Существует ли такой жанр как православная песня? Если да - какие его критерии? Можно ли считать таковым звучащее со сцены музыкальное произведение, если в нем через слово упоминается православная лексика, но само оно никак не трогает душу. И наоборот, насколько оно религиозно, если вне церковной терминологии, ненавязчиво, но остро ставит вопросы душевного и духовного бытия человеческой личности. Об этом спорили и размышляли журналисты и участники Третьего международного фестиваля-конкурса православной и патриотической песни "Арзамасские купола", приуроченного ко Дню Крещения Руси и празднованию дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского.
По мнению заслуженного деятеля искусств России, композитора и члена жюри фестиваля Григория Гладкова, есть три критерия, по которым песню условно можно было бы назвать "православной". Песня должна звучать на языке народа, исповедующего православную веру. В ней должны подниматься темы, о которых говорит Церковь. И наконец, она должна очень тактично и трепетно касаться человеческой души. А музыкальный жанр может быть каким угодно. "Такая песня приводит человека к Богу, возвышает душу, делая ее чище и лучше", - добавляет руководитель отдела культуры Нижегородской епархии священник Сергий Гаврилов. "Песню можно назвать духовной, православной, если она проводник благодати", - дополняет коллегу председатель отдела культуры Тверской епархии и член жюри протоиерей Геннадий Ульянич. А по мнению обладателя гран-при "Арзамасские купола" Ирины Ватутиной, православная песня - это песня о душе, о ее стремлении к Богу, о поиске пути к Нему. Оригинальное определение предложил мэр Арзамаса Анатолий Мигунов, по инициативе которого и проводится этот фестиваль: "Молитва - это икона, а православная песня - это картина".
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин более сдержан в оценках : "Я думаю, что критерии православной песни появятся только со временем. Будут и ошибки, будет что-то с необычной, даже несколько странной стилистикой, но все произойдет постепенно, пока говорить об этом рано. Наверно, не случайно русский критик Георгий Федотов назвал "Капитанскую дочку" самым христианским произведением русской литературы. И он прав, хотя там не говориться ни не о Боге, ни о Церкви, ни о чем-то подобном. Все зависит от содержания произведения, насколько оно соответствует евангельским принципам».
Идея фестиваля - конкурса "Арзамасские купола" родилась 5 лет назад, рассказал журналистам мэр Арзамаса Анатолий Мигунов. «В 2003 году в городе стартовала программа восстановления храмов, но прошло немного времени и мы с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием задумались, когда мы восстановим храмы, кто их наполнит?". В Арзамасе сегодня 11 храмов, в том числе и огромный Воскресенский собор, рассчитанный на 6 тыс. человек. Кто станет молиться там, когда уйдут старшие и средние поколения? "Восстановление храмов хорошо, но главное- восстановление храма души, заметил тогда владыка", - вспоминает Анатолий Мигунов. Так идея духовно-патриотического воспитания облеклась в форму песенного фестиваля. Теперь его организаторы обдумывают формы участия в фестивале детей.
В день завершения фестиваля в Арзамасе на соборной площади города прошел гала-концерт, где выступили победители конкурса и состоялось награждение победителей. На гала-концерте присутствовали митрополиты Нижегородский и Арзамасский Георгий и Саратовский и Вольский Лонгин. По оценкам сотрудников МВД концерт посетило около трех с половиной тысяч человек.
Здесь же можно было узнать и мнение участников и членов жюри о значении аналогичных мероприятий. Так по мнению композитора Григория Гладкова, на таких фестивалях должны рождаться новые песни, возрождаться забытые старые, создаваться новый репертуар. А лучшие из произведений - «прорастать в народ». Таковые необходимо записать и выложить в интернет.
"Подобные события культурной городской жизни показывают глубинные переживания периферийной России, где еще живо здоровое и трепетное отношение к культуре, где сохранилась детская вера, - считает протоиерей Геннадий Ульянич, - но что утрачено в больших городах".
"Такие фестивали нужны для того, чтобы традиции, о которых мы столько говорим не были бы музейными экспонатами, а стали достоянием сегодняшнего дня, достоянием живых людей и развивались бы естественным образом. В данном случае я говорю о народном духовное музицировании, изчезнувшем в XX веке, таком домашнем, общественном, то что называется «непрофессиональным". О котором Чайковский когда-то сказал: "музыку пишет народ, а мы композиторы, только обрабатываем и аранжируем ее", - заключил митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
В нынешнем году на "Арзамасские купола" прислали свои заявки 100 участников из 30 регионов России, а так же Украины и Белоруссии. В отборочный тур прошло 44 из них. Организаторы "Арзамасских куполов" - Нижегородская митрополия Русской Православной Церкви, Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского и администрация Арзамаса. К слову, этот фестиваль в качестве дополнительного финансирования выиграл грант конкурса "Православная инициатива".