выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Интервью
 декан факультета дополнительного образования ПСТГУ священник Геннадий Егоров
ЦВ № 11 (384) июнь 2008 /  11 июня 2008 г.
версия для печати версия для печати

Священник Геннадий Егоров: Знание основ своей веры нужно всем

На сегодняшний день теология — востребованное направление в российской высшей школе, поскольку в гуманитарной сфере невозможно обойтись без богословских знаний. Между тем человек взрослый, семейный, работающий очень часто не имеет возможности получить дополнительное богословское образование. Сделать это, не меняя внешне свою жизнь и окружение, можно на факультете дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Речь идет об отделении интернет-обучения — так называемой дистанционной форме образования, гораздо более доступной и удобной, чем вечернее или заочное. В мае 2008 года состоялся первый выпуск дипломников, закончивших новое отделение. На вопросы корреспондента ЦВ отвечает декан факультета дополнительного образования ПСТГУ священник Геннадий Егоров.

— Отец Геннадий, расскажите, когда возникла идея создания отделения интернет-обучения? Какой путь пришлось преодолеть от зарождения этой идеи до ее воплощения?

— Идею эту пять лет назад нам предложил ректор одного московского вуза. Он же помог нам наладить систему, щедро поделился опытом работы. Милость Божия проявилась в том, что программа, применявшаяся в этом вузе, как нельзя лучше подошла именно для организации обучения по богословским предметам. Впрочем, поняли мы это отнюдь не сразу. Сначала ощупью, путем проб и ошибок, пришлось искать новый путь, одновременно преодолевая недоверие к «новшеству».

— В чем отличие дистанционного обучения от привычного всем заочного?

— В процессе заочного обучения учащийся учится сам, преподаватель время от времени снабжает его заданиями, а потом проверяет результаты его самоподготовки. Тем самым контакт преподавателя с учащимся сведен до минимума. Потому оно и заочное.

Так же часто обстоят дела и с дистанционным обучением, если ограничиться заменой обычной почты на электронную. Мы решили исправить это положение и решительно увеличили объем общения преподавателя с учащимся, реализовав в Свято-Тихоновском университете собственный сетевой вариант дистанционного обучения. Теперь дистанционное обучение стало ближе к обучению на вечернем отделении.

— На отделении интернет-обучения образовательный процесс идет по единственной программе, или у поступающих есть возможность выбора?

— У нас есть разные программы. Есть, например, программа под названием «Основы православия», предназначенная для всех, кто хочет как-то упорядочить и расширить свои знания о православии. Этот курс ориентирован не на тех, кто только вчера пришел в Церковь, а, скорее, на тех, кто уже как-то начал врастать в церковную жизнь, прочитал некоторые книги. Такой человек теперь нуждается в систематизации своих знаний, ему требуется дать систему, на основании которой он дальше мог бы постигать православную традицию. И еще у нас есть большая программа профессиональной переподготовки «Теология», которая рассчитана на тех, кто собирается либо сам преподавать, либо заниматься миссионерской деятельностью.

Также можно учиться на отдельных полу- и семестровых курсах по различным дисциплинам, причем не всегда богословским. Для примера назову курсы по русскому языку или систематической философии.

— Расскажите подробнее о том, как проходит учеба.

— Принципиально все происходит точно так же, как и в традиционном процессе обучения. Существует учебный план, состоящий из предметных модулей, которые рекомендуется изучать в определенном порядке. Каждый предмет подразумевает определенную содержательную часть, определенную логику его изучения, разбиения на темы и т.п. Все это тем или иным образом доводится до сведения учащегося. Он самостоятельно изучает учебный материал и затем под постоянным присмотром преподавателя выполняет необходимые задания, не только прорабатывая учебный материал, но и демонстрируя, как он им владеет. Мы стараемся разнообразить формы заданий: ответы на контрольные вопросы, обсуждения, доклады, составление глоссариев, тестирование по определенным темам. Следует заметить, что установлен достаточно жесткий график. Предметы изучаются не параллельно, а последовательно, один за другим, как бы методом «погружения». За счет этого учащийся в течение некоторого времени полностью сосредотачивается на изучаемом материале, а его работа над материалом постоянно корректируется преподавателем. Поэтому у нас практически не бывает двоечников и троечников — все результаты доводятся до того уровня, который является оптимальным для данного учащегося. 

— А как проходит сессия?

— Сессии как таковой не бывает. Аттестация по каждому предмету проходит сразу после его завершения. По-разному — в зависимости от особенностей предмета. Некоторые экзамены сдают в режиме синхронной связи, или, как говорят пользователи Интернета, он-лайн. В этом случае преподаватель и учащийся одновременно присутствуют в виртуальном учебном «конференц-зале»: преподаватель прямо задает учащемуся достаточно несложные вопросы, а тот должен на них быстро отвечать. Либо экзамен проводится в виде итоговой письменной работы или тестирования. А иногда итоговая аттестация по дисциплине проставляется автоматически, на основании баллов, полученных по всем выполненным заданиям.

Что касается выпускного экзамена, то, поскольку ПСТГУ — аккредитованный вуз и мы выдаем государственные  дипломы, в соответствии с российским законодательством он должен проходить в очной форме, в вузе. То есть итоговый экзамен ничем не отличается от тех, что сдают у нас учащиеся на вечернем и заочном отделениях. Это устный экзамен, который предполагает несколько междисциплинарных вопросов разной сложности. Поскольку у нас учатся взрослые люди, у которых память уже не является основным познавательным инструментом, вопросы эти направлены, в основном, не на проверку памяти. Часть вопросов — на знание каких-то фактов, понятий и связей между ними, а часть — аналитического и  проектного плана. То есть мы проверяем, насколько человек умеет пользоваться полученными знаниями. Кроме того, защищается квалификационная работа — либо по темам, которые мы предлагаем, либо связанная с той деятельностью, которой учащиеся непосредственно занимаются в своей жизни, и эти работы особенно интересны. 

— Каковы мотивы тех, кто поступает на отделение интернет-обучения?

— Мотивы те же самые, что и у других наших учащихся. Одни приходят учиться «для себя», то есть упорядочить знания, которые были получены в результате самообразования, потому что рано или поздно в области богословия этот процесс заходит в некий тупик. Возникает много вопросов, на которые трудно самостоятельно найти ответы в книгах; либо в книгах высказываются различные мнения; либо рассудок требует жесткой логики там, где ее, по разным причинам, нет. Ведь для учебы нужна система и проверка правильности полученных знаний с помощью опытного преподавателя, которому обучающийся доверяет. Кроме того приходят учиться по послушанию. Например, человеку предстоит преподавать где-либо — в воскресной школе или в вузе, где создается теологическая кафедра. Или человек уже преподает какую-то гуманитарную дисциплину, но понимает, что без богословского осмысления эта гуманитарная дисциплина является ущербной, и ему требуется расширить свой образовательный горизонт, а заодно познакомиться с имеющимися методиками, учебными материалами. И  поэтому он обращается к нам.

Может возникнуть ситуация, когда человек поставлен, скажем так, в условия практической миссии, то есть это офицер, который отвечает за солдат, либо работник социальной службы, который постоянно общается с людьми, либо это юрист, либо врач. Богословское знание нужно любому православному человеку.

— А как, скажем, юрист может применить эти знания в своей профессиональной деятельности?

— Для юриста вообще очень полезно понять фундаментальные основания права и его фундаментальные ограничения; понять, откуда «вырастает» право и как оно соотносится с совестью; понять, что такое нравственный закон и как он соотносится с законами общества, то есть те вещи, без знания которых всё становится просто торговлей.

— У вас уже есть выпускники?

— В мае 2008 года на отделении интернет-обучения состоялся первый выпуск. На выпускном экзамене и защите слушатели проявили себя с самой лучшей стороны, ни в чем не уступив своим коллегам — вечерникам и заочникам. Двое выпускников приглашены на наш факультет в качестве преподавателей.

— Как вы сами оцениваете результаты создания системы интернет-обучения?

— Поскольку множество людей живет там, где нет иной возможности учиться, мы должны использовать преимущества новых технологий.

Пока трудно говорить о результатах. Сейчас дистанционно у нас учатся около 200 человек. Могло бы быть больше, но довольно трудно подготовить квалифицированных преподавателей, и в этом, пожалуй, сейчас наше главное затруднение. Мне хочется подчеркнуть, что полученный нами опыт убеждает, что и с помощью интернет-образования удается вести полноценное обучение, готовить знающих людей, которые хотят и могут потрудиться на благо Церкви.

Беседовала Наталья Зяблицына, пресс-служба ПСТГУ

11 июня 2008 г.
Ключевые слова: семинария, школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00