выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Новости
При подготовке ко Дню Победы энтузиасты используют накопленный опыт... (фото с сайта www.station.ru)
2 мая 2012 г. 15:06
версия для печати версия для печати

Сталин на автобусе: консолидация общества или его раздробление?

Инициативная группа "Автобус Победы – 2012" объявила о финальном этапе подготовки к масштабной пропагандистской акции, намеченной в мае в трех десятках городов России и ближнего зарубежья. "Народный комиссариат исторической достоверности", как называют сами себя эти люди, собирается украсить общественный транспорт многочисленными портретами генералиссимуса Сталина и рассчитывает, что это послужит консолидации общества на платформе его идеологического единения. Но не ошибается ли он в этом, причем весьма жестоко?

Меж идеологией и технологией

В упертой последовательности "комиссариату" не откажешь. Призывая от имени народа профинансировать акцию, его знаменосцы выкладывают в Сети написанные высоким штилем и исполненные в стиле имперской риторики манифест за манифестом. "Отмечать годовщину Победы над фашизмом, обходя молчанием заслуги Сталина – все равно что отмечать двухсотлетие победы в Отечественной войне 1812 года, замалчивая личности Кутузова, Барклая де Толли и Александра I", - считает один из "наркомов" Виктор Логинов. Если говорить о мотивации, больше всего, судя по его словам, Виктора беспокоит отсутствие в России позитивной государственной идеологии.

Уже собрана примерно половина средств, необходимых для покрытия общей сметы объемом около 400 тыс. руб. В основном добровольцы перечисляют по тысяче рублей. Причем речь идет о поистине глобальном характере рекламной кампании. В списке городов, где, по уверениям координационного комитета, налицо не просто последователи, но опытные активисты, у которых уже достигнуты реальные договоренности с работающими на рынке наружной рекламы фирмами – больше трех десятков позиций от Калининграда до Владивостока, в том числе Киев, Севастополь, Минск, Таллин и Рига.

"Технология простая, - рассказывает координатор акции в Европейской части страны Алексей Рерих. – На собранные средства мы приобретаем рекламные места на наружных поверхностях автобусов, а также заказываем изготовление самих изображений и их оклейку. Арендуем площади на месяц. Судя по нашему опыту, кое-где их удалят, грубо попирая при этом Закон о рекламе, гораздо раньше. Но если автобусы Победы проездят хотя бы в течение одного дня, нас это вполне устроит".

Война была священной, и память о победе тоже должна быть священной

У настоятеля Храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерея Кирилла Каледы отношение к войне во многом личное. Его родной отец, Глеб Каледа (впоследствии протоиерей) прошел всю войну от Волхова до Кенигсберга, а самого Кирилла родители назвали в честь родного дяди, погибшего 30 марта 1945 года, когда тот поднимал взвод в атаку.

"Да, надо отдать должное Сталину, не оставившему Москву осенью 1941 года и лично напутствовавшему уходившие на фронт войска, что, безусловно, подняло их дух, - считает отец Кирилл. – Но при этом хорошо бы не забывать, что разгром Красной Армии начался не в 1941 году, а раньше, причем отнюдь не нацистскими войсками. За четыре предшествовавших года две трети всего командного состава РККА было репрессировано, из-за чего войну мы встретили обескровленными. В результате за пять первых месяцев войны наши войска, имея некоторый перевес над противником по вооружениям, потеряли 18 тысяч самолетов, 25 тысяч танков, свыше 100 тысяч орудий и минометов. За тот же период смерть встретили 2,2 млн. советских солдат и офицеров, еще 3,8 млн. попали в плен.  Разве четырехкратные по сравнению с наступавшим противником потери в живой силе (хотя вообще-то по всем законам военной тактики обороняющаяся сторона теряет убитыми и ранеными примерно втрое меньше наступающей) не свидетельствуют о низком уровне руководства? Увы, первые полгода Великой Отечественной войны не отрезвили Верховного Главнокомандующего. По воспоминаниям маршала Василевского, руководившего в 1942 году Генеральным Штабом, большинство высших офицеров нашей армии было в тот момент против наступательных операций, считая их неподготовленными. Но Сталин настоял на Харьковской наступательной операции, отстранив Генштаб от руководства, к тому же поставил перед войсками явно волюнтаристскую задачу освободить от захватчиков всю советскую территорию к концу 1942 года. В результате дело закончилось трагическим для нашей армии котлом, где советские потери составили 270 тыс. чел., а немецкие – 20 тыс., после чего РККА вынуждена была, называя вещи своими именами, бежать до Сталинграда".

