
Каменный храм Преображения Господня, что в Спасской слободе на Большой Спасской улице, 15, в городе Москве, существовал с 1698 по 1937 год. Как и многие храмы Первопрестольной, не пережившие годы лихолетья первых десятилетий советского времени, Спасский храм оставил особую память о своих служителях, их вере и преданности Матери Церкви, Патриарху Тихону, запечатленной даже до крови (Евр. 12, 4). PDF-версия.
16 апреля 2025 г. 12:00
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.
25 декабря 2024 г. 18:00
…Подобно Царство Небесное купцу, ищущему
хороших жемчужин, который, найдя одну
драгоценную жемчужину, пошел и продал все,
что имел, и купил ее.
Мф. 13, 45–46
Поминая наставников наших, более всего следует говорить об их вере, трудах и подвигах в искании Царства Божия, чтобы, взирая на кончину их жизни, подражать вере их (Евр. 13, 7). Прошло 130 лет со дня рождения и более полувека после кончины подвижника веры игумена Никона (Воробьева; 1894–1963). Монах, священнослужитель, узник сталинских лагерей, духовный писатель, отец Никон оставил богатое эпистолярное наследие. Многие его рассуждения опередили свое время и не теряют актуальности и сегодня. PDF-версия.
18 октября 2024 г. 15:00
|

К 100-летию отречения государя Николая II от Российского престола
- Ровно век назад, 2 марта (по старому стилю) 1917 года в Пскове государь страстотерпец Николай II отрекся от Российского престола. Этому трагическому событию и его анализу посвящен большой материал мартовского номера Журнала Московской Патриархии «Тайна царского перрона». А за ним следует внушительная подборка материалов к столетию обретения иконы Божией Матери «Державная», так как оба эти события - отречение императора Николая II и обретение иконы Божией Матери «Державная» - произошли в один день.
- «Февральская буржуазная революция 1917 года завершилась, как известно, в марте. Во второй весенний день (по юлианскому календарю) в салоне-вагоне императорского поезда в Пскове государь Николай II подписал акт отречения от российского престола, подведя черту под своим 22-летним правлением.
- Несколько часов спустя с актом «неприятия престола» великого князя Михаила Александровича монархия в России окончательно прекратила свое существование и с формальной точки зрения.
- Для Николая Александровича в императорском поезде начался его личный крестный путь.Обстоятельства остановки императорского поезда на станции Дно, в ста километрах от Пскова, 1 марта досконально пока еще не выяснены и продолжают оставаться предметом исследований ученых-историков. Авторы ни вузовских, ни тем более школьных учебников на эту тему особо не распространялись. В массовое же сознание тумана практически сразу же, еще в 1917 году, подпустил пролетарский поэт Демьян Бедный, разродившийся в своей поэме «Про землю, про волю, про рабочую долю» строфой:
- Ехал поезд, да не шибко.
- Приключилася ошибка.
- Царь в тревоге. Ночь. Темно.
- "Питер?" — "Нет".
- — "А что же?" — "Дно".
- "Ехать дальше!"
- — "Нет нам хода.
- Петроград в руках народа!"».
- ПДФ-версия всей статьи
15 марта 2017 г. 17:21
HTML-код для сайта или блога:
|

Триста лет назад, в феврале 1725 года, скончался русский царь и первый российский император, крупнейший преобразователь и реформатор Российского государства Петр I, прозванный потомками Великим. В историю Русской Церкви Петр тоже вошел как реформатор: своими указами он ликвидировал в Церкви патриаршество, установил правление Святейшего Синода, а формальное главенство над Русской Церковью закрепил за собой. Ответу на вопрос, как после этих преобразований существовала Русская Церковь с XVIII до конца второго десятилетия XX века, посвящено новое учебное пособие доктора исторических наук, профессора С. Л. Фирсова «История Русской Православной Церкви. Синодальный период», выпущенное Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Журналу Московской Патриархии» Сергей Львович рассказал о смысле церковной реформы Петра I, о жизни Церкви в синодальную эпоху и о церковно-общественном кризисе, которым эта эпоха завершилась. PDF-версия.
25 апреля 2025 г. 14:00
|