iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
За каменной стеной
В беседе с одним из своих ближайших сподвижников — апостолом Петром — Спаситель прямо говорит: Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь мою (см.: Мф. 16, 16–18). Основываясь на богатейшем опыте ветхозаветного храмового каменного строительства, архитекторы Нового Завета использовали этот материал уже в самые первые века христианства. Библейская география практически не оставила им выбора — на Ближнем Востоке дерево встречается редко и потому довольно дорого, а все постройки в основном каменные. При этом камень почти сразу же начинает работать в храмах и как деталь интерьера: в самых ранних, еще катакомбных, церквах алтарная преграда, как правило, вырубалась как единое целое из той же скалы, что служила и стенами. Из чего вырубаются современные храмы, какие месторождения дают лучшее сырье и пол из какого камня нельзя мыть, скрупулезно выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии».
27 ноября 2017 г. 15:20
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00
Новости
Участник семинара «Катехизация после крещения»
29 января 2014 г.
версия для печати версия для печати

Катехизация после крещения: Трудный путь облечения во Христа

28 января в рамках XXII-х Рождественских образовательных чтений в конференцзале гостиничного комплекса «Даниловский» состоялся семинар «Катехизация после крещения», участники которого обсудили ряд тем, связанных с катехизической деятельностью и воцерковлением разных групп верующих.

 С приветственным словом к собравшимся обратился епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний, председатель семинара. В своем вступительном слове он отметил, что для положительного решения многих проблем, стоящих на пути воцерковления пришедших в ограду Церкви людей, необходимо выполнить ряд важных задач: найти правильное соотношение оглашения и послекрещальной катехизации; разработать грамотные формы и методы послекрещальной катехизации; организовать тайноводственные курсы и курсы практического воцерковления. «Опыт у всех епархий разный. Наша задача состоит в том, чтобы, не абсолютизируя чей-то отдельный опыт, предложить какие-то пути, которые могли бы помочь нам в решении многих общих проблем» — сказал владыка Антоний. Денис Туголуков, заведующий Сектором катехизации Синодального отдела религиозного образования и катехизации, отвечая на мысли владыки Антония, подчеркнул, что важно выстроить грамотную систему  послекрещальной катехизации, где в рамках воскресных школ для взрослых будут предлагаться изучение Священного Писания, богослужения, духовной консультации, паломнические программы. Рассказав о работе Сектора по разработке стандарта программ по катехизации, он подчеркнул, что на данный момент проблема заключается в отсутствии четких критериев, чему и как нужно учить новокрещеных взрослых. Протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященской церкви г. Клина, поделившийся опытом катехизаторской работы в своем приходе, сосредоточил внимание на том, что важно правильно поставить задачи. С его точки зрения, нужно осмыслить , в какой именно катехизации нуждается современный человек, недавно пришедший в Церковь. «Через крещение, покаяние, обновление души человек должен почувствовать связь со Христом и из душевного стать духовным. В этом плане главное дать не книжную информацию о богословии и вероучении, а приобщить к вере как к состоянию христоцентрического бытия, единения с Богом во Христе» — сказал он. Настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах г. Москвы, протоиерей Алексий Уминский, выступавший следующим, представил слайдшоу, в котором он ознакомил слушателей с опытом приходской катехизации в своей общине. Он отметил, что суть вопроса не только в том, надо организовать систему каких-то мероприятий, но и в правильном понимании того, что катехизация  рождается из самой общинной жизни прихода, что катехизация — это живой непрерывный процесс нашего воцерковления, нашего вочеловечения. В представленном слайдщоу зрители увидели, как после литургии прихожане участвуют в совместных трапезах, слушают беседы об основах духовной жизни, о покаянии, о богослужении, о Священном Писании и Предании. О том, как подобные инициативы можно претворять в жизнь в епархиях, рассказал иерей Александр Усатов, руководитель Духовно-просветительского центра имени свт. Димитрия Ростовского при кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону. Коснувшись того, что современный человек поначалу с трудом понимает происходящее в Церкви, он отметил особую роль цикла бесед, посвященных воцерковлению через богослужение. «Главное объяснить современным людям, как догматические и вероучительные истины отражены в богослужебных текстах и в образности иконостаса» — отметил он. Сергей Рогунов, руководитель службы организации и развития церковного служения викариального управления Новоспасского монастыря г. Москвы, рассказал об особенностях катехизаторской работы среди отдельных социальных и возрастных групп в социальных учреждениях: детских домах, учреждениях для пожилых людей, центрах социальной работы и обслуживания, отделениях дневного пребывания. Представляя развернутое слайдшоу о работе своей организации, он выразил мнение, что это направление  катехизации может стать хорошим примером духовного свидетельства не только в храме, но и за его пределами. Также своими взглядами и своим опытом поделились протоиерей Александр Зелененко, клирик храма Спаса  Нерукотворного Образа в Парголово (г. Санкт-Петербург) и Владимир Якунцев, сотрудник методического центра по миссии и катехизации Свято-Филаретовского православно-христианского института, коснувшиеся проблемы специфики работы с так называемыми «захожанами», с людьми редко посещающими богослужения, ведущими малоцерковный образ жизни. Они сошлись в том, что задача катехизатора в случае работы с такой аудиторией состоит в том, чтобы  показать человеку, что невозможно соприкоснуться с благодатью без личного глубокого проникновения во Христа. Завершая обсуждение, владыка Антоний сказал: «Воцерковление прихожан может предусматривать разные типы катехизации: начальные краткосрочные курсы для людей, делающих первые шаги в церкви, а также долгосрочно-системные программы для тех, кто уже ведет церковную жизнь и продолжает накапливать определенный опыт. Главное, чтобы самые разные курсы катехизации имели свою логику, подчиненную специфике аудитории в самых разных условиях». Он поблагодарил участников и выразил надежду на то, что опыт семинара поможет участникам в решении тех проблем, которые  встают перед Церковью в  современном мире. 

 

29 января 2014 г.
Ключевые слова: Рождественские чтения
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи