выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Интервью
Первосвятительский визит в Кипрскую Православную Церковь. Посещение монастыря Агиа Напа. 9 июня 2012 г.
10 июня 2012 г.
версия для печати версия для печати

Патриарх Кирилл: Мы прикладываем все усилия для предотвращения эскалации конфликтов на религиозной почве.

В ходе официального визита в Кипрскую Православную Церковь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью газете "Филэлефтерос типос" (опубликовано 10 июня 2012 года)

— Какова цель Вашего визита на Кипр, и какие вопросы затрагивались или будут затронуты?

— Существует многовековая прекрасная традиция мирных визитов, которые Предстоятель каждой Поместной Церкви после своего избрания наносит своим собратьям — Главам прочих Церквей. Главные цели таких посещений — совместная молитва, свидетельство общей веры, сослужение Божественной литургии и братское общение Предстоятелей, встречи с иерархами, пастырями и верующим народом. Конечно, все это способствует развитию отношений между Церквами и укреплению церковного единства. Визиты позволяют также обсудить вопросы двусторонних отношений, обменяться мнениями по общеправославным темам.

— Не огорчает ли Вас тот факт, что в связи с турецкой оккупацией невозможно совершение Литургии в монастыре святого основателя Кипрской Церкви, где находится его гробница?

— Мне больно сознавать, что ныне Кипрская Церковь лишена возможности совершать богослужения в святых и дорогих сердцу каждого православного киприота местах в северной части острова. Русская Церковь сама в недавнем прошлом находилась в похожей ситуации. Многие наши святыни были отняты и порушены. Скорбь наших кипрских братьев нам очень близка и понятна. Мы полностью разделяем обеспокоенность судьбой храмов и монастырей на севере Кипра, выступая за скорейшее возвращение этих святынь Церкви и возрождение в них церковной жизни.

— Недавно многие газеты опубликовали заметку о возможной Вашей встрече с Папой Бенедиктом XVI. Настаиваете ли Вы по-прежнему, что встрече должно предшествовать разрешение всех спорных вопросов (каковы они — в общих словах), а в противном случае она будет бессмысленной?

— Да, я по-прежнему считаю, что для успеха этой встречи необходимо если не решить полностью, то, по крайней мере, начать решать спорные вопросы.

Мне бы не хотелось, чтобы эффект от встречи заключался только в ее сенсационности. Для того, чтобы она была действительно полезна для дальнейшего развития отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, необходимо провести серьезную подготовительную работу, в том числе по урегулированию еще существующих проблем.

К ним, прежде всего, относится до сих пор не разрешенная ситуация на западе Украины, где в начале 1990-х годов происходил массовый насильственный захват храмов.

— Каковы сейчас взаимоотношения Москвы с Фанаром? Существуют ли трения и противостояния?

— Сегодня контакты между Константинопольской и Русской Церквами весьма интенсивны. Мы активно взаимодействуем на самых разных направлениях, от подготовки Всеправославного Собора до организации паломнических поездок к святыням древней Византии и пастырского окормления русскоязычных верующих в Турции. Мы регулярно обмениваемся делегациями, в том числе на празднованиях дня тезоименитства Предстоятелей. Да, наши Поместные Церкви имеют разные точки зрения по некоторым вопросам. Но ведь эти вопросы не касаются существа нашей веры, различие мнений не препятствует развитию наших братских отношений.

— Созыв Святого и Великого Собора был охарактеризован как "дело, находящееся в подвешенном состоянии". Какие проблемы должны быть решены и когда состоится его созыв?

— За прошедшие 50 лет подготовки сделано многое: согласованы восемь из десяти вопросов повестки дня Собора. Расхождения по оставшимся двум, по моему глубокому убеждению, можно было бы либо согласовать, либо перенести это согласование на послесоборный период.

Если все Предстоятели выскажутся за проведение Собора по уже обсужденным восьми темам, то он может быть созван в обозримом будущем. Перед этим нам предстоит утвердить регламент его работы таким образом, чтобы при принятии соборных решений был в полной мере услышан и учтен голос каждой Поместной Церкви. Также имеет смысл еще раз уточнить некоторые формулировки из принятых ранее документов, с учетом изменившихся внешних условий. Уверен, что с этой работой мы сообща справимся.

— Считаете ли Вы, что при современной ситуации в Православии Церковь станет более открытой к обществу?

