iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Новости
Фото: patriarchia.ru
14 ноября 2016 г.
версия для печати версия для печати

Игумен Киприан (Ященко): «Наша задача – выловить в мутной воде золотые песчинки»

В Москве состоялся XIII Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел». Гран-при достался фильму Сергея Мокрицкого «Я — учитель». Это рассказ о человеке, который живет с семьей на территории, оккупированной фашистскими захватчиками. Он должен преодолеть свое малодушие и страх, чтобы выполнить задание погибшего советского диверсанта. О том, в чем особенность отбираемых на конкурс картин, какие проблемы и перспективы у кинематографа, снимающего игровое кино на христианскую тематику, чем отличается «Лучезарный ангел» от других православных кинофестивалей, нам рассказал заместитель сопредседателя Оргкомитета фестиваля, игумен Киприан (Ященко).

-Ваше Высокопреподобие, расскажите, пожалуйста, как создавался фестиваль?

-Более десяти лет назад в храме Христа Спасителя в Зале Церковных соборов состоялся круглый стол, на котором обсуждалась судьба православного кинематографа. В нем участвовали представители государства и Церкви, в числе которых были управляющий делами Московской Патриархии РПЦ Митрополит Калужский и Боровский Климент и тогдашний министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александр Соколов.

Тогда представители Церкви обратили внимание режиссеров на то, что производимые ими фильмы не только не приближают человека к Богу, но даже не дают ему никаких основ и примеров нравственной и порядочной жизни. В ответ кинематографисты возразили, что кассовое кино для массового зрителя строится на конфликте между добром и грехом. То есть в любом кассовом фильме присутствует определенный набор низменных человеческих страстей. Поскольку представители Церкви были с этим категорически не согласны, кинематографисты предложили нам попробовать создать хоть один такой фильм, который бы учил добру, и пользовался зрительским успехом. Так и родился наш кинофестиваль, как ответ на вызов кинематографического сообщества, потерявшего нравственные ориентиры бытия.

Скоро появился фильм «Остров» (2006 г., реж. Павел Лунгин), а потом фильм «Поп» (2009, реж. Владимир Хотиненко), который посмотрело, соответственно, несколько миллионов зрителей и более трехсот тысяч зрителей. Они не продемонстрировали на экране никакой пошлости. На сегодняшний день таких фильмов очень мало, они появляются не каждый год.

-В чем отличие «Лучезарного ангела» от других православных кинофестивалей?

-Принципиальное отличие в том, что во главе нашего фестиваля стоят священнослужители и миряне, благословленные Святейшим Патриархом: председатель Оргкомитета фестиваля — Светлана Медведева, сопредседатели - министр культуры РФ В.Р. Мединский и архиепископ Верейский Евгений. Кроме того, существует духовный экспертный совет отцов (его возглавляет состав входят протоиереи Владимир Волгин, Александр Ильяшенко, Павел Великанов и другие священнослужители, а также актер Николай Бурляев и сценарист Лев Чернявский), который соборно решает, подходит ли тот или иной фильм для фестиваля. Решение о включении в конкурс принимают как минимум три священника.
Отбор проходит в три этапа. Сначала привлекаются фильмы, которые с точки зрения профессиональных отборщиков-киноведов обладают необходимым художественным уровнем, затем священство рассматривает их с точки зрения духовных достоинств. В конце формируется программа фестиваля - определяются фильмы на конкурс (таких около 80-и) или для специального показа.

-Где можно посмотреть эти фильмы после фестиваля?

-К сожалению, их можно увидеть только на кинофестивалях в других городах. 80-90% фильмов, которые демонстрируются у нас на фестивале, не ставят в прокат, и их не покупают телепродюссеры. Например, в прошлом году победителем фестиваля стал фильм «Находка» (2015, реж. В. Демент, в главной роли Алексей Гуськов), который купили Китай и Франция, но в России он почти нигде не демонстрировался. Несмотря на его глубину и мастерскую игру актеров, он так и не вышел в широкий прокат. К счастью, сегодня его можно найти в Интернете.

-В чем достоинства фильмов, о которых вы говорите?

-В том, что их можно посмотреть до конца без ущерба для своей души. И с этой точки зрения, таких фильмов сегодня, на мой взгляд, один из тысячи. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы выловить в мутной воде золотые песчинки.

-В наше время очень актуальна проблема возрождения семейного кинематографа. Чем тут помог «Лучезарный ангел»?

-Благодаря «Лучезарному ангелу» и другим православным кинофестивалям отобрано около двадцати тысяч фильмов разных лет, которые соответствуют христианскому мировоззрению и подходят для семейного просмотра. Теперь остается создать механизм их распространения. Вероятнее всего он должен быть связан с каким-то интернет-порталом, на котором можно было бы посмотреть такие фильмы без посредника в лице федерального канала и кинопроката.
Мы связываем надежды с конкурсом видео в интернете «Доброе кино», презентация которого состоялась в этом году на фестивале

-Недавно в Издательском совете на круглом столе, посвященном теме современного христианского кинематографа, митрополит Климент предложил снимать фильмы о новомучениках. Как вы расцениваете перспективу появления образов новомучеников в современном художественном кинематографе?

-Прекрасный призыв. Мы уже откликнулись на него: создали документальные фильмы «Отец Арсений», «Первый новомученик Митрополит Владимир» и другие. Думаю, что если бы удалось включить номинацию «Создание фильмов о новомучениках» в конкурс «Православная инициатива», то многие режиссеры и сценаристы проявили бы к этому еще больший интерес. Победители номинации могли бы получать значительные суммы на производство таких фильмов. Например, в рамках нашего фестиваля победитель в номинации «За лучший сценарий» получает два миллиона рублей. Это исключительный пример, таких сумм нет ни в одном аналогичном конкурсе. Да, шедевры пока не появились, но есть неплохие сценарии. К сожалению, из-за отсутствия финансирования на съемки и монтаж, они все ложатся «на полку», так сказать, до лучших времен. Но если есть призыв снимать фильмы о новомучениках, то приглашаю всех подумать над тем, как это можно сделать, просмотрев внимательно всю цепочку: идея- сценарий- съёмка- монтаж- экспертиза- обретение массового зрителя. Хотелось бы пожелать читателям вашего журнала с помощью возможностей международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел», киноконкурсов «Доброе кино», «Мы сами снимаем кино» и других творческих инициатив самим поучаствовать в создании нового доброго кино, помочь чтобы лучшие фильмы нашли доброго зрителя, добрых кинопракатчиков, добрых руководителей телевизионных каналов, добрых конструкторов интернет-пространства. В добрый путь всем, кто стремится к добродетелям и лучезарной ангельской жизни.

 

Елизавета Филатова
14 ноября 2016 г.
Ключевые слова: кино
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи