выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Новости
Участник семинара «Катехизация после крещения»
29 января 2014 г.
версия для печати версия для печати

Катехизация после крещения: Трудный путь облечения во Христа

28 января в рамках XXII-х Рождественских образовательных чтений в конференцзале гостиничного комплекса «Даниловский» состоялся семинар «Катехизация после крещения», участники которого обсудили ряд тем, связанных с катехизической деятельностью и воцерковлением разных групп верующих.

 С приветственным словом к собравшимся обратился епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний, председатель семинара. В своем вступительном слове он отметил, что для положительного решения многих проблем, стоящих на пути воцерковления пришедших в ограду Церкви людей, необходимо выполнить ряд важных задач: найти правильное соотношение оглашения и послекрещальной катехизации; разработать грамотные формы и методы послекрещальной катехизации; организовать тайноводственные курсы и курсы практического воцерковления. «Опыт у всех епархий разный. Наша задача состоит в том, чтобы, не абсолютизируя чей-то отдельный опыт, предложить какие-то пути, которые могли бы помочь нам в решении многих общих проблем» — сказал владыка Антоний. Денис Туголуков, заведующий Сектором катехизации Синодального отдела религиозного образования и катехизации, отвечая на мысли владыки Антония, подчеркнул, что важно выстроить грамотную систему  послекрещальной катехизации, где в рамках воскресных школ для взрослых будут предлагаться изучение Священного Писания, богослужения, духовной консультации, паломнические программы. Рассказав о работе Сектора по разработке стандарта программ по катехизации, он подчеркнул, что на данный момент проблема заключается в отсутствии четких критериев, чему и как нужно учить новокрещеных взрослых. Протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященской церкви г. Клина, поделившийся опытом катехизаторской работы в своем приходе, сосредоточил внимание на том, что важно правильно поставить задачи. С его точки зрения, нужно осмыслить , в какой именно катехизации нуждается современный человек, недавно пришедший в Церковь. «Через крещение, покаяние, обновление души человек должен почувствовать связь со Христом и из душевного стать духовным. В этом плане главное дать не книжную информацию о богословии и вероучении, а приобщить к вере как к состоянию христоцентрического бытия, единения с Богом во Христе» — сказал он. Настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах г. Москвы, протоиерей Алексий Уминский, выступавший следующим, представил слайдшоу, в котором он ознакомил слушателей с опытом приходской катехизации в своей общине. Он отметил, что суть вопроса не только в том, надо организовать систему каких-то мероприятий, но и в правильном понимании того, что катехизация  рождается из самой общинной жизни прихода, что катехизация — это живой непрерывный процесс нашего воцерковления, нашего вочеловечения. В представленном слайдщоу зрители увидели, как после литургии прихожане участвуют в совместных трапезах, слушают беседы об основах духовной жизни, о покаянии, о богослужении, о Священном Писании и Предании. О том, как подобные инициативы можно претворять в жизнь в епархиях, рассказал иерей Александр Усатов, руководитель Духовно-просветительского центра имени свт. Димитрия Ростовского при кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону. Коснувшись того, что современный человек поначалу с трудом понимает происходящее в Церкви, он отметил особую роль цикла бесед, посвященных воцерковлению через богослужение. «Главное объяснить современным людям, как догматические и вероучительные истины отражены в богослужебных текстах и в образности иконостаса» — отметил он. Сергей Рогунов, руководитель службы организации и развития церковного служения викариального управления Новоспасского монастыря г. Москвы, рассказал об особенностях катехизаторской работы среди отдельных социальных и возрастных групп в социальных учреждениях: детских домах, учреждениях для пожилых людей, центрах социальной работы и обслуживания, отделениях дневного пребывания. Представляя развернутое слайдшоу о работе своей организации, он выразил мнение, что это направление  катехизации может стать хорошим примером духовного свидетельства не только в храме, но и за его пределами. Также своими взглядами и своим опытом поделились протоиерей Александр Зелененко, клирик храма Спаса  Нерукотворного Образа в Парголово (г. Санкт-Петербург) и Владимир Якунцев, сотрудник методического центра по миссии и катехизации Свято-Филаретовского православно-христианского института, коснувшиеся проблемы специфики работы с так называемыми «захожанами», с людьми редко посещающими богослужения, ведущими малоцерковный образ жизни. Они сошлись в том, что задача катехизатора в случае работы с такой аудиторией состоит в том, чтобы  показать человеку, что невозможно соприкоснуться с благодатью без личного глубокого проникновения во Христа. Завершая обсуждение, владыка Антоний сказал: «Воцерковление прихожан может предусматривать разные типы катехизации: начальные краткосрочные курсы для людей, делающих первые шаги в церкви, а также долгосрочно-системные программы для тех, кто уже ведет церковную жизнь и продолжает накапливать определенный опыт. Главное, чтобы самые разные курсы катехизации имели свою логику, подчиненную специфике аудитории в самых разных условиях». Он поблагодарил участников и выразил надежду на то, что опыт семинара поможет участникам в решении тех проблем, которые  встают перед Церковью в  современном мире. 

 

29 января 2014 г.
Ключевые слова: Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00