iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Отнесенность к главному
Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983) — выдающийся пастырь, мыслитель, педагог и проповедник, ­автор научно-богословских сочинений и эссеистской прозы, много сделавший для Православной Церкви в Америке. Осмысление его богословского и литургического наследия, ставшего важной частью церковной науки XX века, особенно актуально в связи со столетием со дня рождения пастыря, которое приходится на этот год. Фундаментальные богословские труды протопресвитера Александра были посвящены главным образом вопросам церковной истории, постижению истоков и сокровенного смысла православного богослужения и церковных таинств. О том, что сам профессор считал главным в своем богословии, о значении его идей для современной богословской науки рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
9 декабря 2021 г. 15:00
Новости
Панихида в рижском кафедральном соборе по случаю перезахоронения митрополита Августина (Петерсона). Фото Д.Седов, официальный сайт Латвийской Православной Церкви.
12 августа 2011 г. 16:26
версия для печати версия для печати

Останки митрополита Августина (Петерсона) спустя более полувека после его кончины перезахоронены в Латвии

В Латвии в торжественной обстановке состоялось перезахоронение останков митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсона), скончавшегося 4 октября 1955 г. в местечке Гаутинг близ Мюнхена.

Утром 10 августа гроб с останками латвийского архиерея прибыл из Германии в кафедральный собор Рождества Христова в Риге, где митрополит Рижский и всея Латвии Александр совершил панихиду. В соборном храме молились родственники митрополита Августина и верующие из многих приходов латвийской столицы.

В своем слове по случаю перезахоронения останков архипастыря Латвийской Православной Церкви митрополит Александр отметил, что митрополиту Рижскому и всея Латвии Августину, избранному на кафедру в 1936 году, пришлось быть архиереем в очень тяжёлые предвоенные и военные годы, и он усердно трудился на благо Церкви.

«Богослужение было при нём упорядочено, были сделаны новые переводы богослужебных текстов на латышский язык. Велась широкая издательская деятельность. На латышском языке был издан целый корпус богослужебных книг, в том числе и нотных. Что очень важно, по благословению владыки Августина старинный готический шрифт в латышских православных богослужебных книгах был заменён на современный, также устаревшая орфография была заменена на современную. Это сделало книги более понятными и доступными для верующих», - сказал митрополит Александр.

По его словам, служебники, требники, молитвословы и другие церковные книги на латышском языке стали лучшим памятником митрополиту Августину.

Владыка Августин был очень внимателен к людям и посетил почти все православные приходы в Латвии. При нем строились новые храмы, часовни. Так, стараниями митрополита была построена часовня над могилой его предшественника, священномученика архиепископа Иоанна (Поммера).

«В военное время ему пришлось покинуть Латвию, последние годы его жизни прошли на чужбине. Но и в изгнании он продолжал своё высокое служение, духовно окормляя многочисленных беженцев из Латвии, для которых единственным утешением была Церковь», - отметил митрополит Александр.

После совершения панихиды останки почившего митрополита были перевезены и захоронены в семейной могиле Петерсонов на кладбище в Косе, что в 70 километрах от Риги. Сделано это было согласно завещанию владыки Августина, в котором он просил перезахоронить его останки на Латвийской земле после восстановления независимости Латвийского государства.

По прибытии в Косу священнослужители, во главе с членом Синода Латвийской Церкви благочинным Валмиерского округа митрофорным протоиереем Николаем Тихомировым, совершили литию в храме святителя Николая чудотворца. Затем гроб с останками почившего был перенесён на кладбище недалеко от Свято-Никольского храма, где они и были захоронены. После погребения также была совершена лития.

Как рассказал ЖМП протоиерей Николай Тихомиров, в торжественной церемонии перезахоронения приняли участие около 200 человек. К этим мероприятиям в Латвии активно готовились начиная с мая.

После погребения внучка митрополита Августина, проживающая в Канаде, передала представителям Церкви архив приснопоминаемого владыки – его личную переписку, дневник.

«Это особо важный и значимый как для Латвийской Православной Церкви, так и для всей Латвии день, потому что на свою Родину вернулся один из выдающихся ее сыновей – митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон), чья жизнь и деятельность оставила неизгладимую страницу в жизни Латвийской Православной Церкви. Это очень значимое событие, которое напоминает нам всем – и тем, кто живёт здесь в Латвии, и тем, кто ввиду жизненных обстоятельств вынужден жить за её пределами, - что для каждого человека есть только одна Родина», - сказал протоиерей Николай.

12 августа 2011 г. 16:26
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи