выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Интервью
Алексей Кившенко. Избрание Михаила Федоровича Романова на царство
27 мая 2013 г. 00:01
версия для печати версия для печати

Романовы: семнадцать властителей и три столетия

В дни, когда отмечалось 400-летие избрания Михаила Федоровича на царство, мы попросили профессиональных историков ответить на два вопроса. Занимавшие российский престол Романовы – люди очень разные как по характеру, так и по менталитету. А кто из них, на ваш взгляд, полнее всего соответствует своей династии, своей фамилии в целом? Как известно, на общегосударственном уровне связанная с Домом Романовых круглая дата не отмечается. А будь ваша воля, каким могло бы стать подобное общенациональное празднование?

Александр ЧУБАРЬЯН, директор института всеобщей истории Российской академии наук, академик РАН:

1. Собственный вклад в развитие России внес каждый из Романовых, поэтому выделить кого-либо непросто. Тем не менее отмечу двух из них: Александра I, при котором Россия отразила французское нашествие и значительно усилила роль в Европе, и Александра II, открывшего новые возможности для российской модернизации своими реформами и отменой крепостного права. Несправедливо, конечно, не упомянуть и о Екатерине II и Елизавете Петровне.

2. Я бы провел военный парад с имитацией войсковых соединений дореволюционных эпох и открытые уроки в школах, организовал бы культурно-исторические фестивали и выставки с главной целью - продемонстрировать достижения российского культурного наследия и роль исторических традиций.

Дмитрий АНДРЕЕВ, доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук:

1. Назвать наиболее характерного представителя в сообществе столь непохожих друг на друга людей крайне сложно. В какой-то мере такой представитель – своего рода среднее арифметическое. Но лишь в какой-то мере, потому что любое подобное «среднее арифметическое», как правило, является умозрительной величиной и не идентифицируется полностью с тем или иным конкретным лицом. Меж тем как раз среди Романовых имеется исключение из этого социологического правила. Это – царственный страстотерпец Николай II. Последний русский император удивительным образом соединил в своей натуре, причем чрезвычайно органично, как манеры таких масштабных монархов, как Петр I, Екатерина II, Николай I, так и сложный, полный противоречий внутренний мир, которым отличались Михаил Федорович, Павел I и Александр I.

2. Беда нашей истории в том, что мы то и дело объявляем «черными дырами» те или иные периоды прошлого. Сейчас с романовской эпохой как раз все в порядке. Гораздо хуже дело обстоит с советским временем и первыми постсоветскими годами. Поэтому, чтобы выработать в национальном характере привычку относиться ко всему прошлому страны с должным почтением, следует все исторические торжества (особенно так или иначе связанные с властью) встраивать в и без того спрессованный деловой график действующего первого лица. А к чему конкретно должно сводиться участие этого первого лица в праздновании – вопрос отдельный и в общем-то технический. Важным станет уже само проявление внимания с его стороны. Это оказало бы существенное воспитательное воздействие на наше властецентричное общество.

Станислав ДУМИН, ведущий научный сотрудник Государственного Исторического Музея, член Геральдического совета при Президенте РФ:

1. Характерная черта Романовых как властителей – разумное сочетание интересов собственной державы с заимствованием всего передового от других народов, в первую очередь западноевропейских. Одновременно все представители этой династии старались расширить влияние России и помнили о нашей национальной самобытности. Исходя из этого наиболее подходящий ответ на ваш вопрос – пожалуй, фигура Алексея Михайловича. Восстановление исторических границ России, ставшее при его отце задачей-минимумом, при Алексее Михайловиче приобрело ранг «программы на вырост». Отсюда и его победоносные походы на Смоленск, Белоруссию и Литву. А расширение сотрудничества с Европой, встречавшее при Михаиле Федоровиче массу косых взглядов, при Алексее Михайловиче стало обычным делом и воспринималось уже абсолютно адекватно.

2. На мой взгляд, главный исторический аспект избрания Михаила Федоровича в 1613 году – прекращение разделения Руси, преодоление личных амбиций в угоду интересам страны. К сожалению, такого понимания этого события на государственном уровне мы не видим. Впрочем, до окончания юбилейного года время есть, так что наверху, возможно, еще одумаются. Из отдельных же элементов празднования не хватает масштабных благотворительных акций, помощи самым бедным нашим согражданам в память о Романовых. А еще – восстановления памятника Ивану Сусанину, поставленного в Костроме век назад. И, конечно, хотелось бы, чтобы наследники Романовых смогли наконец вернуться в Россию.

27 мая 2013 г. 00:01
Ключевые слова: история, Романовы, юбилей
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00