iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Фото Алексея Реутского
16 ноября 2015 г. 12:30
версия для печати версия для печати

Иконописцы обсудили проблемы в современном церковном творчестве

В Сергиев Посаде, в стенах Троице-Сергивой Лавры состоялся Круглый стол на тему: «Актуальные вопросы практического иконописания. Иконопись и стенопись в XXI веке», в котором приняли участие иконописцы, искусствоведы и учащаяся молодежь.

Сегодня между последователями традиционной иконописи и модернистами (сторонниками так называемого прогрессивного церковного творчества) идет активная полемика о том, какой должна быть современная иконопись. По словам протоиерея Александра Салтыкова суть спора в том, что по мнению модернистов современные иконописцы, которых поддерживает Церковь, не создают ничего нового, а только копируют в своих работах веками созданное до них. В частности, священник процитировал слова своих оппонентов: «В иконопись нужно внести узнаваемую печать времени, обогащать творческий процесс, нужно новое прочтение древности». Другие хотят  «оживить» церковное искусство, словно оно умерло. Третьи убеждены, что: «церковное общество должно наконец понять, что украшение храма – это не ритуальное декорация, а возможность одаренным людям принести свой талант Богу». А кого-то смущает словосочетание «христианское искусство», пока оно существует, мы оказываемся в лучшем случае в анденграуде. Примечательно, что модернистов поддерживают и некоторые православные священнослужители, уточнил отец Александр.

Что можно ответить на это? «Нам нужно постоянно обращаться к основам церковного учения об образе и постигать это учение в свете подобных современных вызовов и требований к церковному искусству», - считает отец Александр.В частности, в учении Церкви нет никакого свободного искусства в церковном смысле слова. Оно существует автономно само по себе. В Церкви есть догмат об иконопочитании, который разделяет изображения религиозного содержания на почитаемые (обладающие святостью) и не почитаемые. Проблема в том, по мнению отца Александра, что модернисткую общественность волнует вопрос о каноне в церковном искусстве, но вопрос о догмате –гораздо более существенный- не интересует вообще. Между тем учение об иконопочитании есть учение о правдивом образе Христа и святых. Если отступить от догмата, образ Христа и образ святых будет искажен, и в результате произойдет подмена образа. А нарушение догмата как такового Церковь всегда определяла как ересь. По мнению выступающего, только разъяснение этой позиции Церкви в процессе диалога поможет в решении возникающих споров.

Народный художник РФ, действительный член Российской Академии художеств Евгений Максимов затронул тему подготовки и заинтересованности молодых художников в церковном искусстве. Так, по его словам, молодые люди, поступающие в Суриковский институт после художественного училища, оказываются совершенно не подготовленные для церковной живописи и работе с фреской. «У них смутное представление о том, что такое церковное искусств, мне постоянно приходится разъяснять основы литургики и богословия,- рассказал Евгений Максимов.- Еще одна проблема в том, что они думают больше о деньгах, чем о творчестве. Эйфория 90-х начала 2000-х прошла. И если в то время у молодых художников было больше энтузиазма, люди не спрашивали, сколько вы мне заплатите, то сейчас люди достаточно прагматичны. Они начинают настенной живописью заниматься с расчетом, что это каким-то образом поможет им в жизни». В этом конетексте вспоминаются слова известного  иконописца Александра Солдатова, которые он говорит своим ученикам: «Ребята, не гонитесь за деньгами, пусть деньги сами за вами бегают», подразумевая, что мастерство и профессионализм важнее денег.

Руководитель реставрационно-иконописной мастерской Александро-Невской Лавры Дмитрий Мироненко поделился опытом проектирования иконостасов и интерьеров храмов. В частности, он отметил, что часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда современные архитекторы совершенно не задумываются, как этот храм будет расписан, где будут царские врата, хватит ли места для того, чтобы их полностью раскрыть. Дмитрий призвал также участников конференции, среди которых было много студентов, к обязательному творческому сотрудничеству с духовенством, чей храм они расписывают: «Вы должны уметь говорить, уметь защищать икону не только своим профессиональным мастерством, но и словом. Иконописец должен уметь убедить даже того, кого убедить сложно». В доказательство своих слов он привел историю из личной практики, когда настоятель храма настаивал на том, чтобы его храм был расписан яркими красками. «У тебя палитра слишком тихая, все блеклое, людям это не понравится. Ты выйди на улицу, кругом сочная реклама, люди смотрят цветной телевизор – все яркое, пестрое, броское, сделаем таким ярким и наш храм», - говорил он. Но Дмитрий возразил на это, что человек от этой яркости, броскости, наглости, пассионарности устает. И где как не в церкви ему искать утешения для души и для глаз. Если он увидит это еще и в церкви, то надолго ли останется там? Позже настоятель признал, что иконописец был прав. 

Подводя итоги Круглого стола заведующий Иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре архимандрит Лука (Головков) выразил надежду, что такие круглые столы очень полезны, и такие встречи, на которых обсуждаются спорные вопросы церковного искусства и где происходит обмен опытом, станут регулярными. 

На круглом столе также выступили с докладами Анатолий Алёшин: «Росписи Троицкого собора Дивеевского монастыря», Игорь Самалыго « Росписи храма св. блгв. кн. Владимира Московского Епархиального дома», Лариса Гачева «Практика обустройства домовых храмов в светских учереждениях», Андрей Патраков «Об опыте взаимодействия священника-заказчика и иконописца при создании росписи храма Троицы Живоначальной в Бестужево», Людмила Армеева «Прот. Михаил Боголюбский о соотношении реалистичиского и церковного искусства», Мария Глебова: «Образы святых ХХ века: проблема создания новой иконографии».

16 ноября 2015 г. 12:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00