iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Икона Божией Матери "Тихвинская"
17 февраля 2016 г. 12:15
версия для печати версия для печати

В Государственном историческом музее впервые после реставрации показали три святыни Высоко-Петровского монастыря

В Государственном историческом музее состоялась конференция «Утерянные и сохраненные святыни Высоко-Петровского монастыря». Участникам конференции предоставилась уникальная возможность увидеть три иконы, которые были сохранены работникам музея в конце 20-х годов прошлого века, когда монастырь был закрыт безбожной властью. Это Толгская, Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери, в настоящее время пребывающие в запасниках ГИМ.  

Выступающие на конференции научные сотрудники рассказывали о истории Высоко-Петровского монастыря в ХХ веке, который был закрыт в 1929 году. О самоотверженном подвиге сотрудников Государственного исторического музея (Николай Виноградов, Михаил Александровcкий, расстрелянный в 1937 году Александр Анисимов и др.) которым удалось вывезти в музей монастырский архив и часть икон, начать в 1927 году паспортизацию монастырских храмов. «Но в конце 30-хх годов часть помещений монастыря заняли цеха Московского электромеханического завода, а часть помещений отдали под заселение и вся музейная работа была свернута»,- рассказала научный сотрудник отдела письменных источников ГИМ Марина Тугус. - Но в 1957 году по решению советского правительства Высоко-Петровский монастырь передали в ведение Минкультуры и началось его расселение и реставрация, в частности реставрация готовой обрушиться колокольни. В 1962 году реставрация была закончена и в монастыре стали проводить выставки из фондов ГИМ».

Председатель общества церковных звонарей Игорь Коновалов рассказал о двух чудом уцелевших древних колоколах Высоко-Петровского монастыря, отлитых в 1545 (в Великом Новгороде и пребывающем сегодня в музее в Коломенском) и в 1663 годах. По словам  кандидата искусствоведения, заведующей отделом древнерусской живописи ГИМ Людмилы Тарасенко за последние 25 лет ГИМ передал монастырям и храмам России около 50 музейных экспонатов. «В частности, в Высоко-Петровский монастырь было передано 11 древних икон: образ Божией Матери Федоровской (XIX века), Одигитрия, Владимирская, а также Господь Вседержитель на престоле (XVII век), ветхозаветная Троица (конец XVI века) и др.
Однако демонстрируемая на конференции икона Божией Матери Тихвинская осталась в фондах музея. Ее главной чертой является прижатая к щеке левая рука Богородицы (что характерно для образа «Утоли моя печали»). Эта икона XV века прославилась после многих исцелений при эпидемии чумы в Москве в 1771 году.

Как рассказала ЦВ Людмила Тарасенко, все три демонстрируемые сегодня иконы Божией Матери -  Толгскую, Тихвинскую и Казанскую можно будет увидеть на выставках, которые проходят по всей стране. «Ежегодно ГИМ проводит около ста иконографических выставок в разных городах России. На этих региоальных выставках местное духовенство служит молебны, а учителя проводят со школьниками уроки по ОПК. Такие выставки давно уже стали  частью духовной жизни общественности в эти городах»,- подчеркнула искусствовед.

На конференции также выступили кандидат исторических наук, государственный эксперт Минкультуры РФ Мария Николаева («Утерянные иконостасы храмов Высоко-Петровского монастыря»), кандидат искусствоведения, научный сотрудник ВПМ Лариса Шорина («Об истории фонда из Высоко-Петровского монастыря») и др.

17 февраля 2016 г. 12:15
Ключевые слова: иконопись
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40