iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Первая Пасха после четвертьвекового забвения
Переход от уничтожения Церкви к политике использования ее для мобилизации сил и средств в борьбе с внешним врагом произошел во время Великой Отечественной войны, что ознаменовалось широко известной встречей трех митрополитов со Сталиным. 4 сентября 1943 года Сталин пригласил в Кремль митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) для обсуждения нужд Церкви и перспектив ее жизни. Через несколько дней в Москву доставили 19 выживших в лагерях и ссылках архиереев для проведения Собора, который избрал Патриархом митрополита Сергия (Страгородского). Церковь, как сообщалось в прессе, получила «всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с ее организационным укреплением и развитием внутри СССР». PDF-версия.
17 мая 2021 г. 13:30
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Новости
9 сентября 2011 г. 17:24
версия для печати версия для печати

Митрополит Иларион: «Серьезных препятствий для созыва Всеправославного Собора нет»

«Представители Православных Церквей соберутся на Всеправославный Собор, чтобы заявить о своем единстве», - заявил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в пятницу, выступая на пресс-конференции, посвященной ходу подготовки Всеправославного Собора. «Никаких серьезных препятствий для созыва Всеправославного Собора нет», - подчеркнул он. По мнению владыки Илариона, проведение Собора возможно уже в ближайшем будущем, в течение двух-трех лет, при условии, что «не будет возникать каких-либо несвоевременных инициатив», которые могут «отбросить нас назад в предсоборном процессе».

Владыка заявил, что для русской Церкви важно, чтобы «в подготовке Всеправославного Собора звучал консолидированный и солидарный голос Поместных Церквей» и никто не пытался бы «вбивать клин между отдельными Церквами». «Мы должны договариваться между собой, принимать только те решения, которые удовлетворяют все Церкви, ни одна Церковь не должна пытаться навязать свое мнение другой Церкви», - заметил он, рассказывая о работе Межправославной подготовительной комиссии.

Митрополит Иларион напомнил, что идея созыва Всеправославного собора возникла 50 лет назад. «В силу исторических обстоятельств, Православная Церковь не собиралась на такие соборы в полном составе в течение многих столетий, а именно, со времени VII Вселенского собора», - отметил владыка.

В XX веке, особенно после Второй мировой войны, когда значительно интенсифицировались контакты между православными Церквами, возникла идея провести Всеправославный Собор, чтобы представители разных Церквей могли встретиться и обсудить насущные вопросы. Принято 10 тем, по которым велась подготовка в течение всего этого времени. По словам председателя ОВЦС, по восьми из них удалось преодолеть разногласия и выработать единую позицию: «это каноническое устройство православной диаспоры, вопросы церковного календаря, унификация церковных постановлений о посте, о препятствиях к браку, об отношении Православия к остальному христианскому миру, Православие и экуменизм, Процедура признания статуса церковной автономии, отношение Православных церквей к актуальным мировым проблемам: политическим, социальным и прочим».

«Осталось две темы, по которым позиция еще не вполне согласована: это тема предоставления автокефалии и тема диптихов», - сообщил митрополит Иларион.

«В истории Православия никогда не было четко прописано процедуры предоставления автокефалии, - пояснил владыка. «Существовал определенный беспорядок в этом вопросе и он оставался неурегулированным. Сейчас Православные Церкви принципиально договорились о том, что в дальнейшем автокефалия будет предоставляться с согласия всех Поместных Православных Церквей», - добавил он. По мнению председателя ОВЦС, неурегулированными остаются лишь технические вопросы, а именно «то, как будет подписываться Томос об автокефалии». «Договорить об этом пока не удалось, хотя в феврале этого года Межправославная подготовительная комиссия пыталась этот вопрос решить», - заключил владыка. Говоря о теме диптихов, митрополит Иларион также заметил, что пока достичь консенсуса не удалось.

Однако председатель ОВЦС подчеркнул, что продолжать прения и, в связи с этим «готовить собор еще 50 лет - это перспектива, которая многих сегодня не устраивает». Предстоятели ряда Православных Церквей уже выразили свое мнение по этому вопросу, ответив на письмо патриарха Варфоломея, которое он разослал им после февральского заседания Подготовительной комиссии, что можно было бы провести Собор по тем восьми темам, по которым уже существует согласие, а обсуждение дух оставшихся тем оставить на послесоборный период. «В частности, именно так ответила Русская Православная Церковь», - подчеркнул митрополит Иларион. «Мы готовы принимать участие в Соборе по тем восьми темам, которые уже согласованы, при условии, конечно, что будет проработан протокол, повестка дня, будет определен состав делегаций от Поместных Церквей. Все эти вопросы в межправославном предсоборном процессе еще никак не обсуждались», - заявил владыка.

Митрополит Иларион считает, что на Собор должны съехаться все архиереи Поместных Православных Церквей. Он рассказал, что «по предварительным подсчетам в Русской Православной Церкви 222 архиерея. Если подсчитать количество епархиальных архиереев в других Поместных Православных Церквах, то общее количество будет около 500 человек». Митрополит Иларион отметил, что «Собрать 500 человек в одном зале технически не составляет сложности». «Но, если будет принято решение, что не все правящие архиереи участвуют в соборе, а только определенный процент - тогда, конечно, надо договариваться о квотах», - подчеркнул он.

В последние несколько месяцев тема Всеправославного собора обсуждалась на целом ряде региональных мероприятий, которые проводились теми или иными восточными патриархами. Как рассказал митрополит Иларион, «эти мероприятия проводились, прежде всего, по тематике Ближнего Востока», где «происходят такие политические перемены, которые ставят под угрозу существование христианства в целом ряде стран, где христиане на протяжении веков жили и сосуществовали с мусульманами».

Однако на одной из таких встреч, которая прошла 1 сентября в Стамбуле, «было высказано пожелание, чтобы прежде этого собора состоялась бы встреча предстоятелей Поместных Церквей с целью рассмотрения регламента работы межправославных подготовительных комиссий с целью возможного пересмотра способа принятия решений». Митрополит Иларион особо отметил, что «в течение 50 лет единственным методом принятия решений на межправославных совещаниях был метод консенсуса». «Если метод консенсуса будет пересмотрен и решения будут приниматься простым большинством голосов, тогда любая Церковь может оказаться в положении, когда будет принято решение, противоречащее ее позициям», - заявил глава ОВЦС.

9 сентября 2011 г. 17:24
Ключевые слова: митрополит Иларион
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00