![]()
Докторантура в системе подготовки научных кадров Русской Православной Церкви Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», начальник отдела докторантуры ОЦАД протоиерей Алексий Марченко затронул актуальные вопросы подготовки кадров высшей научной квалификации в докторантуре. PDF-версия.
16 ноября 2022 г. 17:00
Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей Официальной датой учреждения Смоленской православной духовной семинарии (далее СПДС) считается 5 мая 1995 года. Но ее основы были заложены архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) еще в 1988 году при создании Смоленского межъепархиального духовного училища. Какие основные этапы в своем развитии прошла эта духовная школа и чем живет в наши дни, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
21 ноября 2021 г. 15:00
Протоиерей Владимир Воробьев: «В этом мире без подвига ничего хорошего не сделаешь» В этом году ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву исполнилось 80 лет. Известный московский священник рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, как жили верующие семьи в советское время, как москвичу и кандидату наук было непросто стать священником, как зарождался Свято-Тихоновский университет и чем ценен для нас подвиг новомучеников. PDF-версия.
3 июня 2021 г. 16:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
Вуз под вязом Московскому православному институту святого Иоанна Богослова четверть века. Патриарх Алексий II благословил создание вуза в октябре 1992 года. Но время вплоть до начала следующего учебного года ушло на выработку образовательной концепции, формирование программ, поиск оптимальной структуры, подбор профессорско-преподавательского состава и нахождение в Москве помещений для учебных аудиторий. Так что реальное обучение студентов началось лишь в 1993 году. Поэтому именно сейчас уместно говорить о 25 годах деятельности вуза, на официальном логотипе которого теперь красуется дорогой сердцу каждого москвича абрис одного из известнейших и почитаемых храмов Первопрестольной — церкви святого апостола Иоанна Богослова под вязом на Новой площади. ПДФ-версия
26 октября 2018 г. 11:00
В Москве открылась конференция, посвященная духовному наследию сщмч. Иринея Лионского В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия начала работу V международная патристическая конференция «Святитель Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада». Доклады ее участников включают литературное наследие сщмч. Иринея Лионского, его историческое окружение, вклад в богословскую полемику, его учение о Боге, мире и человеке, особенности его библейской экзегетики, а также рецепцию идей святого Иринея в последующей христианской традиции Востока и Запада.
19 апреля 2018 г. 21:10
Без царя в голове Статистика свидетельствует: в канун великих потрясений Русская Церковь находилась в сложном положении. Общее количество священников и приходских храмов явно не успевало за темпами роста православного населения империи, прихожане в географическом отношении отдалялись от храмов, миллионы детей не имели возможности получить как общее начальное образование, так и самые общие представления о православной вере. В предвоенный период государственная власть предприняла совершенно исключительные усилия для распространения начального образования в России. При сохранении общей динамики финансирования отрасли эта важнейшая задача могла быть решена в течение нескольких лет мирной жизни. Но помешали война и революция. PDF-версия
5 февраля 2018 г. 13:00
В Храме Христа Спасителя обсудили проблемы подготовки современных пастырей В Храме Христа Спасителя состоялся круглый стол на тему «Подготовка современных пастырей: проблемы и перспективы». Как решить эти проблемы размышляли священники, психологи, педагоги. В Москве обсудили проблемы подготовки современных пастырей В Храме Христа Спасителя состоялся круглый стол на тему «Подготовка современных пастырей: проблемы и перспективы».
24 января 2018 г. 15:53
Почти каждый второй четвероклассник в Москве изучает Основы православной культуры Рабочая программа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений началась вчера, 22 января, в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с VI конференции учителей Основ православной культуры Московского региона. На ней выступили руководители профильных учреждений исполнительных и законодательных органов власти и епархиальных отделов.
23 января 2018 г. 10:18
|
![]()
ЖМП № 9 сентябрь 2016 /
19 октября 2016 г.
Зачем физику теологияКафедра теологии в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» была создана осенью 2012 года. По решению ученого совета университета кафедру возглавил митрополит Волоколамский Иларион. О начале обучения студентов по ее программам «Журнал Московской Патриархии» подробно рассказывал в материале «Физика, лирика и богословие» (см.: 2013. № 10). За это время новое университетское подразделение прочно встало на ноги: оно развивает новые направления учебного процесса, активно включилось в проведение международных научных конференций под эгидой вуза, участвует в междисциплинарном научном диалоге. В то же время в обществе не утихает дискуссия, нужны ли богословские подразделения в структуре светских российских вузов, хотя, казалось бы, их в стране уже несколько десятков и они стали уже неотъемлемой частью вузовской жизни. А вопрос «зачем физику теология?» (равно как и философия, социология и эстетика) нет-нет да и поднимается в средствах массовой информации. Журнал задал этот вопрос заместителю заведующего кафедрой теологии НИЯУ МИФИ доценту, кандидату физико-математических наук, кандидату богословия иеромонаху Родиону (Ларионову). — Ваше преподобие, как вы считаете, нашла ли кафедра свое место в университете, оправдались ли опасения критиков? — Я сам выпускник МИФИ (окончил институт в 2000 году по специальности «физика твердого тела») и хорошо понимаю его уникальность, его особенности. Мы с уважением и ответственностью отнеслись к предложению руководства университета об открытии кафедры и старались соответствовать академическим требованиям. В то же время пристальное внимание к кафедре и не всегда справедливая критика вынуждали нас действовать неспешно. — Почему, на ваш взгляд, кафедра теологии была создана именно в Национальном исследовательском ядерном университете? — Одна из главных причин — попытаться исправить ситуацию с гуманитарной составляющей технического образования. В советское время практически все гуманитарные кафедры в технических вузах имели идеологическую направленность. Много общаясь с выпускниками МИФИ и с нашей профессурой, я открыл любопытный для себя факт. Кафедры научного атеизма или диалектического материализма, причем не только в МИФИ, но и в других физических институтах, серьезно не воспринимались даже в среде атеистически ориентированных ученых. Идеология закрывала от людей мир настоящего гуманитарного знания! Серьезный специалист-физик мог быть совершенно наивным в элементарных вопросах философии, религиоведения, социологии или истории. Конечно, были люди, которые смогли стать всесторонне развитыми вопреки советской системе, но они — исключение из правила. В Новейшее время идеологию отменили. Кафедры вынуждены были переквалифицироваться, но поменять название мало. Перед нами стоит задача вместе с другими гуманитарными кафедрами исправить сложившуюся ситуацию — попытаться создать научную школу или хотя бы единый коллектив исследователей. Именно таким путем пошли в знаменитом Массачусетском технологическом институте и в других передовых технических университетах мира. И мы уже сделали первые шаги в этом направлении: не так давно в МИФИ по инициативе нашей кафедры создан Центр гуманитарных исследований и технологий. — Каковы задачи преподавания теологии в рамках общего университетского курса? — Религия продолжает играть существенную роль в жизни людей. Общегуманитарная цель преподавания теологии в университете заключается в том, чтобы дать возможность студентам получить знания в области религии. Но не религии вообще, а в связи с конкретными, как говорят специалисты, «кейсами», то есть реальными обстоятельствами и историческими событиями. Таким способом можно не только объективно раскрыть жизнь и служение Церкви в современном мире и в исторической ретроспективе, но и показать, как вообще «работает» религиозный фактор. Преодоление невежества в сфере религии, которое мы унаследовали от советского прошлого, — самая первая задача кафедры. Курсы от ведущих богословов — Кафедра теологии — одна из самых молодых в МИФИ. Каких результатов вам уже удалось достичь? — Нашим студентам доступны по выбору несколько курсов. Один из них — «История искусства» — посвященн общей теории и истории искусства. Его читает представитель искусствоведческой школы Московского университета, доктор искусствоведения, профессор и заведующий кафедрой теории и истории христианского искусства факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Стефан Ванеян. В течение многих лет читая лекции, в том числе студентам МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор Ванеян составил базовый курс, позволяющий за краткое время сформировать у студентов представление о художественных идеалах и ценностях, повлиявших на лучшие умы настоящего и прошлого. Курсы «Философия религии» и «История научной мысли» связаны с научной традицией Института философии Российской академии наук и Российского государственного гуманитарного университета. Курс «Философия религии» доцента протоиерея Владимира Шмалия знакомит с ключевыми теоретическими положениями и методологическими основаниями философии религии, выявляет роль религии в системе духовной культуры общества. Также лектор предлагает рассмотреть актуальные проблемы религии в современности. Курс «Новейшая история религий» старшего научного сотрудника Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН Алексея Беглова призван познакомить студентов с основными тенденциями в развитии религиозных традиций в их взаимодействии с обществом и его институтами, в том числе и с государством. Новые модули «Религиозный фактор в социокультурном измерении», «Религиозный фактор в международно-политическом измерении» и «Гуманитарные науки сегодня» носят синтетический (собирательный) характер. Они также основаны на лучших отечественных образовательных практиках и строятся с привлечением зарубежных специалистов. Начиная с прошлого семестра в их рамках мы организовали несколько открытых лекций и семинаров, которые провели профессора европейских и североамериканских университетов: Грегори Фриз (доктор исторических наук, профессор Брандейского университета, США); Клаус Бухенау (профессор Университета Регенсбург, Германия); специалист по культуре Восточной Европы и Балкан XIX–XX вв. Надежда Киценко (американский исследователь-историк, профессор Университета в Олбани), Ирина Пярт (историк, профессор, старший исследователь кафедры истории Церкви теологического факультета Тартуского университета). — Ведете ли вы сами какой-нибудь курс? — Да. Мой курс «Научная мысль в общекультурном контексте» посвящен не просто истории науки. Он призван раскрыть основные этапы и закономерности становления естественнонаучного знания, начиная от античности и до Новейшего времени, от Пифагора и Аристотеля через Галилея и Ньютона до Анри Пуанкаре, Эрвина Шредингера, Бенуа Мандельброта, Альберта Эйнштейна и Ричарда Фейнмана. Развитие науки, и в первую очередь физики, происходило не спонтанно, а было теснейшим образом связано и обусловлено философскими и богословскими идеями. Позтому современная научная картина мира оказывается неполной без гуманитарного и богословского знания. В основу курса положены ставшие классическими труды Пиамы Павловны Гайденко — одного из крупнейших отечественных специалистов по истории философско-богословской мысли и ее связи с естествознанием. — Каковы основные научные направления, интересы кафедры? — Первоначально спектр наших научных интересов был достаточно широк. Мы пытались нащупать актуальную тематику для исследований и подобрать специалистов, которые могли бы сделать достойный вклад в ту или иную сферу. Например, в 2013 году мы провели большую Международную научную конференцию «Наука и религия: исторические пути и перспективы конвергенции». Семинар «Наука и теология: история и перспективы» собрал самую широкую аудиторию. Были представлены очень интересные доклады итальянских ученых из Университета Неаполя, Миланского католического университета и других. Ключевой встречей конференции стал круглый стол «Интерпретация квантовой механики». Интересным опытом стало проведение совместно с Институтом всеобщей истории РАН и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в начале 2015 года семинара «Научный атеизм в России: история и современность». Его результаты послужили основой для проводимого под эгидой нашей кафедры большого исследования по истории духовных и интеллектуальных поисков советских ученых-физиков, первые итоги которого, я надеюсь, будут опубликованы в ближайшие месяцы. Таким образом, наш научный интерес смещается в сторону исследований образовательных стратегий и практик (в том числе истории религиозного образования), религиозной повседневности, роли религиозного фактора в современном мире, социальной истории науки, популяризации научного знания, некоторых междисциплинарных областей, особенно связанных с философско-богословской мыслью и естествознанием. Подружить «физиков» с «лириками» — Как вы в целом оцениваете ситуацию в области преподавания гуманитарных знаний студентам-естественникам? — Вспоминая «противостояние» с «лириками», мы пытаемся познакомить наших «физиков» с лучшими образцами мировой гуманитарной мысли. Всесторонне развитый человек, воспитанный на лучших образцах отечественной и мировой мысли, намного устойчивее к различным видам деструктивной пропаганды — от религиозных сект и радикальных религиозных учений до политических технологий. А ведь МИФИ воспитывает будущую техническую элиту — людей, которые в следующие десятилетия будут держать под уздцы прирученного их великими предшественниками «атомного коня». И очень важно, чтобы такие люди выросли сознательными носителями национального культурного и цивилизационного кода. С