выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Пешком к преподобному Сергию
К Игумену земли Русской в Троицкий монастырь издавна течет людская река. В прежние времена паломники традиционно шли туда пешком. Но уже больше века Сергиев Посад прочно интегрирован в транспортную систему страны, и сейчас пешее паломничество к преподобному Сергию выглядит экзотикой. Группа энтузиастов решила изменить это представление, занявшись обустройством пешеходной тропы из Москвы до Троице-Сергиевой лавры. Фактически авторы этого начинания стоят у истоков новой общест­венной инициативы — создания многокилометрового пешего пути, преодоление которого рассчитано не на одни сутки: ничего подобного в России нет. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» анализирует этот опыт и делится собственными рекомендациями по правильной подготовке к такому паломничеству. PDF-версия
4 октября 2019 г. 16:59
Новости
Ученый секретарь Дагестанского объединенного государственного музея Зураб Гаджиев представил свой атлас дагестанских святынь последней трети XVIII века
11 апреля 2014 г. 18:30
версия для печати версия для печати

На платформе Общественной палаты стартовал межрелигиозный диалог по выработке современных стандартов паломнической деятельности в России и других странах СНГ

В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Развитие религиозного туризма и паломничества в Российской Федерации и странах СНГ». Он собрал специализирующихся на паломнической деятельности представителей всех традиционных религий народов России и ближнего зарубежья, экспертов-профессионалов туристической отрасли, законодателей и чиновников исполнительной власти РФ различных уровней.

Выступивший с основным докладом глава аппарата Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Степан Медведко обратил внимание собравшихся на многократные межведомственные пересечения, которые могут возникнуть при активном вмешательстве государства в регулирование паломничества. «Кроме того, мне не очень ясно, что такое религиозный туризм, - поделился сомнениями в целесообразности разложить понятия по строгим полочкам Степан Викторович. – Если паломничество – посещение мест почитания с массовым поклонением им, с возможным сопутствующим ограничением паломников в жизненном комфорте, то религиозный туризм – видимо, похожее времяпрепровождение «полусветского» характера, в котором нет компонента религиозного поклонения. Но нужно ли нам вручную управлять всеми видами деятельности, которые развиваются в нашей стране в этой области? Многое обеспечит система разумного саморегулирования, которая является одним из признаков гражданского общества».

В то же время именно неопределенность многочисленных профессиональных формулировок уже давно сделала насущным обсуждение этих проблем в межрелигиозном формате. В целом, как соглашалось большинство выступавших, экспертное сообщество склонно считать паломничеством вид деятельности, «заточенный» под конкретного паломника – верующего, желающего посетить то или иное святое место, поклониться могиле чтимого праведника. Понятием же «религиозный туризм», наряду с привычными въездным, выездным и международным видами туризма, склонны оперировать «игроки» отрасли. То есть туроператоры, национальные организации по туризму, паломнические службы крупных территорий или даже целых конфессий. При этом связанные с этим проблемы сходны у разных традиционных религий: многое решается на глазок, приходится идти методом проб и ошибок.

Состоявшийся круглый стол, конечно, не мог дать готовых решений. Скорее он выработал взаимное понимание стартовых позиций для дальнейшего диалога (что, собственно, и происходит обычно в стенах Общественной палаты РФ). «Вообще же законодательное обеспечение религиозного туризма назрело, - поделился мнением с Церковным Вестником директор Паломнического центра Московского Патриархата иеромонах Никодим (Колесников). – Возможно, на уровне федерального закона о паломничестве».

Кроме того, участники поделились своим видением некоторых частных, но важных моментов в развитии межгосударственных и межрелигиозных паломнических туров – в первую очередь создания Паломнического атласа нашей страны. Руководитель Паломнической службы Севастопольского благочиния Симферопольской и Крымской епархии священник Алексий Бондаренко рассказал о новых возможностях, который открывает для паломников российский статус территории полуострова. А директор по проектам Межрелигиозного совета России Михаил Корниенко поведал о замысле возведения в Подмосковье Парка народного единства и согласия с Музеем истории религий нашей страны.

11 апреля 2014 г. 18:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00