iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
Икона Божией Матери "Тихвинская"
17 февраля 2016 г. 12:15
версия для печати версия для печати

В Государственном историческом музее впервые после реставрации показали три святыни Высоко-Петровского монастыря

В Государственном историческом музее состоялась конференция «Утерянные и сохраненные святыни Высоко-Петровского монастыря». Участникам конференции предоставилась уникальная возможность увидеть три иконы, которые были сохранены работникам музея в конце 20-х годов прошлого века, когда монастырь был закрыт безбожной властью. Это Толгская, Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери, в настоящее время пребывающие в запасниках ГИМ.  

Выступающие на конференции научные сотрудники рассказывали о истории Высоко-Петровского монастыря в ХХ веке, который был закрыт в 1929 году. О самоотверженном подвиге сотрудников Государственного исторического музея (Николай Виноградов, Михаил Александровcкий, расстрелянный в 1937 году Александр Анисимов и др.) которым удалось вывезти в музей монастырский архив и часть икон, начать в 1927 году паспортизацию монастырских храмов. «Но в конце 30-хх годов часть помещений монастыря заняли цеха Московского электромеханического завода, а часть помещений отдали под заселение и вся музейная работа была свернута»,- рассказала научный сотрудник отдела письменных источников ГИМ Марина Тугус. - Но в 1957 году по решению советского правительства Высоко-Петровский монастырь передали в ведение Минкультуры и началось его расселение и реставрация, в частности реставрация готовой обрушиться колокольни. В 1962 году реставрация была закончена и в монастыре стали проводить выставки из фондов ГИМ».

Председатель общества церковных звонарей Игорь Коновалов рассказал о двух чудом уцелевших древних колоколах Высоко-Петровского монастыря, отлитых в 1545 (в Великом Новгороде и пребывающем сегодня в музее в Коломенском) и в 1663 годах. По словам  кандидата искусствоведения, заведующей отделом древнерусской живописи ГИМ Людмилы Тарасенко за последние 25 лет ГИМ передал монастырям и храмам России около 50 музейных экспонатов. «В частности, в Высоко-Петровский монастырь было передано 11 древних икон: образ Божией Матери Федоровской (XIX века), Одигитрия, Владимирская, а также Господь Вседержитель на престоле (XVII век), ветхозаветная Троица (конец XVI века) и др.
Однако демонстрируемая на конференции икона Божией Матери Тихвинская осталась в фондах музея. Ее главной чертой является прижатая к щеке левая рука Богородицы (что характерно для образа «Утоли моя печали»). Эта икона XV века прославилась после многих исцелений при эпидемии чумы в Москве в 1771 году.

Как рассказала ЦВ Людмила Тарасенко, все три демонстрируемые сегодня иконы Божией Матери -  Толгскую, Тихвинскую и Казанскую можно будет увидеть на выставках, которые проходят по всей стране. «Ежегодно ГИМ проводит около ста иконографических выставок в разных городах России. На этих региоальных выставках местное духовенство служит молебны, а учителя проводят со школьниками уроки по ОПК. Такие выставки давно уже стали  частью духовной жизни общественности в эти городах»,- подчеркнула искусствовед.

На конференции также выступили кандидат исторических наук, государственный эксперт Минкультуры РФ Мария Николаева («Утерянные иконостасы храмов Высоко-Петровского монастыря»), кандидат искусствоведения, научный сотрудник ВПМ Лариса Шорина («Об истории фонда из Высоко-Петровского монастыря») и др.

17 февраля 2016 г. 12:15
Ключевые слова: иконопись
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00