Кафедральному собору Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (США) 6 ноября исполнилось 50 лет. В интервью «Журналу Московской Патриархии» ключарь собора протоиерей Петр Перекрестов рассказал о истории собора, о тех, кто служил здесь полвека назад, о его прихожанах, его реликвиях и богослужебных традициях.
— Ваше Высокопреподобие, как возник приход и как создавался собор?
— Ровно 50 лет назад, в неделю Православия, великий чудотворец ХХ века архиепископ Иоанн (Максимович) совершил первую Божественную литургию в нововозведенном величественном кафедральном соборе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих» Радость в Сан-Франциско.
Первый православный приход в Сан-Франциско, да и в США, был основан в 1868 году в честь святого благоверного Александра Невского (почти 100 лет спустя указом архиепископа Иоанна № 201 от 22 октября 1965 года святой Александр был определен небесным покровителем Сан-Франциско и его имя должно поминаться на отпу´стах всех служб в городских церквах). Впоследствии этот храм на улице Пирс сгорел, а новый был построен на улице Пауэлл в честь святого Василия Великого — именно там служил будущий патриарх Тихон, когда управлял Северо-Американской епархией. Во время мощного землетрясения и последовавших за ним пожаров в 1906 году этот храм тоже сгорел, и приход построил нынешний Свято-Троицкий собор на улице Грин. В 1927 году, когда митрополит Платон (Рождественский) порвал с Русской Православной Церковью Заграницей, часть прихожан Троицкого храма, оставшаяся верной своей юрисдикции, основала новую общину в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Община ютилась в разных помещениях, пока в 1930 году не купила епископальный храм в честь архидиакона Стефана на улице Фултон.
Помещение епископального храма, выдержанное в стиле деревянной готики, было переоборудовано в стиле древних русских церквей воспитанником Санкт-Петербургской художественной академии Г.А. Ильиным. Этот храм сохранился, мы его называем старым собором. После Второй мировой, когда из Китая и Европы в Сан-Франциско прибыло несколько тысяч православных эмигрантов, храм на Фултон-стрит оказался маловат, поэтому и было принято решение о постройке нового большого собора в русском стиле. Закладка нового собора состоялась в 1961 году, а в 1965-м, полвека назад, после немалых трудностей и искушений строительство было завершено. Собор в течение девяти лет (исключительно в летнее время) расписывал главный изограф Русской Зарубежной Церкви, ныне покойный насельник Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Киприан (Пыжов). Иконостас был выполнен под его наблюдением в столярной мастерской этой же обители.
— В чем отличие кафедрального собора в Сан-Франциско от других православных храмов Америки?
— Самое главное, как мне кажется, что в нашем соборе уже 50 лет ежедневно совершается Божественная литургия. Наш храм — единственный приходской храм в Северной Америке, причем среди всех юрисдикций, где богослужебный круг ежедневен. Второе: в нашем соборе находятся нетленные и чудодейственные мощи святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Мы часто говорим, что главная причина того, что Сан-Франциско, известный не только своей красотой, но и своими пороками, всё еще стоит, — ежедневная Литургия и мощи владыки.
— Есть ли в соборе другие реликвии?
— В соборе немало святынь и реликвий: частицы Животворящего Креста Господня, около 200 частиц мощей, начиная с апостола Андрея Первозванного и святых Марии Магдалины, первомученика архидиакона Стефана, великомученицы Варвары, Спиридона Тримифунтского и великомученика Пантелеимона и кончая святыми Лукой Крымским, блаженной Матроной Московской и Николаем Жичским. Среди реликвий следует также отметить византийский запрестольный крест XVI века. Этот крест в разрубленном виде архимандрит Киприан (Пыжов) купил в антикварном магазине, лично его отреставрировал и поместил в алтаре главного храма Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Однако он был слишком велик для этого алтаря, и в 2006 году Митрополит Лавр, наш первоиерарх в то время, подарил крест нашему собору. В храме хранятся церковнославянское Евангелие, изданное при царе и великом князе Михаиле Феодоровиче в XVII веке, скуфья святого Митрофана Воронежского, пояс святого Иоанна Кронштадтского, спасенное от уничтожения коммунистами знамя Симбирского кадетского корпуса, башлыки святого царя-мученика Николая и царевича Алексия, семейная Библия царской семьи, частица окровавленной стены Ипатьевского дома, около которой были расстреляны царственные мученики и их верные слуги, пожертвованная великим князем Никитой Александровичем Романовым, а также икона Божией Матери «Благодатное Небо», прошедшая вместе с царской семьей ссылку в Екатеринбурге.
