iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Новости
Соловки,памятник жертвам политрепрессий, фото автора
3 июля 2013 г. 18:50
версия для печати версия для печати

Новомученники российские должны быть включены в пантеон национальных героев, считает российский ученый

Современное Российское общество подошло к историческому моменту, когда его дальнейшее развитие зависит от выбора новой парадигмы, являющейся основой сознания его граждан и государственной идеологии. Она должна строиться на достоверных фактах и исторической памяти, охватывающих весь период развития России, а не только ХХ век. В то же время, вся информация о преступлениях советского государства в отношении своих граждан должна быть доступна всем, а память безвинно пострадавших увековечена, чтобы не допустить новых преступлений. Так считают участники пресс-конференции, состоявшейся в РИА «Новости» и представившие доклад «Историческая память ­– основа национальной идентичности», а также концепцию федеральной целевой программы «Об увековечивании памяти жертв политических репрессий» и сайт «Историческая память: XX век»

«Более 20 лет, которые прошли с момента крушения советского строя, наше общество не занималось самым главным — изучением самого себя. Господствующей общественной идеологией сегодня является «зверский индивидуализм», выращенный в ХХ веке. Но способно ли общество нормально развиваться с такой идеологией?», - обратился к журналистам с риторическим вопросом ведущий пресс-конференции, почетный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая Школа Экономики» Сергей Караганов.

Патриотически настроенную личность, деятельного патриота, который живет и трудится для общего блага нельзя воспитать, если в основе обучения не положена достоверная историческая информация, из которой человек может получить ответы на неоднозначные вопросы истории своей страны, размышляет Алексей Миллер, доктор исторических наук, автор доклада «Политика исторической памяти», ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН. Но для этого вся информация, в том числе и архивная должна быть открыта. «Давайте спросим себя, кого мы хотим воспитать- солдата или гражданина. Если солдата, то до сих пор действующая концепция, построенная на сплошных победах нашего оружия вполне подходит. Но как она соотносится с мирным временем? Как ее применить в наших условиях, когда не менее важен не только военный, но и гражданский патриотизм,- заметил ученый. - Для этого необходимо выстраивание последовательной политики памяти, в том числе целостной концепции прошлого России, отвечающей стратегическим задачам развития общества и государства».

В пантеоне исторических личностей, которыми каждый из нас может гордится должны быть не только известные полководцы и государственные деятели высшего ранга, но и ученые, предприниматели, поэты, музыканты (не только Пушкин и Чайковский), изобретатели, меценаты прошлого. Отдельное место тут должны занять и новомученники российские, которые «часто платя за это своей жизнью, продолжали отстаивать свои убеждения, свою веру, помогая другим и предпочли страдания и смерть, но не отреклись от веры во Христа»,- добавил Алексей Миллер.

Между тем, у нас нет в календаре дня, когда бы все, в том числе первые лица государства, участвовали в поминовении трагического периода нашей истории- когда миллионы людей стали жертвами советского режима. И политика памяти не может опираться только на государство, в этой работе должно активно участвовать и общество. Необходимо обязательно открыть архивы, потому что доступ к ним по прежнему ограничен. «Нам говорят, что очень большой объем документов, который надо рассекретить. Но тогда поменяйте механизм, дайте два-три года на то, чтобы специальные комиссии быстро и в рамках 10% засекретили то, что почему то должно быть засекречено и дайте время российским историкам- до 5 лет, чтобы они имели преимущество изучить интересующие их документы и проблема будет решена»,- предлагает ученый.

В рамках мероприятия советник министра культуры РФ Александр Протасевич, рассказал о концепции федеральной целевой программы «Об увековечивании памяти жертв политических репрессий», которая будет представлена общественности в сентябре этого года. Ее выполнение рассчитано на период 2014-2018 гг. и включает в себя три раздела.

«Первый- это текстовая часть, которая обосновывает целеполагание, описывает историю вопроса, дает информацию и цифры, формирует алгоритм действий»,- отметил чиновник. По его мнению, общество входит в третий период реабилитации жертв репрессий, которому предшествовали еще два - 1953-63 годы (хрущевская оттепель), 1987-97 годы (принятие базовых законов, в частности о реабилитации народов, открытие архивных материалов и т.д.).

Второй раздел программы включает в себя индикаторы, которые позволяют дать эффективность оценки вложенных в программу целевых средств.

И наконец, третья часть — это предварительные затраты бюджета. Они разбиты на на четыре направления: мемориальное (создание новых и модернизация существующих музейных мемориальных комплексов, создание новых в местах захоронения жертв политических репрессий). Это информационно-просветительское направление и научно-архивное направление. Много архивов в настоящее время находятся в разных ведомствах и необходимо объединить их работу для воссоздание объективной картины минувших событий. И наконец- образовательное направление. «Нужно понимание, как донести до подрастающих поколений эту трагичную, противоречивую и психологически тяжелую информацию»,- заключил Александр Протасевич.

По мнению члена Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ Сергея Кривенко мемориалы памяти жертв политических репрессий должны быть в каждом регионе России. «Данная государственная программа позволит сократить разрыв между федеральной и местной властью в деле увековечивания исторической памяти,- отметил он.- Несколько тысяч памятных знаков, которые сегодня существуют по всей стране, были поставлены либо по инициативе общественности, либо финансировались региональными органами власти».

Очень важно создать информационную сеть, благодаря которой любой желающий мог бы получить всю необходимую информацию о таких мемориалах, добавил Сергей Караганов: «И мне очень горько, что в Москве нет памятника этому трагическому периоду, хотя они, например, есть и в Киеве и в Астане»,- добавил он.

Однако работа по созданию сети, объединяющей информацию трагической истории России ХХ века уже началась. Об этом рассказала Ирина Мячина, разработчик и администратор сайта «Историческая память: XX век». Ее сайт ставит перед собой решение таких задач как распространение информации о политических репрессиях в СССР и сохранение памяти об них. На ресурсе собраны ссылки на информационные сетевые источники, разрабатывающие эту же тему. Сайт является дискуссионной площадкой, которая объединяет экспертов- историков, сотрудников музеев, правозащитников. Любой желающий найдет тут видеоматериалы, архивные документы, описание мемориальных музеев. Ведется ежедневный мониторинг публикаций по вопросам репрессий, а наиболее спорные вопросы комментируются экспертами сайта.

Таким образом, возвращение исторической памяти нашему обществу и объективная оценка минувших, в том числе и трагических событий, поможет, по мнению участников мероприятия, в воспитании нравственных основ, без которых дальнейшее поступательное общественное развитии невозможно.



 

3 июля 2013 г. 18:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00