iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос
Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
Новости
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон
25 января 2012 г. 02:49
версия для печати версия для печати

Епископ Пантелеимон: Церковь может повлиять на отношение к родительству и многодетности

"Количество детей влияет на качество семейной жизни", - заявил накануне руководитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон в ходе круглого стола на XX международных образовательных Рождественских чтениях в Москве.

"Нам предстоит много сделать, чтобы семья снова стала семьей, а не просто сожительством людей. Полноценной, настоящей семьей с большим количеством детей, как это было на протяжении всей истории человечества. Только в XX веке появились семьи с одним-двумя детьми. И это изменение количества детей в семье влияет на качество семейной жизни. Люди забывают о радости любви, начинают жить для себя и им уже очень трудно пережить трудности, связанные с рождением детей. Ведь они не знают радостей, которые могла бы дать им семья, ищут радости в другом", - отметил владыка.

Глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению привел статистику Росстата, согласно которой материальные трудности являются помехой для рождения детей в большинстве российских семей. "47,8 процентов респондентов указали, что материальные трудности очень мешает, 37 процентов – что просто мешают. Такая причина, как неуверенность в завтрашнем дне 44,7 процентам очень мешает, 37,6 - мешает ", - заметил он.

"Но если человек приобщен к церковной жизни, живет в церковной общине, где у него много знакомых семейных и детных пар, такая проблема, как неуверенность в завтрашнем дне делается не такой уж и важной", - особо подчеркнул владыка. При этом архиерей признал, что "к сожалению, очевидно, что для семьи с большим количеством детей будут недоступны услуги в сфере образования, культуры и медицины". Епископ Пантелеимон подчеркнул, что в сложившейся ситуации "главная забота Церкви – помогать многодетным семьям" и именно на это направление социального служения посоветовал обратить внимание пастырям.

Епископ Пантелеимон напомнил об указании Патриарха Кирилла, сделанном на епархиальном собрании города Москвы о том, что на каждом приходе необходимо иметь список и контакты многодетных прихожан и самостоятельно инициировать оказание им помощи. "Мне кажется, что такую инструкцию нужно распространить по всем епархиям", - подчеркнул владыка Пантелеимон.
По мнению епископа, в больших многоштатных приходах крупных городов, там, где нет постоянных приходских общин, складывается бедственное положение, поскольку только крепкая община способна "явить миру, что такое православие и что такое многодетная семья, что такое духовность и жертвенная материнская любовь". "Заботой священников должно быть создание приходских общин", - резюмировал священнослужитель.

С владыкой согласился и советник президента РФ по социальным вопросам Евгений Юрьев. "Создание многодетной семьи означает погружение в бедность. Это своего рода подвиг, но не может вся нация каждодневно совершать подвиг", - заявил он.

"Властям надо создавать новые рабочие места, нужно развивать систему дошкольного образования, чтобы мать могла сидеть с ребенком, систему пособий. Нам стоит равняться на Европейские государства, где и доходы существенно выше и помощь государства гораздо больше. Так, например, во Франции если бы там государство не помогало семьям, то 27% семей с детьми оказались бы за чертой бедности. А за счет наличия мощной системы государственной поддержки их всего 7%.", - пояснил Евгений Юрьев.

По мнению чиновника, Церковь может много сделать для изменения негативного отношения в обществе к многодетным семьям. "Особенность современной ситуации в том, что демографический кризис, который ожидает Россию – беспрецедентен", - заявил советник президента. "Реально преодолеть эту ситуацию можно только в одном случае. Если многодетная семья станет не маргинальной, а благополучной, когда многодетная семья станет национальной идеей, целью и смыслом национальной жизни. И помочь тут может только Церковь. Она может это делать сама, а также создавать партнерства с государством и обществом. Она может стать центром консолидации общих усилий. Надо привлекать ученых, привлекать СМИ, привлекать систему образования, просвещать и образовывать чиновников, воздействовать на общественное мнение примерами священников и верующих людей, у которых много детей", - подытожил советник президента.

25 января 2012 г. 02:49
Также читайте:
Церковь и общество
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00