выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Новости
Участник семинара «Катехизация после крещения»
29 января 2014 г.
версия для печати версия для печати

Катехизация после крещения: Трудный путь облечения во Христа

28 января в рамках XXII-х Рождественских образовательных чтений в конференцзале гостиничного комплекса «Даниловский» состоялся семинар «Катехизация после крещения», участники которого обсудили ряд тем, связанных с катехизической деятельностью и воцерковлением разных групп верующих.

 С приветственным словом к собравшимся обратился епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний, председатель семинара. В своем вступительном слове он отметил, что для положительного решения многих проблем, стоящих на пути воцерковления пришедших в ограду Церкви людей, необходимо выполнить ряд важных задач: найти правильное соотношение оглашения и послекрещальной катехизации; разработать грамотные формы и методы послекрещальной катехизации; организовать тайноводственные курсы и курсы практического воцерковления. «Опыт у всех епархий разный. Наша задача состоит в том, чтобы, не абсолютизируя чей-то отдельный опыт, предложить какие-то пути, которые могли бы помочь нам в решении многих общих проблем» — сказал владыка Антоний. Денис Туголуков, заведующий Сектором катехизации Синодального отдела религиозного образования и катехизации, отвечая на мысли владыки Антония, подчеркнул, что важно выстроить грамотную систему  послекрещальной катехизации, где в рамках воскресных школ для взрослых будут предлагаться изучение Священного Писания, богослужения, духовной консультации, паломнические программы. Рассказав о работе Сектора по разработке стандарта программ по катехизации, он подчеркнул, что на данный момент проблема заключается в отсутствии четких критериев, чему и как нужно учить новокрещеных взрослых. Протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященской церкви г. Клина, поделившийся опытом катехизаторской работы в своем приходе, сосредоточил внимание на том, что важно правильно поставить задачи. С его точки зрения, нужно осмыслить , в какой именно катехизации нуждается современный человек, недавно пришедший в Церковь. «Через крещение, покаяние, обновление души человек должен почувствовать связь со Христом и из душевного стать духовным. В этом плане главное дать не книжную информацию о богословии и вероучении, а приобщить к вере как к состоянию христоцентрического бытия, единения с Богом во Христе» — сказал он. Настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах г. Москвы, протоиерей Алексий Уминский, выступавший следующим, представил слайдшоу, в котором он ознакомил слушателей с опытом приходской катехизации в своей общине. Он отметил, что суть вопроса не только в том, надо организовать систему каких-то мероприятий, но и в правильном понимании того, что катехизация  рождается из самой общинной жизни прихода, что катехизация — это живой непрерывный процесс нашего воцерковления, нашего вочеловечения. В представленном слайдщоу зрители увидели, как после литургии прихожане участвуют в совместных трапезах, слушают беседы об основах духовной жизни, о покаянии, о богослужении, о Священном Писании и Предании. О том, как подобные инициативы можно претворять в жизнь в епархиях, рассказал иерей Александр Усатов, руководитель Духовно-просветительского центра имени свт. Димитрия Ростовского при кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону. Коснувшись того, что современный человек поначалу с трудом понимает происходящее в Церкви, он отметил особую роль цикла бесед, посвященных воцерковлению через богослужение. «Главное объяснить современным людям, как догматические и вероучительные истины отражены в богослужебных текстах и в образности иконостаса» — отметил он. Сергей Рогунов, руководитель службы организации и развития церковного служения викариального управления Новоспасского монастыря г. Москвы, рассказал об особенностях катехизаторской работы среди отдельных социальных и возрастных групп в социальных учреждениях: детских домах, учреждениях для пожилых людей, центрах социальной работы и обслуживания, отделениях дневного пребывания. Представляя развернутое слайдшоу о работе своей организации, он выразил мнение, что это направление  катехизации может стать хорошим примером духовного свидетельства не только в храме, но и за его пределами. Также своими взглядами и своим опытом поделились протоиерей Александр Зелененко, клирик храма Спаса  Нерукотворного Образа в Парголово (г. Санкт-Петербург) и Владимир Якунцев, сотрудник методического центра по миссии и катехизации Свято-Филаретовского православно-христианского института, коснувшиеся проблемы специфики работы с так называемыми «захожанами», с людьми редко посещающими богослужения, ведущими малоцерковный образ жизни. Они сошлись в том, что задача катехизатора в случае работы с такой аудиторией состоит в том, чтобы  показать человеку, что невозможно соприкоснуться с благодатью без личного глубокого проникновения во Христа. Завершая обсуждение, владыка Антоний сказал: «Воцерковление прихожан может предусматривать разные типы катехизации: начальные краткосрочные курсы для людей, делающих первые шаги в церкви, а также долгосрочно-системные программы для тех, кто уже ведет церковную жизнь и продолжает накапливать определенный опыт. Главное, чтобы самые разные курсы катехизации имели свою логику, подчиненную специфике аудитории в самых разных условиях». Он поблагодарил участников и выразил надежду на то, что опыт семинара поможет участникам в решении тех проблем, которые  встают перед Церковью в  современном мире. 

 

29 января 2014 г.
Ключевые слова: Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00