По словам отца Кирилла, подавляющее большинство православных Советского Союза в те страшные годы воспринимало войну и такое огромное количество погибших соотечественников как Божию кару, обрушившуюся на народ из-за забвения веры и массового разрушения храмов. "И чтобы ни у кого не возникало искушения массово тиражировать портреты тирана, на совести которого миллионы жизней, нужно постоянно пробуждать народную память – разумеется, нисколько не обижая при этом ветеранов-фронтовиков, которых у нас так мало осталось, - считает священник. – А Победа в войне – это победа всего нашего народа, дарованная Богом, и память о ней должна быть священной. Очень хорошо, что по инициативе Патриарха Алексия II 9 Мая стало в нашей Церкви днем поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны, а нынешний Святейший Патриарх Кирилл эту традицию поддерживает и развивает".

Цензура и административный ресурс

Нынешняя попытка "сталинизации" городских автобусов – четвертая по счету. Дебютировала эта весьма своеобразная идея два года назад во время 65-летия Великой Победы в Санкт-Петербурге. "Премьера" ограничилась единственным плакатом на одном автобусе 187-го маршрута, разукрашенном и выпущенном на линию, как признается Рерих, владельцем транспортного средства на свой страх и риск. Больше суток генералиссимус по северной столице не проездил: на следующий день его демонтировали возмущенные активисты местной молодежной организации "Яблоко".

Годом позднее активисты начали готовиться заранее и смогли загодя арендовать рекламные места в нескольких российских городах, где на улицы вышло в общей сложности около двадцати "сталинобусов". Впрочем, Москву и Санкт-Петербург сия чаша миновала. "На муниципальном транспорте противники задействовали административный ресурс, а на частном срабатывает цензура", - пожаловался Рерих корреспонденту "ЦВ".

Что имеется в виду? "Столичным правительством утверждена Концепция праздничного оформления города ко Дню Победы, - объяснила "ЦВ" руководитель пресс-службы предприятия "Мосгортранс" Елена Демченко. – Весь наш транспорт в этот период будет украшаться в соответствии с данным документом, а там ничего подобного не значится".

"Это тиран, на совести которого миллионы загубленных жизней"

Самым же значительным своим достижением "сталинобусовцы" считают запуск в ноябре прошлого года к 70-й годовщине Парада 7 ноября 1941 года нескольких маршруток, украшенных портретом Иосифа Виссарионовича на фоне уходящих с Красной площади на фронт войсковых колонн. Правда, случилось это не в Москве, а в Волгограде, где несколько машин проездили по 260-му  маршруту с подобной рекламой в течение полугода. В Управлении транспорта и коммуникаций Волгоградской области корреспонденту "ЦВ" сообщили, что данные единицы подвижного состава находятся в частной собственности, а об акции "Автобус Победы – 2012" "слышат впервые".

"Массовое появление портретов Сталина на автобусах свидетельствует о невысокой духовной культуре определенной части нашего общества и об утрате им исторической памяти, - резюмирует отец Кирилл Каледа. – Конечно, имя Сталина по-прежнему ассоциируется у многих с главнокомандующим армии и первым лицом государства, одержавшими победу над фашизмом. Но люди забывают, что на совести этого человека – миллионы загубленных жизней как в мирное, так и в военное время. По официальным данным, представленным в 1991 году Прокуратурой и Министерством внутренних дел в Верховный Совет РФ, суммарное количество жертв сталинских репрессий составило 50 114 267 человек. В это число входят арестованные, раскулаченные, сосланные и расстрелянные люди. Если даже эта цифра несколько завышена, вспомним: в ней точно не учтены жертвы многочисленных массовых голодоморов, возникавших в Советском Союзе по вине властей. Только на Бутовском полигоне – в самом массовом месте казней Московского региона – в 1937-38 г.г. расстреляны 20 760 человек. По всей стране в те же годы  (также по официальным данным) репрессировано «антисоветских элементов» 1 575 259 человек, в том числе 681 692 казнены".

Наконец, усматривается в инициативе "народного комиссариата" еще одна нелепая несуразица, если не сказать сильнее. Среди реальных опасностей, угрожающих нашему обществу – его продолжающаяся фрагментация, растаскивание составляющих его групп, частей и отдельных индивидуумов по разным лакунам. Из немногих остающимися по-прежнему общенациональными символов, сплачивающих всех граждан России – День Победы. Теперь находятся доброхоты, раскалывающие людей и по отношению к этому святому празднику. И очень трудно поверить, будто делается это случайно, по недомыслию.

2 мая 2012 г. 15:06
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00