Хотелось бы еще особо отметить одну новую икону — святых покровителей града Сан-Франциско. На ней изображены десять святых, которые либо здесь жили, либо ходили по этому городу, либо приняли здесь мученическую кончину. Это Патриарх-исповедник Тихон, святители Иннокентий Московский, Николай Сербский и Николай Японский, священномученик Александр Хотовицкий и мученик Петр Алеут. В нынешнем же году Сербская Церковь причислила к лику святых уроженца Сан-Франциско, первого православного священника из рожденных в Америке преподобного Севастиана (Дабовича) Джексенского, а также сербского святителя Мардария, который служил в Чикаго и неоднократно посещал наш город. Мы надеемся, что в скором будущем в соборе появится и икона преподобного Севастиана, и частица его мощей.
— Расскажите немного о тех, кто служил в Сан-Францисском соборе за эти полвека.
— Во-первых, здесь служил сам святитель Иоанн (Максимович), а также в течение многих лет архиепископ Антоний (Медведев), составитель, по-моему лучшей, с точки зрения литургичности и гимнографии, службы святым новомученикам Российским. А вообще за 88 лет на нашем приходе было немало дивных священнослужителей и клириков. Я бы выделил соловецкого узника — протопресвитера Михаила Польского, автора двухтомного труда «Новые мученики Российские». Священнослужителя китайского происхождения протопресвитера Илью Веня, который скончался в возрасте 110 лет. Магистра богословия протоиерея Николая Домбровского. Епископа Нектария (Концевича) — духовного сына последнего оптинского старца Нектария. А также легендарных протодиаконов русского зарубежья — Николая Патоева и Николая Поршникова. В 1960-х годах обязанности псаломщика на соборном приходе исполнял Евгений Роуз, будущий иеромонах Серафим, подвижник и духовный писатель. А послушание регента в течение многих лет нес известный церковный композитор русского зарубежья Михаил Константинов.
— Есть ли, в связи с этим, у вас на приходе свои богослужебные традиции?
— Богослужебный строй кафедрального собора сложился под влиянием первых священнослужителей нашего прихода. Они были либо выходцами из старой России, либо прибыли в Сан-Франциско через Китай, где церковная жизнь неизменно хранилась по образцу старой России. Настоятели нового кафедрального собора с 1962 по 2000 год архиепископ Иоанн (Максимович), а затем архиепископ Антоний (Медведев) были учениками блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого). Они уделяли особое внимание строю, динамике и осмысленности богослужения. Поэтому служба у нас, с одной стороны, чинная, а с другой — есть свои интересные традиции, установленные главным образом святителем Иоанном. Например, перед тайносовершительными словами евхаристии («И сотвори убо хлеб сей…») на соборной службе сослужащее духовенство подходит ближе к престолу и вполголоса повторяет вместе с архиереем или старшим священником эти слова. Царские врата и диаконские двери закрываются не после Литургии Светлой субботы, а на всенощной недели Антипасхи при пении слов «дверем заключенным», первой стихиры на «Господи воззвах».
Или еще: мы убираем плащаницу с престола не в день отдания Пасхи, а в конце вознесенской Литургии, после того как выносится Святая Чаша — как раз перед этим священник произносит слова «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Уже полвека в нашем храме совершаются, по традиции Московского Успенского собора, чин омовения ног в Великий четверг и полный чин анафемы в неделю Православия. На Пасху и весь пасхальный сорокоднев мы в согласии с дореволюционной церковной практикой служим исключительно в белых облачениях. А еще многие приезжающие к нам богомольцы думают, что у нас не приход, а монастырь, когда оказываются на наших немноголюдных будничных службах с простым монастырским пением на клиросе.
— Ваш храм в 2006 году принимал исторический IV Всезарубежный Собор, на котором решался вопрос о восстановлении русского церковного единства...
— Да, и это не единственное значимое для Русской Церкви событие, которое происходило в этих стенах. Здесь, в соборе, были причислены к лику святых небесный покровитель Северо-Американской земли преподобный Герман Аляскинский, святые китайские мученики и святитель Иоанн (Максимович). Здесь состоялись три всезарубежных съезда русской православной молодежи. При соборе нередко проходили как Архиерейские Соборы Русской Зарубежной Церкви, так и заседания Архиерейского Синода. Наш приход принимал великие святыни — чудотворные иконы Божией Матери Курскую-Коренную, Владимирскую, Иверскую-Мироточивую, Державную, Ситкинскую и «Умягчение злых сердец».
— Много ли у вас бывает паломников?
