выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Аналитика
13 февраля 2013 г. 14:00
версия для печати версия для печати

Великая Победа и великий тиран: отношение россиян к 9 Мая и к Иосифу Сталину через 70 лет после Сталинградской битвы

«Церковный Вестник» ранее писал о проведенном Фондом «Русское православие» и Журналом Московской Патриархии социологическом исследовании «Место образов советского наследия в представлениях об идеальном обществе: взгляд сквозь призму религиозного мировоззрения»1. Рассказываем подробнее о результатах этой работы, предметом которой стало отношение соотечественников к победе в Великой Отечественной войне и к возглавлявшему в то время Советский Союз Иосифу Сталину.

День Победы — наше все

«В качестве главного вывода я бы отметил такой факт. Победа в Великой Отечественной войне и праздник 9 Мая прочно заняли в общественном сознании место символов-доминант, — говорит руководитель исследования заместитель декана социологического факультета МГУ Алексей Синяков. — Они твердо „прописались“ в исторической памяти и отражают отличительные черты советского времени и государства, вызывающие у граждан по отношению к прошлому чувства любви и гордости. Посудите сами: подавляющее большинство опрошенных относится к победе как к памятному моменту, достойному уважения. Полностью это мнение поддерживают 84% респондентов, а с некоторыми оговорками — еще 14%. Причем позитивное восприятие россиянами этого события советской истории не зависит от вероисповедания, церковности людей или степени их воцерковленности, оставаясь стабильно высоким во всех социальных слоях и возрастных когортах».

Практически все опрошенные солидарны и в восприятии Дня Победы как самого торжественного праздника: количество думающих иначе не выходит за пределы статистической погрешности. Не мешает данной оценке и видение войны как одной из самых трагических страниц в советской и российской истории. Как считают наши современники, врага мы задавили в основном «пушечным мясом»: около 78% опрошенных в целом согласны с тем, что победа была достигнута путем огромного количества неоправданных жертв.

«Однако воспринимать Победу из-за этого как повод для национального позора жители России совершенно не готовы, — добавляет Алексей Синяков. — В нашем исследовании мы просили респондентов также согласиться или не согласиться с утверждением „Цена победы в Великой Отечественной войне в 1945 году — это черная страница нашей истории“. Так вот, полностью опровергают его две трети опрошенных».

 

Великий гений...

Далеко не так однозначно коллективное сознание воспринимает Сталина. Точнее будет выразиться следующим образом: в оценках этой исторической фигуры устойчивое отражение находят два на первый взгляд взаимоисключающих тренда. В первом лице государства той эпохи люди одновременно видят как величайшего тирана, так и персону, вокруг которой в годы страшных испытаний народу удалось сплотиться.

«Вторая точка зрения собирает даже несколько больше оценок, — отмечает Алексей Синяков. — Но гораздо интереснее, на мой взгляд, что особой поддержкой Иосиф Сталин пользуется у представителей старшего поколения и у лиц с неоконченным образованием. Так, в возрастной когорте от 55 лет свое полное согласие с формулировкой „Сталин — личность, которая сделала нашу страну сильной, он оставил после себя великую сверхдержаву“ демонстрирует почти 32% опрошенных — на треть больше, чем в среднем по стране. А у россиян с неполным средним образованием соответствующий показатель и вовсе достигает 44%, почти в 2,5 раза превышая аналогичное значение в выборке обладателей вузовских дипломов! Ветераны в Сталине видят подлинного, без кавычек, отца народа, ради которого они шли в бой. В глубинном интервью, ставшем частью нашего исследования, эта персона часто предстает как олицетворение единства в борьбе с захватчиками, олицетворение самой Родины: „Многие отдавали за него жизни. Он как-то сумел сплотить вокруг себя людей. Может, люди верили, что это что-то доброе и чистое“. Отмечу также, что вероисповедание и уровень религиозности, судя по нашим данным, не оказывают критичного влияния на распространенность подобных настроений в обществе. Хотя в среде мусульман с объединяющей и сплачивающей ролью Сталина в целом соглашаются 79% опрошенных, а в среде атеистов — лишь около 60%».

...Или великий злодей?

Заметно рельефнее разброс мнений по отношению к генералиссимусу Сталину при анализе поддержки или отрицания следующего утверждения: «Это палач, преступник, уничтоживший значительную часть российского населения, выдающихся людей». Прежде всего, здесь находит продолжение тезис о повышенной лояльности к Сталину мало образованных людей. Если среди россиян с неполным средним образованием с указанной формулировкой в целом согласны 46%, то у людей с вузовским дипломом аналогичный показатель достигает 60%.

В остальном умеренные разновидности ответов (скорее согласен/скорее не согласен) представлены более-менее равномерно во всех выборках исследования. Частота первой из них практически повсюду колеблется около двух пятых, а второй — около одной шестой. Единственное заметное отклонение — мусульмане, видимо, демонстрирующие повышенное преклонение перед образом Верховного Главнокомандующего. Они в целом поддерживают приведенную формулировку всего лишь на 30%, а на 62% с ней не согласны. Напротив, в группе воцерковленных православных максимальна доля полностью согласившихся с процитированным утверждением (28%) и минимальна доля полностью не согласных с ним (9%)2.

Стоит сказать еще об одной группе, сильно сомневающейся в справедливости предложенного респондентам изречения. Это юные россияне в возрасте до 24 лет включительно. Здесь всего около 9% опрошенных полностью согласились с тем, что Сталин был величайшим палачом. Из-за этого общая распространенность данного мнения в «молодой» возрастной когорте не дотянула до половины.

«Такая противоречивость имеет разумное объяснение, — подводит итог Алексей Синяков. — Помимо интенсивной мифологизации, фигура Сталина к тому же предстает и как символ исторического процесса. А восприятие таких символов традиционно основано на диалектике достижений и пользы для страны с одной стороны и жертв, которые пришлось принести ради этого — с другой».

Взгляд общества на историю достаточно трезвый

Комментарий протоиерея Кирилла Каледы, настоятеля храма святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове.

Публикация этих данных очень актуальна. В целом они меня порадовали — с учетом сложности российской истории ХХ века с одной стороны и относительно низкого уровня исторических знаний большей части общества с другой (и особенно на фоне странной дискуссии о возвращении имени «вождя народов» городу на Волге, нередко переходящей в истерику и принимающей провокационный характер). Цифры свидетельствуют о достаточно трезвом взгляде на историю прошедшего столетия: при высокой оценке значения Великой Отечественной войны люди понимают, какой ценой была достигнута Победа. Очень важно, что большая часть наших современников убеждена: верховный главнокомандующий был палачом и преступником. Также понятно и более кричное отношение к нему православных, ведь из всех общественных институтов именно Православная Церковь подверглась с его стороны самым жестким гонениям и террору.

Сталин как миф заслоняет Сталина живого

Комментарий кандидата социологических наук Леонтия Бызова, старшего научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.

Как видно из опроса, 9 мая, в отличие от «революционных» дат 7 ноября или 12 июня, объединяет все общество, всю нацию. Вокруг фигуры Сталина, как и вокруг всей советской политической истории, ожесточенные баталии ведутся вот уже почти 60 лет. Сегодня, казалось бы, мы знаем все, поименно названы все жертвы репрессий, отслежена их судьба. И все равно однозначных оценок нет и, наверное, не будет. Все попытки представить Сталина однозначным преступником, палачом, равно как и однозначным героем, вождем, не удались, и видимо, такого общего знаменателя никогда не найти. Этот человек был и остается фигурой огромной исторической значимости, как бы к нему ни относиться. Его невозможно отделить от эпохи, в которой он жил, а эта эпоха сама по себе весьма противоречива. Сталин уже превратился в мифологический персонаж, продукт народного творчества, который прочно заслонил Сталина живого, реального. Сейчас то время быстро отдаляется от нас. Как показало исследование, новые поколения россиян, выросшие уже после краха советской власти, меньше интересуются Сталиным, относятся к нему без тех эмоций, которые характерны для среднего и старшего поколения. Новому времени нужны новые герои, созвучные современным настроениям.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Репрезентативный опрос 1700 россиян проведен в сентябре 2012г. во всех федеральных округах в соответствии с половозрастной структурой населения страны и в соответствии с долями городского и сельского населения. Максимальная погрешность результатов не превосходит 2,5%.

2 В исследовании выделялись и отдельно рассматривались следующие группы: «воцерковленные православные», «православные с нерегулярной практикой», «христиане без религиозной практики», «мусульмане», «представители других религий» и «атеисты». Доли их выборок в процентах составили соответственно 7,7; 33,8; 29,3; 6,8; 2,2 и 20,2%.

13 февраля 2013 г. 14:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00