![]()
Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета Геофизик по первому образованию, будущий архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) после окончания университета несколько лет работал по специальности, участвовал в изучении околоземного космического пространства. В 1970 году он пришел в Церковь, поступил в Ленинградскую духовную семинарию и стал выдающимся исследователем Нового Завета, талантливым преподавателем и наставником. О личности богослова, его литературном наследии и о том, как книги отца Ианнуария учат читателя глубже понимать Новый Завет, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель Издательского отдела Тихвинской епархии, редактор книг профессора священник Артемий Корыхалов. PDF-версия.
5 августа 2023 г. 12:00
О Евхаристии в службе Великого Четвертка Службы Страстной седмицы слушаются с особенным вниманием. Но здесь есть и несомненные трудности. В эти святые дни церковная жизнь становится в высшей степени интенсивной. PDF-версия.
11 апреля 2023 г. 18:30
Первенство как политический институт Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек. Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Николай Кавасила и его богословское наследие Праведный Николай Кавасила — представитель византийской традиции исихазма, выдающийся православный богослов и литургист. Его богословие есть откровенный и глубокий диалог Православия с нарождающимся возрожденческим мировоззрением, диалог, в котором утопии гуманизма без Христа противопоставляется церковное учение о человеке, созданном по образу и подобию Божиему и призванном к восстановлению помраченного образа, к обожению, жизни во Христе, обретаемой через всецелое приобщение к литургическому и молитвенному опыту Церкви. PDF-версия.
14 октября 2022 г. 13:00
Житие преподобного Сергия Радонежского: история создания В этом году Церковь отмечает 600-летие со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых русских святых. Первые литературные памятники, посвященные святому, вышли вскоре после его кончины из-под пера его ученика инока Епифания, талантливого древнерусского книжника, получившего прозвище Премудрый. Как создавалось Житие преподобного чудотворца Сергия Радонежского, к каким источникам обращался Епифаний в ходе работы над текстом «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН (Москва) Александра Духанина. PDF-версия.
8 октября 2022 г. 20:00
Таинство единства На V Вселенском Соборе блаженный Августин был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви. Его творения являются не только ценнейшим источником для богословия и христианской философии, но и содержат важную литургическую информацию, которая позволяет нам сформировать представление об уникальной богослужебной традиции древней и некогда славной Северо-Африканской Церкви. О величественной риторике его богословских рассуждений, о таинстве Евхаристии и о влиянии, которое оказал Августин своей личностью и творчеством на христианское богословие, размышляет доцент кафедры церковно-практических дисциплин СПбДА протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.
23 сентября 2022 г. 16:00
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Великому Четвергу воспеваю великую песнь Преподобный Косма Маюмский входит в число величайших церковных песнотворцев. Один из его агиографов называет преподобного «тимпаном Богу» и «десятиструнной Псалтирью». Особое место среди творений прп. Космы занимает цикл песнопений, написанный им для Страстной седмицы. Рассмотрим глубинные смыслы Канона Великого Четверга, занимающего центральное место в корпусе этих текстов. PDF-версия.
20 апреля 2022 г. 14:30
|
![]()
ЖМП № 10 октябрь 2012 /
9 октября 2012 г. 12:45
Свобода – благословение и великий дар БожийНастоятель монастыря святого Иоанна Богослова, патриарший Экзарх острова Патмос архимандрит Антипа (Никтарис) посвятил богословскому толкованию книги Апокалипсиса для современного читателя долгие годы своей жизни и научной работы. — Откройте Откровение Иоанна Богослова — и вы прочтете все про нынешний кризис, про то, что нас ожидает и в ближайшем будущем, и в отдаленной перспективе. Господь через своего апостола открыл нам, христанам, что есть и что будет. Это текст реалистичный. Поэтому от нас требуется только духовная внутренняя работа, чтобы его воспринять. Старец Паисий Святогорец и многие другие старцы, и афонские, и греческие, предупреждали, что то мироустройство, которое существует, приведет к глобальной катастрофе. Будут разрушены не только национальные государства, но и сообщества государств. Все это превратится в ничто. Необходимо добиваться сохранения личной свободы каждого человека. Господь создал нас свободными, поэтому права человека — это очень важно. Нет большей ценности в этой временной жизни, чем свобода. Но все новые системы мироустройства направлены на подавление личной свободы человека. Второе, что нас очень беспокоит, — природа, окружающая среда. Господь создал нас и вручил человеку власть над миром, над землею, над тем, что ее населяет и что на ней произрастает. И Господь спросит с нас, призовет нас к ответу, как мы сохранили вверенное нам достояние — приумножили или уничтожили. Какие плоды мы вырастили в результате? Все, что сейчас происходит на земле, — ненормально: радиоактивность, загрязнение среды, уничтожение живого на планете противно Богу и человеку как Божьему созданию. Поэтому мы тоже стараемся уделять внимание этой проблеме, призываем задуматься над тем, чтобы сохранить Божий мир таким, каким Господь его задумал. Третья тема — война. Мы в монастыре каждый день молимся, чтобы войны, кровопролитие, убийства людей прекратились. Мы как личную трагедию переживаем, что где-то есть конфликт, гибнут невинные люди. Мы просим Господа прекратить кровопролитие и просим, чтобы случилось по пророчеству пророка Исаии, который просил Господа перековать мечи на орала — оружие на плуги для возделывания земли. И мы молим Спасителя, чтобы все оружие, которое есть в мире, превратилось в орудие производства. Потому что столько бедных и голодных людей в этом мире, которым реально нужно что-то есть, как-то выживать. А то, что могло бы их кормить, служит орудием для уничтожения жизни. Откровение говорит нам нечто о современной политике. Мы знаем про семиглавого змея из Апокалипсиса. Первое, что вспомнит человек, знакомый с античной мифологией, — Лернейскую гидру. Иоанн Богослов хочет сказать, что семиголовый зверь, как Лернейская гидра, отсекаешь голову, вырастают две. То есть ты пытаешься решить проблему, а вырастают две новые. Наверху зверя восседает вавилонская блудница. Кому она приготовила кубок вина? Богатым и молодым дуракам. Откровение нам говорит, что ее задача — опоить правителей стран и народов этим кубком. Мы молимся, чтобы Господь дал властьпридержащим разум и понимание, что не надо пить из этого кубка. Потому что это вино морального и нравственного разложения. И мы молимся, чтобы Господь просветил властьпридержащих, чтобы они поняли, какая опасность может исходить от, казалось бы, привлекательных вещей. Чтобы Господь дал им мудрость, различение духовных вещей и просветил на благо народов, которыми они правят. — Вы начали наш разговор с того, что свобода — высшая ценность для христианина. Не могли бы вы пояснить, о какой свободе идет речь? Потому что сегодня у этого слова очень много значений. — Свобода — это свобода от греха. Потому что самое большое наказание для человека — его зависимость от страстей и грехов. Мы не ангелы бесплотные, мы человеки, облеченные плотью и кровью. Поэтому каждый православный христианин живет в конкретной стране, имеет гражданство конкретного государства, живет в определенных исторических и политических реалиях. Первые христиане, не важно, Византии, Греции или на Руси, боролись в том числе и за человеческое достоинство и политическую независимость своих стран и народов от внешних реалий. И Церковь уважает этих людей и многих из них причислила к лику святых. Многие святые благословляли национально-освободительную борьбу, вдохновляли ее своим примером и своими молитвами. Поэтому для православного человека свобода — в первую очередь свобода от греха и освобождение от греховных зависимостей, но и свобода от ига чужеземного, ига политических идей, чуждых влияний. Потому что, если вы откроете святых отцов, вы увидите, что они очень высоко ставят свободу. Господь нас создал свободными на этой земле. И с момента сотворения человека Господь нас задумал как абсолютно свободное свое создание. Поэтому, с какой бы стороны мы ни рассматривали эту важную тему свободы — с социальной, с общественной, с психологической, с политической стороны, — мы всё равно придем к тому, что Господь нас замыслил как свое лучшее абсолютно свободное творение. Человек — личность, созданная по образу и подобию Божьему. И если он не свободен, то это значит, что и Господь в чем-то не свободен. Поскольку Господь дал нам этот дар, эту драгоценность — свободу — мы не можем это первородство продать за чечевичную похлебку, разменять великий дар на мелочевку. Говорим ли мы о правах человека, о личной свободе, о религиозной свободе, о политической или о культурной, национальной свободе, какое бы значение слова "свобода", ее аспект вы не взяли, вы увидите, что наша Церковь все две тысячи лет своего существования боролась за эту свободу, ценила ее, всячески защищала и оберегала. И возьмем ли мы Россию или Грецию, эти ценности едины и непреходящи. Мы должны быть особенно счастливы, что мы — православные люди, потому что ни в одной другой христианской традиции нет такого уважения, понимания и осознания свободы. Мы получили дар — двухтысячелетнюю духовную традицию, которая была создана до нас. Наша задача, ее приняв, не растерять, не расплескать, а обогатить или как минимум такой же передать следующим поколениям. Потому что современный человек часто не понимает, что такое свобода — личная свобода, общественная свобода. Современные люди часто подразумевают под свободой вседозволенность. Но если человек обратится к первоначальному значению свободы, он будет выше, более прогрессивным везде: в политике, в педагогике, в религиозной сфере. Хотя это требует некоего труда, приложения усилий. Так что впереди у нас большая борьба. И я вам желаю и себе желаю, чтобы мы были свободны. Свобода — благословение и великий дар Божий. — В вашем монастыре уникальное собрание произведений искусства, древних икон, облачений, богослужебной утвари, рукописей. Работает и реставрационная мастерская. Как вы сохраняете это наследие? В чем вы видите его значение сегодня? — Во-первых, низкий поклон положу во славу русской эмиграции. Русские беженцы, эмигранты — первые, кто открыл нам глаза на наше наследие. Давайте не будем лукавить: мы не знали того богатства, которым обладаем. Пока в 1930-е годы великие богословы, историки, иконописцы, искусствоведы — русские беженцы — нам не рассказали о всем богатстве православной традиции, иконописи и архитектуры. Они заставили нас задуматься над богословским и культурным осмыслением окружающего нас церковного мира: что есть храм? что есть икона? Поэтому я призываю всех нас осмысленно подходить к тому религиозному, церковному наследию, которым мы ежедневно пользуемся, будь то архитектура, будь то иконопись или церковная музыка. Это все от нас требует некоего творческого подхода, чтобы задуматься над тем, как это создано, кто и зачем это создал. Например, чтобы понять смысл, традицию и каконы церковной живописи и иконографии, мы неизбежно должны сначала обратиться к античности. И не так давно, несколько лет назад, одна известная греческая исследовательница-искусствовед принесла мне свою диссертацию о том, какое влияние античное искусство оказало на формирование христианского искусства. Если мы возьмем искусство II века до Рождества Христова и сравним с византийскими знаменитыми памятниками X–XI веков, например фресками, то вы сильно удивитесь, как прописаны лики, позы святых: все сходится один в один. Для того чтобы понять истоки и корни христианского искусства, надо начать с фаюмского портрета. Потому что там заложены многие каноны и законы, по которым потом веками развивалось христианское искусство. Греческие иконописцы пытались по-своему интерпретировать эти вещи. Они пытались изобразить средствами искусства то, что изобразить невозможно. Ну как красками передать состояние обожения и бесстрастия? Это иная духовная категория, которую нельзя передать техническими инструментами материального мира. Но мы знаем прекрасно, что на иконе изображен человек, который уже достиг святости, мы изображаем не грешника, а святого, достигшего бесстрастия, который вошел в состояние обожения и преображения фаворским светом. Его внутренний покой, смирение перед Богом, добродетели, которые он стяжал, можно передать, используя особый символический язык. От иконописца требуется духовный подвиг, чтобы самому приблизиться к этому состоянию божественного преображения, которое он пытается изобразить материальными средствами на своих иконах. И также я призываю вас к тому, чтобы не игнорировать наследие искусства трех тысячелетий, потому что все перетекает одно в другое. Если мы игнорируем то, что было до нас, у нас нет перспективы для того, что будет после нас. Я думаю, что еще не до конца завершен процесс осмысления того наследия, которым мы обладаем. Я думаю, нас ждет еще много открытий и откровений на этом пути. Наш долг перед самими собой и перед Богом — изучать, понимать то культурное и церковное богатство, которое мы получили даром, чтобы понять, каким сокровищем мы обладаем.
9 октября 2012 г. 12:45
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе. PDF-версия.
29 ноября 2023 г. 15:00
Помочь молодому человеку найти свой путь Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священнослужители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.
27 ноября 2023 г. 15:00
Митрополит Даниил (Нусиро) 05.09.1938–10.08.2023 10 августа 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро).
24 ноября 2023 г. 14:00
Глава Издательства Московской Патриархии поздравил редакцию «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала Сегодня, 24 ноября 2024 года, Главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай поздравил коллектив редакции «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала, которое отмечается в этом году.
24 ноября 2023 г. 12:00
Спасительное благовестие новомученика В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
|