iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Интервью
Алексей Кившенко. Избрание Михаила Федоровича Романова на царство
27 мая 2013 г. 00:01
версия для печати версия для печати

Романовы: семнадцать властителей и три столетия

В дни, когда отмечалось 400-летие избрания Михаила Федоровича на царство, мы попросили профессиональных историков ответить на два вопроса. Занимавшие российский престол Романовы – люди очень разные как по характеру, так и по менталитету. А кто из них, на ваш взгляд, полнее всего соответствует своей династии, своей фамилии в целом? Как известно, на общегосударственном уровне связанная с Домом Романовых круглая дата не отмечается. А будь ваша воля, каким могло бы стать подобное общенациональное празднование?

Александр ЧУБАРЬЯН, директор института всеобщей истории Российской академии наук, академик РАН:

1. Собственный вклад в развитие России внес каждый из Романовых, поэтому выделить кого-либо непросто. Тем не менее отмечу двух из них: Александра I, при котором Россия отразила французское нашествие и значительно усилила роль в Европе, и Александра II, открывшего новые возможности для российской модернизации своими реформами и отменой крепостного права. Несправедливо, конечно, не упомянуть и о Екатерине II и Елизавете Петровне.

2. Я бы провел военный парад с имитацией войсковых соединений дореволюционных эпох и открытые уроки в школах, организовал бы культурно-исторические фестивали и выставки с главной целью - продемонстрировать достижения российского культурного наследия и роль исторических традиций.

Дмитрий АНДРЕЕВ, доцент исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук:

1. Назвать наиболее характерного представителя в сообществе столь непохожих друг на друга людей крайне сложно. В какой-то мере такой представитель – своего рода среднее арифметическое. Но лишь в какой-то мере, потому что любое подобное «среднее арифметическое», как правило, является умозрительной величиной и не идентифицируется полностью с тем или иным конкретным лицом. Меж тем как раз среди Романовых имеется исключение из этого социологического правила. Это – царственный страстотерпец Николай II. Последний русский император удивительным образом соединил в своей натуре, причем чрезвычайно органично, как манеры таких масштабных монархов, как Петр I, Екатерина II, Николай I, так и сложный, полный противоречий внутренний мир, которым отличались Михаил Федорович, Павел I и Александр I.

2. Беда нашей истории в том, что мы то и дело объявляем «черными дырами» те или иные периоды прошлого. Сейчас с романовской эпохой как раз все в порядке. Гораздо хуже дело обстоит с советским временем и первыми постсоветскими годами. Поэтому, чтобы выработать в национальном характере привычку относиться ко всему прошлому страны с должным почтением, следует все исторические торжества (особенно так или иначе связанные с властью) встраивать в и без того спрессованный деловой график действующего первого лица. А к чему конкретно должно сводиться участие этого первого лица в праздновании – вопрос отдельный и в общем-то технический. Важным станет уже само проявление внимания с его стороны. Это оказало бы существенное воспитательное воздействие на наше властецентричное общество.

Станислав ДУМИН, ведущий научный сотрудник Государственного Исторического Музея, член Геральдического совета при Президенте РФ:

1. Характерная черта Романовых как властителей – разумное сочетание интересов собственной державы с заимствованием всего передового от других народов, в первую очередь западноевропейских. Одновременно все представители этой династии старались расширить влияние России и помнили о нашей национальной самобытности. Исходя из этого наиболее подходящий ответ на ваш вопрос – пожалуй, фигура Алексея Михайловича. Восстановление исторических границ России, ставшее при его отце задачей-минимумом, при Алексее Михайловиче приобрело ранг «программы на вырост». Отсюда и его победоносные походы на Смоленск, Белоруссию и Литву. А расширение сотрудничества с Европой, встречавшее при Михаиле Федоровиче массу косых взглядов, при Алексее Михайловиче стало обычным делом и воспринималось уже абсолютно адекватно.

2. На мой взгляд, главный исторический аспект избрания Михаила Федоровича в 1613 году – прекращение разделения Руси, преодоление личных амбиций в угоду интересам страны. К сожалению, такого понимания этого события на государственном уровне мы не видим. Впрочем, до окончания юбилейного года время есть, так что наверху, возможно, еще одумаются. Из отдельных же элементов празднования не хватает масштабных благотворительных акций, помощи самым бедным нашим согражданам в память о Романовых. А еще – восстановления памятника Ивану Сусанину, поставленного в Костроме век назад. И, конечно, хотелось бы, чтобы наследники Романовых смогли наконец вернуться в Россию.

27 мая 2013 г. 00:01
Ключевые слова: история, Романовы, юбилей
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи