iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Святой Илия. Пророк с мечом в руке
2 августа Православная Церковь празднует память святого пророка Божия Илии — пожалуй, самого почитаемого в России ветхозаветного святого. Сегодня трудно найти епархию, в которой не было бы ни одного храма или хотя бы храмового придела, освященного в его честь. Большинство верующих знают о пророке Илие лишь то, что он помогает во время засухи и, как и пророк Енох, был вознесен в огненной колеснице на небо, чтобы вернуться на землю для проповеди в последние времена. Но немногие могут ответить на вопрос, какую роль он сыграл в низвержении культа Ваала в ветхозаветные времена и почему именно его Бог выбрал вместе с Моисеем для встречи с Христом на горе Преображения. О том, какое значение личность святого Илии имеет для современных христиан, о его духовном родстве с Иоанном Крестителем и о параллелях в сюжетах Ветхого и Нового Заветов, связанных с его именем, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор богословия, представитель Русской Церкви при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске игумен Арсений (Соколов). PDF-версия.  
1 августа 2019 г. 18:28
Новый шаг в развитии богословия в России
В издательстве «Познание» вышли первые книги из серии учебников для бакалавриата духовных школ Московского Патриархата, рассчитанные также на студентов теологических факультетов. Проект осуществляется под общим наблюдением Святейшего Патриарха Кирилла и Высшего Церковного Совета. Непосредственное руководство проектом осуществляет митрополит Волоколамский Иларион. Серия «Учебник бакалавра теологии» предусматривает порядка 60 учебников. Впервые за 30 лет в практике издания учебной православной литературы все книги написаны по единому образовательному стандарту. Об этой и других особенностях этой серии, о новом методическом подходе к рассмотрению библейских событий, а также о том, зачем к некоторым учебникам написаны хрестоматии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал заместитель главного редактора Издательского дома «Познание» Максим Калинин. PDF-версия.  
10 апреля 2019 г. 13:58
Интервью
 декан факультета дополнительного образования ПСТГУ священник Геннадий Егоров
ЦВ № 11 (384) июнь 2008 /  11 июня 2008 г.
версия для печати версия для печати

Священник Геннадий Егоров: Знание основ своей веры нужно всем

На сегодняшний день теология — востребованное направление в российской высшей школе, поскольку в гуманитарной сфере невозможно обойтись без богословских знаний. Между тем человек взрослый, семейный, работающий очень часто не имеет возможности получить дополнительное богословское образование. Сделать это, не меняя внешне свою жизнь и окружение, можно на факультете дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Речь идет об отделении интернет-обучения — так называемой дистанционной форме образования, гораздо более доступной и удобной, чем вечернее или заочное. В мае 2008 года состоялся первый выпуск дипломников, закончивших новое отделение. На вопросы корреспондента ЦВ отвечает декан факультета дополнительного образования ПСТГУ священник Геннадий Егоров.

— Отец Геннадий, расскажите, когда возникла идея создания отделения интернет-обучения? Какой путь пришлось преодолеть от зарождения этой идеи до ее воплощения?

— Идею эту пять лет назад нам предложил ректор одного московского вуза. Он же помог нам наладить систему, щедро поделился опытом работы. Милость Божия проявилась в том, что программа, применявшаяся в этом вузе, как нельзя лучше подошла именно для организации обучения по богословским предметам. Впрочем, поняли мы это отнюдь не сразу. Сначала ощупью, путем проб и ошибок, пришлось искать новый путь, одновременно преодолевая недоверие к «новшеству».

— В чем отличие дистанционного обучения от привычного всем заочного?

— В процессе заочного обучения учащийся учится сам, преподаватель время от времени снабжает его заданиями, а потом проверяет результаты его самоподготовки. Тем самым контакт преподавателя с учащимся сведен до минимума. Потому оно и заочное.

Так же часто обстоят дела и с дистанционным обучением, если ограничиться заменой обычной почты на электронную. Мы решили исправить это положение и решительно увеличили объем общения преподавателя с учащимся, реализовав в Свято-Тихоновском университете собственный сетевой вариант дистанционного обучения. Теперь дистанционное обучение стало ближе к обучению на вечернем отделении.

— На отделении интернет-обучения образовательный процесс идет по единственной программе, или у поступающих есть возможность выбора?

— У нас есть разные программы. Есть, например, программа под названием «Основы православия», предназначенная для всех, кто хочет как-то упорядочить и расширить свои знания о православии. Этот курс ориентирован не на тех, кто только вчера пришел в Церковь, а, скорее, на тех, кто уже как-то начал врастать в церковную жизнь, прочитал некоторые книги. Такой человек теперь нуждается в систематизации своих знаний, ему требуется дать систему, на основании которой он дальше мог бы постигать православную традицию. И еще у нас есть большая программа профессиональной переподготовки «Теология», которая рассчитана на тех, кто собирается либо сам преподавать, либо заниматься миссионерской деятельностью.

Также можно учиться на отдельных полу- и семестровых курсах по различным дисциплинам, причем не всегда богословским. Для примера назову курсы по русскому языку или систематической философии.

— Расскажите подробнее о том, как проходит учеба.

— Принципиально все происходит точно так же, как и в традиционном процессе обучения. Существует учебный план, состоящий из предметных модулей, которые рекомендуется изучать в определенном порядке. Каждый предмет подразумевает определенную содержательную часть, определенную логику его изучения, разбиения на темы и т.п. Все это тем или иным образом доводится до сведения учащегося. Он самостоятельно изучает учебный материал и затем под постоянным присмотром преподавателя выполняет необходимые задания, не только прорабатывая учебный материал, но и демонстрируя, как он им владеет. Мы стараемся разнообразить формы заданий: ответы на контрольные вопросы, обсуждения, доклады, составление глоссариев, тестирование по определенным темам. Следует заметить, что установлен достаточно жесткий график. Предметы изучаются не параллельно, а последовательно, один за другим, как бы методом «погружения». За счет этого учащийся в течение некоторого времени полностью сосредотачивается на изучаемом материале, а его работа над материалом постоянно корректируется преподавателем. Поэтому у нас практически не бывает двоечников и троечников — все результаты доводятся до того уровня, который является оптимальным для данного учащегося. 

— А как проходит сессия?

— Сессии как таковой не бывает. Аттестация по каждому предмету проходит сразу после его завершения. По-разному — в зависимости от особенностей предмета. Некоторые экзамены сдают в режиме синхронной связи, или, как говорят пользователи Интернета, он-лайн. В этом случае преподаватель и учащийся одновременно присутствуют в виртуальном учебном «конференц-зале»: преподаватель прямо задает учащемуся достаточно несложные вопросы, а тот должен на них быстро отвечать. Либо экзамен проводится в виде итоговой письменной работы или тестирования. А иногда итоговая аттестация по дисциплине проставляется автоматически, на основании баллов, полученных по всем выполненным заданиям.

Что касается выпускного экзамена, то, поскольку ПСТГУ — аккредитованный вуз и мы выдаем государственные  дипломы, в соответствии с российским законодательством он должен проходить в очной форме, в вузе. То есть итоговый экзамен ничем не отличается от тех, что сдают у нас учащиеся на вечернем и заочном отделениях. Это устный экзамен, который предполагает несколько междисциплинарных вопросов разной сложности. Поскольку у нас учатся взрослые люди, у которых память уже не является основным познавательным инструментом, вопросы эти направлены, в основном, не на проверку памяти. Часть вопросов — на знание каких-то фактов, понятий и связей между ними, а часть — аналитического и  проектного плана. То есть мы проверяем, насколько человек умеет пользоваться полученными знаниями. Кроме того, защищается квалификационная работа — либо по темам, которые мы предлагаем, либо связанная с той деятельностью, которой учащиеся непосредственно занимаются в своей жизни, и эти работы особенно интересны. 

— Каковы мотивы тех, кто поступает на отделение интернет-обучения?

— Мотивы те же самые, что и у других наших учащихся. Одни приходят учиться «для себя», то есть упорядочить знания, которые были получены в результате самообразования, потому что рано или поздно в области богословия этот процесс заходит в некий тупик. Возникает много вопросов, на которые трудно самостоятельно найти ответы в книгах; либо в книгах высказываются различные мнения; либо рассудок требует жесткой логики там, где ее, по разным причинам, нет. Ведь для учебы нужна система и проверка правильности полученных знаний с помощью опытного преподавателя, которому обучающийся доверяет. Кроме того приходят учиться по послушанию. Например, человеку предстоит преподавать где-либо — в воскресной школе или в вузе, где создается теологическая кафедра. Или человек уже преподает какую-то гуманитарную дисциплину, но понимает, что без богословского осмысления эта гуманитарная дисциплина является ущербной, и ему требуется расширить свой образовательный горизонт, а заодно познакомиться с имеющимися методиками, учебными материалами. И  поэтому он обращается к нам.

Может возникнуть ситуация, когда человек поставлен, скажем так, в условия практической миссии, то есть это офицер, который отвечает за солдат, либо работник социальной службы, который постоянно общается с людьми, либо это юрист, либо врач. Богословское знание нужно любому православному человеку.

— А как, скажем, юрист может применить эти знания в своей профессиональной деятельности?

— Для юриста вообще очень полезно понять фундаментальные основания права и его фундаментальные ограничения; понять, откуда «вырастает» право и как оно соотносится с совестью; понять, что такое нравственный закон и как он соотносится с законами общества, то есть те вещи, без знания которых всё становится просто торговлей.

— У вас уже есть выпускники?

— В мае 2008 года на отделении интернет-обучения состоялся первый выпуск. На выпускном экзамене и защите слушатели проявили себя с самой лучшей стороны, ни в чем не уступив своим коллегам — вечерникам и заочникам. Двое выпускников приглашены на наш факультет в качестве преподавателей.

— Как вы сами оцениваете результаты создания системы интернет-обучения?

— Поскольку множество людей живет там, где нет иной возможности учиться, мы должны использовать преимущества новых технологий.

Пока трудно говорить о результатах. Сейчас дистанционно у нас учатся около 200 человек. Могло бы быть больше, но довольно трудно подготовить квалифицированных преподавателей, и в этом, пожалуй, сейчас наше главное затруднение. Мне хочется подчеркнуть, что полученный нами опыт убеждает, что и с помощью интернет-образования удается вести полноценное обучение, готовить знающих людей, которые хотят и могут потрудиться на благо Церкви.

Беседовала Наталья Зяблицына, пресс-служба ПСТГУ

11 июня 2008 г.
Ключевые слова: семинария, школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59