выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Интервью
ЦВ № 24 (421) декабрь 2009 /  24 декабря 2009 г.
версия для печати версия для печати

Родительский клуб в сельской школе

Задачи православного педагога — сохранить в чистоте детскую душу, научить детей уважению к старшим, к родителям, к труду, к Родине, привить основы веры. Однако достичь этих целей можно только при взаимопонимании и взаимодействии родителей и учителей. О своем опыте такого сотрудничества рассказывает Татьяна Волнейкина, учитель начальных классов Катуаровской средней школы Дмитровского района Московской области.

— Татьяна Александровна, какие задачи вы ставите перед собой как педагог?
— В нашей образовательной работе мне особенно дороги две идеи. Во-первых, это приобщение детей к святыням русского народа, восстановление связи с культурными корнями. Хочется воспитать детей, которые осознавали бы себя частью великой страны, любили ее, дорожили ее прошлым, хотели работать во благо своей Родины.
Вторая идея — сохранение особенностей характера, которые присущи человеку русской культуры. В основе своей наша культура христианская. Ее суть — желание добра не только себе и своим близким, но и чужим людям.
На мой взгляд, перед педагогами стоит и еще одна важная задача — сохранение чистой детской души в сегодняшнем мире. К счастью, в душе человека есть сила, данная свыше, влекущая его к добру и не принимающая зло. Эту силу мы называем совестливостью. Совместно с родителями мы и пытаемся сохранить в детях это естественное нравственное начало.

— Как организовано ваше сотрудничество с родителями?
— Все началось в сентябре 2006 года с инициативы родительского комитета нашего 1-го класса. На родительском собрании наиболее активная часть родителей спросила меня: что, кроме обычной учебной программы, я могу им предложить?
В школу я пришла в 1977 году по призванию, закончив Шуйский педагогический институт. Главным в своей работе я считаю любить детей. Меня интересует каждый ребенок, я должна знать все его радости и невзгоды, чем он живет, что его беспокоит и радует. Кроме того, на протяжении всех 30 лет работы я всегда, со всеми своими детьми веду активную внеклассную работу. Сама пишу сценарии наших праздников и сама же их провожу. Но что особо меня обрадовало, так это то, что родители моего нового класса сами оказались людьми интересными, активными и инициативными. Они предложили создать родительский клуб, который стал бы площадкой для общения детей, педагогов и родителей.
Осенью 2007 года у наших активистов возникло желание устроить на территории школы сад. Ведь каждому человеку хочется оставить след на земле. Написали коллективное письмо и отправились с ним к главе администрации поселка. Она согласилась помочь.
Школа наша — единственное учебное образовательное учреждение на территории поселка Некрасовский. Последний раз деревья здесь сажали 30 лет назад. Поэтому нашу идею поддержали и другие классы. Наши родители заказали саженцы рябины в Тимирязевской академии, администрация поселка оплатила счет — и начался праздник посадки деревьев. Во дворе школы играла музыка, дети, родители и выпускники прежних лет пришли с ведрами, лопатами... Сейчас сад из молодой рябины радует глаз всем, кто приходит в школу. А ребята ухаживают за своими именными саженцами. И таких запоминающихся праздников у нас проходит много. Мероприятия нашего родительского клуба мы проводим на школьной сцене, после устраиваем чаепития. Я не теряю связи и с моими бывшими учениками. Они по-прежнему участвуют в наших спектаклях.

