![]()
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Великому Четвергу воспеваю великую песнь Преподобный Косма Маюмский входит в число величайших церковных песнотворцев. Один из его агиографов называет преподобного «тимпаном Богу» и «десятиструнной Псалтирью». Особое место среди творений прп. Космы занимает цикл песнопений, написанный им для Страстной седмицы. Рассмотрим глубинные смыслы Канона Великого Четверга, занимающего центральное место в корпусе этих текстов. PDF-версия.
20 апреля 2022 г. 14:30
Когда отверзается и когда затворяется Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.
5 января 2022 г. 14:00
Просвети ум мой светом святого Евангелия Твоего Забота о развитии просветительского служения Церкви, включающего в себя катехизацию и религиозное образование, стала одной из основных первосвятительских задач Святейшего Патриарха Кирилла. В этом году исполняется десять лет с того момента, как Священным Синодом был утвержден документ о катехизическом служении в Русской Православной Церкви (журнал Священного Синода № 152 от 27 декабря 2011 года). Евангельские встречи на приходах, где люди совместно читают и изучают Священное Писание, лежат в основе современной катехизации. Какие могут быть формы этих встреч и чем должно быть наполнено их содержание, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
25 ноября 2021 г. 17:00
Небесная хранительница Калужской земли У Калужской иконы Божией Матери большой юбилей. В 1771 году по молитвам к ней в Калуге была остановлена эпидемия чумы. Эта икона прославилась многочисленными исцелениями, а также заступничеством от врагов при наполеоновском нашествии. После закрытия Рождественского храма в 1930-х годах икону переносили в другие — действующие храмы, пока она не оказалась в Калужском краеведческом музее, а затем в Георгиевском соборе Калуги. Другой чудотворный список, ныне участвующий в крестных ходах, пребывает в кафедральном Троицком соборе. Поэтому паломники могут помолиться у двух образов в разных храмах. PDF-версия.
12 ноября 2021 г. 14:00
Алексей Осипов: «Богословие возможно только через очищение души» Доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Осипов поделился с «Журналом Московской Патриархии» своими размышлениями о том, с чего начинается богословие, нужны ли священнику знания, сколько должна длиться идеальная проповедь, можно ли читать вслух «тайные» молитвы в алтаре и какая главная проблема в церковной жизни обнаружилась во время эпидемии ковида. PDF-версия.
30 сентября 2021 г. 15:00
Богословие пастырства для будущих священнослужителей Под эгидой Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Издательский дом «Познание» выпустил очередную новинку из корпуса новых учебников для высших духовных школ. Под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона серия «Учебник бакалавра теологии» пополнилась важнейшей книгой для будущих священнослужителей — «Пастырским богословием». PDF-версия.
26 июля 2021 г. 17:00
Гряди вон! Христос, сковавший смерти тиранию, закричал: Лазарь, гряди вон, и четверодневный из гроба восстал. Андрей Критский, свт. Канон на Вербное воскресенье PDF-версия
23 апреля 2021 г. 14:32
Стремление к святости — необходимое условие решения проблем Год назад, 23 февраля 2020 года, на 76 году жизни после непродолжительной болезни отошел ко Господу выдающейся ученый нашего времени, профессор Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии Алексей Иванович Сидоров. В научном сообществе он известен как ведущий ученый патролог современной России, церковный историк, талантливый педагог и переводчик. PDF-версия.
22 марта 2021 г. 15:00
|
![]()
ЖМП № 10 октябрь 2012 /
9 октября 2012 г. 12:45
Свобода – благословение и великий дар БожийНастоятель монастыря святого Иоанна Богослова, патриарший Экзарх острова Патмос архимандрит Антипа (Никтарис) посвятил богословскому толкованию книги Апокалипсиса для современного читателя долгие годы своей жизни и научной работы. — Откройте Откровение Иоанна Богослова — и вы прочтете все про нынешний кризис, про то, что нас ожидает и в ближайшем будущем, и в отдаленной перспективе. Господь через своего апостола открыл нам, христанам, что есть и что будет. Это текст реалистичный. Поэтому от нас требуется только духовная внутренняя работа, чтобы его воспринять. Старец Паисий Святогорец и многие другие старцы, и афонские, и греческие, предупреждали, что то мироустройство, которое существует, приведет к глобальной катастрофе. Будут разрушены не только национальные государства, но и сообщества государств. Все это превратится в ничто. Необходимо добиваться сохранения личной свободы каждого человека. Господь создал нас свободными, поэтому права человека — это очень важно. Нет большей ценности в этой временной жизни, чем свобода. Но все новые системы мироустройства направлены на подавление личной свободы человека. Второе, что нас очень беспокоит, — природа, окружающая среда. Господь создал нас и вручил человеку власть над миром, над землею, над тем, что ее населяет и что на ней произрастает. И Господь спросит с нас, призовет нас к ответу, как мы сохранили вверенное нам достояние — приумножили или уничтожили. Какие плоды мы вырастили в результате? Все, что сейчас происходит на земле, — ненормально: радиоактивность, загрязнение среды, уничтожение живого на планете противно Богу и человеку как Божьему созданию. Поэтому мы тоже стараемся уделять внимание этой проблеме, призываем задуматься над тем, чтобы сохранить Божий мир таким, каким Господь его задумал. Третья тема — война. Мы в монастыре каждый день молимся, чтобы войны, кровопролитие, убийства людей прекратились. Мы как личную трагедию переживаем, что где-то есть конфликт, гибнут невинные люди. Мы просим Господа прекратить кровопролитие и просим, чтобы случилось по пророчеству пророка Исаии, который просил Господа перековать мечи на орала — оружие на плуги для возделывания земли. И мы молим Спасителя, чтобы все оружие, которое есть в мире, превратилось в орудие производства. Потому что столько бедных и голодных людей в этом мире, которым реально нужно что-то есть, как-то выживать. А то, что могло бы их кормить, служит орудием для уничтожения жизни. Откровение говорит нам нечто о современной политике. Мы знаем про семиглавого змея из Апокалипсиса. Первое, что вспомнит человек, знакомый с античной мифологией, — Лернейскую гидру. Иоанн Богослов хочет сказать, что семиголовый зверь, как Лернейская гидра, отсекаешь голову, вырастают две. То есть ты пытаешься решить проблему, а вырастают две новые. Наверху зверя восседает вавилонская блудница. Кому она приготовила кубок вина? Богатым и молодым дуракам. Откровение нам говорит, что ее задача — опоить правителей стран и народов этим кубком. Мы молимся, чтобы Господь дал властьпридержащим разум и понимание, что не надо пить из этого кубка. Потому что это вино морального и нравственного разложения. И мы молимся, чтобы Господь просветил властьпридержащих, чтобы они поняли, какая опасность может исходить от, казалось бы, привлекательных вещей. Чтобы Господь дал им мудрость, различение духовных вещей и просветил на благо народов, которыми они правят. — Вы начали наш разговор с того, что свобода — высшая ценность для христианина. Не могли бы вы пояснить, о какой свободе идет речь? Потому что сегодня у этого слова очень много значений. — Свобода — это свобода от греха. Потому что самое большое наказание для человека — его зависимость от страстей и грехов. Мы не ангелы бесплотные, мы человеки, облеченные плотью и кровью. Поэтому каждый православный христианин живет в конкретной стране, имеет гражданство конкретного государства, живет в определенных исторических и политических реалиях. Первые христиане, не важно, Византии, Греции или на Руси, боролись в том числе и за человеческое достоинство и политическую независимость своих стран и народов от внешних реалий. И Церковь уважает этих людей и многих из них причислила к лику святых. Многие святые благословляли национально-освободительную борьбу, вдохновляли ее своим примером и своими молитвами. Поэтому для православного человека свобода — в первую очередь свобода от греха и освобождение от греховных зависимостей, но и свобода от ига чужеземного, ига политических идей, чуждых влияний. Потому что, если вы откроете святых отцов, вы увидите, что они очень высоко ставят свободу. Господь нас создал свободными на этой земле. И с момента сотворения человека Господь нас задумал как абсолютно свободное свое создание. Поэтому, с какой бы стороны мы ни рассматривали эту важную тему свободы — с социальной, с общественной, с психологической, с политической стороны, — мы всё равно придем к тому, что Господь нас замыслил как свое лучшее абсолютно свободное творение. Человек — личность, созданная по образу и подобию Божьему. И если он не свободен, то это значит, что и Господь в чем-то не свободен. Поскольку Господь дал нам этот дар, эту драгоценность — свободу — мы не можем это первородство продать за чечевичную похлебку, разменять великий дар на мелочевку. Говорим ли мы о правах человека, о личной свободе, о религиозной свободе, о политической или о культурной, национальной свободе, какое бы значение слова "свобода", ее аспект вы не взяли, вы увидите, что наша Церковь все две тысячи лет своего существования боролась за эту свободу, ценила ее, всячески защищала и оберегала. И возьмем ли мы Россию или Грецию, эти ценности едины и непреходящи. Мы должны быть особенно счастливы, что мы — православные люди, потому что ни в одной другой христианской традиции нет такого уважения, понимания и осознания свободы. Мы получили дар — двухтысячелетнюю духовную традицию, которая была создана до нас. Наша задача, ее приняв, не растерять, не расплескать, а обогатить или как минимум такой же передать следующим поколениям. Потому что современный человек часто не понимает, что такое свобода — личная свобода, общественная свобода. Современные люди часто подразумевают под свободой вседозволенность. Но если человек обратится к первоначальному значению свободы, он будет выше, более прогрессивным везде: в политике, в педагогике, в религиозной сфере. Хотя это требует некоего труда, приложения усилий. Так что впереди у нас большая борьба. И я вам желаю и себе желаю, чтобы мы были свободны. Свобода — благословение и великий дар Божий. — В вашем монастыре уникальное собрание произведений искусства, древних икон, облачений, богослужебной утвари, рукописей. Работает и реставрационная мастерская. Как вы сохраняете это наследие? В чем вы видите его значение сегодня? — Во-первых, низкий поклон положу во славу русской эмиграции. Русские беженцы, эмигранты — первые, кто открыл нам глаза на наше наследие. Давайте не будем лукавить: мы не знали того богатства, которым обладаем. Пока в 1930-е годы великие богословы, историки, иконописцы, искусствоведы — русские беженцы — нам не рассказали о всем богатстве православной традиции, иконописи и архитектуры. Они заставили нас задуматься над богословским и культурным осмыслением окружающего нас церковного мира: что есть храм? что есть икона? Поэтому я призываю всех нас осмысленно подходить к тому религиозному, церковному наследию, которым мы ежедневно пользуемся, будь то архитектура, будь то иконопись или церковная музыка. Это все от нас требует некоего творческого подхода, чтобы задуматься над тем, как это создано, кто и зачем это создал. Например, чтобы понять смысл, традицию и каконы церковной живописи и иконографии, мы неизбежно должны сначала обратиться к античности. И не так давно, несколько лет назад, одна известная греческая исследовательница-искусствовед принесла мне свою диссертацию о том, какое влияние античное искусство оказало на формирование христианского искусства. Если мы возьмем искусство II века до Рождества Христова и сравним с византийскими знаменитыми памятниками X–XI веков, например фресками, то вы сильно удивитесь, как прописаны лики, позы святых: все сходится один в один. Для того чтобы понять истоки и корни христианского искусства, надо начать с фаюмского портрета. Потому что там заложены многие каноны и законы, по которым потом веками развивалось христианское искусство. Греческие иконописцы пытались по-своему интерпретировать эти вещи. Они пытались изобразить средствами искусства то, что изобразить невозможно. Ну как красками передать состояние обожения и бесстрастия? Это иная духовная категория, которую нельзя передать техническими инструментами материального мира. Но мы знаем прекрасно, что на иконе изображен человек, который уже достиг святости, мы изображаем не грешника, а святого, достигшего бесстрастия, который вошел в состояние обожения и преображения фаворским светом. Его внутренний покой, смирение перед Богом, добродетели, которые он стяжал, можно передать, используя особый символический язык. От иконописца требуется духовный подвиг, чтобы самому приблизиться к этому состоянию божественного преображения, которое он пытается изобразить материальными средствами на своих иконах. И также я призываю вас к тому, чтобы не игнорировать наследие искусства трех тысячелетий, потому что все перетекает одно в другое. Если мы игнорируем то, что было до нас, у нас нет перспективы для того, что будет после нас. Я думаю, что еще не до конца завершен процесс осмысления того наследия, которым мы обладаем. Я думаю, нас ждет еще много открытий и откровений на этом пути. Наш долг перед самими собой и перед Богом — изучать, понимать то культурное и церковное богатство, которое мы получили даром, чтобы понять, каким сокровищем мы обладаем.
9 октября 2012 г. 12:45
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Религиозность и опасные грани секуляризма Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» исполнилось 72 года Сегодня, 15 мая 2022 года, главе Издательства Московской Патриархии и Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому Николаю исполнилось 72 года.
15 мая 2022 г. 12:30
Вера от слышания С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки. PDF-версия.
11 мая 2022 г. 11:00
Марина Викторовна Творогова Дизайнер-верстальщик «Журнала Московской Патриархии». 11.12.1949–31.03.2022
9 мая 2022 г. 13:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
|