![]()
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Миссия — проповедь словом и делом Летом 2022 года Якутская епархия осуществила многопрофильный проект «Арктический десант». Впервые в новейшей истории России православные миссионеры посетили оленеводческий стан, находящийся в северном районе Якутии. Уникальность этого благотворительного проекта еще и в том, что он объединил победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива». В состав десанта помимо представителей Церкви вошли врачи, педагоги и социальные работники, а его программа охватила пять районов Республики Саха, три из которых расположены в Заполярье. Об особенностях православной миссии среди северных народов, о том, что сегодня определяет ее успех и каких результатов удалось достигнуть, участники проекта рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
16 марта 2023 г. 14:00
Духовная миссия Патриаршего экзархата Африки: первые итоги
Они разные по возрасту, характеру, образованию, богослужебному опыту, и у каждого из них — свой путь к Православию. Всех пятерых африканцев объединяет живая вера в Бога, жажда знаний и горячее желание после рукоположения вернуться на родину священниками Русской Православной Церкви. Их не останавливает бедность, отсутствие храмов, богослужебной утвари и книг. Ведь со временем все устроится, тем более когда свое плечо им подставила православная Россия. Занятия будущих пастырей проходят на базе миссионерского факультета Российского православного университета святого Иоанна Богослова при участии Патриаршего экзархата Африки, Синодального миссионерского отдела и Сретенской духовной академии. PDF-версия.
28 декабря 2022 г. 14:30
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Чтим Державный образ святыни Твоея Ровно 106 лет назад, 15 марта 1917 года по новому стилю, в подклете старинной Вознесенской церкви подмосковного государева села Коломенское священник Николай Лихачев среди старых досок, тряпок и прочей рухляди обнаружил черную икону. Когда священнослужитель тщательно промыл и очистил находку от грязи и копоти, ему открылось изображение величественно восседающей на троне Царицы Небесной. На коленях у Нее находился благословляющий Богомладенец, а в руках Пречистая держала царские регалии — скипетр и державу. Так была обретена Державная икона Божией Матери. PDF-версия.
14 марта 2023 г. 16:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна В первой части материала, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» в № 1 за 2023 год, подробно освещались формы и методы работы с детьми с особенностями здоровья в церковных образовательных учреждениях. В этом номере тему инклюзии продолжит рассказ о том, как Церковь помогает взрослым верующим с ограниченными возможностями здоровья участвовать в работе приходских организаций и общин. PDF-версия.
9 февраля 2023 г. 13:00
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна Люди с ограниченными возможностями здоровья все больше вовлекаются в активную жизнь общества. С развитием производственных и интернет-технологий, упрощающих наш быт, инвалидность постепенно перестает быть приговором к уединенному образу жизни. Как приходские общины и церковные организации могут помочь в социализации верующих с ограниченными возможностями здоровья, анализирует обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
20 января 2023 г. 16:30
Император Петр Великий и его церковная реформа В год 350-летнего юбилея Петра Первого «Журнал Московской Патриархии» продолжает тему петровской церковной реформы статьей протоиерея Валентина Асмуса, не без оснований утверждающего, что византийские традиции, в частности влияние императоров на область церковно-государственных отношений, имели большое значение для Петра. Выстраивая параллели между византийским императором Юстинианом и Петром Великим, автор показывает предпосылки реформ русского царя и приходит к выводу, что церковная реформа Петра Первого не была революционной на фоне предшествующей истории России и вписывалась в общую тенденцию европейского «просвещенного абсолютизма». PDF-версия.
8 декабря 2022 г. 16:30
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00
Келейный труд и разочарование общественности В церковной историографии деятельность Предсоборного Совещания по ряду причин остается одной из слабо изученных страниц подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Однако сохранившиеся до наших дней проекты документов Совещания, посвященные подготовке реформы высшего церковного управления, представляют немалый интерес для наших современников. Взгляды разработчиков документов на существенные элементы системы высшей власти и управления в Российской Церкви в 1912–1916 годах прокомментировал для «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Сергий Звонарёв. PDF-версия.
18 ноября 2022 г. 13:00
|
![]()
ЖМП № 8 август 2012 /
20 августа 2012 г.
Юлия Синелина: Как рассчитать социологический индекс воцерковленностиУченые Института социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН) проанализировали срез религиозного мировоззрения и поведения православных сограждан. Иными словами, попытались научными методами измерить степень воцерковленности россиян, называющих себя православными. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает автор работы — заведующая отделом социологии религии ИСПИ РАН доктор социологических наук Юлия Синелина. Православных больше, чем верующих — Юлия Юрьевна, как в целом можно описать современного православного россиянина с точки зрения социологии? Каков его обобщенный портрет? — По нашим последним данным, социально-демографические характеристики православных мало отличаются от показателей населения в целом. Средний россиянин, позиционирующий себя как православный христианин, — это человек в возрасте за 40 лет с багажом либо среднего специального, либо высшего образования (обладателей последнего в выборке православных 39% — на три процентных пункта больше, чем по массиву в целом). Скорее всего, это женщина: на 61 представительницу прекрасного пола приходится 39 мужчин. Впрочем, 20 лет назад мужчины в сообществе православных респондентов составляли всего 29%, а сейчас половая структура гораздо ближе к общероссийской. К представителям православного вероисповедания себя относят 72% опрошенных — это безусловный лидер среди всех конфессий. На втором месте по 5% — мусульмане и старообрядцы (это новое явление, требующее дополнительного изучения и анализа, поэтому от его обсуждения здесь воздержимся). Доли представителей других конфессий не выходят за пределы погрешностей. Важной тенденцией в изменении уровня религиозности массового сознания является сокращение количества неверующих — до 9% (особенно в сравнении с данными шестилетней давности, когда этот показатель достигал 16%). Обращает на себя и существенно — с 4% до 9% — выросшая доля респондентов, затруднившихся с ответом на вопрос об их личной вере в Бога. Похоже, респонденты всё реже предпочитают идентифицировать себя как неверующих. Всё это приводит к продолжающемуся, хотя и замедлившемуся увеличению религиозности российского населения. Видимо, потенциал для ее дальнейшего экстенсивного нарастания почти исчерпан, но когда именно этот рост окончательно остановится, сказать трудно. Во всяком случае сейчас на вопрос «верите ли вы в Бога» утвердительно отвечают уже 65% респондентов. — Но ведь это меньше, чем 72% православных... — Да, это известный для современной религиозной ситуации в России парадокс, когда православными респонденты называют себя охотнее, чем верующими. Это говорит, скорее всего, о том, что для части россиян православие в первую очередь не исповедание христианской веры, а культурная идентичность. Еще четче этот феномен проявляется при анализе такого аспекта жизни православных, как воцерковленность. — Зачем социологам касаться столь деликатного и трудно поддающегося формализации вопроса, как степень воцерковленности? Не лучше ли оставить ее самой Церкви — священникам, духовникам, церковным приходам, рядовым православным? — Дело в том, что как количество, так и «качество» православных — тема весьма актуальная среди поведенческих практик членов Церкви. На протяжении двух последних десятков лет она активно обсуждается и в научном сообществе, и в обществе в целом, а на телевидении, в печати и в Интернете является предметом острой дискуссии. На основании различных интерпретаций данных социологических исследований делаются выводы о реальном положении Церкви и ее влиянии на жизнь россиян. Ну а нам, социологам, всё это интересно еще и с профессиональной точки зрения. Конечно, мы не задаемся целью изучать внутренний мир конкретного индивидуума с его духовным ростом и регрессом, взятыми барьерами или пока еще не достигнутыми вершинами. Религиозное поведение интересно нам как одно из проявлений массового сознания наших соотечественников, позволяющих сделать те или иные выводы о нынешнем состоянии общества и динамике его развития. Тем более что анализируем полученные данные мы по методике расчета индекса воцерковленности, введенной в научный обиход известным российским социологом Валентиной Чесноковой и впервые опробованной фондом «Общественное мнение» ровно 20 лет назад. Так что сравнительная база накоплена солидная. Отмечу, впрочем, что в течение этих лет у нас несколько раз менялись параметры выборочной совокупности. На репрезентативность выборки это не повлияло, но полученные данные можно несколько скорректировать в ту или иную сторону. Соблюдение постов — самое узкое место — Как рассчитывается социологический индекс воцерковленности и какова его размерность? — Индекс воцерковленности — это количественно-качественная ха-рактеристика, базирующаяся на степени важности для респондента того или иного аспекта церковной жизни. Для сбора и анализа данных о респондентах мы используем пять параметров: ритмичность посещения храма, частота причащения, соблюдение постов, регулярность чтения молитв и священных текстов. Затем по методике Чесноковой каждый респондент соотносится с одной из пяти качественных групп, отражающих степень воцерковленности. Группы эти называются следующим образом: воцерковленные, полувоцерковленные, начинающие, невоцерковленные, нулевая группа. Понимая всю условность столь общего формального разбиения, заметим: его результаты на больших массивах респондентов позволяют четко видеть основные процессы, описывающие эволюцию воцерковленности в обществе. — О чем же свидетельствует этот анализ? — Прежде всего отмечу: за 2000-е годы в большом сообществе людей, называющих себя православными, по всем показателям снизилась доля представителей нулевой группы. Так, за 12 последних лет втрое — с 18% до 