— Церковь и общество тесно взаимосвязаны, ведь люди, составляющие Церковь, являются неотъемлемой частью общества. Однако, при полной открытости Церкви к обществу в целом, она всегда остается не до конца понятной для внешних сил, равнодушно или даже враждебно настроенных в отношении извечных вопросов взаимоотношений Бога и человека, свободы и ответственности, нравственных основ жизни и т.д. С этим связаны нападки на Церковь, которые имели место в последнее время, в частности, в России.

— В современном мире каковы должны быть взаимоотношения нация — религия — Церковь? Совпадают ли эти вещи?

— Взаимосвязь упомянутых Вами понятий во многом зависит от исторического контекста в той или иной стране. Если говорить, например, о греческом народе, то для него самоидентификация по религиозному признаку является одной из основ национального сознания. И это — сильная сторона греческого народа, а не слабая, как иногда кто-то пытается представить.

В России, Украине, Беларуси, Молдове и других странах, окормляемых Русской Православной Церковью, значительная часть населения также ассоциирует себя с Православием, считая его частью своей национальной идентичности. Проблема состоит в том, что не все, кто называет себя православными, являются таковыми по своему образу жизни. Воцерковление этих людей является серьезной пастырской задачей. Также следует учитывать, что в упомянутых странах наряду с Православием представлены и другие традиционные религии.

— Каково Ваше мнение о возобновлении Богословской школы на Халки?

— Богословская школа на острове Халки — одно из старейших и известнейших православных учебных заведений, через которое прошли целые поколения иерархов, клириков, монахов и мирян Константинопольской Церкви. Мы всей душой желаем, чтобы проблемы, затрудняющие открытие этой школы, были в скорейшем времени разрешены, и она возобновила свою деятельность.

— Каков Ваш взгляд на красоту в Православной Церкви?

— Красота в Церкви играет великую воспитательную роль: являть красоту горнего мира, привлекать к ней души людей, давать отдохновение от мирской суеты. С нравственной точки зрения, красота в Церкви является результатом принесенных в жертву Богу усилий людей: ктиторов храмов и монастырей, жертвователей, мастеров христианских искусств, посвящающих свои творения Творцу всяческих. Наконец, красота в Церкви имеет и богословское измерение: в Боге находит просвещение и освящение не только внутреннее, но и внешнее. В Нем красота и благо совпадают.

— Чувствуете ли Вы, что Русская Церковь до сих пор испытывает гонения, и от кого?

— Многочисленные народы, окормляемые Русской Православной Церковью, после падения атеистического режима оказались в непростой ситуации: с одной стороны, у людей появилась возможность открыто посещать храмы, исповедовать свою веру, а с другой — на них обрушился мощный информационный поток, зачастую несущий с собой ложные идеалы, содержащий открытую пропаганду греха, пафос ложного толкования свободы, понятой как вседозволенность, как инструмент для удовлетворения человеческих похотей. Определенная часть общества, увлеченная вышеуказанными "идеалами", пытается через средства массовой информации, через систему образования и всеми другими возможными способами дискредитировать христианский образ жизни и мысли, идеалы смирения и нестяжания, понятие жертвенной любви — все, что характерно для Церкви. В этом смысле атаки на Церковь не только продолжаются, но приобретают все более изощренный характер, будучи нацелены, в первую очередь, на молодежь.

— Ваш взгляд на экологию? На положение в Косово и на Ближнем Востоке?

— Бережному отношению к окружающей природе как к прекрасному творению Божию учит нас сама христианская вера. К сожалению, нравственное осмысление научно-технического прогресса не поспевает за его темпами, и в техногенном мире XX–XXI вв. проблема охраны окружающей среды является одной из самых актуальных.

Что касается Косова, то это очень болезненный вопрос для единоверных нам сербов: в Косово находятся древние христианские святыни, но большинство православных жителей было вынуждено бежать оттуда. Выходки экстремистов против остающихся верными своей родине православных жителей и против христианских святынь края не прекращаются поныне.

Русская Православная Церковь оказывает посильную помощь косовским сербам. В частности, реализуется программа по сбору средств на содержание Призренской духовной семинарии и в поддержку проекта "народных кухонь" в Косово.

В ближневосточном регионе нас очень настораживает подъем антихристианских настроений, ставший результатом так называемой "арабской весны". Складывается ощущение, что кому-то очень выгодно, чтобы хрупкий мир в этом регионе сменился непрекращающейся напряженностью и кровопролитием. Мы прикладываем сейчас и будем прикладывать впредь все усилия для защиты христианского населения Ближнего Востока, для предотвращения кровопролития и эскалации конфликтов на религиозной почве.

10 июня 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00