выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
Фото: patriarchia.ru
14 ноября 2016 г.
версия для печати версия для печати

Игумен Киприан (Ященко): «Наша задача – выловить в мутной воде золотые песчинки»

В Москве состоялся XIII Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел». Гран-при достался фильму Сергея Мокрицкого «Я — учитель». Это рассказ о человеке, который живет с семьей на территории, оккупированной фашистскими захватчиками. Он должен преодолеть свое малодушие и страх, чтобы выполнить задание погибшего советского диверсанта. О том, в чем особенность отбираемых на конкурс картин, какие проблемы и перспективы у кинематографа, снимающего игровое кино на христианскую тематику, чем отличается «Лучезарный ангел» от других православных кинофестивалей, нам рассказал заместитель сопредседателя Оргкомитета фестиваля, игумен Киприан (Ященко).

-Ваше Высокопреподобие, расскажите, пожалуйста, как создавался фестиваль?

-Более десяти лет назад в храме Христа Спасителя в Зале Церковных соборов состоялся круглый стол, на котором обсуждалась судьба православного кинематографа. В нем участвовали представители государства и Церкви, в числе которых были управляющий делами Московской Патриархии РПЦ Митрополит Калужский и Боровский Климент и тогдашний министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александр Соколов.

Тогда представители Церкви обратили внимание режиссеров на то, что производимые ими фильмы не только не приближают человека к Богу, но даже не дают ему никаких основ и примеров нравственной и порядочной жизни. В ответ кинематографисты возразили, что кассовое кино для массового зрителя строится на конфликте между добром и грехом. То есть в любом кассовом фильме присутствует определенный набор низменных человеческих страстей. Поскольку представители Церкви были с этим категорически не согласны, кинематографисты предложили нам попробовать создать хоть один такой фильм, который бы учил добру, и пользовался зрительским успехом. Так и родился наш кинофестиваль, как ответ на вызов кинематографического сообщества, потерявшего нравственные ориентиры бытия.

Скоро появился фильм «Остров» (2006 г., реж. Павел Лунгин), а потом фильм «Поп» (2009, реж. Владимир Хотиненко), который посмотрело, соответственно, несколько миллионов зрителей и более трехсот тысяч зрителей. Они не продемонстрировали на экране никакой пошлости. На сегодняшний день таких фильмов очень мало, они появляются не каждый год.

-В чем отличие «Лучезарного ангела» от других православных кинофестивалей?

-Принципиальное отличие в том, что во главе нашего фестиваля стоят священнослужители и миряне, благословленные Святейшим Патриархом: председатель Оргкомитета фестиваля — Светлана Медведева, сопредседатели - министр культуры РФ В.Р. Мединский и архиепископ Верейский Евгений. Кроме того, существует духовный экспертный совет отцов (его возглавляет состав входят протоиереи Владимир Волгин, Александр Ильяшенко, Павел Великанов и другие священнослужители, а также актер Николай Бурляев и сценарист Лев Чернявский), который соборно решает, подходит ли тот или иной фильм для фестиваля. Решение о включении в конкурс принимают как минимум три священника.
Отбор проходит в три этапа. Сначала привлекаются фильмы, которые с точки зрения профессиональных отборщиков-киноведов обладают необходимым художественным уровнем, затем священство рассматривает их с точки зрения духовных достоинств. В конце формируется программа фестиваля - определяются фильмы на конкурс (таких около 80-и) или для специального показа.

-Где можно посмотреть эти фильмы после фестиваля?

-К сожалению, их можно увидеть только на кинофестивалях в других городах. 80-90% фильмов, которые демонстрируются у нас на фестивале, не ставят в прокат, и их не покупают телепродюссеры. Например, в прошлом году победителем фестиваля стал фильм «Находка» (2015, реж. В. Демент, в главной роли Алексей Гуськов), который купили Китай и Франция, но в России он почти нигде не демонстрировался. Несмотря на его глубину и мастерскую игру актеров, он так и не вышел в широкий прокат. К счастью, сегодня его можно найти в Интернете.

-В чем достоинства фильмов, о которых вы говорите?

-В том, что их можно посмотреть до конца без ущерба для своей души. И с этой точки зрения, таких фильмов сегодня, на мой взгляд, один из тысячи. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы выловить в мутной воде золотые песчинки.

-В наше время очень актуальна проблема возрождения семейного кинематографа. Чем тут помог «Лучезарный ангел»?

-Благодаря «Лучезарному ангелу» и другим православным кинофестивалям отобрано около двадцати тысяч фильмов разных лет, которые соответствуют христианскому мировоззрению и подходят для семейного просмотра. Теперь остается создать механизм их распространения. Вероятнее всего он должен быть связан с каким-то интернет-порталом, на котором можно было бы посмотреть такие фильмы без посредника в лице федерального канала и кинопроката.
Мы связываем надежды с конкурсом видео в интернете «Доброе кино», презентация которого состоялась в этом году на фестивале

-Недавно в Издательском совете на круглом столе, посвященном теме современного христианского кинематографа, митрополит Климент предложил снимать фильмы о новомучениках. Как вы расцениваете перспективу появления образов новомучеников в современном художественном кинематографе?

-Прекрасный призыв. Мы уже откликнулись на него: создали документальные фильмы «Отец Арсений», «Первый новомученик Митрополит Владимир» и другие. Думаю, что если бы удалось включить номинацию «Создание фильмов о новомучениках» в конкурс «Православная инициатива», то многие режиссеры и сценаристы проявили бы к этому еще больший интерес. Победители номинации могли бы получать значительные суммы на производство таких фильмов. Например, в рамках нашего фестиваля победитель в номинации «За лучший сценарий» получает два миллиона рублей. Это исключительный пример, таких сумм нет ни в одном аналогичном конкурсе. Да, шедевры пока не появились, но есть неплохие сценарии. К сожалению, из-за отсутствия финансирования на съемки и монтаж, они все ложатся «на полку», так сказать, до лучших времен. Но если есть призыв снимать фильмы о новомучениках, то приглашаю всех подумать над тем, как это можно сделать, просмотрев внимательно всю цепочку: идея- сценарий- съёмка- монтаж- экспертиза- обретение массового зрителя. Хотелось бы пожелать читателям вашего журнала с помощью возможностей международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел», киноконкурсов «Доброе кино», «Мы сами снимаем кино» и других творческих инициатив самим поучаствовать в создании нового доброго кино, помочь чтобы лучшие фильмы нашли доброго зрителя, добрых кинопракатчиков, добрых руководителей телевизионных каналов, добрых конструкторов интернет-пространства. В добрый путь всем, кто стремится к добродетелям и лучезарной ангельской жизни.

 

Елизавета Филатова
14 ноября 2016 г.
Ключевые слова: кино
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00