выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Новости
9 сентября 2011 г. 17:24
версия для печати версия для печати

Митрополит Иларион: «Серьезных препятствий для созыва Всеправославного Собора нет»

«Представители Православных Церквей соберутся на Всеправославный Собор, чтобы заявить о своем единстве», - заявил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион в пятницу, выступая на пресс-конференции, посвященной ходу подготовки Всеправославного Собора. «Никаких серьезных препятствий для созыва Всеправославного Собора нет», - подчеркнул он. По мнению владыки Илариона, проведение Собора возможно уже в ближайшем будущем, в течение двух-трех лет, при условии, что «не будет возникать каких-либо несвоевременных инициатив», которые могут «отбросить нас назад в предсоборном процессе».

Владыка заявил, что для русской Церкви важно, чтобы «в подготовке Всеправославного Собора звучал консолидированный и солидарный голос Поместных Церквей» и никто не пытался бы «вбивать клин между отдельными Церквами». «Мы должны договариваться между собой, принимать только те решения, которые удовлетворяют все Церкви, ни одна Церковь не должна пытаться навязать свое мнение другой Церкви», - заметил он, рассказывая о работе Межправославной подготовительной комиссии.

Митрополит Иларион напомнил, что идея созыва Всеправославного собора возникла 50 лет назад. «В силу исторических обстоятельств, Православная Церковь не собиралась на такие соборы в полном составе в течение многих столетий, а именно, со времени VII Вселенского собора», - отметил владыка.

В XX веке, особенно после Второй мировой войны, когда значительно интенсифицировались контакты между православными Церквами, возникла идея провести Всеправославный Собор, чтобы представители разных Церквей могли встретиться и обсудить насущные вопросы. Принято 10 тем, по которым велась подготовка в течение всего этого времени. По словам председателя ОВЦС, по восьми из них удалось преодолеть разногласия и выработать единую позицию: «это каноническое устройство православной диаспоры, вопросы церковного календаря, унификация церковных постановлений о посте, о препятствиях к браку, об отношении Православия к остальному христианскому миру, Православие и экуменизм, Процедура признания статуса церковной автономии, отношение Православных церквей к актуальным мировым проблемам: политическим, социальным и прочим».

«Осталось две темы, по которым позиция еще не вполне согласована: это тема предоставления автокефалии и тема диптихов», - сообщил митрополит Иларион.

«В истории Православия никогда не было четко прописано процедуры предоставления автокефалии, - пояснил владыка. «Существовал определенный беспорядок в этом вопросе и он оставался неурегулированным. Сейчас Православные Церкви принципиально договорились о том, что в дальнейшем автокефалия будет предоставляться с согласия всех Поместных Православных Церквей», - добавил он. По мнению председателя ОВЦС, неурегулированными остаются лишь технические вопросы, а именно «то, как будет подписываться Томос об автокефалии». «Договорить об этом пока не удалось, хотя в феврале этого года Межправославная подготовительная комиссия пыталась этот вопрос решить», - заключил владыка. Говоря о теме диптихов, митрополит Иларион также заметил, что пока достичь консенсуса не удалось.

Однако председатель ОВЦС подчеркнул, что продолжать прения и, в связи с этим «готовить собор еще 50 лет - это перспектива, которая многих сегодня не устраивает». Предстоятели ряда Православных Церквей уже выразили свое мнение по этому вопросу, ответив на письмо патриарха Варфоломея, которое он разослал им после февральского заседания Подготовительной комиссии, что можно было бы провести Собор по тем восьми темам, по которым уже существует согласие, а обсуждение дух оставшихся тем оставить на послесоборный период. «В частности, именно так ответила Русская Православная Церковь», - подчеркнул митрополит Иларион. «Мы готовы принимать участие в Соборе по тем восьми темам, которые уже согласованы, при условии, конечно, что будет проработан протокол, повестка дня, будет определен состав делегаций от Поместных Церквей. Все эти вопросы в межправославном предсоборном процессе еще никак не обсуждались», - заявил владыка.

Митрополит Иларион считает, что на Собор должны съехаться все архиереи Поместных Православных Церквей. Он рассказал, что «по предварительным подсчетам в Русской Православной Церкви 222 архиерея. Если подсчитать количество епархиальных архиереев в других Поместных Православных Церквах, то общее количество будет около 500 человек». Митрополит Иларион отметил, что «Собрать 500 человек в одном зале технически не составляет сложности». «Но, если будет принято решение, что не все правящие архиереи участвуют в соборе, а только определенный процент - тогда, конечно, надо договариваться о квотах», - подчеркнул он.

В последние несколько месяцев тема Всеправославного собора обсуждалась на целом ряде региональных мероприятий, которые проводились теми или иными восточными патриархами. Как рассказал митрополит Иларион, «эти мероприятия проводились, прежде всего, по тематике Ближнего Востока», где «происходят такие политические перемены, которые ставят под угрозу существование христианства в целом ряде стран, где христиане на протяжении веков жили и сосуществовали с мусульманами».

Однако на одной из таких встреч, которая прошла 1 сентября в Стамбуле, «было высказано пожелание, чтобы прежде этого собора состоялась бы встреча предстоятелей Поместных Церквей с целью рассмотрения регламента работы межправославных подготовительных комиссий с целью возможного пересмотра способа принятия решений». Митрополит Иларион особо отметил, что «в течение 50 лет единственным методом принятия решений на межправославных совещаниях был метод консенсуса». «Если метод консенсуса будет пересмотрен и решения будут приниматься простым большинством голосов, тогда любая Церковь может оказаться в положении, когда будет принято решение, противоречащее ее позициям», - заявил глава ОВЦС.

9 сентября 2011 г. 17:24
Ключевые слова: митрополит Иларион
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00