— В наш собор притекают православные со всего мира, поскольку здесь открыто почивают нетленные мощи святителя Иоанна. Мы постоянно встречаем гостей из России, Сербии, Румынии, Австралии, Греции, Грузии, Иерусалима, с Украины, Афона и, конечно, со всех концов США и Канады. В начале сентября наш собор посетил Святейший Патриарх Сербский Ириней, у нас уже неоднократно были главы Поместных Церквей, богоносные старцы из России, с Синая, Афона, известные богословы, знаменитые политики, ученые, спортсмены, артисты. Для многих из них наш собор — главный в Америке. Есть, конечно, в США храмы больше, богаче, может быть, и красивее, где прекрасно поют и служат удивительные проповедники. Но, пожалуй, только в один храм в Америке люди совершают специальные паломнические поездки — в наш собор, где почивают мощи чудотворца Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна.
— Насколько тесны связи вашего прихода с Россией?
— Жизнь приходов Русской Зарубежной Церкви всегда была связана с Россией, с русским Православием. Мы старались бережно хранить духовное наследие Святой Руси. Зарубежная Церковь не отделяла себя от русского народа и гонимой в те годы Церкви в России. В 1990-х годах при кафедральном соборе был создан «Очаг» — фонд помощи русским православным людям. Отсюда в Россию отправлялись контейнеры с гуманитарной помощью, сотни томов духовной литературы, денежные пожертвования, компьютерная техника и даже оборудование для типографии. «По характеру и размаху общественной и благотворительной деятельности русскую общину Сан-Франциско относят к самым крупным центрам всего русского зарубежья», — пишет в своей книге «Русский Сан-Франциско» профессор из Владивостока А.А. Хисамутдинов.
Когда железный занавес рухнул, в Сан-Франциско начали приезжать гости из России — духовенство, писатели, общественные деятели. Мы регулярно устраивали встречи с этими людьми и с интересом слушали их рассказы о том, что происходит в России. В 2004 году, еще до воссоединения двух частей Русской Церкви, у нас проходил Первый всезарубежный съезд молодежи, в котором официально принял участие священник Московского Патриархата протоиерей Максим Козлов. А теперь архиереи и священники из России, Беларуси, с Украины служат в Сан-Францисском соборе практически каждый месяц, а духовенство собора, в свою очередь, посещает эти страны и участвует в церковной жизни Поместных Церквей. Следует отметить, что духовенство и верующие из России охотно жертвуют на благоустройство нашего собора. Если в прошлом мы помогали приходам в России, то в последние годы россияне нередко поддерживают нас, разделяя с нами расходы по ремонту и содержанию собора.
— Много ли сейчас людей на приходе и кто ваши прихожане?
— Сейчас приход у нас немногочисленный, но очень разнообразный: старые эмигранты, выходцы из Китая и Европы, их потомки, порой состоящие в браке с американцами, новообращенные из американцев, эритрейцы, сербы и румыны, переселенцы из России, Украины и Беларуси. На субботних всенощных и на поздней воскресной Литургии до половины молящихся — паломники и гости города, ведь в Сан-Франциско приезжает очень много туристов. Господь приводит к нам разных людей, они приходят разными путями. Помимо наших непосредственных прихожан у нас есть много таких, кого я называю «сателлитными» (от англ. satellite — спутник), то есть людей, по разным причинам тесно связанных с кафедральным собором и святителем Иоанном. Это не только те, кто некогда жил в Сан-Франциско, но и те, кто здесь бывал на праздниках и торжествах, совершал паломнические поездки, кто регулярно обращается за помощью к святителю Иоанну и просит у нас молитв, кто получил исцеление и помощь по молитве к нему. Все эти люди из разных концов Европы и России так или иначе постоянно общаются с нашим приходом, любят его — они связаны с нами живыми нитями. Для меня это тоже наши прихожане. Слава Богу, церковная жизнь в нашем соборе, построенном полвека назад, благодатно и радостно продолжается.
Справка
Протоиерей Петр Перекрёстов — ключарь кафедрального собора иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (США), секретарь Духовного суда Сан-Францисской и Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ). Родился 14 августа 1956 г. в Монреале (Канада). В 1978 г. окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвилле (США). С 1980 г. — клирик кафедрального собора иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско.
В 1990‑х гг. — секретарь Западно-Американской епархии. В 2004 г. был членом делегации РПЦЗ во время первого официального визита в Россию митрополита Лавра. В мае 2006 г. был делегатом IV Всезарубежного Собора РПЦЗ, старшим секретарем Собора. В мае 2007 г. — член официальной делегации РПЦЗ, участвовавшей в подписании Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью.