iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Мониторинг ОРКСЭ: каждая пятая программа обучения некачественная, каждый четырнадцатый опрошенный родитель говорит о несоблюдении добровольности при выборе модуля
Рабочая программа Рождественских образовательных чтений началась 22 января в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с IV конференции учителей ОПК столичного региона. После приветствий глав областного и городского епархиальных отделов религиозного образования и катехизации епископа Зарайского Константина и иеромонаха Онисима (Бамблевского), председателя комиссии по образованию Мосгордумы Антона Молева и чиновников профильных структур исполнительной власти Москвы и Подмосковья с основным докладом выступил ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов. Он познакомил собравшихся с результатами мониторинга преподавания Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в четвертых классах российских общеобразовательных средних школ.
24 января 2016 г. 23:00
Интервью
 декан факультета дополнительного образования ПСТГУ священник Геннадий Егоров
ЦВ № 11 (384) июнь 2008 /  11 июня 2008 г.
версия для печати версия для печати

Священник Геннадий Егоров: Знание основ своей веры нужно всем

На сегодняшний день теология — востребованное направление в российской высшей школе, поскольку в гуманитарной сфере невозможно обойтись без богословских знаний. Между тем человек взрослый, семейный, работающий очень часто не имеет возможности получить дополнительное богословское образование. Сделать это, не меняя внешне свою жизнь и окружение, можно на факультете дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Речь идет об отделении интернет-обучения — так называемой дистанционной форме образования, гораздо более доступной и удобной, чем вечернее или заочное. В мае 2008 года состоялся первый выпуск дипломников, закончивших новое отделение. На вопросы корреспондента ЦВ отвечает декан факультета дополнительного образования ПСТГУ священник Геннадий Егоров.

— Отец Геннадий, расскажите, когда возникла идея создания отделения интернет-обучения? Какой путь пришлось преодолеть от зарождения этой идеи до ее воплощения?

— Идею эту пять лет назад нам предложил ректор одного московского вуза. Он же помог нам наладить систему, щедро поделился опытом работы. Милость Божия проявилась в том, что программа, применявшаяся в этом вузе, как нельзя лучше подошла именно для организации обучения по богословским предметам. Впрочем, поняли мы это отнюдь не сразу. Сначала ощупью, путем проб и ошибок, пришлось искать новый путь, одновременно преодолевая недоверие к «новшеству».

— В чем отличие дистанционного обучения от привычного всем заочного?

— В процессе заочного обучения учащийся учится сам, преподаватель время от времени снабжает его заданиями, а потом проверяет результаты его самоподготовки. Тем самым контакт преподавателя с учащимся сведен до минимума. Потому оно и заочное.

Так же часто обстоят дела и с дистанционным обучением, если ограничиться заменой обычной почты на электронную. Мы решили исправить это положение и решительно увеличили объем общения преподавателя с учащимся, реализовав в Свято-Тихоновском университете собственный сетевой вариант дистанционного обучения. Теперь дистанционное обучение стало ближе к обучению на вечернем отделении.

— На отделении интернет-обучения образовательный процесс идет по единственной программе, или у поступающих есть возможность выбора?

— У нас есть разные программы. Есть, например, программа под названием «Основы православия», предназначенная для всех, кто хочет как-то упорядочить и расширить свои знания о православии. Этот курс ориентирован не на тех, кто только вчера пришел в Церковь, а, скорее, на тех, кто уже как-то начал врастать в церковную жизнь, прочитал некоторые книги. Такой человек теперь нуждается в систематизации своих знаний, ему требуется дать систему, на основании которой он дальше мог бы постигать православную традицию. И еще у нас есть большая программа профессиональной переподготовки «Теология», которая рассчитана на тех, кто собирается либо сам преподавать, либо заниматься миссионерской деятельностью.

Также можно учиться на отдельных полу- и семестровых курсах по различным дисциплинам, причем не всегда богословским. Для примера назову курсы по русскому языку или систематической философии.

— Расскажите подробнее о том, как проходит учеба.

— Принципиально все происходит точно так же, как и в традиционном процессе обучения. Существует учебный план, состоящий из предметных модулей, которые рекомендуется изучать в определенном порядке. Каждый предмет подразумевает определенную содержательную часть, определенную логику его изучения, разбиения на темы и т.п. Все это тем или иным образом доводится до сведения учащегося. Он самостоятельно изучает учебный материал и затем под постоянным присмотром преподавателя выполняет необходимые задания, не только прорабатывая учебный материал, но и демонстрируя, как он им владеет. Мы стараемся разнообразить формы заданий: ответы на контрольные вопросы, обсуждения, доклады, составление глоссариев, тестирование по определенным темам. Следует заметить, что установлен достаточно жесткий график. Предметы изучаются не параллельно, а последовательно, один за другим, как бы методом «погружения». За счет этого учащийся в течение некоторого времени полностью сосредотачивается на изучаемом материале, а его работа над материалом постоянно корректируется преподавателем. Поэтому у нас практически не бывает двоечников и троечников — все результаты доводятся до того уровня, который является оптимальным для данного учащегося. 

— А как проходит сессия?

— Сессии как таковой не бывает. Аттестация по каждому предмету проходит сразу после его завершения. По-разному — в зависимости от особенностей предмета. Некоторые экзамены сдают в режиме синхронной связи, или, как говорят пользователи Интернета, он-лайн. В этом случае преподаватель и учащийся одновременно присутствуют в виртуальном учебном «конференц-зале»: преподаватель прямо задает учащемуся достаточно несложные вопросы, а тот должен на них быстро отвечать. Либо экзамен проводится в виде итоговой письменной работы или тестирования. А иногда итоговая аттестация по дисциплине проставляется автоматически, на основании баллов, полученных по всем выполненным заданиям.

Что касается выпускного экзамена, то, поскольку ПСТГУ — аккредитованный вуз и мы выдаем государственные  дипломы, в соответствии с российским законодательством он должен проходить в очной форме, в вузе. То есть итоговый экзамен ничем не отличается от тех, что сдают у нас учащиеся на вечернем и заочном отделениях. Это устный экзамен, который предполагает несколько междисциплинарных вопросов разной сложности. Поскольку у нас учатся взрослые люди, у которых память уже не является основным познавательным инструментом, вопросы эти направлены, в основном, не на проверку памяти. Часть вопросов — на знание каких-то фактов, понятий и связей между ними, а часть — аналитического и  проектного плана. То есть мы проверяем, насколько человек умеет пользоваться полученными знаниями. Кроме того, защищается квалификационная работа — либо по темам, которые мы предлагаем, либо связанная с той деятельностью, которой учащиеся непосредственно занимаются в своей жизни, и эти работы особенно интересны. 

— Каковы мотивы тех, кто поступает на отделение интернет-обучения?

— Мотивы те же самые, что и у других наших учащихся. Одни приходят учиться «для себя», то есть упорядочить знания, которые были получены в результате самообразования, потому что рано или поздно в области богословия этот процесс заходит в некий тупик. Возникает много вопросов, на которые трудно самостоятельно найти ответы в книгах; либо в книгах высказываются различные мнения; либо рассудок требует жесткой логики там, где ее, по разным причинам, нет. Ведь для учебы нужна система и проверка правильности полученных знаний с помощью опытного преподавателя, которому обучающийся доверяет. Кроме того приходят учиться по послушанию. Например, человеку предстоит преподавать где-либо — в воскресной школе или в вузе, где создается теологическая кафедра. Или человек уже преподает какую-то гуманитарную дисциплину, но понимает, что без богословского осмысления эта гуманитарная дисциплина является ущербной, и ему требуется расширить свой образовательный горизонт, а заодно познакомиться с имеющимися методиками, учебными материалами. И  поэтому он обращается к нам.

Может возникнуть ситуация, когда человек поставлен, скажем так, в условия практической миссии, то есть это офицер, который отвечает за солдат, либо работник социальной службы, который постоянно общается с людьми, либо это юрист, либо врач. Богословское знание нужно любому православному человеку.

— А как, скажем, юрист может применить эти знания в своей профессиональной деятельности?

— Для юриста вообще очень полезно понять фундаментальные основания права и его фундаментальные ограничения; понять, откуда «вырастает» право и как оно соотносится с совестью; понять, что такое нравственный закон и как он соотносится с законами общества, то есть те вещи, без знания которых всё становится просто торговлей.

— У вас уже есть выпускники?

— В мае 2008 года на отделении интернет-обучения состоялся первый выпуск. На выпускном экзамене и защите слушатели проявили себя с самой лучшей стороны, ни в чем не уступив своим коллегам — вечерникам и заочникам. Двое выпускников приглашены на наш факультет в качестве преподавателей.

— Как вы сами оцениваете результаты создания системы интернет-обучения?

— Поскольку множество людей живет там, где нет иной возможности учиться, мы должны использовать преимущества новых технологий.

Пока трудно говорить о результатах. Сейчас дистанционно у нас учатся около 200 человек. Могло бы быть больше, но довольно трудно подготовить квалифицированных преподавателей, и в этом, пожалуй, сейчас наше главное затруднение. Мне хочется подчеркнуть, что полученный нами опыт убеждает, что и с помощью интернет-образования удается вести полноценное обучение, готовить знающих людей, которые хотят и могут потрудиться на благо Церкви.

Беседовала Наталья Зяблицына, пресс-служба ПСТГУ

11 июня 2008 г.
Ключевые слова: семинария, школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30