выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь»
В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-версия.    
5 января 2024 г. 15:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Новости
ЦВ № 1-2 (447) январь 2011 /  22 декабря 2010 г.
версия для печати версия для печати

Актуальные вопросы церковной жизни

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к клиру, приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 22 декабря 2010 года.

Церковь, общество, власть
Наше время, подобно предшествующим эпохам, ставит перед тысячелетним институтом Церкви, перед всеми служителями Алтаря Господня, перед всеми верными чадами русского православия всё новые задачи. Оно обращает к нам новые вызовы, на которые мы призваны давать ответ в духе Христовой Истины.
В ныне существующем порядке устроения нашего земного бытия Церковь наряду со светской властью и гражданским обществом является фундаментальной и системообразующей структурой.
Но если светская власть и общество обеспечивают устойчивость, саморазвитие и безопасность человеческого общежития, то высшее содержание и непреходящий смысл ему сообщает религия.
Долг Церкви состоит в том, чтобы призвать тех, в чьих руках находятся рычаги экономической власти, осознать свою ответственность перед Богом, Отечеством и людьми, проявлять реальную заботу об улучшении условий труда и жизни работников, об их медицинском обслуживании и образовании, о том, чтобы повседневное существование каждого было достойным человека, имело ясную социальную перспективу. Ибо слово Божие наставляет и предостерегает работодателя: Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха (Втор. 24, 14–15).
Единая задача Церкви, власти и общества состоит, в частности, в том, чтобы не допускать разрушительных социальных потрясений, соблюсти баланс сил и интересов. А для этого необходимо поддерживать многосторонний диалог, практически развивать идеи социального партнерства во имя обеспечения поступательного и мирного развития страны, своевременного и эффективного решения сопровождающих его проблем.

Патриаршая епархия и столица
Изменения в системе епархиального управления. Со времени прошлогодней нашей встречи в жизни Московской епархии произошли серьезные изменения: более интенсивной стала социальная, образовательная и молодежная работа на приходах, в формате совместных проектов развивается взаимодействие с властями и общественностью города. Начинается работа по возведению храмов в жилых районах столицы.
В сложившейся ситуации повышенной ответственности и нагрузки на клириков и благочинных было принято решение об окормлении приходов по благочинническим и административным округам города Москвы Преосвященными викариями Московской епархии.
В сентябре мною было подписано соответствующее распоряжение, согласно которому викарным архиереям при активном содействии благочинных, в частности, поручается:
 наблюдение за исполнением указов и распоряжений Патриарха Московского и всея Руси, постановлений Епархиального собрания и епархиального совета;
 совершение богослужений в храмах в престольные или иные знаменательные для прихода праздники;
 взаимодействие с органами управления соответствующего административного округа и местного самоуправления по решению вопросов социального и просветительского порядка, по подбору участков для строительства храмов в новых жилых микрорайонах и непосредственное участие в их проектировании, строительстве и благоукрашении;
 забота об организации социальной, образовательной и молодежной работы в подведомственных приходах;
 координация деятельности с профильными епархиальными комиссиями;
 знакомство с клириками храмов соответствующего округа, изучение их личных дел, хранящихся у отцов благочинных, подготовка списка клириков, подлежащих награждению в связи с истечением межнаградного срока или юбилейными датами, а также иных лиц из руководства приходов или благотворителей.
Викариям поручается также забота об уврачевании конфликтных ситуаций, могущих возникнуть в подведомственных приходах.
Приходы распределяются между викариями следующим образом:
 Центральный административный округ (Центральное, Сретенское, Богоявленское, Покровское, Москворецкое благочиния) — архиепископ Истринский Арсений;
 Южный административный округ (Даниловское благочиние) — архиепископ Истринский Арсений;
 Юго-Западный административный округ (Андреевское благочиние) — епископ Красногорский Иринарх;
 Западный административный округ (Михайловское благочиние) — епископ Бронницкий Игнатий;
 Северо-Западный административный округ (Успенское благочиние) — архиепископ Егорьевский Марк;
 Северный административный округ (Всехсвятское благочиние) — епископ Зарайский Меркурий;
 Северо-Восточный административный округ (Троицкое благочиние) — епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон;
 Восточный административный округ (Преображенское благочиние) — епископ Дмитровский Александр;
 Юго-Восточный административный округ (Петропавловское благочиние) — епископ Павлово-Посадский Кирилл.

О межнациональных и межрелигиозных отношениях. Первопрестольный град Москва представляет собой современный, бурно развивающийся мегаполис. Будучи столицей многонационального федеративного Российского государства, город дает работу, кров и прибежище представителям примерно 160 народов и этнических групп. Этим обстоятельством порождается один из наиболее болезненных вызовов на фоне целого комплекса трудноразрешимых урбанистических, социальных, демографических, экологических и иных проблем, переживаемых ныне Москвой. Согласно только что опубликованному докладу Всемирного банка, Россия вышла на первое место в Европе и на второе место в мире по числу прибывающих в страну трудовых мигрантов.
В деле преодоления межэтнических напряжений первопроходцами должны стать, по моему глубокому убеждению, люди верующие. Мы призваны быть добрым примером христианского отношения ко всем без изъятия, кому потребуются наша помощь, забота и участие. Ибо православию чужда идея национального превосходства, ему также неведома ненависть к представителям других религий. Если мы хотим просветить мир светом Истины Христовой, то нам следует быть образцами милосердия и братолюбия, памятуя, что на путях высокомерного отвержения человека его никогда не удастся изменить к лучшему. Ибо любовь сильна там, где и сила бессильна.
Нам представляется, что достижение подлинного межнационального и межрелигиозного мира в современной России возможно только при условии религиозно-нравственного воспитания граждан. И начинать это воспитание нужно уже со школьных лет. Уроки толерантности, на которые в последнее время обращены надежды некоторых педагогов светской школы, едва ли могут принести реальную пользу. Формальная политкорректность — это далеко не то же самое, что глубокая религиозно-нравственная убежденность человека в том, что есть благо, а что — грех. И если межнациональная вражда, презрительное и злобное отношение к носителям иных религиозных взглядов — это грех, то именно просвещенная религиозность, а не политкорректность, позволяет людям мирно жить друг с другом в одном обществе.

Ставропигиальные монастыри
Отрадно, что во многих обителях не прекращаются обширные восстановительно-реставрационные работы. Однако очень важно (и об этом много уже говорилось), чтобы в монастырских стенах наряду с возрождением порушенных святынь происходил внешне неприметный, но реальный процесс преображения человеческих душ, нередко затронутых и поврежденных пагубным атеистическим воспитанием, всякого рода недостойными христианина суевериями, раскольничьими поветриями и умонастроениями. Потому отцам-наместникам надо заботиться о том, чтобы каждый клирик и насельник обители обязательно получал духовное образование. Настоятельницам же следует проявлять попечение как о возможном образовании насельниц в духовных школах, так и о том, чтобы создавать необходимые для обучения условия в обителях.
Осознавая особую важность этой общецерковной задачи, Синодальная комиссия по делам монастырей по патриаршему благословению определила наличие духовного образования как обязательное требование к монашествующим, приготовляющимся к принятию священного сана.
По-разному решается проблема взаимоотношений с государственными музеями и иными сторонними организациями, располагающимися на территории обителей.
По крайней мере в двух монастырях все возникающие в связи с этим вопросы находят скорое и удовлетворительное решение вследствие того, что отцы-наместники с недавнего времени совмещают свое церковное послушание с исполнением должности директоров государственных музеев. Этот перспективный и достойный всяческой поддержки опыт имеют ставропигиальные Свято-Троицкая Сергиева лавра и Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.
Монашеское служение есть прежде всего служение любви, и всякий монастырь тем ближе к идеалу иноческой жизни, чем более в нем исполняется заповедь любви к Богу и к ближним. В этом смысле социальное монастырское служение есть зримая и деятельная проповедь миру. И потому станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3, 18).

Юридические вопросы
Перерегистрация уставов московских приходов, патриарших подворий и ставропигиальных монастырей. В августе 2010 года начался процесс перерегистрации уставов приходов и патриарших подворий в целях приведения их в соответствие с новой редакцией типового устава, утвержденной Священным Синодом 10 октября 2009 года (журнал № 85).
Согласно новой редакции приходского устава, полномочия председателя приходского совета переходят к настоятелю, за исключением тех случаев, когда указом Патриарха на должность председателя приходского совета назначается иное лицо.
Юридической службой Московской Патриархии во взаимодействии с комиссией по делам ставропигиальных монастырей разработан проект новой редакции типового устава ставропигиального монастыря. Этот документ представлен на рассмотрение и утверждение Священного Синода. Нельзя сказать, что новый устав уточняет структуру и компетенцию органов управления монастыря. Полномочия руководителя возложены на наместников и настоятелей монастырей. В уставе в качестве совещательного органа при наместнике (настоятельнице) указан духовный собор монастыря.
Особо следует отметить, что новая редакция монастырского устава, равно как и новые уставы приходов и патриарших подворий, предусматривает обязательное предварительное согласование с Патриархом всех сделок с недвижимостью и земельными участками, принадлежащими религиозной организации на праве собственности или пользования.

О проблемах правового обеспечения  деятельности монастырских приютов. В Московскую Патриархию поступают обращения настоятельниц женских монастырей по вопросу уточнения статуса детских приютов, функционирующих при их обителях. Ведь большинство таких приютов не зарегистрировано в качестве самостоятельных юридических лиц.
Вследствие этого органы опеки и попечительства предлагают либо оформлять насельниц таких монастырей в качестве опекунов или приемных родителей детей, поступающих в приюты, либо регистрировать сами эти приюты как самостоятельные юридические лица.
При этом органы опеки и попечительства ссылаются на позицию Министерства образования и науки Российской Федерации, выраженную в его письме № 06-364 от 31.08.2010, согласно которому религиозные организации не имеют права непосредственно выполнять функции содержания и надзора в отношении указанных категорий детей.
Однако такая позиция министерства не соответствует действующему законодательству, которое предусматривает возможность помещения детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в некоммерческие организации любых организационно-правовых форм, в том числе и религиозных.
В связи с этим монастыри должны отстаивать принадлежащее им по закону право иметь в своей структуре детские приюты без регистрации их в качестве юридического лица.
Вместе с тем при наличии в подобных приютах большого числа воспитанниц целесообразно регистрировать такие структуры в качестве самостоятельных юридических лиц, с закреплением всех полномочий по управлению приютами за руководителями монастырей.
Оформление детей под опеку насельниц допускается лишь в качестве временной меры.
Создание в монастырях приемных семей не благословляется.

Изменения в законодательстве. С 18 апреля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
Согласно его положениям, религиозные организации могут быть включены в государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций.
Решение о включении в реестр принимают уполномоченные государственные органы и местные администрации.
Согласно принятому закону, социально ориентированные организации имеют право на получение государственной поддержки в приоритетном порядке. Со стороны государственных органов и местных администраций им может быть оказана финансовая, имущественная поддержка за счет бюджетных средств, а также предоставлены льготы по уплате налогов и сборов.
Кроме того, благотворителям, оказывающим поддержку социально ориентированным организациям, также предоставляются дополнительные налоговые льготы.
При этом важно иметь в виду, что в ближайшее время будут приняты подзаконные акты, определяющие порядок ведения реестров социально ориентированных организаций, а также порядок предоставления бюджетных ассигнований в целях их финансовой поддержки.
С 1 января 2011 года вступит в силу Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Согласно принятому закону, в случае передачи объектов культурного наследия религиозного назначения, включая памятники истории и культуры из списка ЮНЕСКО, в безвозмездное пользование религиозных организаций утрачивается право оперативного управления государственных музеев в отношении соответствующих объектов.
Таким образом, со вступлением в силу данного закона прекратится практика передачи храмов и иных памятников религиозного назначения в совместное пользование религиозных организаций и государственных музеев. Данные объекты будут передаваться исключительно в безвозмездное пользование религиозных организаций.
Это добрая новость, однако еще более значимым шагом на пути обеспечения имущественных прав Церкви призван стать новый Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Основным его содержанием является определение единого порядка передачи верующим имущества религиозного назначения из федеральной, региональной и муниципальной собственности. Но в период, предшествующий принятию этого закона, был урегулирован только порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность (либо в безвозмездное пользование) религиозным организациям.
Именно по этой причине в Москве, в частности, передача церковного имущества из городской собственности в собственность религиозных организаций не осуществлялась. Соответственно, не передавались в собственность верующих и земельные участки, на которых расположены объекты религиозного назначения. С принятием данного федерального закона ситуация в сфере передачи церковной недвижимости претерпит существенные изменения. Ибо после получения в собственность зданий религиозного назначения религиозные организации смогут безвозмездно получить в собственность и земельные участки, на которых данные здания расположены.

Важно отметить, что новый закон относит к имуществу религиозного назначения, подлежащему передаче, не только культовые объекты, но также здания духовных и воскресных школ, а также строения, возведенные для обустройства монашеского жития или для организации паломничеств. Замечу, что это относится как к жилым, так и к нежилым помещениям.
Наряду со зданиями культового назначения подлежат передаче объекты, не имеющие непосредственно религиозного назначения, но образующие с такими зданиями единый культовый комплекс.
Наконец, в собственность религиозных организаций могут быть переданы и объекты, которые ко дню вступления в силу закона были перепрофилированы для использования в религиозных целях в качестве храмов и часовен (например, здания бывших кинотеатров, аптек и им подобные, переоборудованные для совершения богослужений).
Следует отметить, что закон предусматривает передачу памятников истории и культуры федерального значения в собственность централизованных религиозных организаций. Непосредственная передача таких объектов в собственность приходов, монастырей и подворий не допускается.
Вместе с тем епархии, получив в собственность памятники федерального значения, будут передавать их в безвозмездное пользование соответствующих канонических подразделений.
Закон предусматривает заявительный порядок передачи имущества религиозного назначения. Перечень документов о передаче имущества, которые потребуются для предоставления в государственные органы, будет определен постановлением правительства Российской Федерации. Проект этого постановления разрабатывается с участием церковных специалистов. Срок рассмотрения поданных документов будет составлять один месяц. В течение этого периода принимается решение либо о передаче имущества, либо об отказе в такой передаче.
Новый закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в передаче имущества религиозного назначения. Ранее действовавшие нормативные акты подобных оснований не предусматривали, и в связи с этим религиозные организации часто сталкивались со случаями немотивированных и произвольных отказов в ответ на свои ходатайства.

Для сложных случаев, связанных с возвращением имущества, закрепленного за государственными учреждениями, ведомствами и предприятиями, предусмотрено включение соответствующих объектов в специальный план передачи. Им будет определяться срок передачи объекта из федеральной, региональной или муниципальной собственности (но не более шести лет с момента поступления заявления религиозной организации), а также перечень и последовательность конкретных мероприятий по высвобождению объекта, объемы и порядок необходимого финансирования. Планы передачи объектов религиозного назначения будут согласовываться и координироваться с соответствующими епархиями.
Религиозные организации призваны использовать получаемое ими имущество для осуществления тех видов деятельности, которые предусмотрены их уставами. Ранее действовавшее законодательство устанавливало требование об использовании полученных объектов строго в соответствии с их функциональным назначением. Теперь данное требование из закона исключено.
Что же касается музейных ценностей, имеющих религиозное назначение, то их передача религиозным организациям будет по-прежнему осуществляться в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 30.06.2001 за № 490.

Практические вопросы пастырского служения
Пастырское служение — это благословение, труд и долг нашей с вами жизни, ибо все мы призваны Самим Богом совершать его. «Священство поставлено как бы в середине между естеством Божеским и человеческим, чтобы Одному служить, а в другом производить перемену к лучшему», — говорит преподобный Исидор Пелусиот.
Не единожды на собраниях московского духовенства говорилось о том, что храмы Божии должны быть открыты для людей на протяжении всего дня и что в этих храмах надлежит присутствовать дежурным священникам. Однако до сих пор в некоторых случаях это установление игнорируется настоятелями, которые, по-видимому, таким образом настаивают в этом вопросе на собственном мнении, расходящемся с предписанием священноначалия.
К великому сожалению клириков и мирян, не чуждых представлений о нашей традиционной церковной эстетике, сегодня не в каждом храме найдешь красоту, стройность и благолепие богослужения.
Молодые священники, диаконы и псаломщики порой почему-то воспринимают как совершенно не относящиеся к ним древние уставные указания вычитывать богослужебные последования «со всяким вниманием, не борзяся, но со страхом Божиим, яко самому Богу беседующе невидимо», глаголать «косно», «не гугниво»...
Вот еще одно из замечаний в отношении богослужебной практики, поступившее из Успенского благочиния. «Некоторые священнослужители, основываясь на собственной строгости к святому причащению, маленьких детей, если они не были на Литургии от начала и до конца, не причащают». Это недопустимо. К детям, отрокам, матерям с малолетними детьми, старикам надо относиться с пастырским снисхождением.
Еще один комментарий, который нахожу справедливым: «Форменная одежда прислуживающих в храме свечниц, уборщиц, ответственных за порядок, принимающих записки и работающих в церковной лавке должна быть единообразной и опрятной. Часто люди высказывают замечания в адрес работниц храма, тогда как они на самом деле таковыми не являются, а отсутствие единой униформы делает невозможным отличить прислуживающих по благословению от самочинных «активисток».
Также следует обратить внимание на повышение духовно-церковной грамотности работающих в храмах, особенно за свечным ящиком и в церковных лавках, организовать для них курсы обучения, священнослужителям проводить беседы с ними.
Поддерживаю и следующее суждение: «Не отвергать желающих причаститься святых таин на Пасху. Предупредить о необходимости говеть раньше, Великим постом, а в ночь Святой Пасхи, получив общее разрешение, вкусить Тела и Крови Христовых».
Благочинный Троицкого церковного округа поднимает такие вопросы, которые имеют отношение не только к его благочинию, но и касаются всех остальных: «Еще одна проблема — это отсутствие катехизации у крещаемых взрослых, а также родителей и крестных крещаемых младенцев. Очень часто это происходит от их собственного нежелания проходить катехизаторские беседы. В итоге они ищут для крещения другие храмы, где допускают к таинству крещения, минуя какую-либо катехизацию, и, к большому сожалению, находят такие приходы и таких священнослужителей, которые совершают таинство, не требуя каких-либо усилий со стороны крещаемых. Люди, принявшие христианство таким образом, впоследствии очень быстро из него уходят навсегда.
На это также влияет безответственное, халатное отношение священнослужителей к последующей катехизации и воцерковлению новокрещеного, когда священник не оказывает должного внимания его первой исповеди. Это вырабатывает у нового члена Церкви легкомысленное отношение к вере».
Я уже высказывался на эту тему и считаю, что прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять святое крещение, откликались на него незамедлительно. Сегодня важно пояснять приходящему к таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви, надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели крещения.
Здесь же хотел бы зачитать комментарий, пришедший из Сретенского благочиния: «В настоящее время бланки свидетельств о крещении и венчании печатаются многочисленными православными издателями, и часто содержание разделов в этих бланках не совпадает, а ведь речь идет о церковном документе.
К тому же в свидетельстве о крещении часто отсутствует дата празднования дня ангела, а также и то новое имя, которое получают в крещении те, кому при рождении было дано неправославное имя. И когда по прошествии какого-то времени приходят причащать ребенка, то случается, что не знают его святого имени, называя у Чаши неправославное имя. Поэтому необходимо, чтобы бланки свидетельств о крещении и венчании были разработаны и унифицированы по содержанию, как это было когда-то с метрическими книгами». Богослужебной комиссии необходимо разработать унифицированный стандарт бланка о крещении и венчании.

Приходская жизнь
Помимо богослужебной деятельности очень важна правильная организация жизни приходской общины. На приходе есть три категории людей: люди, которые там работают, это костяк храма; люди, которые посещают храм регулярно, но работают «в миру», стараясь в меру сил помогать храму; и люди, которые заходят в храм впервые или изредка.
Важно, чтобы каждый прихожанин мог принять посильное участие в жизни храма, в том числе своим трудом. Чтобы он всегда находил в храме помощь и поддержку. Чтобы он чувствовал себя членом малой общины и, значит, всей Церкви Божией.
Надо активнее вовлекать в приходскую жизнь православные семьи. Предлагайте им соучаствовать в делах прихода: сделать сайт, оформить стенд, провести мастер-класс, починить что-то. Помните, что ваша просьба об участии в жизни храма тоже является формой проявления внимания к человеку.
По справедливому мнению Преосвященного Пантелеимона, епископа Орехово-Зуевского, основным миссионерским полем прихода должен стать храм, через который проходит большое количество невоцерковленных, а нередко и неверующих людей. Считаю, что постепенно наравне с педагогом, социальным работником, молодежным лидером в приходах должны появиться добровольные или даже профессиональные миссионеры. В их обязанности входило бы дежурство в храмах, в том числе и во время богослужений. Эти труженики могли бы отвечать на вопросы посетителей, проводить во внебогослужебное время экскурсии по храму, содействовать последующему воцерковлению зашедших в храм людей.
Священство, в особенности молодое, должно требовательней относиться к себе и более ответственно — к своему служению. Это касается в том числе и усилий по повышению своего образовательного уровня.
Священнослужители, не испытывающие потребности в духовном росте и в получении законченного духовного образования, не будут выдвигаться на получение иерархических наград, для них закрывается возможность получить должность настоятеля. Более того, они предупреждаются, что в случае дальнейшего уклонения от получения образования будут переводиться на должности псаломщиков.
Внебогослужебная приходская деятельность складывается из работы на приходе и из взаимодействия с внешним миром. Это прежде всего социальное, молодежное и катехизаторское служение. Активная работа по этим направлениям началась не так давно.
Показательны рассуждения благочинного Троицкого округа. Касаясь задач, поставленных перед столичным клиром на Епархиальном собрании 23 декабря 2009 года в сфере организации на приходах социального, молодежного и катехизаторского служения, констатируются возникшие в связи с этим проблемы: «В ходе осуществления данных задач оказалось, что приходы, настоятели и духовенство не способны эффективно выполнять их. Наблюдается следующее явление: приход, активно занимающийся социальным служением, мало уделяет времени, материальных и кадровых ресурсов для выполнения другого — молодежного и катехизаторского — служения».
На это хотел бы ответить так: не следует формально подходить к исполнению указаний Патриарха и к решениям священноначалия.
Получается удачно у вашего прихода молодежное служение, сосредоточивайте свои усилия на нем, и тогда через него реализуется ваш вклад в социальное и миссионерское дело. Получается у вас хорошо тюремное служение, продолжайте его. Но это не значит, что, занимаясь одним каким-то делом, не следует задумываться об организации другого. Если ресурсы есть, следует разрабатывать и новые направления деятельности.

Возвращаюсь к размышлениям отца благочинного: «Таким образом, видится определенная неготовность духовенства и помогающих ему выполнять эти масштабные задачи». Но правильно было бы сформулировать это утверждение так: «Видится определенная неготовность духовенства и помогающих ему выполнять эти масштабные задачи одновременно». Знаете, как трогается с места железнодорожный состав? Локомотив сдвигает с места и подтягивает за собой по одному вагону, а не весь состав сразу. Сразу все служения не каждый приход осилит. Но наступила пора, когда всем московским приходам без исключения необходимо трогаться с места.
Успенское благочиние предлагает: «Желательно учреждение специальных благотворительных фондов, которые могли бы финансировать церковные социальные программы. Как самое малое — в храмах поставить особые кружки для сбора средств на социальную деятельность». Отмечу, что такая идея уже обсуждается в рамках одной из комиссий Межсоборного присутствия.
Далее Успенское благочиние выступает со следующими предложениями: «Можно создать пункты консультационной юридической и медицинской помощи (некоторые приходы уже начали такую работу). При библиотеках и воскресных школах на приходах создавать общества любителей истории, классической литературы и музыки. Многие школьные учителя сейчас по разным причинам остаются без работы, и приходы могли бы опереться на их профессионализм и опыт.
Стоило бы озаботиться организацией волонтерских групп и отрядов помощи по восстановлению сельских храмов, сочетая эту работу с летним отдыхом молодежи и студентов. Также организовывать для молодежи паломнические поездки, привлекать ее к участию в крестных ходах. Использовать опыт приходов, уже создавших спортивно-патриотические клубы для молодежи, а также клубы досуга и увлечений по опыту прежних обществ юннатов и юных техников. Следует признать как аксиому, что разделить вопросы катехизаторской и социальной деятельности и работы с молодежью невозможно, здесь всё взаимосвязано».
К сожалению, по-прежнему, несмотря на высказанное мною ранее пожелание о большей доступности священника, люди продолжают сталкиваться с отсутствием быстрой и надежной связи с приходами. Во многие храмы крайне сложно дозвониться — у городского телефона никто не дежурит. Не у всех храмов есть факс или электронная почта. А некоторые священнослужители упорно не желают сообщать номера своих мобильных телефонов, видимо, чтобы не быть случайно застигнутыми срочным сообщением от своего священноначалия.

Информационная и издательская деятельность
Информационная работа и взаимодействие со СМИ сегодня являются одними из важнейших способов передачи Церкви ее послания миру.
Особо хотелось бы напомнить о мерах, уже предпринятых священноначалием для того, чтобы в целом повысить качество реализуемой при храмах печатной продукции, а также пресечь проникновение в церковную систему периодики и иных изданий сомнительного, а то и открыто антицерковного содержания. В прошлом году мы уже говорили о необходимости введения специальных грифов для книг и газетно-журнальной периодики, присутствующих в церковной сети. Вы знаете, что были приняты соответствующие решения Священного Синода, и сегодня все издания, поступающие для распространения в церковную сеть, должны иметь разрешающий гриф Издательского совета.
А с 1 сентября 2011 года всем СМИ, предназначенным для распространения по церковным каналам, также необходимо будет получить гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом». Заявки заинтересованных структур принимаются, и первые разрешения уже были выданы. Распространение в храмах книг и СМИ, не имеющих соответствующих грифов, не допускается.
Введение разрешительных грифов снимает большую нагрузку с настоятелей и их сотрудников, ответственных за распространение печатной продукции в храмах. Если ранее им приходилось пристально изучать всю ту печатную продукцию, которую они планировали реализовать в церковных книжных и иконных лавках или за свечным ящиком, то теперь эту работу выполняют профильные синодальные учреждения. При этом должно быть понятно, что наличие соответствующих грифов Издательского совета и Синодального информационного отдела еще не делает то или иное издание обязательным для распространения. В конечном счете решение вопроса остается за настоятелем. Однако хотел бы еще раз призвать всех вас уделять больше внимания тому, чтобы прививать прихожанам вкус к чтению православной литературы и периодики.
Существуют проблемы и с работой наших приходов в сети Интернет. Сегодня речь идет не просто о том, чтобы создать сайт прихода. Необходимо, чтобы те возможности, которые дает нам Интернет, могли быть использованы для просветительской и катехизаторской деятельности. Приходской сайт должен стать функциональным, то есть содержать максимальный объем полезной информации о жизни прихода, о богослужениях, о клире, о социальной и образовательной деятельности, о работе с детьми и молодежью, об организуемых паломничествах и праздниках, об истории прихода и так далее.
Быть важным подспорьем настоятелю и клиру в организации и созидании приходской жизни — вот основная цель, во имя которой сегодня должны создаваться приходские интернет-сайты. Другая их цель — миссия среди неверующих и невоцерковленных пользователей Сети, которые нередко посещают сайты наших храмов в поисках необходимой информации, ответов на свои вопросы, а то и духовной и пастырской поддержки.

На протяжении двух десятилетий нестесненного существования нашей церковной прессы неизменно актуальным остается вопрос качества журналистских кадров в православных СМИ. Здесь есть о чем размышлять и что решать всем заинтересованным церковным структурам, ибо наиболее весомыми для общества в его суждениях о Церкви могут быть слова церковных людей, транслируемые через СМИ. В противном случае будут услышаны и приняты на веру другие слова, исходящие от других людей. И мы с вами хорошо знаем, какие это будут люди и какие слова они скажут.
Не секрет, что для широкой аудитории церковная точка зрения, прозвучавшая из уст известного и влиятельного светского журналиста, будет представлять куда больший интерес, чем тот же самый сюжет, но изложенный официальным представителем Церкви.
В заключение скажу несколько слов о «Журнале Московской Патриархии». В нынешнем году среди наиболее заметных событий в области церковных коммуникаций следует назвать выпуск этого издания в обновленном виде. Это наш с вами официальный печатный орган, и он призван быть действенным инструментом в осуществлении информационной политики Церкви.
В последнее время редакция старейшего журнала Московского Патриархата предприняла ряд важных мер по развитию издания: журнал выходит в новом формате, он стал более оперативным, ориентируется на публикации, полезные прежде всего приходскому духовенству. Значительно расширен круг авторов. Журнал впервые в своей истории вошел в столичную систему розничного распространения печатной прессы.
По многолетней и неискоренимой традиции Патриарх как правящий епископ Москвы с трибуны Епархиального собрания констатирует недостаточный интерес столичных приходов к подписке на «Журнал Московской
Патриархии» и призывает настоятелей проявить сознательность в деле распространения и поддержания главного издания нашей Церкви.

Социальная деятельность
Социальная служба Церкви — это ее сострадательное лицо, обращенное к той части нашего мира, которая испытывает горести от болезней, старости, беспомощности, одиночества, бедности, несправедливости, жизненных невзгод. Эти люди ждут нашей помощи и нередко видят в Церкви свою последнюю надежду.
Существует проблема с отношением некоторых прислуживающих в храме матушек и прихожан к инвалидам, которые подчас являются людьми с необычной внешностью или с особенностями поведения. В частности, мамы детей-инвалидов жалуются на немилосердное отношение к ним некоторых прихожан или свечниц. Приходским священникам необходимо с отеческой твердостью вразумлять таких не по уму ретивых «христиан», но главное, личным примером показывать особое попечительное внимание Церкви к сирым и убогим.
Острейшая проблема в России наших дней — алкоголизм и наркомания. Однако в Москве церковная работа по оказанию духовной помощи наркозависимым и страдающим от алкоголизма людям ведется недостаточно активно.
Церковь исходит из того, что именно духовная помощь современной семье является самым действенным и надежным средством изменить к лучшему социальную ситуацию в стране. Ведь именно кризис семьи лежит в основе множества общественных проблем наших дней. А рост числа духовно здоровых семейств, которые видят свой нравственный долг в том, чтобы самостоятельно поддерживать своих немощных, престарелых, больных и бедствующих сродников, сделал бы масштабную социальную работу малоактуальной. Пока же, к сожалению, до этого чаемого всеми нами идеала еще очень далеко. Поэтому поддержка семьи является одной из важнейших задач для всех социальных структур Церкви. Полагаю, что было бы целесообразно создать аналогичные церковные организации поддержки материнства во всех епархиях нашей Церкви.

Еще одна важная тема для обсуждения — актуальность признания особого статуса тюремных священников, которые рассматриваются государством как лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность в местах лишения свободы.
Это необходимо в первую очередь во имя реализации фундаментальных конституционных прав заключенных на свободу совести и религиозного вероисповедания. Общероссийской проблемой остается статус церковных зданий и помещений, выделенных под домовые храмы и находящихся на территориях Федеральной службы исполнения наказаний.
Вывод, к которому мы приходим, обозревая проблемы и достижения нашей приходской социальной работы: первым и главным условием, обеспечивающим ее успех, является наличие живой, заинтересованной, деятельной церковной общины.
Можно и нужно прилагать усилия по созиданию таковой общины. Она складывается там, где священнику есть дело до людей, где он со вниманием относится к каждому прихожанину, особенно к новоначальным, где не боятся привлекать к церковному социальному деланию новых людей.

О работе с молодежью
Выработка и последовательное воплощение в жизнь собственной молодежной политики остаются на протяжении последнего времени приоритетной задачей нашей Церкви. Понятно, что нынешняя молодая паства — это завтрашний день русского православия, и поэтому ее возрастание в духе и истине является нашей каждодневной общецерковной заботой.
Время, в которое мы с вами живем и трудимся, налагает особый и весьма специфический отпечаток на наши размышления о судьбе молодого поколения. Ибо проблема заключается в том, что дети, подростки и молодые люди в наши дни являются наименее защищенной частью современного российского общества и испытывают самые драматичные моральные перегрузки. Они нуждаются сегодня в церковной поддержке, потому что нравственно дезориентированы с самого раннего детства.

Религиозное образование и катехизация
Организационные вопросы. Развитие катехизационной работы на московских приходах будет регламентировано готовящимися «Рекомендациями об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви». В этом документе, в частности, особое внимание обращается на подготовку к крещению, к осознанному принятию церковных таинств, ко вступлению в церковный брак, а также к дальнейшему участию в жизни прихода. В настоящее время указанный документ разослан по епархиям для ознакомления и отзывов и в основном получает одобрительную оценку со стороны епархиальных отделов катехизации.
В Москве предлагается принять в качестве общего руководства к действию некоторые основные положения этого документа, а именно:
«оглашение следует проводить со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять таинство крещения. Недопустима практика совершения таинства крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например страха ради смертного). В случае крещения младенцев подготовку должны пройти родители и восприемники. При оглашении необходимо:
 проведение не менее одной-двух предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни и направленных на укрепление его веры и его готовности изменить свою жизнь ради Христа;
 проведение исповедальной беседы со священником перед совершением таинства (для взрослых);
 наставление новокрещеного к последующей церковной жизни после крещения, которое должно содержать конкретные предложения по его участию в жизни прихода».
Критерием готовности человека к принятию таинства крещения следует признать его сознательное и ответственное отношение к обетам крещения: намерение оставить греховную жизнь и искреннее исповедание веры.
С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить разъяснительные беседы о смысле и значении таинства крещения и о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей.
Что касается взрослых крещаемых, то в тех случаях, когда это возможно и когда есть готовность и желание самих крещаемых, следовало бы подумать о возрождении древней практики совершения крещения на крещальной Литургии в торжественной обстановке, естественно, после проведения цикла огласительных бесед.

Православные общеобразовательные учебные заведения. В числе приоритетных вопросов обеспечения эффективной работы православных общеобразовательных учебных заведений следует назвать следующие:
1. Подготовка преподавателей вероучительных дисциплин.
2. Разработка учебно-методических комплексов и примерных курсов по вероучительным дисциплинам для всех ступеней общеобразовательной школы и их внедрение в православных школах, гимназиях и лицеях.
3. Определение церковно-юридического статуса православных учебных заведений.
4. Приобретение религиозными организациями Русской Церкви необходимых помещений для православных общеобразовательных учреждений.
Не обходится и без проблем. Предварительные итоги аттестации показывают, что нередко качество преподавания православного образовательного компонента вызывает обоснованные нарекания. Порой приходится сталкиваться с низким уровнем владения педагогическими навыками, игнорированием возрастных особенностей учащихся, а то и нехваткой базовых богословских знаний.
Недопустима ситуация, при которой у духовников православных школ отсутствует систематическое духовное образование. Таким школам в дальнейшем конфессиональное представление выдаваться не будет. Вопрос духовничества в средних православных образовательных учреждениях вообще нуждается в значительном внимании и упорядочении. В настоящее время синодальный отдел составил список действующих духовников школ, который будет подан на утверждение правящему епископу града Москвы — Патриарху.
Если церковная структура учреждала православную школу, лицей или гимназию, то ей следует иметь особое попечение о том, как преподаются духовно-нравственные дисциплины. При этом церковная организация — будь это храм, подворье, монастырь или синодальный отдел — обязана принимать самое живое участие в организации воспитательного процесса и повседневной деятельности школ. Само собой разумеется, что те школы, в которых имеются домовые храмы, часовни и молельные комнаты, несут всю полноту ответственности, в том числе и финансовой, за содержание этих молитвенных помещений в должном состоянии и проведение в них регулярных богослужений.

Приходские воскресные школы. По степени заинтересованности детей и родителей по-прежнему выделяются три направления работы воскресных школ: культурно-просветительское, спортивное и военно-патриотическое.
Как показывает опыт, эти три вида деятельности приходских воскресных школ продолжают в большинстве благочиний вызывать встречный интерес у руководителей местной власти. Также очевиден живой интерес самого подрастающего поколения к этим прикладным направлениям деятельности воскресных школ, что открывает перед нами дополнительные большие перспективы в молодежном служении.
Констатируется, что организаторы приходской работы с детьми и молодежью остро ощущают отсутствие учебников и методических пособий, которые были бы изданы в соответствии с единой учебно-методической программой, специально разработанной для преподавания в воскресных школах и утвержденной Отделом катехизации и религиозного образования Московского Патриархата. Эти новые учебники и методики необходимо разработать с учетом интересов современного молодого человека и распространять через благочиния.
Проблемой является низкий уровень посещаемости некоторых воскресных школ. Здесь нам не могут служить оправданием ни влияние негативного демографического фактора, ни большая загруженность детей в общеобразовательной школе. Назовем вещи своими именами: детям не всегда интересно в воскресной школе.
Нынешние дети и подростки родились и формируются уже в этом разительно изменившемся со времен нашего собственного взросления мире, нередко они недоверчивы, критичны и ироничны ко всему, что предлагается им на безальтернативной основе.
По этой причине сегодня крайне необходимы клубы общения и диалога, разного рода встречи и вечера, совместное участие в интернет-форумах, свободные беседы с ответами на вопросы, волнующие молодых и еще не воцерковленных людей. Особый интерес для молодых представляет возможность неформального общения как со своими уже воцерковленными сверстниками, так и с известными и интересными людьми православных убеждений.
Следует всячески поощрять молодежные инициативы на приходах. Дети, подростки и юноши должны чувствовать себя частью прихода, облеченными доверием настоятеля, имеющими ответственность перед своим храмом, объединенными общими интересами, заботами и чаяниями. При таких условиях вопрос о том, каким именно направлением церковно-общественной деятельности станет заниматься молодежь на приходе, будет зависеть только от конкретных интересов самой молодежи и местных возможностей.

Заключение
На примере первопрестольного града мы говорили сегодня об актуальных проблемах, стоящих перед всей Церковью. Очень надеюсь, что эти размышления, обогащенные мыслями и опытом Преосвященных иерархов, духовенства, монашествующих и мирян, будут полезны для нашего совместного делания во благо Церкви и Отечества.

22 декабря 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30