другой стороны, налицо возрастание научного и общественного интереса к роли религиозного фактора и к его влиянию на международно-политические, социальные и культурные процессы. Знакомство с современными областями гуманитарных исследований и знание основных трендов интеллектуальных поисков позволит студентам естественнонаучных специальностей взглянуть на стоящие перед наукой и обществом актуальные проблемы, имея на вооружении современный аналитический и экспертный инструментарий. Сюда же примыкает тема популяризации науки и целый спектр вопросов, который в англоязычной научной литературе называется «science writing». Гуманитарное знание физикам здесь необходимо! — Кафедра теологии МИФИ — прежде всего люди, которые на ней работают. Расскажите, пожалуйста, о коллективе кафедры, о вкладе сотрудников в ее развитие и деятельность. — Начинали мы всего с трех профессоров, включая самого нашего заведующего митрополита Волоколамского Илариона. Теперь же наш коллектив количественно вырос на порядок. Нам удалось, на мой взгляд, привлечь к деятельности кафедры очень хороших специалистов. Это и молодые исследователи — кандидаты наук, и более опытные, состоявшиеся ученые — доктора, в том числе зарубежные, есть даже два академика. С их биографиями и деятельностью на нашей кафедре можно подробнее познакомиться на сайте. Недавно к нашему коллективу присоединился один из крупнейших современных специалистов по русской церковной истории. Я его уже упоминал. Это профессор Грегори Фриз, исследователь-классик высшего мирового уровня и легендарная фигура. Любопытно, что в свое время молодой американец Фриз защищал свою докторскую диссертацию в совете под председательством уже престарелого отца Георгия Флоровского, а теперь он сам становится профессором в русском университете. Мне хочется надеяться, что здесь не обошлось без Промысла Божия. В 1980-е годы Фриз очень много поработал в отечественных архивах и на этом богатом материале смог применить новый подход, который только зарождался в мировой науке, — методику социальной истории. Нельзя не упомянуть еще одного нового профессора нашей кафедры — Кристину Штёкль, известного и авторитетного социолога религии, руководителя проекта «Постсекулярные конфликты» в Университете Инсбрука. Две ее монографии, посвященные анализу социальных процессов в Русской Православной Церкви в новейший период, стали отражением серьезного интереса мировой академической науки к религиозной тематике и фактически явились фундаментом нового актуального научного тренда. Еще один профессор нашей кафедры — Надежда Киценко, заведующая кафедрой истории в Университете Олбани (США). Свою докторскую диссертацию она защитила в Колумбийском университете на тему «Служение современного святого: Иоанн Кронштадтский и русский народ, 1861–1917». Эта работа легла в основу монографии о первой научной биографии отца Иоанна Кронштадтского. Сейчас готовится к выходу новая ее монография, посвященная исповеди в Русской Православной Церкви в дореволюционный период. И это только малая часть преподавателей и исследователей, которых объединяет наша кафедра. Думаю, мы смогли сделать первые шаги на пути создания «своей» научной школы. Теперь слово за студентами и аспирантами. — Каким вам видится будущее кафедры? — Сфера религиозного и научного знания сильно различаются. Однако в том, что касается опыта человеческой жизни, они близко соприкасаются. Наверное, каждый человек, который занимается наукой, тем или иным образом определяет себя по отношению к религии. И эти вопросы всегда будут вызывать интерес, особенно в среде физиков. Однако сегодня стало очевидно: нам остро не хватает научной базы для серьезной полемики и диалога, для организации академического исследования в тех междисциплинарных областях, которые представляют актуальный научный и общественный интерес. Это стало особенно важно после одобрения год назад президиумом Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки паспорта научной специальности «теология», поскольку фактически был поставлен вопрос: каково реальное содержание исследовательской богословской базы в России? Хочется надеяться, что наша кафедра внесет свою лепту в его решение.
19 октября 2016 г.
Ключевые слова:
теология
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Поучение новопоставленному иерею В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке (№ 8, 15–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-версия.
26 мая 2023 г. 16:00
«Введение в арамеистику и сирологию» В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге. PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Протоиерей Борис Глебов 01.06.1936 – 28.02.2023 28 февраля 2023 года на 87-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу почетный клирик Спасо-Преображенского собора города Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов.
18 мая 2023 г. 16:40
|