские духовные школы. Не раз и я общался с нынешним Патриархом Неофитом во время поездок в Болгарию, и впечатления от этих встреч оставались самые светлые. Святейший Патриарх Неофит известен и как церковный композитор, и как исполнитель православных песнопений. Его Святейшеству в разное время довелось быть регентом хора Патриаршего кафедрального собора Александра Невского и регентом Софийского священнического хора. Оба эти коллектива неоднократно с успехом выступали в России. Я имел честь возглавить делегацию Русской Православной Церкви на торжествах по случаю патриаршей интронизации Его Святейшества, где имел встречу с новым Предстоятелем Болгарской Православной Церкви и передал ему поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
С Предстоятелем Православной Церкви в Америке, Блаженнейшим Митрополитом Тихоном, я знаком с 2009 года. Последний раз мы встречались незадолго до его избрания Предстоятелем, когда он еще был архиепископом Филадельфийским и Восточно-Пенсильванским. Это произошло во время моей поездки в США осенью 2012 года, в рамках которой я посетил пострадавший от урагана город Филадельфию (штат Пенсильвания). В братской беседе с архиепископом Тихоном и епископом Нью-Йоркским и Нью-Джерсийским Михаилом мы обсудили различные вопросы церковной жизни Православной Церкви в Америке и миссии православия на Североамериканском континенте. Я также выразил соболезнования от лица Русской Православной Церкви архипастырям и верующим Православной Церкви в Америке в связи со стихийным бедствием, постигшим восточное побережье США осенью прошлого года. О Блаженнейшем Митрополите Тихоне отзываются как об очень спокойном и добродушном человеке, в своем поведении и отношении к окружающим стремящемся следовать монашеским идеалам. Надеюсь, что эти черты помогут ему в служении на кафедре Предстоятелей Православной Церкви в Америке.

— Как вы думаете, какие проблемы в первую очередь придется решать новым Предстоятелям Православных Церквей на своей канонической территории?

— Поместные Православные Церкви, в которых недавно избраны новые Предстоятели, находятся в разных регионах, совершают свое служение в различных общественно-политических ситуациях. Соответственно различается и характер проблем, которые предстоит решать новоизбранным Предстоятелям.

В наиболее тяжелом положении находится Антиохийская Православная Церковь, которая поставлена сегодня на грань выживания в результате противостояния в Сирии. Существует реальная опасность того, что на ее исконной канонической территории, которая освящена веками христианской истории, может вовсе не остаться христиан. Под прикрытием борьбы за демократические преобразования в действительности происходит целенаправленное преследование религиозных меньшинств, в том числе верующих во Христа. Опустели города, где еще недавно христиане составляли до половины населения. Кто-то успел бежать в более безопасные места Сирии, в Ливан и в Европу. Изуродованные тела многих других находят в массовых захоронениях там, где прошли отряды вооруженной оппозиции. Храмы и другие святыни подвергаются поруганию. Антиохийская Православная Церковь в лице Патриарха, архипастырей и священников пытается делать всё для помощи страдающим от военного противостояния и возвышает свой голос с призывом остановить разгул насилия в стране.

Если говорить о Болгарской Православной Церкви, то ее Предстоятель взошел на Патриарший престол в пору политической нестабильности в Болгарии. В то время, когда в резиденции Священного Синода в Софии делегаты Церковно-народного Собора избирали нового Патриарха, за ее стенами шли многотысячные демонстрации недовольных нынешним положением в стране. Таким образом, перед Святейшим Патриархом Неофитом и другими болгарскими иерархами сейчас стоит задача способствовать достижению мира и согласия в болгарском обществе.

Еще одной важной проблемой, о которой болгарские архипастыри рассказывали Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу во время мирного визита Его Святейшества в Болгарию в апреле 2012 года, является развитие катехизации и религиозного образования, особенно в средней школе. Речь идет о расширении преподавания в средних общеобразовательных учреждениях Болгарии дисциплины «религия», которая присутствует в учебной программе с 1997 года.

Что касается Православной Церкви в Америке, то в последние годы эта самая молодая из Поместных Церквей переживает трудный этап своей истории. Достаточно сказать, что за короткий период времени в ней сменилось уже три Предстоятеля. Среди задач, стоящих перед новоизбранным Блаженнейшим Митрополитом Тихоном, первоочередная — укрепление единства Американской Церкви.

