iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Новости
Совещание организовал Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
27 января 2013 г. 20:00
версия для печати версия для печати

Без конфессионального представления работают 31 процент православных школ и половина православных детских садов

Эту нерадостную статистику завсектором православного образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации священник Алексий Алексеев обнародовал на совещании директоров православных образовательных организаций. Мероприятие под официальным названием “Деятельность православных образовательных организаций на современном этапе” возглавил руководитель профильного отдела Московской (областной) епархии епископ Зарайский Константин, а прошло оно в рамках секции “Православное образование” Рождественских чтений.

По данным отца Алексия, из 172 российских православных учреждений среднего и дополнительного образования с конфессиональным представлением сегодня работает всего 119, а из 40 православных детских садов – лишь 20. “А ведь конфессиональное представление – не только бумага, нужная нам как отделу, - уточнил заведующий сектором. – С минувшего года оно удостоверяет ваш статус еще и перед органами прокуратуры. И уже были случаи (самые громкие в Санкт-Петербурге), когда прокурорские работники, проверяя православные школы и не обнаруживая у них действующих конфессиональных представлений, в соответствии с буквой закона выносили определение о них как об экстремистских учреждениях. Надеюсь, понятно, что такие эксцессы не нужны ни Церкви, ни школам, ни государству. Кроме того, нельзя забывать еще об одном важном преимуществе обладающих конфессиональным представлением школ. Только они по решению священноначалия отныне включаются в общецерковный календарь. А ведь календарь является еще и уникальным информационно-справочным изданием, помогающим ориентироваться родителям и священникам при определении ребенка в ту или иную школу”.

К сожалению, сегодня многими в обществе словосочетание “православная школа” ассоциируется с невысоким уровнем преподавания – в отличие, скажем, от западных католических школ, веками заслуженно предстающих синонимами качественного образования. Переломить эту тенденцию отец Алексий предлагает участием в сопоставимых международных исследованиях качества образования, результаты которых публикуются в открытых Интернет-ресурсах. Однако замеры замерами, но в первую очередь не следует забывать о самой сути обучения и просвещения. Докладчик обратил особое внимание директоров на скорейшую необходимость внедрения и корректного оформления православного компонента образования в их школах. “Мы подробно говорили об этом на прошлогодних Чтениях, - напомнил отец Алексий. – Но с тех пор лишь две школы составили свои планы реализации компонента и прислали нам соответствующие проекты! Остальные, по сути, проигнорировали эту важнейшую задачу. О каком же имидже в глазах образовательного сообщества можно всерьез говорить, если мы не можем разобраться с нашими главными дисциплинами?!”

 

В этом году стартует аттестация церковно-образовательных приютов (их в России насчитывается полсотни). Кроме того, на ближайшие месяцы намечена аттестация преподавателей православных образовательных учреждений. На первом этапе ее будут проводить епархиальные отделы религиозного образования и катехизации. Впрочем, гораздо больший интерес собравшихся вызвало выступление профессора РГСУ Елены Комаровской, посвященное подготовке кадров высшей квалификации. Собственно, иных кадров, по словам Елены Петровны, в негосударственных образовательных учреждениях скоро не останется: по распоряжению федерального российского правительства от 30 декабря прошлого года во всех подобных заведениях право преподавания предполагается предоставлять лишь обладателям ученых степеней (минимум магистерских). Как обойти эту проблему и что с ней делать в принципе, профессор Комаровская детально изложила.

Самое же горячее обсуждение, как и следовало ожидать, вызвало принятие Госдумой во втором чтении нового федерального закона “Об образовании” в контексте меняющихся принципов подушевого финансирования образовательных учреждений. “В результате аппаратных интриг Министерства образования и соответствующего думского комитета положение об абсолютном равенстве негосударственных и государственных школ по всем статьям бюджетных затрат исчезло из проектного документа за неделю до второго чтения, - рассказал директор православной классической гимназии “Радонеж” Михаил Тишков. – В результате нынешний вариант законопроекта – плод очень сложного компромисса, в котором интересы Церкви оказались учтены далеко не в полной мере”.

В нынешнем тексте законопроекта его вступление в силу предполагается с 1 января будущего года. “Церковный Вестник” предполагает в ближайшее время вернуться к теме бюджетного финансирования православных средних учебных заведений.

27 января 2013 г. 20:00
Ключевые слова: законодательство, школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00