выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
фото Игоря Шургина
19 марта 2013 г. 12:35
версия для печати версия для печати

«Общее дело» планирует мониторинг деревянных храмов и часовен Русского севера уже этим летом

В выставочном центре «Крокус Экспо» состоялся «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы сохранения и возрождения деревянных храмов Русского Севера», организованный участниками проекта «Общее дело». В нем приняли участие архитекторы, реставраторы, педагоги, волонтеры и журналисты.

Руководитель проекта «Общее дело» Возрождения деревянных храмов Севера» священник Алексей Яковлев планирует наступающим летом провести мониторинг деревянных храмов и часовен Архангельской, Вологодской, Ленинградской областей и Республики Карелия (речь в первую очередь  о тех, которые остались без внимания государства и общественности) . Об этом он заявил на «круглом столе», посвященном проблемам возрождения деревянного зодчества . «В мониторинг входит фотосъемка, краткое описание состояния, общие обмеры. Так же произведем уборку мусора. Нам удалось собрать необходимую информацию о существующих деревянных храмах и часовнях в этих регионах, которые еще можно спасти. И мы знаем, где они расположены», - сказал ЦВ священник. Актуальность этой работы в том, что, несмотря на наличие Государственных списков памятников архитектуры, деревянные и каменные церкви и часовни в нем не разделены, а так же туда не внесены храмы и часовни, которые не признаны памятниками архитектуры.

Участники «круглого стола» отметили вклад добровольческого движения в возрождение деревянной религиозной архитектуры Русского севера. «Добровольцы проводят консервацию и реставрацию многих часовен и церквей, которые не включены в Государственные списки. У них есть здоровый энтузиазм и они могут за короткое время сделать много полезной работы», - отметил управляющий Фонда «Поддержка памятников деревянного зодчества», архитектор-реставратор первой категории Игорь Шургин. - Но чтобы не потерять ценную, уникальную историческую информацию об особенностях храма (например, какие он претерпел переделки и утраты и как мог выглядеть первоначально и т. д.) необходимо, чтобы все работы обязательно проводились под непосредственным руководством профессионального архитектора-реставратора». Игорь Шургин так же добавил, что участники проекта «Общее дело» не всегда соблюдают эти требования. При этом архитектор Андрей Бодэ высказал парадоксальную мысль, что отсутствие в Государственных списках памятников некоторых церквей и часовен – благо. Потому что, с одной стороны есть примеры, когда профессиональные реставраторы относятся халатно к своей работе и наносят ущерб исторической основе памятника, с другой — памятники могут «не дождаться», когда на них выделят средства. Поэтому очень вероятно, что сохранить их поможет энтузиазм и внимание добровольцев. Андрей Бодэ так же рассказал о случаях, когда за восстановление храма берутся местные жители, перестраивают как получиться, как умеют, но, к сожалению, это единственная надежда спасти церковь или часовню хоть в каком- то виде.

О примерах успешного сотрудничества профессионалов и добровольцев рассказал архитектор Андрей Барабанов. В конце 1980-х годов ему удавалось собирать небольшие бригады профессиональных реставраторов, которые выполняли сложные работы. Их труд оплачивался. А неквалифицированные работы выполняли добровольцы – разбирали завалы, выносили мусор, строгали доски на кровлю и т.д. Благодаря такому разделению труда, профессионалы успевали сделать очень много. Например, поменять лемех (небольшие деревянные пластины) на главах, кресты, кровлю. Но при работе добровольцев обостряется другая проблема — производственный травматизм. «Нельзя забывать, что реставрация бывает связана с риском для жизни. Например, укрепление или ремонт шатра — это опасные работы и к ним нельзя допускать непрофессионалов. Должны быть профессиональный проект и профессиональный надзор»,- отметил Игорь Шургин.

Он также рассказал еще об одной проблеме, когда некоторые ценные архитектурные объекты могут разрушиться только из-за несогласованных планов волонтеров с государством.
Например, силы добровольцев были потрачены на храм «А». Добровольцы не знали, что он будет в ближайшее время ремонтироваться государством. А в итоге до храма «В» ни у кого «не дошли руки», хотя волонтеры могли законсервировать именно его. Архитектор также считает, что необходимо вынести деревянные памятники в отдельный раздел Федерального списка, а также нужен мониторинг о состоянии памятников: какой памятник в первую очередь нуждается в реставрации, а какой может и подождать. Игорь Шургин предложил проводить в межсезонье курсы реставраторов для волонтеров, где те могли бы подробней ознакомиться с историей и особенностями строительства деревянной архитектуры, навыками безопасных работ на этих памятниках.

Выступающие отмечали, что деньги и материалы еще не самое главное в реставрации памятников деревяннго зодчества. «Главное - это молитва», - считает Андрей Барабанов. Он привел два примера, почти притчи. В первом случае один человек решил уехать из города и поселиться в сельской местности. Его духовник благословил жить в селе Цыпино вблизи Ферапонтова монастыря и молиться о восстановлении местного Ильинского деревянного храма. Через некоторое время в Цыпино приехал известный архитектор-реставратор, чтобы начать восстановительные работы. Как рассказал позже этот архитектор Андрею Барабанову, он работал в Архангельской области и совсем не планировал ехать в Вологодскую, когда в случайном разговоре услышал про цыпинский храм и заинтересовался.

Другая история произошла в Соезерской пустыни (Архангельская обл.), где до революции был Троицкий мужской монастырь (основан в 1639 году). Первоначально там было три храма: Троицкий, в честь Неопалимой купины и Благовещенский. В первой половине XVIII века они сгорели. В 1750 году была построена сохранившаяся Троицкая церковь и рядом – отдельная колокольня. Монахи посадили там кедровую аллею, которую уже в наше время приезжала вместе со студентами изучать из Москвы биолог Наталья Власова. Обеспокоившись состоянием деревянных храмов и взяв благословение у правящего архиерея, она организовала из местных бабушек приход и те стали собираться на совместную молитву. Через некоторое время нашлись средства на консервацию, а теперь уже и закуплен материал на реставрационные работы.

«Я хотел бы из всех выступлений, которые все были очень важными, выделить слова Игоря Шургина, что в нашей работе необходимо сотрудничество добровольческих объединений с государством. Нужно всеми силами доносить информацию о нуждающихся храмах до местной власти, которая помогала, может быть, не столько денежными средствами, сколько организацией работы, транспортом и стройматериалами. И дай Бог нам сил продолжать это благое дело - возвращение нашему народу  шедевров деревянной архитектуры»,- подвел итоги «круглого стола» отец Алексей Яковлев.

Справка
За 5 лет существования проекта проведено около 70 экспедиций, в ходе которых обследовано более 150 церквей и часовен; в 85 проведены противоаварийные и консервационные работы. Три храма и три часовни восстановлены полностью. Этим летом 150 москвичей в общей сложности побывало на Севере, совершено 25 экспедиций в Архангельской, Вологодской областях и в них были проведены реставрационные работы в 32 храмах.
 «Общее дело» находит необходимую поддержку у местных жителей. Вокруг восстанавливающегося храма складывается церковная община, которая и после отъезда волонтеров заботится о возрождении своей святыни.

19 марта 2013 г. 12:35
Ключевые слова: архитектура, культура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00