6% — упало количество называющих себя православными и ни разу не переступавших порог храма. В том, что никогда не раскрывали Евангелия и другие священные книги, сегодня признается каждый третий из «православных», а в 2000 году таких было около половины. Еще сильнее эта тенденция заметна по регулярности молитвенных обращений (количество не молящихся даже своими словами упало с 35% до 23%), по строгости соблюдения постов (доля вовсе не постящихся сократилась с 85% до 55%) и по причащению (сейчас о том, что ни разу не приступали к чаше, сказали две пятых православных опрошенных, а на рубеже веков их было больше половины). Рост частоты причащения прослеживается и у всех православных в целом: к примеру, хотя бы несколько раз в год (но реже, чем каждый месяц) Тела и Крови Христовых сейчас приобщается каждый десятый из них, а ведь всего семь лет назад таких было вдвое меньше. А вот что касается остальной четверки показателей, их количественное выражение стабилизировалось. — Какому же из них отдается предпочтение? — Реальную связь с Православной Церковью назвавшие себя православными респонденты в первую очередь демонстрируют по посещению храма, по причастию и по молитве. Из числа православных более или менее регулярно (хотя бы несколько раз в год, но реже, чем каждый месяц) в церкви бывают свыше 40%, причащаются как минимум ежегодно 24%, молятся преимущественно церковными молитвами (и в том числе читают утреннее и вечернее правила) 23%. Хуже всего обстоит дело с постами. Вовсе их не соблюдают три из пяти опрошенных россиян, и у идентифицировавших себя православными респондентов этот процент, как мы уже говорили, лишь немногим меньше. Вера для галочки? — Самое время перейти к обобщенным характеристикам упомянутых вами групп по степени воцерковленности. Судя по вышесказанному, воцерковленные православные отнюдь не доминируют? — Вы правы. По всему массиву опрошенных их доля сейчас составляет 8%, а среди православных — 12%. Как показывают наши данные, этот удельный вес стабилен и в пределах погрешностей не меняется свыше десяти лет. Полувоцерковленных россиян сегодня 24%, в среде называющих себя православными людьми они «весят» 37%. Это единственная группа, которая за истекшее десятилетие прибавила в объеме, хотя и несущественно. В целом же, если можно так выразиться, общий контур воцерковленности российского общества за 2000-е годы принципиальных изменений не претерпел. Пожалуй, видимые качественные улучшения коснулись лишь групп воцерковленных и полувоцерковленных православных. Внутри них отдельные показатели воцерковленности заметно поднялись, то есть и так уже воцерковленные люди в массе стали еще строже поститься, усерднее молиться, реже пропускать богослужения, регулярнее исповедоваться и причащаться. — Часто приходится слышать, что современные православные, особенно из пришедших ко Христу в постсоветское время, слишком большое значение уделяют внешним, формальным аспектам вероисповедания. Так ли это с точки зрения социолога? — В рамках одного исследования ответить трудно. Во время последнего опроса в нашу анкету впервые оказался включен вопрос о том, насколько важна религия в жизни человека. Так вот, важной ее назвали три из пяти во всем массиве опрошенных (причем очень важной — 23%) и три четверти православных (здесь доля ответов «очень важна» — уже 28%). Цифры солидные, и говорить, что православные в массе своей — христиане только на словах, а не на деле, неверно. Другое дело, что показатели массового религиозного сознания в России, на мой взгляд, по-прежнему невысоки. Мы уже довольно давно спрашиваем людей, верят ли они в бессмертие души. Шесть лет назад больше половины всех опрошенных (если точнее, 55%) сказали в ответ «да», противоположную точку зрения высказал 21%, остальные затруднились с ответом. Теперь мы несколько изменили формулировку, добавив в перечень ответов позицию «колеблюсь между верой и неверием». Картина серьезно изменилась: даже среди православных оказалось всего 40% верящих в бессмертие души, а колеблющихся почти столько же — 35%. Отмечу: в формулировке 2006 года доля веривших среди православных достигала 55%. Видимо, тогда часть респондентов предпочитала ответ «да» категоричному «нет», но новые результаты проиллюстрировали, насколько непрочна оказалась их вера. А ведь отношение к бессмертию души — один из краеугольных камней христианского вероучения, напрямую характеризующий уровень религиозного сознания. Можно попытаться ответить на ваш вопрос, посмотрев на степень вовлеченности людей в приходскую жизнь. Подавляющее большинство — свыше 64% — говорит, что никак не задействовано в работе своих приходов или религиозных общин (причем здесь речь идет не обо всех респондентах, а только об идентифицирующих себя православными). Постоянно участвуют в ней только 9% православных, 12% — время от времени. Еще 11% чувствуют свою принадлежность к определенному приходу, но не участвуют в других сферах его деятельности. Такие показатели религиозности массового сознания вряд ли можно назвать высокими. Хотя это, конечно, никак не 4–5% «истинно православных и воцерковленных», о которых любят упоминать некоторые коллеги. — Можно ли говорить о сформировавшемся в России церковном народе с самостоятельной идентичностью, пусть и находящемся в меньшинстве по отношению к остальному населению страны? — Корректнее будет сформулировать следующим образом: примерно десятая часть россиян составляет верующее ядро общества, которое постоянно участвует в религиозной жизни и хорошо усвоило вероучительные догматы. Окружает его периферия верующего населения, составляющая 25–30% россиян. Это люди, так или иначе связанные с приходами и считающие религию важнейшей и неотъемлемой частью своей жизни. Для остальных соотнесение себя с православием происходит на культурном уровне.
Об индексе воцерковленности: методика расчета и типология индивидуумов По разработанному Валентиной Чесноковой алгоритму сначала определяется, на какой из пяти качественных ступенек по отношению к каждому из пяти характеризующих воцерковленность параметров находится респондент. К примеру, если храм человек посещает ежемесячно, он в этом «предмете» «отличник», занимает самую сильную позицию, а если не был никогда — самую удаленную, «худшую». На втором этапе проходит ранжирование всех участников опроса по пяти степеням воцерковленности в соответствии со следующим принципом. Воцерковленными считаются люди, у которых хотя бы одна из пяти позиций оказалась в списке самых сильных. Из всех остальных к полувоцерковленным относятся те, у которых хотя бы один из показателей попал на вторую ступеньку. Начинающие — это православные, которых нельзя отнести к воцерковленным и полувоцерковленным и у которых хотя бы один из параметров оказался на третьей, средней ступеньке (или посещают храм/причащаются ежегодно, или недавно читали Евангелие, или молятся преимущественно церковными молитвами). К нулевым относятся православные, удаленные от всех аспектов воцерковленности: ни разу не были в храме и не причащались, ни разу не раскрывали Евангелия, вообще не молятся и не соблюдают постов. Все остальные называются невоцерковленными. Над методикой определения воцерковленности социологам еще предстоит потрудиться комментарий Алексея Синякова, зам. декана социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Регулярные замеры воцерковленности общества необходимы. Без них мы рискуем вернуться к дореволюционному уровню, когда главными мерилами этой стороны церковной жизни выступали количество храмов, священников, крестин, исповедей и отпеваний. Сегодня к данным вопросам налицо как интерес со стороны социологов, так и востребованность результата Церковью. Присутствует и понимание важности проблемы государством, которое с этого года будет финансировать обучение двадцати студентов-социологов в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Но представленное выше исследование раскрывает только одну сторону изучаемого явления. За рамками остаются такие, к примеру, важные моменты, как значимость религиозной жизни и субъективный смысл религиозного поведения. Кроме того, в данном случае социология выступает как «точная» наука (неслучайно до появления в 1839 г. термина «социология» обществоведение называли «социальной физикой»), которая пришла на помощь священнослужителям и попыталась обогатить их однозначными и ясными критериями, позволяющими определить, является ли конкретный человек воцерковленным, полувоцерковленным или относится к нулевой группе. Не уверен, что большинству священнослужителей нужна именно такая помощь. В общем, выведенные в ходе исследования группы и их количественные характеристики не носят общепринятого характера. Для отслеживания общей динамики изменений в духовной жизни общества их, конечно, можно применять. А вот для оценки доли верующих необходимо четче учитывать, кто именно, люди с какими характеристиками наполняют каждую из указанных групп.
20 августа 2012 г.
Ключевые слова:
статистика
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Протоиерей Богдан Сойко 25.08.1938 – 07.01.2023 7 января 2023 года, отслужив Божественную литургию в праздник Рождества Христова, после сердечного приступа отошел ко Господу настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Богдан Сойко.
22 марта 2023 г. 16:30
Протоиерей Владимир Королёв 08.07.1938–02.01.2023 2 января 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Костанайской епархии Казахстанского митрополичьего округа митрофорный протоиерей Владимир Королёв.
22 марта 2023 г. 16:00
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
Боголюбезный безмолвник и собеседник ангелов В этом году исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. Торжества, проходившие в июле 1903 года с участием императора Николая II и всей царской семьи, стали грандиозным событием для России. PDF-версия.
20 марта 2023 г. 17:00
|