Необходимо и дальнейшее развитие миссии на Североамериканском континенте, где первые семена православной веры взрастили русские миссионеры. И в наши дни Северная Америка представляет собой, выражаясь евангельским языком, обширную ниву Христову, для возделывания которой требуется немало трудов и пастырского попечения.

— Если говорить о развитии сотрудничества Православных Церквей с Русской Православной Церковью, какие задачи вы считаете приоритетными?

— Конечно, приоритетом на сегодня является оказание помощи страждущим братьям на Востоке. Одной из первостепенных задач является донесение до мировой общественности информации об истинном положении дел в зонах локальных конфликтов, где происходит геноцид христиан.

В целом с тремя упомянутыми Церквами Московский Патриархат связывают традиционно теплые отношения. Одним из важных направлений укрепления братских тысячелетних связей между нашими народами видится развитие нашего сотрудничества в сфере духовного образования и катехизации, например обмен студентами и преподавателями.

Для Православной Церкви в Америке Русская Церковь, принесшая свет православия на Американский континент, является Церковью-Матерью, которая всегда с особой любовью и состраданием воспринимает внутренние трудности Церкви-Дочери. Преодоление их, надеюсь, позволит возобновить высокий уровень нашего сотрудничества.

— В последние годы достаточно активно шла подготовка Всеправославного Собора. Как сегодня вы видите перспективы его созыва? Может ли избрание новых Предстоятелей как-то повлиять на подготовку к Собору? Если да, то как именно?

— Сейчас тема возможного созыва Всеправославного Собора обсуждается всё более оживленно. Иногда звучат предложения созвать Собор в возможно короткие сроки. Другие полагают, что Собор созывать преждевременно. Что касается Русской Православной Церкви, то ее позиция по данному вопросу была выработана на прошедшем недавно Архиерейском Соборе. И состоит она в том, что Собор может быть созван только после всесторонней качественной подготовки, предусматривающей в том числе широкое обсуждение в Православных Церквах готовящихся постановлений. В этом плане роль молодых и энергичных Предстоятелей, вставших ныне у кормила церковного, трудно переоценить. Ведь именно они могут придать новый импульс этому обсуждению.

— Как вы оцениваете понтификат Бенедикта XVI? В мировых СМИ было много различных, порой даже противоположных мнений на этот счет.

— Что бы ни говорили в СМИ, понтификат Папы Бенедикта XVI имел большое значение в нескольких отношениях. Прежде всего это защита нравственных христианских ценностей. Папа Бенедикт XVI в течение всего своего понтификата очень активно выступал против очень опасного явления, которое он назвал «диктатурой релятивизма». Сегодня во всем мире, и особенно в западном обществе, наблюдается утрата моральных устоев. Крайний либерализм в отношении нравственности не делает границу между добром и злом и навязывает современному миру понятие политкорректности в качестве новой массовой идеологии. Папа Бенедикт XVI всегда четко и ясно свидетельствовал о позиции Церкви и не шел ни на какие компромиссы с господствующими в западном обществе тенденциями. Его позиция по этому вопросу близка нам.

Кроме того, следует отметить вклад ушедшего Папы в дело защиты христиан от дискриминации и преследований. К сожалению, приходится отметить, что явления становятся всё более угрожающими как на Ближнем Востоке, так и в других странах, в том числе в самой Европе, где христиане нередко становятся жертвами маргинализации и дискриминации. Папа Бенедикт XVI последовательно отстаивал интересы гонимых христиан на международной арене и в этом отношении был для нас хорошим союзником.

Во время понтификата Бенедикта XVI произошло значительное улучшение отношений между Римско-католической Церковью и Русской Православной Церковью. В качестве председателя Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) несколько раз встречался с кардиналом Ратцингером и участвовал вместе с ним в работе Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-католической Церковью. Митрополит Кирилл присутствовал на его интронизации в качестве римского понтифика и имел с ним беседу. Ну а после того, как я стал преемником Святейшего Патриарха Кирилла на посту главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, эстафета таких встреч перешла ко мне. Я имел возможность трижды встречаться и беседовать с Папой Бенедиктом XVI. Он всегда производил на меня впечатление очень мудрого, рассудительного человека, с большим уважением относящегося к Православной Церкви и заинтересованного в развитии добрых отношений между православными и католиками.

— Что сегодня сближает позиции Русской Православной и Римско-католической Церквей? Какие здесь могут быть перспективы сотрудничества?

— В последнее время всё более очевидной становится необходимость сотрудничества православных и католиков в деле отстаивания традиционных христианских ценностей в современном секулярном обществе. По многим проблемам современного мира — таким как процессы либеральной секуляризации, глобализация, размывание семейных ценностей, подрыв норм традиционной морали— позиции Православной и Католической Церквей совпадают. И православные, и католики выступают против абортов, эвтаназии, медико-биологических экспериментов, не совместимых с нравственным принципом уважения человеческой личности, и т.п.

Всё более актуальной становится проблема христианофобии — ущемления прав христиан из-за их религиозной принадлежности — и даже открытых гонений на верующих во Христа. Особенно тревожная ситуация в этом отношении складывается в странах Ближнего Востока и Северной Африки, которые захлестнула волна военных конфликтов. Перспективы православно-католического сотрудничества по защите прав христиан обсуждались во время визита Святейшего Патриарха Кирилла в Сирию и Ливан в 2011 году, в ходе моей поездки в Рим на Синод католических епископов в октябре 2012 года и, наконец, совсем недавно, в феврале 2013 года, — в рамках визита в Москву Патриарха Маронитской Церкви кардинала Бешары ар-Раи. В этой сфере обе Церкви совместными усилиями могли бы сделать многое для сохранения христианского присутствия на Ближнем Востоке.

К сожалению, проявления откровенно антихристианской позиции мы наблюдаем и в современной Европе, где определенные политические силы стараются вытеснить религию из общественной сферы в область исключительно личной жизни. И здесь согласованная позиция Православной и Католической Церквей может иметь большое значение.

Православно-католическое сотрудничество может развиваться в различных формах. Это могут быть совместные культурные проекты, общественные акции, активное взаимодействие на уровне представительств при международных организациях: ООН, Совете Европы, ОБСЕ, ЮНЕСКО, структурах Евросоюза. Надеюсь, что новоизбранный Папа Римский Франциск будет уделять сотрудничеству с Православной Церковью пристальное внимание.

— Что вы можете сказать о личности нового Папы Римского и его отношении к православию?

— Кардинал Хорхе Марио Бергольо, избранный на последнем конклаве Папой Римским и принявший имя Франциска,— это очень авторитетный и известный в Римско-католической Церкви иерарх. Он родился в семье итальянских эмигрантов в Аргентине, там вырос, получил образование, нес служение священника и в течение пятнадцати лет был архиепископом Буэнос-Айреса и примасом Католической Церкви Аргентины. Он широко известен в Южной Америке как человек, который прежде всего уделял внимание служению бедным, обездоленным, и сам всегда вел очень скромный образ жизни. И, наверное, не случайно он избрал для себя имя в честь почитаемого в Римско-католической Церкви Франциска Ассизского, который воспринимается католиками как образец евангельской бедности и служения бедным.

Папа Франциск — это человек, который не однажды засвидетельствовал свою глубокую симпатию к Православной Церкви, свое желание тесного с ней контакта. В частности, он многократно посещал Благовещенский собор Русской Православной Церкви в Буэнос-Айресе, присутствовал там на богослужениях, оставался на трапезу для общения с православным архиереем, со священниками и мирянами. Когда в 2007 году у Русской Зарубежной Церкви возникли серьезные проблемы в Аргентине в связи с тем, что некоторые приходы ушли в раскол, кардинал Бергольо по собственной инициативе, без какой-либо просьбы к нему обратился к властям Аргентины, выразив поддержку канонической позиции Русской Православной Зарубежной Церкви.

В 2012 году мы провели в Буэнос-Айресе выставку православной иконы. Выставка, организованная при поддержке Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова, имела очень широкий резонанс. Будущий Папа посетил эту экспозицию, проявил большой интерес к православной традиции иконописания и даже попросил, чтобы ему подарили православную икону.

Все эти моменты общения с кардиналом Бергольо, а теперь Папой Франциском, вселяют надежду на дальнейшее позитивное развитие отношений между нашими Церквами.

— Как вы оцениваете перспективы сотрудничества с Англиканской Церковью? Очевидно, что отношения к ней в последние годы стали значительно более прохладными, несмотря на то что предыдущий Архиепископ Кентерберийский был ярким богословом.

— История православно-англиканских отношений восходит к XVI веку, и на протяжении этого времени они были отмечены теплотой и взаимопониманием. В течение двух последних столетий наши Церкви активно сотрудничали в сферах богословского диалога, социальной работы и духовного образования.
К сожалению, новые либеральные веяния в среде англикан нарушили былое взаимопонимание. Православных верующих огорчает настойчивость англикан, выступающих за введение женского епископата, признание однополых союзов и рукоположения лиц, заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Эти опасные тенденции способствуют всё большему отдалению Церквей Англиканского содружества от предания древней неразделенной Церкви. Это ставит под угрозу православно-англиканский диалог, имеющий долгую и яркую историю.

Полагаю, что процесс либерализации вероучения и нравственности может быть остановлен и не является необратимым. Надеюсь, что Церковь Англии и Церкви Англиканского сообщества прислушаются к голосу православных и осознают свою ответственность за продолжение нашего диалога.

— В ряде европейских стран сегодня предпринимаются попытки легализации гомосексуальных браков. Христиане многих стран выступают против подобных изменений национального законодательства. Как к этому относится Русская Православная Церковь, которая также имеет свои приходы на территории этих стран?

— Процесс придания юридического статуса однополым союзам затрагивает всё больше и больше европейских государств. Недавно соответствующие законопроекты утвердили нижние палаты парламентов Франции и Великобритании. Депутатов, с энтузиазмом голосовавших за их принятие, не остановило и то, что против подобной безнравственной инициативы выступали многие тысячи граждан их стран, устраивавшие митинги и демонстрации.

Русская Православная Церковь с большим беспокойством наблюдает за тем, как постепенно на уровне норм права закрепляется искаженное представление о семье и браке. Элементарные требования личной и общественной морали, существовавшие и соблюдавшиеся столетиями, пересматриваются и заменяются новыми понятиями. На самом деле то, что либерально настроенная общественность считает современными веяниями в семейной этике, является легализаций греха и аморального образа жизни. Такая ситуация в конце концов приведет к углублению демографического кризиса, который уже серьезно затронул Старый Свет.

В странах, вставших на путь радикального пересмотра традиционной семейной этики, этот процесс уже привел к тяжелейшему демографическому кризису, который с каждым годом углубляется. Пересмотр основополагающих норм семейного права, на которых веками созидалось человеческое сообщество и которые по-прежнему сохраняются в нравственном кодексе основных мировых религий, является путем к самоликвидации целых народов.

У нашей Церкви есть паства практически во всех странах Европы, в некоторых из них Русская Православная Церковь присутствует в течение нескольких столетий. Поэтому Московский Патриархат считает своим долгом отстаивать традиционные нравственные ориентиры на Европейском континенте. Как и раньше, мы будем использовать все доступные нам средства: пастырское слово, просветительскую деятельность, работу на площадках европейских международных организаций, дабы противостоять насаждению безнравственных представлений о семье. Осуществляя эту миссию, мы готовы сотрудничать со всеми религиозными и общественными силами Европы, разделяющими традиционные семейные ценности.

— Мы мало знаем про Эфиопскую Церковь, однако и в ней избран новый Предстоятель. Как сейчас складываются с ней отношения? Продолжается ли богословский диалог?

— Традиции и культура Эфиопской Церкви, действительно, не столь известны верующим в России, однако между нашими странами и Церквами существуют давние связи. Эфиопы помнят об Ибрагиме Петровиче Ганнибале — «арапе Петра Великого», прославившемся на службе российским императорам.
Отношения между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью начали интенсивно развиваться в 1960-е годы в рамках Всемирного совета Церквей. Значительным событием в истории нашего сотрудничества был приезд эфиопских студентов на учебу в Ленинградскую духовную академию.

Эфиопская Церковь принадлежит семье древних Восточных, или дохалкидонских, Церквей, с которыми ведется богословский диалог на общеправославном уровне.

В рамках двусторонних отношений между нашими Церквами Эфиопию посещали делегации Московского Патриархата. Русская Церковь участвовала в сборе пожертвований на создание Патриаршей библиотеки и строительство музея в Аддис-Абебе. Надеюсь, что с избранием нового Предстоятеля Эфиопской Церкви — Патриарха Абуны Матфия — наши отношения приобретут новый импульс.

22 марта 2013 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00