iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
Интервью
Алексей Кившенко. Избрание Михаила Федоровича Романова на царство
27 мая 2013 г. 00:01
версия для печати версия для печати

Романовы: семнадцать властителей и три столетия

В дни, когда отмечалось 400-летие избрания Михаила Федоровича на царство, мы попросили профессиональных историков ответить на два вопроса. Занимавшие российский престол Романовы – люди очень разные как по характеру, так и по менталитету. А кто из них, на ваш взгляд, полнее всего соответствует своей династии, своей фамилии в целом? Как известно, на общегосударственном уровне связанная с Домом Романовых круглая дата не отмечается. А будь ваша воля, каким могло бы стать подобное общенациональное празднование?

Александр ЧУБАРЬЯН, директор института всеобщей истории Российской академии наук, академик РАН:

1. Собственный вклад в развитие России внес каждый из Романовых, поэтому выделить кого-либо непросто. Тем не менее отмечу двух из них: Александра I, при котором Россия отразила французское нашествие и значительно усилила роль в Европе, и Александра II, открывшего новые возможности для российской модернизации своими реформами и отменой крепостного права. Несправедливо, конечно, не упомянуть и о Екатерине II и Елизавете Петровне.

2. Я бы провел военный парад с имитацией войсковых соединений дореволюционных эпох и открытые уроки в школах, организовал бы культурно-исторические фестивали и выставки с главной целью - продемонстрировать достижения российского культурного наследия и роль исторических традиций.

Дмитрий АНДРЕЕВ, доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук:

1. Назвать наиболее характерного представителя в сообществе столь непохожих друг на друга людей крайне сложно. В какой-то мере такой представитель – своего рода среднее арифметическое. Но лишь в какой-то мере, потому что любое подобное «среднее арифметическое», как правило, является умозрительной величиной и не идентифицируется полностью с тем или иным конкретным лицом. Меж тем как раз среди Романовых имеется исключение из этого социологического правила. Это – царственный страстотерпец Николай II. Последний русский император удивительным образом соединил в своей натуре, причем чрезвычайно органично, как манеры таких масштабных монархов, как Петр I, Екатерина II, Николай I, так и сложный, полный противоречий внутренний мир, которым отличались Михаил Федорович, Павел I и Александр I.

2. Беда нашей истории в том, что мы то и дело объявляем «черными дырами» те или иные периоды прошлого. Сейчас с романовской эпохой как раз все в порядке. Гораздо хуже дело обстоит с советским временем и первыми постсоветскими годами. Поэтому, чтобы выработать в национальном характере привычку относиться ко всему прошлому страны с должным почтением, следует все исторические торжества (особенно так или иначе связанные с властью) встраивать в и без того спрессованный деловой график действующего первого лица. А к чему конкретно должно сводиться участие этого первого лица в праздновании – вопрос отдельный и в общем-то технический. Важным станет уже само проявление внимания с его стороны. Это оказало бы существенное воспитательное воздействие на наше властецентричное общество.

Станислав ДУМИН, ведущий научный сотрудник Государственного Исторического Музея, член Геральдического совета при Президенте РФ:

1. Характерная черта Романовых как властителей – разумное сочетание интересов собственной державы с заимствованием всего передового от других народов, в первую очередь западноевропейских. Одновременно все представители этой династии старались расширить влияние России и помнили о нашей национальной самобытности. Исходя из этого наиболее подходящий ответ на ваш вопрос – пожалуй, фигура Алексея Михайловича. Восстановление исторических границ России, ставшее при его отце задачей-минимумом, при Алексее Михайловиче приобрело ранг «программы на вырост». Отсюда и его победоносные походы на Смоленск, Белоруссию и Литву. А расширение сотрудничества с Европой, встречавшее при Михаиле Федоровиче массу косых взглядов, при Алексее Михайловиче стало обычным делом и воспринималось уже абсолютно адекватно.

2. На мой взгляд, главный исторический аспект избрания Михаила Федоровича в 1613 году – прекращение разделения Руси, преодоление личных амбиций в угоду интересам страны. К сожалению, такого понимания этого события на государственном уровне мы не видим. Впрочем, до окончания юбилейного года время есть, так что наверху, возможно, еще одумаются. Из отдельных же элементов празднования не хватает масштабных благотворительных акций, помощи самым бедным нашим согражданам в память о Романовых. А еще – восстановления памятника Ивану Сусанину, поставленного в Костроме век назад. И, конечно, хотелось бы, чтобы наследники Романовых смогли наконец вернуться в Россию.

27 мая 2013 г. 00:01
Ключевые слова: история, Романовы, юбилей
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00