выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Интервью
 декан факультета дополнительного образования ПСТГУ священник Геннадий Егоров
ЦВ № 11 (384) июнь 2008 /  11 июня 2008 г.
версия для печати версия для печати

Священник Геннадий Егоров: Знание основ своей веры нужно всем

На сегодняшний день теология — востребованное направление в российской высшей школе, поскольку в гуманитарной сфере невозможно обойтись без богословских знаний. Между тем человек взрослый, семейный, работающий очень часто не имеет возможности получить дополнительное богословское образование. Сделать это, не меняя внешне свою жизнь и окружение, можно на факультете дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Речь идет об отделении интернет-обучения — так называемой дистанционной форме образования, гораздо более доступной и удобной, чем вечернее или заочное. В мае 2008 года состоялся первый выпуск дипломников, закончивших новое отделение. На вопросы корреспондента ЦВ отвечает декан факультета дополнительного образования ПСТГУ священник Геннадий Егоров.

— Отец Геннадий, расскажите, когда возникла идея создания отделения интернет-обучения? Какой путь пришлось преодолеть от зарождения этой идеи до ее воплощения?

— Идею эту пять лет назад нам предложил ректор одного московского вуза. Он же помог нам наладить систему, щедро поделился опытом работы. Милость Божия проявилась в том, что программа, применявшаяся в этом вузе, как нельзя лучше подошла именно для организации обучения по богословским предметам. Впрочем, поняли мы это отнюдь не сразу. Сначала ощупью, путем проб и ошибок, пришлось искать новый путь, одновременно преодолевая недоверие к «новшеству».

— В чем отличие дистанционного обучения от привычного всем заочного?

— В процессе заочного обучения учащийся учится сам, преподаватель время от времени снабжает его заданиями, а потом проверяет результаты его самоподготовки. Тем самым контакт преподавателя с учащимся сведен до минимума. Потому оно и заочное.

Так же часто обстоят дела и с дистанционным обучением, если ограничиться заменой обычной почты на электронную. Мы решили исправить это положение и решительно увеличили объем общения преподавателя с учащимся, реализовав в Свято-Тихоновском университете собственный сетевой вариант дистанционного обучения. Теперь дистанционное обучение стало ближе к обучению на вечернем отделении.

— На отделении интернет-обучения образовательный процесс идет по единственной программе, или у поступающих есть возможность выбора?

— У нас есть разные программы. Есть, например, программа под названием «Основы православия», предназначенная для всех, кто хочет как-то упорядочить и расширить свои знания о православии. Этот курс ориентирован не на тех, кто только вчера пришел в Церковь, а, скорее, на тех, кто уже как-то начал врастать в церковную жизнь, прочитал некоторые книги. Такой человек теперь нуждается в систематизации своих знаний, ему требуется дать систему, на основании которой он дальше мог бы постигать православную традицию. И еще у нас есть большая программа профессиональной переподготовки «Теология», которая рассчитана на тех, кто собирается либо сам преподавать, либо заниматься миссионерской деятельностью.

Также можно учиться на отдельных полу- и семестровых курсах по различным дисциплинам, причем не всегда богословским. Для примера назову курсы по русскому языку или систематической философии.

— Расскажите подробнее о том, как проходит учеба.

— Принципиально все происходит точно так же, как и в традиционном процессе обучения. Существует учебный план, состоящий из предметных модулей, которые рекомендуется изучать в определенном порядке. Каждый предмет подразумевает определенную содержательную часть, определенную логику его изучения, разбиения на темы и т.п. Все это тем или иным образом доводится до сведения учащегося. Он самостоятельно изучает учебный материал и затем под постоянным присмотром преподавателя выполняет необходимые задания, не только прорабатывая учебный материал, но и демонстрируя, как он им владеет. Мы стараемся разнообразить формы заданий: ответы на контрольные вопросы, обсуждения, доклады, составление глоссариев, тестирование по определенным темам. Следует заметить, что установлен достаточно жесткий график. Предметы изучаются не параллельно, а последовательно, один за другим, как бы методом «погружения». За счет этого учащийся в течение некоторого времени полностью сосредотачивается на изучаемом материале, а его работа над материалом постоянно корректируется преподавателем. Поэтому у нас практически не бывает двоечников и троечников — все результаты доводятся до того уровня, который является оптимальным для данного учащегося. 

— А как проходит сессия?

— Сессии как таковой не бывает. Аттестация по каждому предмету проходит сразу после его завершения. По-разному — в зависимости от особенностей предмета. Некоторые экзамены сдают в режиме синхронной связи, или, как говорят пользователи Интернета, он-лайн. В этом случае преподаватель и учащийся одновременно присутствуют в виртуальном учебном «конференц-зале»: преподаватель прямо задает учащемуся достаточно несложные вопросы, а тот должен на них быстро отвечать. Либо экзамен проводится в виде итоговой письменной работы или тестирования. А иногда итоговая аттестация по дисциплине проставляется автоматически, на основании баллов, полученных по всем выполненным заданиям.

Что касается выпускного экзамена, то, поскольку ПСТГУ — аккредитованный вуз и мы выдаем государственные  дипломы, в соответствии с российским законодательством он должен проходить в очной форме, в вузе. То есть итоговый экзамен ничем не отличается от тех, что сдают у нас учащиеся на вечернем и заочном отделениях. Это устный экзамен, который предполагает несколько междисциплинарных вопросов разной сложности. Поскольку у нас учатся взрослые люди, у которых память уже не является основным познавательным инструментом, вопросы эти направлены, в основном, не на проверку памяти. Часть вопросов — на знание каких-то фактов, понятий и связей между ними, а часть — аналитического и  проектного плана. То есть мы проверяем, насколько человек умеет пользоваться полученными знаниями. Кроме того, защищается квалификационная работа — либо по темам, которые мы предлагаем, либо связанная с той деятельностью, которой учащиеся непосредственно занимаются в своей жизни, и эти работы особенно интересны. 

— Каковы мотивы тех, кто поступает на отделение интернет-обучения?

— Мотивы те же самые, что и у других наших учащихся. Одни приходят учиться «для себя», то есть упорядочить знания, которые были получены в результате самообразования, потому что рано или поздно в области богословия этот процесс заходит в некий тупик. Возникает много вопросов, на которые трудно самостоятельно найти ответы в книгах; либо в книгах высказываются различные мнения; либо рассудок требует жесткой логики там, где ее, по разным причинам, нет. Ведь для учебы нужна система и проверка правильности полученных знаний с помощью опытного преподавателя, которому обучающийся доверяет. Кроме того приходят учиться по послушанию. Например, человеку предстоит преподавать где-либо — в воскресной школе или в вузе, где создается теологическая кафедра. Или человек уже преподает какую-то гуманитарную дисциплину, но понимает, что без богословского осмысления эта гуманитарная дисциплина является ущербной, и ему требуется расширить свой образовательный горизонт, а заодно познакомиться с имеющимися методиками, учебными материалами. И  поэтому он обращается к нам.

Может возникнуть ситуация, когда человек поставлен, скажем так, в условия практической миссии, то есть это офицер, который отвечает за солдат, либо работник социальной службы, который постоянно общается с людьми, либо это юрист, либо врач. Богословское знание нужно любому православному человеку.

— А как, скажем, юрист может применить эти знания в своей профессиональной деятельности?

— Для юриста вообще очень полезно понять фундаментальные основания права и его фундаментальные ограничения; понять, откуда «вырастает» право и как оно соотносится с совестью; понять, что такое нравственный закон и как он соотносится с законами общества, то есть те вещи, без знания которых всё становится просто торговлей.

— У вас уже есть выпускники?

— В мае 2008 года на отделении интернет-обучения состоялся первый выпуск. На выпускном экзамене и защите слушатели проявили себя с самой лучшей стороны, ни в чем не уступив своим коллегам — вечерникам и заочникам. Двое выпускников приглашены на наш факультет в качестве преподавателей.

— Как вы сами оцениваете результаты создания системы интернет-обучения?

— Поскольку множество людей живет там, где нет иной возможности учиться, мы должны использовать преимущества новых технологий.

Пока трудно говорить о результатах. Сейчас дистанционно у нас учатся около 200 человек. Могло бы быть больше, но довольно трудно подготовить квалифицированных преподавателей, и в этом, пожалуй, сейчас наше главное затруднение. Мне хочется подчеркнуть, что полученный нами опыт убеждает, что и с помощью интернет-образования удается вести полноценное обучение, готовить знающих людей, которые хотят и могут потрудиться на благо Церкви.

Беседовала Наталья Зяблицына, пресс-служба ПСТГУ

11 июня 2008 г.
Ключевые слова: семинария, школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00