— Включаете ли вы в свои праздники элементы православной культуры?
— Да, обязательно! В нашей школе я уже шестой год веду кружок «Основы православной культуры». Ребята, с которыми мы начинали изучать азы православия, сейчас учатся уже в 11 классе. Шесть лет назад в нашей школе была введена новая традиция — проведение ежегодных Рождественских праздников, основу которых составляет литературно-музыкальная композиция «Рождественская сказка». Дети моего 4-го «А» класса в этом году уже в четвертый раз будут отмечать Рождество Христово вместе со старшими школьниками.
Родители высоко оценили наши Рождественские праздники и попросили меня продумать цикл мероприятий, основанных на народных и православных традициях. Два года назад у нас появилось новые праздники. Мы рассказали детям, как в древности на Руси встречали весну. Это праздник отмечается в день весеннего равноденствия, 22 марта, когда Церковь празднует память Сорока мучеников Севастийских. По приметам в первые дни весны народный календарь предсказывает, какой будет весна, лето, осень, зима — дождливой или нет, жаркой или холодной? Кроме того, мы спрашивали детей, память какого святого празднуется в тот или иной весенний день, и они с увлечением рассказывали об этом в стихах и песнях.
Второй праздник мы посвятили Светлому Христову Воскресению — Пасхе. Мы пригласили принять в нем участие настоятеля Николо-Прозоровского храма иеромонаха Платона (Кисурина). В сценарий праздника я заложила короткие рассказы о земной жизни Спасителя. Старшеклассники и мои младшие артисты — а это практически весь класс — читали стихи, пели песни и разыграли театральную сценку «Первое Красное яичко». В спектакле участвовали не только те ребята, которые хорошо говорят и обладают актерскими способностями, но и те, у кого есть дефекты речи, кто стесняется или тихо говорит. Но у нас такой принцип: праздники для всех! И актеры у нас — все, без исключения. Пусть ребенок не выговаривает некоторые буквы — зато говорит душой! И если кто-то из детей чуть запоздал со своими словами — не страшно, главное — он уже не боится говорить на публике. Потом мы попросили отца Платона рассказать о Пасхе и ответить на вопросы. Честно скажу, того, что было дальше, никто из взрослых не ожидал. Ребята больше часа задавали вопросы. Их интересовало все: зачем мы живем, почему люди крестятся, что такое Церковь, почему земная жизнь не длится вечно, что такое зло, что такое любовь... Эти сложные вопросы требовали серьезных и подробных ответов. Диспут затянулся почти на полтора часа, но никто не спешил уходить.
Родители и дети были очень благодарны священнику, ведь в храме, во время службы или после нее на такое общение вряд ли можно рассчитывать. Отец Платон стал членом нашего родительского клуба. Теперь тематика наших праздников значительно расширилась, приобрела духовную направленность.

— Какой еще работой вы занимались с детьми в кружке?
— В течение всего учебного года мы проводим экскурсии, ходим в музеи. Своеобразной школой нравственного воспитания являются поездки по святым местам Подмосковья. В прошлом учебном году мы отправились на экскурсионном автобусе в Алексеевскую пустынь. Мы посетили храмы, присутствовали на Литургии, побывали в музеях, расположенных на территории пустыни. Особенно поразил ребят интернат, где живут мальчики-кадеты и девочки — будущие сестры милосердия. Многие из них сироты или дети из многодетных семей. Угощали нас бесплатно, как всех путников, приходящих в храм святого Алексия, человека Божьего. А сколько восторга вызвали у ребят медведи, живущие в вольере на территории храма!
Неизгладимое впечатление произвело на детей посещение Никитского монастыря, где находятся мощи святого Никиты Столпника. Из рассказа экскурсовода ребята узнали о жизни святого. Мы побывали у святого источника, умылись святой водой. Ребята и родители до сих пор вспоминают эти экскурсии и просят организовать новые паломнические поездки.
В прошлом учебном году мы начали изучать краеведение Подмосковья. Побывали в Дмитровском кремле, посетили собор и музеи. Мы используем полученные знания при обучении школьников истории родного края.
Детям необходимо прививать любовь к православной культуре и делать это вместе с родителями, семьей. Эту задачу должны взять на себя воскресные школы, кружки и иные приходские организации.

— Недавно в вашей школе проводился опрос среди детей и их родителей, посвященный семейным ценностям и духовному воспитанию. Что можно сказать о его результатах?
— Ответы ребят обозначили не только приоритет семейных ценностей, но и многие проблемы. Например, на вопрос о том, какие радости в семье тебе запомнились, одни дети отвечали: «Мне понравилось, как мы с папой собирали яблоки и разговаривали», или: «Счастье может быть очень простым. Я, мама и бабушка собрались и испекли пирожков. Мы делали это с душой и радостью, нам было весело и хорошо». Но были и другие ответы: «Мои мама и папа развелись, но я люблю их одинаково. Если бы они были вместе — вот было бы счастье». «Хуже всего тем, у кого нет семьи. Грустно быть одному». Мне запомнился один из ответов: «Семья и вера в Бога — это часть жизни, без которой человек никогда не узнает радости родного дома».
Наша задача состоит в том, чтобы соединить поколения, помочь детям и родителям обрести счастье и единство в семье, осознать смысл труда на благо любимого Отечества. Вот почему для меня и для нашей школы так ценен наш родительский клуб, ставший объединяющим, связующим звеном между обществом, школой и семьей.
 

Людмила Проноза
24 декабря 2009 г.
Ключевые слова: школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи